С удовольствием представляю вам статью. Согласна абсолютно со всем, что
здесь говориться....
Ко
второму ребенку я пришла к этому подсознательно.
К
третьему смогла выразить словами.
Когда росли мальчики, разница между
ними была небольшая и я не успевала за ними многое замечать.
А с
Машей-все совсем по-другому.
Насколько видно то, что ребенок и САМ прекрасно знает, лучше, чем любые
педагоги-воспитатели, когда и чему ей надо учиться:)
Только
что почитав очередной спор по поводу раннего развития, замечу, что
половина нестыковок из-за того, что не определено "раннее развитие". То,
что большинство мам с самого раннего возраста называют предметы, формы и
цвета, считают в слух, читают книжки и показывают картинки - это
нормальное развитие.Ребенок
заинтересовался - мама показала и рассказала - именно так ребенок
познает мир. Точно также противники раннего развития вовсе не предлагают
не держать в доме книг до 7 лет или не отвечать на вопрос "какая это
буква".
Примерами действительно раннего развития являются подходы, призванные
развить у ребенка тот или иной навык на порядок раньше, чем
физиологически ребенок может это делать - ползать, переворачиваться,
ходить, писать, считать до того, как ребенок природно готов к этому.
Сейчас очень модно ссылаться на "после 3х уже поздно". Однако, никто не
спешит вдаваться в подробности поэтапного созревания мозга ребенка для
тех или иных операций, ведь мозг и способности ребенка в 3, 6, 12, 24
месяца кардинально разнятся. И именно невнимание к логике природы в
попытке ее обогнать и влечет за собой интуитивное неприятие такого
раннего развития многими мамами, и мной в их числе.
Например, дети, которых активно натаскивали на раннее ползание и ходьбу
с помощью массажей, упражнений, вождения за ручки и на лямках, часто
начинают ходить в 7-8 месяцев. А потом мамы думают, как уберечь его от
падений плашмя, потому что физически тело пошло, а до адекватной
координации мозг еще не дозрел. Ребенок, которого не учили специально
ходить, идет сам позже, и падает в разы меньше, и делает это
складываясь, без ущерба для себя. Еще пример: все слышали о мелкой
моторике и ее связи с мозгом. Но не все задумываются, что мелкая
моторика, требуемая для письма в возрасте до 3 лет, вызывает сильнейшее
перенапряжение и крайне вредна для развития ребенка, об этом говорят
многие врачи. У излишне раннего чтения часто бывает последствие в виде
потери интереса: буквы ребенок в слова сложить может, а развития мозга
для охвата большого текста таким путем еще не достиг. Поскладывал, а
удовольствия не получил, бросил читать.
Еще общей бедой раннего развития является прямое последствие опережения.
У ребенка будет момент, когда он ВДРУГ обратит внимание на буквы или
цвета, будет момент, когда ему будет жутко интересно пытаться сложить
сортер и он будет часами этим заниматься, будет момент, когда он захочет
прочитать САМ, без мамы. Это заложено природой и определено этапами
становления личности. Опережение может вести к тому, что к моменту
интереса к сортерам, сортер, который мама неустанно ему подсовывала, ему
уже опостылел. Так бывает не обязательно, но так бывает.
И последний момент. Природа мудра, и не зря человек развивается так, как
развивается. Есть время собирать камни, и время их разбрасывать.
Стремясь подстегнуть и опередить природу, стоит задуматься, а чего
лишается ребенок, потому что его маме вздумалось научить его узнавать
слова в 4 месяца? Какие успехи в физическом, эмоциональном, творческом
развитии он должен был бы делать сейчас, вместо того, чтобы выполнять
упражнения по проныриванию? Что он не успел осмыслить в тишине, потому
что мама решила, что 3 месячному самое время отправиться в кенгурухе на
бэби-йогу через весь город в метро? Мы настолько зациклены на успехах,
которые можно оценить и продать, что забываем, что ребенок развивается и
когда катает машинка, и когда стучит половником по кастрюле, и когда мы
не активно прыгаем вокруг него с развивающими материалами. Просто
развитие бывает разное. Возможность подумать в тишине развивает не
меньше, чем центр с контрастными игрушками разных фактур. Всего в меру.
Итого: не стоит путать удовлетворение естественного детского любопытства
и любознательности - где объем информации и сферу интереса регулирует
ребенок, с удовлетворением амбиций мамы похвастаться, как рано ее чадо
что-то делает раньше других. Что плохого в таких амбициях? В них плохо
то, что за грандиозным будущим, которое мама нарисовала ребенку, совсем
не видно, да никто и не интересуется, хочет ли этого будущего сам
ребенок, и чего он вообще хочет. Это во-первых.
А во-вторых, ребенок вынужден постоянно оправдывать вложенные в него
усилия и навешанные на него ожидания. А что, если после всех карточек
Домана, развивающих центров, он по-прежнему не научится читать к 4
годам? Что, если, несмотря на предложенный выбор полезных занятий и
развивающих игрушек и карточек, он будет предпочитать бегать кругами по
комнате или часами катать машинки? Будет ли в глазах его мамы столько же
гордости и любви?
И как будет чувствовать себя ребенок, когда их там не будет? Когда с
такого раннего возраста он уже понимает, что его любят не такого, какой
он есть. А это, как нам известно, основа всех будущих комплексов и
проблем в отношениях. Неприятие себя. Все как всегда сводится к главному
вопросу - чего я хочу для своего ребенка. Эрих Фромм как-то сказал: «на
свете мало родителей, которым бы хватило смелости и независимости
беспокоиться более о счастье своего ребенка, чем о его успешности».