Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Первый раз в первый класс

  Все выпуски  

Первый раз в первый класс


Первый раз в первый класс

Выпуск №18
Почему дети воруют


Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы поговорим на актуальную и непростую тему, очень распространенную семейную проблему – детское воровство. Что делать, если Вы подозреваете ребенка в воровстве.

Про детское воровство говорить непросто, так как тема эта считается «постыдной» и не всякий родитель раскроет семейную тайну, что любимый, одетый - обутый и, в общем, ни в чем не нуждающийся «благополучный» ребенок взял что-то чужое.

Сталкиваясь с этой проблемой, родители чувствуют себя растерянными, задаваясь вопросом, с одной стороны, как наказать ребенка, чтобы в следующий раз «не повадно было», с другой, что они (мама, папа и другие члены семьи) сделали не так, где допустили ошибку в воспитании ребенка.

Почему он (а) стал вором, малолетним преступником? Размышляя над этими вопросами, в воображении родителей ребенок зачастую представляется будущим криминальным авторитетом.

Но не торопитесь делать поспешные выводы.

Никто не обвинит двух-трехлетнего малыша в воровстве, если он взял чужую понравившуюся игрушку в песочнице. Почему?

Маленьким детям очень сложно контролировать свои желания. Даже если ребенок знает, что нельзя брать чужое, зачастую непроизвольно он не может справиться с соблазном «нельзя, но очень хочется». Итак, иногда дети крадут из-за своей импульсивности. Но это, в основном, относится к дошкольникам.

К 6-7 годам обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, но у некоторых детей с этим возникают трудности.

Если ребенок младшего школьного возраста присваивает себе чужое просто потому, что ему так нравится, не задумываясь ни о последствиях, ни о реакции «жертвы» и окружающих, то такое поведение является следствием пробела в нравственном воспитании, когда ребенок не знаком с нарушением или соблюдением моральных норм и просто не знает, что такое чужая собственность.

Недостаток развития нравственных представлений и воли – не слишком приятный «диагноз».


Воровство может быть (и очень часто) следствием затруднений в общении с родителями или сверстниками.

Воровство как способ привлечения внимания. Например, внимания, одноклассников. Если ребенок взял деньги, накупил конфет и угостил ими друзей, получив нужное внимание и признание, стоит подумать, что предпринять, чтобы помочь малышу наладить отношения со сверстниками, а не «покупать» их интерес конфетами.

Некоторым детям кажется (или не кажется), что родители обращают на них мало внимания, так как вечно заняты. Ребенок начинает присваивать себе вещи или брать деньги, неосознанно стремясь обратить на себя внимание родителей. И пусть реакцией будет гнев и наказание, но это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. Чаще всего ребенку эти деньги (вещи) вообще не нужны, да и находятся они быстро.

Воровство также может стать способом самоутвердиться, быть «крутым» в глазах товарищей, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Или воровство, так сказать, «за компанию».
Вообще причин воровства может быть много, но очень часто это психологическое неудовлетворение потребностей ребенка.

Если Ваш ребенок что-нибудь когда-нибудь стащил, не стоит ставить на него клеймо «вора» на всю жизнь. Вспомните, Вы ведь тоже не безгрешны. Ворованные яблоки, мелочь из карманов родителей, булочка из школьной столовой, что-нибудь подобное однажды наверняка случалось и в Вашей жизни. Правда, далеко не все любят об этом рассказывать. Такое спонтанное воровство – важный жизненный опыт в жизни ребенка.

Не бойтесь, что Ваш ребенок станет клептоманом. В детстве клептомания практически не диагностируется. Это психическое отклонение проявляется с возрастом — у человека появляется навязчивое состояние, когда он автоматически берет чужие вещи, даже те, которые ему, в общем-то, не нужны. Клептоманией страдают примерно 0,05% людей — то есть явление это очень и очень редкое.

Если ребенок регулярно крадет вещи или деньги, принадлежащие родным или друзьям семьи, тогда стоит беспокоиться.

