Учитывая интерес к теме выпуска N34 «О чем говорит детский рисунок», мы продолжаем тему. И сегодня мы снова порисуем и снова постараемся узнать что-то новое о нашем малыше с помощью рисунка «Несуществующее животное».
Мы знаем, что когда ребенок рисует, он проецирует на бумаге свои проблемы, переживания, свой внутренний мир, проще говоря, себя. Мы много раз говорили, что правильная интерпретация рисунка (и детского, и взрослого) - дело рук профессионала.
Однако ничто не мешает
нам просто порисовать вместе с малышом. Мы ведь совсем не претендуем на то, чтобы с помощью одного рисунка воссоздать весь мир ребенка, у нас нет такой цели. Мы постараемся приоткрыть завесу возможных сложностей, с которыми сталкивается наш малыш, чтобы в дальнейшем ему помочь их преодолеть.
Тест «Несуществующее животное» направлен на исследование личности ребенка, его самооценки, выявление возможных сложностей во взаимоотношениях с окружающим миром. Может использоваться при работе с детьми
с 5-6 лет и старше.
Начинаем…
Что понадобится: стандартный лист белой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.
Инструкция: «Нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем».
Уточните, что такого животного никогда не было - ни в сказках, ни в мультфильмах, его еще никто не придумал.
Если ребенок говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не
может ничего придумать, то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится.
Когда ребенок закончит рисовать, попросите его придумать НЕСУЩЕСТВУЮЩЕМУ животному НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ название. Название записываем.
Выяснив название животного, попросите ребенка рассказать про него. Как оно живет? Сколько ему лет? Где питается? Есть ли у него семья? Есть ли у него друзья?
Кто они? Чем он обычно занимается? Что любит делать больше всего? Что не любит делать больше всего? Чего оно боится или оно ничего не боится? Есть ли у него враги? Кто они? Ответы ребенка фиксируем.
Анализ результатов
Размер и размещение фигуры на листе
Прежде всего, обращают внимание на размер фигуры нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер фигуры, тем выше самооценка), а ее расположение
на листе бумаги - с уровнем его притязаний.
Расположение в верхней трети листа говорит о высоких притязаниях, в середине листа - о средних, а в нижней трети - о заниженных притязаниях.
Большое значение имеет сопоставление размера фигуры с расположением на листе бумаги. Наиболее адекватным считается достаточно большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но не идеализации, его стремлении проявить себя, получить
поощрение, высокую оценку, но не любой ценой.
Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке и притязаниях ребенка на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданны. Если рисунок еще и украшен (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности данного ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой.
Если такие дети не могут получить положительную оценку,
не являются лидерами группы, они становятся дезорганизаторами, нарушающими любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, которого они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить им успешность в какой-то деятельности.
Расположение
маленькой фигурки животного в самом низу листа говорит о неуверенности, тревожности и развитии комплекса неполноценности у ребенка. Такие дети нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи (например, на то, как хорошо этот ребенок что-то нарисовал или склеил), если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Подобное поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств,
он не хуже других детей.
Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, в которых от них требуется высокая успешность во всех видах деятельности и послушание, которые с трудом даются детям и приводят к снижению их самооценки.
О наличии внутриличностного конфликта можно говорит в том случае, если есть несовпадения между самооценкой и уровнем притязаний. На рисунках таких детей маленькая фигурка может располагаться на самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура нарисована
в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и характер общения.
При этом дети, у которых небольшая фигура смещена вверх, часто скрывают свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии называется «агрессией от тревоги» и является весьма
распространенным как у детей, так и у взрослых, которые нападают для того, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность.
О таком поведении сложилась поговорка: «Лучший метод защиты - нападение». Этот тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будут их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Отсюда их демонстративное притязание на эту оценку, сочетающееся с неуверенностью в
себе.
Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, в которых ими не занимаются, не любят, часто наказывают.
Содержание рисунка
Голова повернута вправо - художнику присуща целеустремленность, активная деятельность. Если голова повернута влево - ребенок склонен к размышлениям, чаще мечтает, чем делает, не старается воплотить мечты в
действительность. Это может быть связано с индивидуальными особенностями ребенка, а может быть с нерешительностью и боязнью активных действий. Когда голова или замещающая ее деталь направлена на рисующего (на себя) - это говорит об эгоцентризме.
