Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск N24
Я не узнаю своего ребенка


Здравствуйте, дорогие друзья!

Часто родители, при описании неожиданно изменившегося поведения ребенка говорят – "ребенок вдруг стал строптивым, своенравным", "раньше он таким не был", «мы его не узнаем», «ребенка будто подменили» и т.д. Что же кроется за изменением поведения малыша? Почему ребенок стал упрямым, непослушным и/или капризным?

Об этом мы и поговорим в выпуске.

Строптивость - это качество, которое в немецком языке обозначается словом trotz - "вопреки", "наперекор"; внешне оно проявляется в своеобразном вызывающем недовольстве ребенка всем, что ему предлагают делать.

Строптивость - это своеобразное детское недовольство против привычного образа жизни, против установившихся на данный момент правил и норм поведения; Ребенок как будто сопротивляется всему, что с ним пытаются сделать взрослые, неважно, требуют ли они чего-то или пробуют развлечь.

В определенном смысле – это недовольство тем местом в социуме, которое ребенок занимает, и которое перестало соответствовать его самосознанию.

Считается, что строптивость – один из "китов" кризиса 3-х лет, однако, если Ваш ребенок протестует выполнять Ваши просьбы и/или требования учителя в 7 лет, это не означает, что малыш заболел.

Как мы уже говорили в выпуске №6 «Психофизиологическая зрелость», возраст 6-7 лет является важнейшим и качественно новым этапом формирования личности маленького человека. Постепенно осуществляется переход с игровой деятельности, которая была ведущей в дошкольном возрасте, к учебной деятельности. Игровая деятельность еще долго сохраняет свое влияние на детей и в младшем школьном возрасте.
К 7-ми годам переживания ребенка начинают приобретать смысл. Ребенок начинает понимать, что значит «я сердит» или «я радуюсь», у ребенка возникает новое отношение к себе, возникает самооценка, самолюбие.
Результаты исследований показывают, что ребенка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Обычно бросается в глаза, что ребенок вдруг утрачивает наивность и непосредственность в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого.

Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.
О кризисном периоде (6-7 лет) и симптомах кризиса говорил еще Л.С. Выготский, выдающийся психолог. Он считал, что кризисный период – это закономерный, необходимый этап в развитии ребенка и выделял два основных симптома кризиса 7-ми лет: манерничанье и кривлянье.
И девочки, и мальчики начинают манерничать и кривляться, перестают слушаться и выполнять, казалось бы, привычные нормы поведения. Хочу делать то, а не это! Не хочу чистить зубы! Не хочу завтракать! Они протестуют «по мелочам», а не по принципиальным вопросам.

В целом, все кризисы (кризис 3-х лет, 7-ми лет, подростковый кризис) похожи друг на друга. Первое и главное проявление кризиса в любом возрасте – неожиданно, буквально «на глазах» меняется поведение ребенка.

Учитывая тот факт, что мне продолжают поступать письма о первоклассниках, которые «вдруг» стали «неуправляемыми», значит, для многих родителей проблема все еще актуальна и кризис не миновал.

Основная черта кризиса выражается в отрицании. Вот простой пример.
- Алеша, одень шарф. На улице холодно.
- Не холодно.
- Одень шарф.
- Не одену.
- Алеша!
- Не Алеша!
Вам это знакомо?

К. Н. Поливановой проведены исследования и обнаружены симптомы кризиса 7-ми лет.

Давайте посмотрим, может, выделенные симптомы присущи и Вашему малышу?

Симптомы первой категории имеют характер прямого нарушения некоторых устоявшихся в данной семье отношений.

К ним относятся: спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы. Симптомы первой категории, протест часто относятся к выполнению привычных каждодневных «ритуалов» - мытье рук перед едой, своевременный отход ко сну и т.д.

Спор. В ответ на просьбу, требование ребенок начинает возражать, оспаривать необходимость требуемого или время выполнения. В споре ребенком подчеркивается его самостоятельность, взрослость.

