Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N92
Зритель, слушатель и деятель - как ребенок воспринимает информацию?


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим о том, каким способом ребенок может познавать и познает мир.

Наблюдая за различными учащимися, можно убедиться, что способ познания окружающего мира ребенком оказывает непосредственное влияние на способность адаптироваться в обществе, на его физическое развитие и успехи в учебе. Зная, каким способом ребенок познает мир, можно с удивительной точностью предположить или предсказать проблемы, с которыми он столкнется при обучении в школе.

Учитывая, что способ познания можно определить еще в младенчестве, можно сделать вывод, что он является врожденной особенностью человека. Следовательно, определение способа познания у учащегося имеет большое практическое значение для родителей, педагогов и психологов, поскольку позволяет им построить занятия, игры, учебный процесс таким образом, чтобы извлечь из них максимум пользы и удовольствия и способствовать развитию ребенка.

Можно выделить следующие типы восприятия информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Визуальный тип учащегося учится посредством зрительного восприятия информации; аудиальный учится посредством восприятия информации на слух; кинестетический учится посредством восприятия собственной деятельности.

Известно, что приоритет того или иного способа познания не зависит от возраста. Свойственный ребенку способ познания останется доминирующим на протяжении всей жизни, однако расширение возможностей только помогает ему добиться прогресса в каждой конкретной области.

Лорен Брэдвей и Барбара Алберс Хил разработали блиц-тесты для определения способа познания у детей разных возрастов.

Блиц-тест для определения способа познания у первоклассников
(проводится с родителями)

Инструкция: Внимательно посмотрите, какое из нижеприведенных утверждений больше всего относится к вашему ребенку. Подчеркните его. Каждый ответ соотносится с определенным способом познания, на что указывает буква в скобке после каждого варианта ответа: З - "зритель", С - "слушатель", Д - "деятель". Скорее всего, ответы будут сосредоточены в одной или двух колонках. Преобладание ответов по какому-либо варианту будет указывать, каким способом познания преимущественно пользуется данный ребенок.

1. Общение. Когда моему первокласснику хочется выразить свои мысли...
- Он пользуется простыми фразами (З).
- Он неправильно произносит некоторые звуки и слова (З).
- Он молчит и редко сам высказывается отвечать (З).
- Он правильно использует глагольное время (С).
- Ему нравится разговаривать с взрослыми (С).
- Он любит сочинять и рассказывать вымышленные истории (С).
- Он говорит короткими, прямыми фразами (Д).
- Он невнятно произносит некоторые звуки (Д).
- Он может рассказывать что-нибудь непоследовательно (Д).

2. Любимые игрушки и занятия. Когда мой первоклассник играет...
- Ему нравятся калькуляторы и компьютеры (З).
- Ему нравится рукоделие и моделирование (З).
- Он любит читать вслух и ему нравится, когда ему читают (С).
- Ему нравится придумывать игры (С).
- Ему нравится заниматься спортом и играть в подвижные игры (Д).
- Он любит кататься на велосипеде и ходить в походы (Д).
- Он любит ухаживать за домашними животными (Д).

3. Микро-моторика. Когда мой первоклассник работает руками...
- Он правильно выводит буквы, точно в границах строки (З).
- Для его письменных работ характерна аккуратность (З).
- Ему особенно нравится раскрашивание (З).
- Он аккуратно пишет печатными буквами (С).
- Он диктует или читает самому себе во время занятий (С).
- Он часто просит помочь при выполнении творческих заданий (С).
- Ему трудно писать на разлинованной бумаге (Д).
- Он путает порядок букв и слов (Д).
- Он сильно нажимает на карандаш или кисточку (Д).

4. Навыки поведения в коллективе. Когда мой первоклассник общается с
другими детьми...
- Он чувствует себя одиноко в группе детей (З).
- Он редко сам заводит разговор, он отвечает, когда его спрашивают (З).
- Индивидуальные занятия нравятся ему больше, чем групповые (З).
- Он очень разговорчив (С).
- Обычно он первым начинает разговор (С).
- Ему часто делают замечания за то, что он слишком много говорит на
уроках (С).
- Он более общителен на игровой площадке (Д).
- Ему легче выражать мысли с помощью жестов (Д).
- Он выступает в роли лидера на игровой площадке (Д).

5. Память. Когда мой первоклассник учится...
- Он запоминает то, что видит (З).
- Он читает, вспоминая значение слов (З).
- Он легко усваивает математические правила (С).
- Он читает, узнавая слова по их звучанию (С).
- Ему нелегко вспомнить то, что он видел и слышал (Д).
- Ему нужна помощь, чтобы научиться читать (Д).

6. В школе. Когда мой первоклассник находится в классе...
- Он аккуратно одевается (З).
- Он отвлекается, обращая внимание на цвета и движения (З).
- Он следит за порядком на своем рабочем месте (З).
- Его внешний вид ни аккуратный, ни чрезмерно опрятный (С).
- Он легко отвлекается на звуки и голоса (С).
- Он ведет дискуссии и часто сам вызывается отвечать (С).
- Он часто выглядит довольно неопрятно (Д).
- Он чрезмерно активен и часто отвлекается (Д).
- Ему трудно усидеть на своем вместе (Д).

Давайте ознакомимся с характерными особенностями детей с различными способами познания и будем при описании именовать их так: "зритель", "слушатель", "деятель".

Основные особенности "зрителя"

"Зрители" познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики, как цвет, форма, размеры, движение. Большинство "зрителей" обладает великолепной зрительно-тактильной координацией и от рождения прежде всего стремятся рассмотреть объект, а затем при помощи жестов продемонстрировать свое понятие о нем.

