Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клуб "неНормальные родители"

  Все выпуски  

Клуб "Необыкновенные (ненормальные) родители" Письма Евгения Леонова


 

 

 

 

 

Выпуск 429

Содержание выпуска: 

 

 

 

 

Юлия Матвеева

radam@mail.ru

 ведущая рассылки

Платные консультации.


Расписание ближайших мероприятий Клуба, к которым можно присоединиться

- Он-лайн курс для родителей и детей "Посмотри на меня"

присоединиться можно в любой момент

***

-Очный арт-терапевтический семинар для детей и взрослых "Подружка"

18-23 февраля 2013


Курсы он-лайн

Курс очищения

 Я ЖИВУ!"

 1 и 2 ступень

 

Отправить заявку на курс -1 ступень

 

Отправить заявку на курс -2 ступень

 


 

Практика здоровой беременности

 

Отправить заявку на курс

 


Восстановление после родов.

 

Отправить заявку на курс

 


 Летний курс очищения

Купить материалы курсы для самостоятельного прохождения.


   Мои проекты:

Клуб "неНормальные родители"

***

Наши новости

 Бесплатный вебинар по народной кукле

Куколка на счастье.

Подробнее здесь.

********************************************

Летние лагеря.

Идет набор.

1 смена Турция "Академгородок", 3-14 июня, оставить заявку в листе ожидания

2 смена, Турция, "МОЯ история", 21 июня-2 июля, оставить заявку в листе ожидания

"В гостях у бабушки", 17-26 июля, Беларусь, еще есть места.

"Мы -бродячие артисты", 3-12 августа, Балтийск, еще есть места.

Изображение

 

Здравствуйте, дорогие друзья!!!

 

На днях я читала совершенно удивительные письма.

 

Письма актера Евгения Леонова его сыну.

 

Сколько там любви, интереса, желания общаться.

 

И эти письма,  держат и не отпускают меня.

 

Я позволю выделить себе строчки в первом письме, которые меня так тронули, такую мыслительную деятельность запустили, столько подняли внутри - и понимания того, КАК надо проявлять любовь к детям и, где-то, что уж скрывать, вины. И еще много чувств, я даже не всем им дала определения. Но ..почитайте..

 

Вы знаете, эти слова - есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита. - для меня стали ориентиром. Так бывает, когда что-то внутреннее, что-то не до конца понятное, вдруг называют своими именами и вдруг становится понятно, как жить. Или, хотя бы, понятнее... И вот уже неделю мне стало еще чуть более понятнее, как жить, как быть мамой..

Читайте..

 

 

Андрюша,

ты люби меня, как я люблю тебя. Ты знаешь, это какое богатство – любовь. Правда, некоторые считают, что моя любовь какая-то не такая и от нее, мол, один вред. А может, на самом деле моя любовь помешала тебе быть примерным школьником? Ведь я ни разу так и не выпорол тебя за все девять школьных лет.

 

Помнишь, ты строил рожи у доски, класс хохотал, а учительница потом долго мне выговаривала. Вид у меня был трижды виноватого, точно я стою в углу, а она меня отчитывает как мальчишку. Я уже готов на любые унижения, а ей все мало: «Ведь урок сорван… – ведь мы не занимаемся полноценно сорок пять минут.. – ведь сам ничего не знает и другим учиться не дает… – ведь придется вам его из школы забрать… – ведь слова на него не действуют…»

 

Пропотели рубашка, пиджак и мокасины, а она все не унималась. «Ну, думаю, дам сегодня затрещину, всё!» С этими мыслями пересекаю школьный двор и выхожу на Комсомольский проспект. От волнения не могу сесть ни в такси, ни в троллейбус, так и иду пешком…

 

Женщина тащит тяжелую сумку, ребенок плачет, увидев меня, улыбается, спиной слышу, мать говорит: «Вот и Винни-Пух над тобой смеется…» Незнакомый человек здоровается со мной… Осенний ветерок обдувает меня. Подхожу к дому с чувством, что принял на себя удар, и ладно. Вхожу в дом, окончательно забыв про затрещину, а увидев тебя, спрашиваю: «Что за рожи ты там строил, что всем понравилось, покажи-ка». И мы хохочем.

 

И так до следующего вызова. Мать не идет в школу. А я лежу и думаю: хоть бы ночью вызвали на съемку в другой город или с репетиции не отпустили бы… Но Ванда утром плачет, и я отменяю вылет, отпрашиваюсь с репетиции, я бегу в школу занять свою позицию в углу.

