В связи с тем, что продолжаются весенние каникулы, сегодня мы не будем затрагивать сложные проблемы.
В продолжение темы выпуска N7 «Развивающие игры», в котором были предложены простые и очень полезные игры на развитие памяти и внимания, сегодня я предлагаю Вашему вниманию игры на развитие мышления.
В большинство предложенных игр и упражнений можно играть, например, в дороге, так как никаких специальных материалов и приспособлений для этого не нужно. Вместо того, чтобы просто ехать в
транспорте, Вы можете, не теряя времени, играть, и тем самым развивать способности Вашего малыша.
Как мы говорили в выпуске «Психофизиологическая зрелость», к 6-7 годам у ребенка начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое связано со способностью обобщать, сравнивать, классифицировать объекты, выделять существенные признаки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и даже делать выводы.
Успешность обучения Вашего ребенка в школе, безусловно, зависит от уровня
развития мышления.
Итак, начнем.
Лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Отгадай по описанию Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.
Например, Это
дикое животное. Рыжая, хитрая, с пушистым хвостом. Это овощ. Он зеленый, длинный, его кладут в салат. Это транспорт. Большой, с крыльями и хвостом.
Кто кем (чем) будет
Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Ответов может быть несколько.
Например,
Кем (чем) будет яйцо? (птенцом, крокодилом, змеей) Семечко – цветком, гусеница – бабочкой, снег – водой, девочка – женщиной,
цыпленок – петухом и т.д.
Закончи слово
Вы начинаете слово, а ребенок его заканчивает. Вы можете использовать различные слоги – МА, ЗИ, РУ, ПРЫ, КО, ДЕ и т.д. Ответов может быть несколько и все они будут правильными.
Например, Вы говорите «Че…» А ребенок продолжает «..ловек!»
Следите не только за правильностью ответов, но и за скоростью, временем ответа.
Пазлы
Сегодня пазлы можно купить практически в любом книжном
или детском магазине. Однако, Вы можете поступить проще, изготовив пазлы, разрезав открытку или календарь за прошлый год.
Разрезать можно произвольно – части открытки могут быть треугольниками, квадратами, многоугольниками и т.д.
Когда ребенок соберет пазл, детали картинки складываем в конверт, и ими можно снова играть, когда будет желание.
Общие слова
Вы предлагаете ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.
Например, назови слова,
которые обозначают овощи, фрукты, деревья, животных, птиц, транспорт и т.д. Назови слова, которые относятся к спорту, к школе, к празднику и т.д.
Что каким бывает?
Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом меняемся ролями – ребенок спрашивает, Вы – отвечаете.
Например, Что бывает холодным? (нос, лед, мороженое и т.д.) Что бывает круглым? (луна, блин, тарелка, пруд и т.д.) Что бывает высоким, мягким, широким, длинным и т.д.
Наоборот
Можно
поиграть и так. Вы называете слова, а ребенок говорит противоположное по значению слово.
Например, быстрый - медленный, высокий – низкий, тяжелый - легкий, мягкий – твердый, светлый – темный, большой – маленький и т.д.
Что внутри?
Вы называете предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.