Если у животного есть уши - значит для ребенка значимо мнение окружающих о себе.
Глаза с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенок мучается страхом. Наличие ресниц может говорить о потребности ребенка в восхищении
его внешностью, манерой одеваться и малыш придает этому большое значение.
Открытый рот без прорисовки губ и языка (особенно заштрихованный) может свидетельствовать о том, что у ребенка легко возникают опасения и страхи, такие дети часто недоверчивы и тревожны.
Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость).
Рот с зубами чаще рисуют дети, которым свойственна словесная агрессия, в большинстве случаев как способ самозащиты
от окружающих.
Об агрессивности свидетельствуют также и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., так же как и ответы детей, в которых рассказывается о том, что животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии - и открытой (со стремлением к превосходству, к лидерству), и защитной агрессии (появляющейся в результате тревоги). Поэтому важно анализировать рисунок целиком, сопоставляя данные, полученные при анализе
разных параметров.
Если на рисунке у животного есть рога, когти, щетина (присутствие агрессивной символики) это говорит о желании ребенка защититься. Один из наиболее распространенных признаков повышенной агрессивности в рисунке несуществующего животного - это наличие острых выступов и выростов, независимо от того, что они изображают (рога, уши, щупальца, клешни).
Боязнь нападения приводит к стремлению защитить придуманное животное. В качестве защиты может быть изображен панцирь
чешуя, броня, особо толстая кожа (ее может не быть на рисунке, но ее описывают в рассказе). Очень широко распространено изображение игл, или колючек.
Хвост выражает отношение ребенка к собственным действиям, решениям, поступкам, отражает самооценку ребенка. Если хвост направлен вправо - это отношение к действиям и поступкам, влево - к мыслям и решениям. Хвост, направленный вверх, свидетельствует об уверенности, положительной оценке своих действий. Соответственно хвост, опущенный вниз, трактуется
как сомнение в своих силах, сожаление и сделанном, сказанном, недовольство собой, об отрицательной самооценке.
Оценивается общее содержание рисунков. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, ограждений, как круглых, так и прямоугольных линий, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, желанием уйти от общения, от любопытства чужих людей.
Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей.
Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, куда стремится переместиться ребенок - в прошлое или в будущее.
Так, фигура, сдвинутая в левую сторону (так же как и смотрящая влево), может говорить об инфантильности
ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями к ребенку, так и с ревностью к появившемуся брату или сестре, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. Появление антенн, проводов, биноклей и т.п. атрибутов часто связано с интересом ребенка к окружающему, к другим людям, стремлением наладить с ними связь.
Штриховка
Рекомендуется обращать
внимание и на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, с сильным нажимом и часто выходящая за пределы контура, также говорит о нервном напряжении ребенка, но свидетельствует скорее о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, к любви и ласке, которых ему не хватает.
Линии
Большое значение
имеет и преобладание в нарисованной фигуре горизонтальных или вертикальных линий. Вытянутая по горизонтали фигура говорит о неуверенности, тревожности, а преобладание вертикальных линий - наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству.
Название
Название, которое ребенок придумал для своего животного несет информацию о его характере.
«Реалистичные» названия, вроде летучий кот, свинорыба, мухослон свидетельствуют о прагматичном, рациональном складе ума ребенка.
Латинские, наукообразные элементы в названии (хомоинфузориус и т.д.) говорят о желании ребенка подчеркнуть свои знания, эрудицию.
Шутливые, ироничные названия (огурыч, лисен) - соответствующее отношение к действительности.
Поверхностно-звуковые, слова без всякого смысла указывают на легкомысленное отношение к окружающему.
Длинные названия, состоящие из нескольких слов (длинноухохвостый паучилоскоп) отражают склонность к фантазированию, придумыванию.
Итак, дорогие друзья, выпишите
на отдельном листе все, что привлекает в рисунке и внимательно изучите. Еще раз напоминаю, что только специалист может дать полноценную оценку рисунка, так что не торопитесь с выводами. Однако уверена, что сегодня с помощью рисунка Вы узнали еще что-то новое о Вашем малыше.
На сегодня это все.
С уважением, Мария Демина
При подготовке выпуска использованы материалы книги «Детская практическая психология»/ Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.