 

Какие только мелочи достойны наших переживаний…

 

Я оттого и пишу эти письма, чтобы исправить что-то неправильное, и выгляжу, наверное, смешным и нелепым, как некоторые мои персонажи. Но ведь это я! В сущности, дружочек, ничего нет проще живой тревоги отцовского сердца.

 

Когда я один, вне дома, тоскуя, вспоминаю каждое твое слово и каждый вопрос, мне хочется бесконечно с тобой разговаривать, кажется, и жизни не хватит обо всем поговорить. Но знаешь, что самое главное, я это понял после смерти своей мамы, нашей бабушки. Эх, Андрюша, есть ли в твоей жизни человек, перед которым ты не боишься быть маленьким, глупым, безоружным, во всей наготе своего откровения? Этот человек и есть твоя защита.

А я уже скоро буду дома.

Отец

 

Один из самых трогательных и любимых моих фильмов "Старший сын"

 


Здравствуй, Андрей!

Так работали на съемочной площадке, так мудрили и веселились, даже захотелось, чтобы ты был здесь и сам это увидел. Ты пьесу-то «Старший сын» дочитал? Давно я не испытывал такого восторга от пьесы и от сценария. Какой писатель этот сибирский парнишка Вампилов! Могучий талант.

 

Его Сарафанов, теперь называю «мой Сарафанов», герой нашего фильма, – потрясающая сила. Стоит мне сказать себе: «Я Сарафанов», как ко мне приходит абсолютная ясность, как будто все предстает передо мной в своем истинном виде – люди, поступки, факты. И как будто все вокруг понимают: хитрить и скрываться не следует. Не могу тебе передать, какое чувство внушает мне этот человек. Иногда думаю: да ведь это какое-то ископаемое, теперь таких нет; другой раз думаю: это личность из будущего, совершенно лишенная скверны мещанства.

 

Бусыгин, прохвост, назвавшийся его старшим сыном, говорит: «Папаша этот святой человек». Похоже, ты знаешь, похоже, что святой. Жена оставила его с двумя маленькими детьми, а он старается объяснить ее поступок: «Ей казалось, что вечерами я слишком долго играю на кларнете, а тут как раз подвернулся один инженер – серьезный человек…» Никогда он не умел за себя постоять, все удары судьбы принимал смиренно, не теряя достоинства.

 

Он оказался наивным – так легко разыграли мальчишки историю со старшим сыном: явились с улицы, в полночь, опоздав на последнюю электричку, в дом и подшутили: я ваш сын, я ваш брат и т. п. В такую наглую чепуху кто же поверит? Первое, что все видят и утверждают, – наивный человек Сарафанов. А мне, ты понимаешь, кажется, не в наивности дело. Чистота его представлений не допускает возможности шутить над отцовством, любовью.

 

Я ведь тоже так считаю. Поэтому, когда возникают такие категории, он безоружен, мелочи для него неразличимы. И понимаешь, моя задача сделать так, чтобы и все другие «воспарили», духом воспарили над собой, то есть поняли бы Сарафанова, и он бы не казался больше им жалким, а напротив – могучим в своем умении всех любить.

Режиссер Виталий Мельников – кажется, я тебя с ним познакомил в Москве, такой маленького роста, с острыми, живыми глазами – очень умный и, мне кажется, влюблен в Сарафанова, как я. Мы добьемся, чтобы нас поняли все – и на съемочной площадке все-все, и в зрительном зале – все.

 

Надо Чехова почитать, он поможет. Ты возьми, Андрей, зелененький томик, а приеду – вместе почитаем.

Не зли мать, Андрей, без алгебры тоже аттестат не получишь. Звоните мне после двенадцати ночи или утром до девяти.

 

Завтра будем снимать ночную сцену – разговор с сыном. Откровенность, надежды, сомнения – и, заметь, все это, все смешно… Сомневаюсь, что снимем в один день, – труднейшая сцена. Кажется, даже я трушу или, уж во всяком случае, так волнуюсь, что это может повредить. И не придумаю, как снять напряжение.

Пошел глотать снотворное. Спокойной ночи, сынок.

Папа

 

--
Говорят, что в детях надо воспитывать доверие к жизни. А ко встрече со злом, если ты уверен, что в жизни ему это придется испытать, тоже надо готовить? Вот чего не знаю, того не знаю. И все же специально готовиться ко встрече со злом, по-моему, неверно. Я так никогда не делал, никого к этому не готовил, тем более тебя. Я учил тебя не озлобляться, быть добрым. У нас в семье такие отношения, что можем и поругаться, и поплакать, но злобы это не несет, и ты у нас очень добрый, очень хороший. Ранимый, нервный, самолюбивый бесконечно, но все равно очень добрый. Я не помню, каким был я, но рассказывают, что я был тоже добрым мальчишкой.

