Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

10 вопросов учителю музыки.


8 февраля 2010

Доброго времени суток!

Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию интервью с замечательным человеком, опытным педагогом и талантливым музыкантом – Светланой Дик. Вместе с мужем Светлана организовала детскую хоровую студию «Апельсиновый Мир» в Новосибирске. Под их руководством ансамбль «Апельсинчик» стал обладателем гран-при и званий лауреата на международных и всероссийских конкурсах. Уверен, что Вам будет интересно узнать ее взгляд на обучение детей музыке.

10 ключевых вопросов учителю музыки.
Интервью со Светланой Дик

«Главное – это духовный огонь, который передается от человека к человеку через звуки, через такую сферу, как музыка...»
Светлана Дик

Насколько важно музыкальное образование для развития ребенка?

– Смотря, какую задачу люди перед собой ставят. Все определяют намерения. Понимает ли человек, что перед ним ребенок, что это – многогранная личность?

Что развивает, например, школа – в основном интеллект человека. Но если делать акцент только на интеллекте, то получаются люди, которые потом не понимают самих себя. Музыка призвана раскрыть человеку его самого, его эмоции, его душу. Скажем так, она – определяющая. С точки зрения восточных философских учений – сердце, духовный центр человека гораздо более значимы. А интеллект только обрабатывает те чувства, которые ему приходят. И поэтому это очень важно.

Знание своих чувств, эмоций, умение этим управлять – вот что дает музыка. Потому что она очень глубоко уводит туда, потому что она рождена из этого. Она рождена для этого – чтобы человек мог выражать себя.

Во-вторых, музыка рождает в человеке стремление к творчеству. Если у человека открыт творческий центр, открыт этот поток творчества, тогда он будет применять это везде абсолютно. Что бы он ни делал, это будет проникнуто не банальностью.

Поэтому, музыка как раз очень помогает развитию ребенка. В принципе, это такой объемный вопрос, что здесь можно еще очень много говорить.

В ДМШ многие дети бросают учебу. Как сохранить интерес у ребенка?

– Мы тоже с этим сталкивались. На самом деле, давно известно, что есть определенные возрастные этапы, например – 7 лет, 10 лет. В 7 лет ребенок впервые задумывается: а хочет ли он сам, или это родители хотят, чтобы он этим занимался – любым делом. В 10 лет возникает еще более серьезный вопрос: а что собственно хочет сам ребенок.

А потом ведь занятия музыкой – это серьезный труд. Готовы ли дети трудиться? В последнее время мы замечаем, что общество вообще пропагандирует другой образ жизни – все взять, побыстрее, на халяву. Халява – это чуть ли не лозунг нашего общества, подсознательный или сознательный. Так что, научить детей трудиться – это особая какая-то наша забота. Но, кстати, это и забота родителей.

Я думаю, то, что дети в какой-то момент перестают заниматься – это всегда было и всегда будет. И ничего тут особенно не сделаешь – это дети. Они растут, им что-то нужно другое. Поэтому, мы взяли вот ребенка в два года, и когда в 10 лет приходит момент расставания – мы довольны. Мы за 8 лет ему дали очень много того, что, может быть, никакая другая структура ему больше никогда не даст. И когда потом мы с ними общаемся, они говорят, и мы видим, что заложили какие-то очень серьезные вещи в них, в их понимание мира...

Какие музыкальные навыки надо развивать в первую очередь?

– Умение трудиться вообще, трудиться над музыкой. Знать законы музыки – знать, как ее сделать. Ведь есть некое чувство и интуитивное понимание того, как должна звучать музыка. А вот как этого достигнуть – это надо уметь погружаться в нее, знать те законы, которые существуют в музыке. Поэтому, если человек готов трудиться, то профессионалы ему всегда все откроют.

А по поводу каких-то специальных навыков, наверное, в первую очередь это свобода самовыражения. Вот ребенок – он уникальный, он такой, какой он есть. Он может так спеть, может так станцевать, придумать музыку. Это именно он – ребенок должен ощущать ценность этого.

А всем этим профессиональным вещам мы научим легко. Ради чего? Ради ценности его личности, которую он осознает...

Полный текст интервью читайте на странице нашего сайта:
http://virartech.ru/articles/10-questions-1.php

*******

За прошедший январь компания «Вирартек» приготовила для Вас несколько приятных сюрпризов.

Во-первых, это бесплатный виртуальный метроном. Его особенности:

  • возможность выбора четырех- и трехдольной пульсации,
  • девять звуковых наборов,
  • возможность задавать темп, щелкая мышкой по специальной клавише на экране (наведите курсор на клавишу «задать темп», простучите несколько раз левой кнопкой мыши, и метроном будет играть в том темпе, в котором Вы простучали).

Чтобы использовать метроном для занятий или узнать о нем больше, перейдите по этой ссылке:
http://virartech.ru/flash-apps/metronome/index.php

Во-вторых, для родителей с техническим образованием мы опубликовали несколько научно-популярных статей о музыке. Прочитать такие статьи, как «Музыка и математика», «Факторы музыкальной выразительности», «Дифференциальные пороги в оценке звуковых объектов», Вы можете здесь:
http://virartech.ru/articles.php

В-третьих, мы опубликовали продолжение статьи о музыкальной импровизации. Уверен, что эта статья будет интересной ученикам старших классов музыкальной школы. В ней они смогут найти необходимые упражнения и приемы, для того чтобы научиться импровизировать в любом стиле. Четыре части статьи Вы найдете здесь:
http://virartech.ru/articles.php

И, напоследок, я хотел поделиться с Вами ссылками на статьи, посвященные детскому музыкальному обучению, которые недавно нашел в Интернете. По-моему, материал этих статей представляет большую ценность для всех родителей. Прочитайте эти статьи, Вы не пожалеете потраченного на них времени!

1) http://www.7ya.ru/articles/3041.aspx «Пение до рождения. О методах музыкального оздоровления будущего ребенка»

2) http://www.2mm.ru/vospitanie/911 Статья посвящена раннему музыкальному развитию ребенка. Не со всем можно согласиться, но информации к размышлению достаточно.

3) http://www.7ya.ru/articles/672.aspx «Психология детского творчества»

4) http://www.7ya.ru/pub/music Подборка статей о детском музыкальном обучении на известном сайте «7я.ру». Среди прочих вы найдете: «Ваш ребенок ученик музыкальной школы», «Частное обучение музыке или музыкальная школа? Преимущества и недостатки», «Как выбрать для ребенка преподавателя музыки?».

Вот и все на сегодня!

Успехов Вам и Вашим деткам!

Алексей Выграненко
av@virartech.com
http://virartech.ru


В избранное