Большинство "зрителей" выделяется значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру. "Зрители"- дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. В детском саду они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов "паззл", лепят, вырезают, одним словом, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, а на самых первых уроках чтения с легкостью запоминают графику коротких слов. В старшем возрасте "зрители"-дети предпочитают настольные игры, охотно рисуют, мастерят, моделируют, быстро осваивают, любят видеоигры.

Обладая развитой зрительно-тактильной координацией, они легко справляются с задачами, требующими наличия развитых тонко-моторных функций. Поскольку "зрители", как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, им необходимо особое внимание уделять развитию языковых навыков, коммуникабельности и общей физической координации.

Основные особенности "слушателя"

"Слушатели" познают окружающий мир, воспринимая голоса и звуки, предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, "слушатели" раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом.

"Слушателей"-младенцев легко успокаивает музыка или знакомые голоса, они с радостью воспроизводят простейшие звуки. Дети постарше любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению, а в начальной школе хорошо читают вслух и легко запоминают указания учителя.

В старшем возрасте они любят слушать магнитофонные записи и радио, быстро запоминают на слух, предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов. "Слушатели" получают удовольствие от чтения, часто вместе с друзьями придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах, успешно обучаются иностранным языкам.

Так как основное внимание у "слушателей" приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным и моторным восприятием.

Основные особенности "деятеля"

"Деятели" познают окружающий мир тактильным (кинестетическим) способом, то есть путем непосредственного прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры - плеч, рук, ног, стоп и т.д.

Большинство "деятелей"-младенцев не знает покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают взрослые. "Деятели" раньше, чем другие дети, начинают ползать, а потом ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесиках. Из-за врожденной координации и хорошей ориентации в пространстве "деятели" чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети.

Основные проблемы, с которыми "деятелям" приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое, концентрировать все свое внимание на одном предмете. Их стиль - активные игры на открытом пространстве! В первом классе беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной неуспеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные "деятели" неизменно завоевывают авторитет среди сверстников.

"Деятели" постарше предпочитают игры на свежем воздухе, занимаются спортом. Их явное предпочтение двигательного восприятия может привести к языковым проблемам и отставанию в школе.

Степень риска в обучении у детей с разной модальностью различная.

Степень риска учащихся визуального типа по мере их обучения в школе изменяется, так как школьники старших классов становятся все более визуально-ориентированными. В раннем возрасте учащимся визуального типа необходимо "видеть" ответы, что лучше всего обеспечивается поиском возможных путей обращения к зрительной памяти. Их заставляют смотреть в свою тетрадь, говоря, что ответы не на потолке. Они лучше воспринимают письменные инструкции, и им становится трудно, если им дают вербальные указания к текстам. Им нужно зрительно представить математические задачи, а от них требуют устного выполнения задания в соответствии с программными требованиями. Изучая иностранные языки, они должны видеть новые слова, но в школе они часто сталкиваются с представлением новых слов в видеофильмах или аудиозаписи, в виде примеров учителя в обсуждении.

В чем выражается степень риска учащихся аудиального типа? В процессе обучения в школе объем информации, получаемый через аудиальные каналы, практически сводится к нулю. После того, как учащиеся научились хорошо читать, от них автоматически ожидают, что они будут воспринимать информацию визуально. Учащиеся аудиального типа легче воспринимают информацию на слух, а им предлагают инструкции. Им нужен звук, а они получают тишину.

Степень риска учащихся кинестетического типа связана с тем, что их заставляют сидеть смирно, когда им для лучшего усвоения требуется движение. Им нужны физические упражнения в перерыве между уроками, а они имеют лишь пять минут, чтобы пройти от одного класса к другому. Им нужно стоять, а они вынуждены сидеть. Им необходимо дотрагиваться до предметов, а их заставляют держать руки на парте.

Насколько эти учащиеся группы риска смогут выполнять то, что им велено, развивать в себе основные стили обучения или адаптироваться к превалирующему учебному стилю класса, настолько они станут успевающими учениками. И если они не смогут приспособиться, то вне зависимости от того, насколько они талантливы, они будут получать свои "двойки", пока учитель не адаптирует учебный план, совместные виды деятельности на уроке и способы тестирования.

Труднее всего приходится ученикам с кинестетическим типом обучения. Классные комнаты не рассчитаны на необходимый им объем физической активности и уровень шума. А оставаться в покое эти дети не могут просто физически. У них не хватает терпения сидеть за ручкой и бумагой, а это - основное времяпрепровождение в классе.

Положение учеников аудиального типа несколько лучше, но и они не получают нужного им количества звуков, разве что в младших классах, где преподавание носит преимущественно аудиальный характер.

Ученики визуального типа попадают в затруднительное положение в классах, где учительница - аудиальщик и большую часть материала подает вербально, рассчитывая на устное восприятие. Дети визуального типа чаще всего не могут развивать в себе навыки восприятия на слух в уроки, соответствующие принятым требованиям. И, как правило, не успевают на таких уроках, если только заблаговременно не воспользуются каким-либо видом шпаргалок, текстом упражнения и т.д.

Дорогие друзья, учителя и родители могут помочь детям избежать трудностей в обучении и ослабления их умственной деятельности, если будут помнить одно важное правило: то, что приемлемо для одного ребенка, для другого может быть недоступным.

Ну, а на сегодня это всё.

С уважением,
Мария Дёмина

При подготовке выпуска использованы материалы методических рекомендаций для учителей и школьных психологов Калининой Н.В., Лукьяновой М.И., Барбитовой А.Д. Психологические аспекты индивидуального подхода к школьникам в процессе обучения. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 52 с.


Наверх

В избранное