 

Не раз мне друзья говорили, что моя доброта может принести сыну вред. Не боишься, мол, испортить ребенка добротой? Бывало, меня накрутят, и я начинаю кричать на тебя. Однажды был такой случай, не помнишь? Я говорю: «Одевайся, пойдем в приют, будешь там жить, а я буду к тебе приходить». Ты тогда совсем перестал учиться, в четвертом или пятом классе. Спрашиваю: «Ты почему уроки не сделал?» – «Не успел». – «То есть как – не успел? Ты что, ни работу ходишь, обед готовишь?» – «Не успел», и точка. Я тебя никогда не бил, но иногда думал, надо бы. Я в театре пропадаю, репетиции, спектакли, да еще и концерты по вечерам, а тут – арифметика: «поезд вышел из пункта «А», а я ничего не соображаю, спать хочется, ты смотришь на меня, а я вычисляю, куда ехать машинисту…

 

Но доброта тоже ведь не однозначна. Вчера звонит актриса и просит о сыне, который должен пройти медкомиссию для поступления в институт. А сегодня звонок из отдела кадров: «Вы ходили насчет ее сына, не можете ли сходить по поводу моей дочери?» Я сказал, что занят, не могу отменить съемку… Доброта – это же не просто крик: «Кому нужна моя помощь?» Так не бывает. Зато бывает и так: сделаешь что-то доброе, а обернется Бог знает чем. И потом думаешь: и зачем я это сделал? Не надо было, не надо.

 

Если видишь человека с будущим, обязан помочь, как бы в будущем поучаствовать, потому что вообще все люди, каждый человек должен достичь в жизни максимума, то есть реализовать свои возможности полностью. Это, я считаю, наша общая задача. Понимаешь, есть доброта, которую можно назвать выспренне – гуманизм, а есть доброта, которая соседствует с душевной леностью. Ведь помочь человеку – это значит взять на себя ответственность перед кем-то за него, это ведь не просто пошел позвонил и к вечеру забыл. Есть, конечно, такие люди, которые всех «родненькими» называют, а на самом деле имени не запомнят. Я этого не терплю.

 

Доброжелательность может быть свойством души, а может быть хорошими манерами – и в этом не сразу разберешься, к сожалению. Были в моей жизни такие случаи, когда добрые дела не замечали люди, но чаще – ценили.

 

Когда умер Мартьянов, актер Театра имени Станиславского, и выносили гроб, ко мне подошла его жена, поцеловала меня и сказала: «Спасибо от всех нас и от него». Я понял, что она благодарит за квартиру, которую я помог получить; ему все отказывали, а я взял настырностью: в течение нескольких месяцев я звонил секретарю Моссовета из разных городов – и он помог Мартьянову. Эта благодарность на меня произвела впечатление.

 

В нашем театре часто слышу: «Леонов – наш хлопотун». И я стал замечать, что ко мне обращаются с просьбами, как бы считая это моей обязанностью. Не за спасибо человек помогает человеку, а просто потому, что проникается сочувствием, проявляет участие к судьбе другого человека. Это так естественно. Если ты сегодня еще не можешь никому помочь, ты хотя бы умей в душе своей вырастить и сберечь благодарность к тем, кто тебе помогает. Это не для того вовсе, чтобы вернуть человеку свой моральный долг: «Ты – мне, я – тебе», это грустное производит впечатление. Я полагаю, что благородный человек захочет помочь другому, когда сможет, ибо благодарность делает его чувствительным к чужим заботам и бедам.

До завтра, сынок.

 

Отец

 

Здесь есть еще письма - почитайте!!

 

Всего доброго, Юлия Матвеева

 

Куклам в народной культуре уделяли очень большое значение. Девочка должна была много играть в куклы, чтобы научиться быть женой, мамой и  хозяйкой.

Количество кукол у девушки перед свадьбой могло доходить до 500.
В семье свекров молодице разрешали играть в куклы еще год после свадьбы. Девочка должна была НАИГРАТЬСЯ.