Такие кражи – крик о помощи. Однако получается все наоборот.

Получается, что ребенок, которому необходима помощь и поддержка, использует кражу как средство достучаться до нас, добиться помощи, а получается все совсем иначе. Таким своим поведением, регулярно «подворовывая» (и частенько не признавая свою вину), ребенок только злит взрослого.

Такие кражи не преследуют цель обогатиться или насолить, навредить кому-нибудь. И часто ребенок почти не осознает, что он сделал.

Вот несколько советов, как себя вести.

1. Постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка и адекватно отреагировать. Постарайтесь понять причины такого поступка.

Возможно, ребенок оказался "жертвой шантажа" - ведь нередки случаи и в школах, когда старшие вымогают деньги у младших, а те, боясь признаться, воруют их дома. Или он потерял, испортил чью-то вещь, и требуется возместить ущерб.

2. Убедитесь в том, что ребенок понимает разницу между понятиями «свои», «наши» и «чужие» вещи.

У ребенка обязательно должны быть свои личные вещи, его собственность, которыми он может распоряжаться, чтобы у малыша был опыт обладания собственностью. Иногда из-за отсутствия своих вещей ребенок просто не осознает разницы между «своим» и «нашим». Он может взять из дома мамины золотые украшения и подарить их понравившейся девочке, не воспринимая дарение как кражу.

Нужно четко разъяснить ребенку разницу между его собственными вещами и общими, которыми он, конечно, может пользоваться, но не распоряжаться.

Но не забывайте придерживаться договоренностей. Если Вы договорились с малышом, что это ЕГО компьютер, Вам будет сложно изъять его в случае непослушания.

3. Объясняйте ребенку цену денег.

Неправильно думать, что ребенок сам поймет или догадается, что деньги зарабатываются иногда непростым трудом. Рассказывайте ребенку, за что мама и папа получают деньги, как и на что они тратятся, совершайте и планируйте покупки вместе.

Перебарщивать не стоит. Постоянные напоминания о том, что денег нет, что даются они тяжелым трудом, могут дать обратный эффект. Ребенок может воровать деньги и откладывать их для семьи "на черный день", желая обезопасить семью и себя.

4. Не навешивайте на ребенка ярлыков.

Если Вы постоянно осуждаете, припоминаете ему его проступок и говорите, что «по тебе тюрьма плачет», это может подтолкнуть ребенка к противоположному поведению. Не закрепляйте за ребенком репутацию вора. Помните, как корабль назовешь, так он и поплывет?

5. Не пойман, не вор.

Если ребенок «не пойман за руку», не торопитесь его обвинять. Бывают совершенно непредсказуемые ситуации и «подозреваемые», о которых Вы можете даже не догадываться. Несмотря на то, что Вам кажется, что кроме него больше некому было это сделать, Вы можете ошибаться.

Если Вы несправедливо обвинили ребенка – это может, в лучшем случае, зародить в нем комплекс неполноценности.

6. Если Вы все-таки застали ребенка на месте преступления.

Помните, что перед Вами – Ваш ребенок (а не незнакомый вор – рецидивист, «криминальный элемент»), а значит, и Вы несете ответственность за происшедшее.

Спокойная беседа, поиск путей решения, обсуждение ваших чувств лучше, чем ремень и громкие заявления –«Вор!», «Преступник!»

Обращайте внимание на возможность исправить содеянное (например, вернуть вещь владельцу), на необходимость нести ответственность за свои поступки. Каждый человек имеет право на ошибку и ребенок, конечно, тоже.

Дайте ему понять, как Вы расстроены происшедшим, но воздержитесь от радикальных мер.

Конечно, универсальных советов в таких ситуациях быть не может, каждый случай индивидуален и «корни», истинные причины воровства, могут быть различны.

Однако надеюсь, что разговор на эту непростую тему помог Вам лучше разобраться, почему это все-таки с нами случается.

На сегодня это все.

С уважением, Мария Демина
Наверх

В избранное