Вы: «Пойди и вынеси мусор».
Ребенок: «Я сейчас занят, у меня дела. Когда освобожусь - вынесу».

В споре ребенок также часто пользуется сравнением себя с другими членами семьи («Почему тебе можно, а мне нельзя?»), подчеркивая, что он «уже большой, взрослый»

Непослушание. Этот симптом составляют невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей.

Пауза. Это время между Вашей просьбой, требованием, указанием и реакцией ребенка. Создается ощущение, что ребенок «не реагирует», «делает вид, что не слышит».

Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), но потому, что он уже высказал свое желание или нежелание.

Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме. Намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Не стоит рассматривать хитрость как серьезный проступок, скорее это просто шутка, игра.

Требовательность. Подобное поведение встречается не так часто. Данный симптом представляет собой индивидуальную форму возрастного поведения. Например, Вы что-то пообещали ребенку и он постоянно, занудно и навязчиво напоминает Вам об обещанном или желаемом.

Капризы. Капризы тоже один из редких симптомов. Здесь важно, что ребенок "вдруг" стал капризным, до определенного момента таких проблем не наблюдалось.

Реакция на критику. Также редко встречающийся симптом. У ребенка появляются неадекватные реакции на критику, обида.

Симптомы второй категории в определенной мере нейтральны: внешний вид, взрослое поведение. Ребенок пробует себя в роли взрослого.

"Взрослое поведение". Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок демонстрирует нарочито "взрослое" поведение. Например, ребенок рассуждает о причинах своего нежелания что-либо делать, используя «взрослые» аргументы. При этом дискуссия может продолжаться довольно долго. В поведении также появляется «взрослость», например, ребенок начинает копировать, изображать поведение конкретного члена семьи (мамы, папы, сестры).

Внешний вид. Неожиданно ребенок начинает «следить за собой», проявлять внимание к собственной внешности, одежде.

Третья категория симптомов включает положительные приобретения взрослеющего ребенка: самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, школа.

Самостоятельность. У ребенка появляется желание сделать что-то самостоятельно, причем без указания родителей. Например, ребенок может отказаться прибрать в комнате по Вашей просьбе, при этом САМ решит постирать свои вещи.

Самостоятельные занятия. В начале седьмого года жизни у детей появляется стремление к продуктивной деятельности или иным занятиям - например, к шитью или конструированию.

Общие вопросы. В общении ребенка и родителей возникают новые темы, не связанные с реальными бытовыми событиями, с ежедневной жизнью ребенка и семьи в целом. Ребенок начинает говорить, например, о политике, жизни в других странах, эволюции живого, интересоваться историей семьи, спрашивать о детстве родителей и т.д. Причем, обсуждая, ребенок стремится самостоятельно анализировать новую информацию, полученные сведения.

Школа. Ребенок активно интересуется школой и беспокоится относительно своей успешности в ней. Разговоры об учителе, оценках и т.д.

Как видите, кризис привносит в поведение малыша много нового. Не так легко перейти от старой системы отношений, характерной для дошкольного детства, к многочисленным личностным новообразованиям, характерным для школьника. Но стоит помнить, что кризис – это закономерный этап развития ребенка.
Конечно, ребенок становится «неудобен» для родителей в этот период, но это явление временное. Скоро все капризы, упрямство, кривлянье исчезнут сами собой, а полезные и важные изменения в личности и характере Вашего малыша останутся.
Приглядитесь внимательно к ребенку, может, в его поведении Вы найдете указанные симптомы кризиса и поймете, что поведение Вашего «строптивого и своенравного» малыша связано с протеканием кризиса 7-ми лет, а вовсе не с тем, что малыш хочет повредничать, поупрямиться и вывести Вас из себя.

Ребенку так же, как и Вам, сейчас не сладко, поэтому будьте терпеливы и снисходительны. Ведь Вы тоже когда-то были первоклашкой?

На сегодня это все.

С уважением, Мария Демина







Наверх

В избранное