Подобные семинары я провожу уже несколько лет и вижу, как мы с вами, девочки, НЕ НАИГРАЛИСЬ в куклы.
Мы должны были учиться хорошо, а не играть. Мы должны были заниматься мужским миром, а не женским.
И порой  все это мы нагоняем, догоняем чуть ли не всю нашу жизнь…

На вебинаре мы с вами поиграем,  для себя.
Сделаем себе вот такую  куколку на счастье:

Эта куколка будет  нашим талисманом.
Посмотрите на ее косу. Волосы — это женская сила. А коса-мужской символ (привет дедушке Фрейду:)).
Что это, как сочетается одно с другим — об этом поговорим на вебинаре.
Куколке, конечно же, мы зададим вопрос, на который она поможет найти ответ.
И я гарантирую, что вы получите огромное удовольствие от процесса изготовления куколки
 ;)

Вот здесь находится мастер-класс —  подробно рассказывается о том, как сделать куколку, и что нужно для нее приготовить: http://pinigina.livejournal.com/36362.html

«Зачем же тогда приходить на вебинар, если МК есть в Инете?» – спросите вы.
Для того, чтобы не просто сделать куколку, но еще и услышать то, что она нам говорит
 :)

Куклотерапия, как и любой вид арт-терапии, может выполнять несколько задач:


1 мы что-то делаем и получаем от этого удовольствие, расслабляемся, отдыхаем;
2. мы что-то делаем и изучаем себя, отвечаем на вопросы, важные для нас

Первую задачу можно решить и самостоятельно — делая куклу по мастер-классу
А вот для решения второй задачи нужен проводник, который поможет посмотреть на куколку и на вашу проблему несколько иначе — со стороны.

Арт-терапевт и арт-терапевтическая группа дают возможность посмотреть на ваш запрос с «других сторон зрения».
А это значит, что и ответов можно найти несколько
 :)

Кроме того, на вебинаре мы будем останавливаться и на том, какой смысл несет  голова  куклы, что значит коса, наряд, ноги-руки…. Это также поможет вам лучше услышать вашу куколку и понять себя. Ведь любая часть тела куклы, любой элемент одежды несет свой архетипический смысл.

И ещё одно: когда мы делаем куколку, у нас что-то может не получится с первого раза. Мы обращаем на это внимание, и видим подсказку: на что обратить внимание в реальной жизни, чтобы наш запрос, поставленный в начале занятия, решился благополучно для нас.
Большой  плюс групповой работы — сама группа. Вы сможете увидеть ситуации, похожие на ваши, послушаете разные точки зрения и , возможно, сможете изменить свою 
 :)

Кроме того, на кукольных семинарах всегда создается очень душевная атмосфера. Здесь можно отдохнуть душой в хорошей компании. А хорошая теплая компания – большая ценность ;)

Если вам интересно – приходите 08 февраля в 22-30 на бесплатный вебинар «Куколка на счастье»

 Подписаться на вебинар можно здесь.

 

Курс "Возвращение к себе или Я у Себя Одна"
 
кофе
В этом году уже 8 лет как я пишу и веду курсы очищения.
 Даже самой не верится ))
 Курсы очищения изначально предлагались как курс не только физического очищения, но и психологического. На курсе подразумевалось ведение и психотерапевтической работы.
 Но, так получалось, что большинство курсанток ориентировались на физическую составляющую курса – питание, очищение, физические нагрузки и т.д
 А вот до себя, до своей души доходили немногие.
 Оно и понятно, на курсе очищения много чего надо делать именно физически – пока заваришь все травки, приготовишь, спать уложишь, подумать о себе времени уже не остается.
 И у меня были ваши вопросы и пожелания, сделать больше психологический курс.
Когда мы сможем остановиться и подумать О СЕБЕ.
 Ведь, всегда есть время о себе подумать. Это так.
Но, когда это время запланировано заранее, шансы на то, что мы остановимся и подумаем – увеличиваются многократно.
 Поэтому, я предлагаю Вам новый курс или, если угодно, продолжение курсов очищения.
 Курс рассчитан на 2 месяца.
На этом курсе  мы будем учиться делать себя счастливыми.
 Для этого точно не надо МНОГО ДЕНЕГ, каких-то специальных условий.
 Для этого нужно только желание вырваться из рутины.
Семья, дети, дом, работа, уроки, уроки, отвести на кружок, еще кружок, «мам, у меня куртка порвалась», «мама скажи ей, чтобы она…»
И так по кругу..

Вчера, сегодня, завтра…
И, казалось бы, все в порядке — все здоровы, работа любимая, муж — золотой, а ощущение «белки в колесе» не отпускает. Да еще и зима, или дождь.
Хочется встряхнуться. Хочется вспомнить — как это- смеяться. Хочется понежиться в ванной. Или еще чего-то хочется, а чего — не знаю.
На самом деле, все это есть у вас. И всего, чего не хватает — это, извините, «волшебного пенделя :) «.
Надо, чтобы кто-то сказал — Так, дорогая, а сегодня ты вспомнишь о себе, на полчасика
В этом курсе мы , частично, остановимся на тех материалах, которые были в курсах очищения организма.
Основа курса — это будут задания для вас.
Задания, которые позволят нам понять, чего мы хотим.
А потом и разрешить себе это делать.
То есть , теперь, на курсе, мы будем обязаны не только травки пить, но и свои желания удовлетворять, а еще и новое про себя узнавать — чего же я хочу и как этого достичь.
И будут задания, которые помогут нам понять себя, разобраться — с помощью чего мы можем расслабиться, от чего получить удовольствие.
Также в курс будет входить и программа для поддержания здоровья — травяные чаи, минимальная физическая нагрузка, минимальная программа по очищению организма.
В рамках курса у нас будет, конечно же, и арт-терапевтическая программа.
Кроме заданий, которые помогут нам просто расслабиться, будут проведены и 2 семинара.
Первый по — сказке. Когда вы напишите свою сказку, на любую животрепещущую проблему или просто про себя и мы ее обсудим.
Вторая — куклы. Это будет вебинар по двум куклам —Доля и Недоля. Это две наши составляющие. Вернее, составляющих у нас много, но это две стороны Женщины, которые очень интересно рассмотреть и обсудить.
Тут мы поговорим о традиции и женщине.
Тут мы поговорим о Дикой Женщине внутри нас.
И, вся программа пройдет под присмотром «волшебного пенделя» — то бишь меня :)
Программа будет строиться следующим образом.
Участницы курса получают понедельные задания и выполняют это, пишут в дневниках отчеты.
Три раза в неделю я просматриваю ваши дневники и комментирую их.
Мои комментарии будут касаться, как текущих заданий по курсу профилактики здоровья,  психологических заданий на курсе, так и обсуждение ваших мыслей, ощущений, выводов и пр.
Цель этого курса — улучшение психологического состояния, поиск ресурсов для того, чтобы найти в жизни радость, чтобы найти эту радость внутри себя.

Данный курс предполагает только активное участие, т.е материалы без сопровождения продаваться не будут.
На самый первый набор — 1 марта, я делаю участницам подарок — льготную стоимость участия

О сроках, ценах, читайте здесь

 

Наши курсы:

 

Новости от Школы Здоровья

 

С 1 февраля благоприятный период для очищения организма.

Содержание материалов курса можно посмотреть здесь:

-курс для всех желающих "Я Живу"

-курс для кормящих мам "Восстановление после родов"

-курс для беременных мам "Здоровая мама-здоровый малыш"

 

uspeshnajagenschina  kormlenie  zdorovaya mama

В материалах, помимо большого количества справочной литературы по методам очищения организма, есть самое главное-

проверенные методики очищения организма, в том числе для кормящих и беременных мам.

Методика расписана по дням.

Предлагаемое очищение мягкое, но эффективное.

Сотни курсантов, прошедшие наши курсы, их отзывы и самочувствие, подтверждают это.

Отзывы можно почитать здесь

 

 

ЖЖ Юлии Матвеевой

 


 
Оригинал взят у olgapisaryk в Тёмная и светлая сторона традиций
Я довольно часто в своих статьях ссылаюсь на традиционное общество или привожу  в пример традиции, обычаи, обряды, иллюстрирующие тот или иной тезис, поэтому давно собиралась написать о своём отношении к традиции, но никак руки не доходили. А тут в сообществе развернулась интересная дискуссия о том, был ли вообще когда-либо в истории "золотой век" детско-родительских отношений, когда привязанность культивировалась, или же мы (для нас уже и термин появился - "альфа-родители") являемся первопроходцами. Писала комментарий, а получилась статья.

девочка в платке

Во-первых, мне бы хотелось прояснить, что такое "традиционное общество", к которому реферирует Г.Ньюфелд. Традиционное общество это общество, которое самоподдерживается и развивается хотя бы на протяжении лет 500.  В этом смысле русская деревенская община является традиционным обществом, а дворянское сообщество - нет.

В книге Ньюфелд в качестве примера "традиционного" общества приводит средневековую Европу и современный Прованс. Я персонально его не спрашивала о причинах именно такого выбора, но соглашусь с mommyrox "Я примерно догадываюсь почему он не приводит в пример традиционные неиндустриализированные общества, а вместо этого пишет о древней и деревенской Европе. Мало кто хочет брать пример с "дикарей", мы все такие цивилизованные... " (Не помню, есть ли упоминания в книге, но на семинарах Ньюфелд часто упоминает о сохранившихся обычаях на Бали и в некоторых африканских общинах.)

"Золотого века" в отношении к детям в традиционных обществах не было никогда хотя бы потому, что знание о привязанности в обществе никогда не осознавалось. Слово attachment (привязанность) было придумано Джоном Боулби, когда он начал вести свои наблюдения за детьми. Он понимал, что речь идёт о любви, но ему нужно было "научное" слово, потому что серьёзный учёный-психолог не мог в то время (1950-е годы) позволить себе изучать "love" - слово всего из четырёх букв.

Тем не менее,если Вы посмотрите на традиционные общества, то в них во всех будут очень заметны традиции направленные на поддержание привязанности. Да, к детям не относились как к безусловной ценности, но условия, в которых происходило взросление и дальнейшая жизнь индивидуума, были очень, по-английски я бы сказала "attachment-friendly" (дружественны по отношению к формированию привязанности). Вся община была тесно связана между собой, при этом привязанности были не очень глубокие, в основном на уровне ощущений, похожести и принадлежности-верности. Для функционирования традиционного общества этого было достаточно. Младенцы растились в пестованиях и ласке (существует множество фольклорного и антропологического материала на эту тему), подрастая, перенимали образ жизни окружающих взрослых (на ярмарке легко можно было отличить жителей одного села от другого, одежда, песни, узоры на тканях отличались), если надо, не раздумывая защищали честь "своих" (ходили с вилами на соседнее село).

Кроме формирования обширной взаимозависимой сети привязанностей традиции компенсировали незрелость. Обычаи посвящения в юноши/девушки, традиции, связанные с основными изменениями в жизни (свадьба, рождение детей, похороны) помогали дать мозгу виртуальный пинок, чтобы человек мог органично отождествить себя с новой ролью. Но даже если и с помощью обрядов человек всё равно не взрослел, то повседневная жизнь в традиционном обществе была настолько отрежиссирована, что и незрелые успешно проживали свой жизненный цикл, выращивали потомство и передавали необходимые для существования общества знания и умения дальше по цепочке. 

Минусы традиций, как водится, являются продолжением их плюсов. Да, традиции хорошо справлялись с формированием привязанностей, но были не очень хорошо заточены на то, чтобы член общины мог реализовать себя, как личность. Если вдруг подросток, проведя детство в условиях надёжной и безопасной привязанности, начинал осознавать себя отдельным самоценным существом и проявлять энергию дерзновения в областях, не связанных с самовоспроизводством общины, община либо приводила "дерзкого" в чувство всем миром, либо выплёвывала за свои пределы. Внутренний мир детей и взрослых тоже не сильно волновал соообщество, как и качество их личной жизни ("стерпится - слюбится"), но задачи по устойчивому существованию выполнялись, а что ещё надо?  

Проблемы с традициями проявляются тогда, когда теряется контекст, в котором они возникли и мы начинаем пытаться их воспроизводить в изменившихся условиях: отец всегда прав; ребёнок не слушается? - ремня ему и в угол; яйца курицу не учат, а в наше время... и т.д. Потом, когда такой подход приводит к противоположным ожидаемым результатам, мы начинаем огулом отрицать традиции и подпадаем под влияние подходов к воспитанию, основанных не на интуиции, а на прямолинейной логике: хотите хорошего поведения - подкрепляйте его поощрениями; чем раньше ребёнок станет самостоятельным - тем лучше; не носите на руках - разбалуете; ребёнок всегда прав. Когда и такой подход не срабатывает, следует возврат к традициям, "к корням", попытка адаптировать их к изменившимся условиям или изменение условий, с тем, чтобы жизнь могла вписаться в традиции.  

Традиция - это проявление интуитивного знания, традиции можно обучить, но интуитивному знанию - нет, оно не имеет слов. Заслуга психологов привязанности не в том, что они придумали новое понятие или новый метод воспитания детей, а в том, что они смогли выразить интуитивное знание словами, описать языковыми средствами то, что существовало всегда, но было разлито в воздухе и не подлежало изучению.
 

 


В избранное