Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Клуб "неНормальные родители"

  Все выпуски  

"Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители" А теперь прозой


 

 

Выпуск 268

Содержание выпуска:

 

 

 

 

Юлия Матвеева

radam@mail.ru

ведущая рассылки

Платные консультации.


Курсы он-лайн

Курс очищения

 Я ЖИВУ!"

 1 и 2 ступень

 

Начало ближайшего курса

5 июня

Отправить заявку на курс -1 ступень

 

Отправить заявку на курс -2 ступень

 


 

Здоровая мама -

здоровый малыш.

Практика здоровой беременности

Начало ближайшего курса

5 июня

Отправить заявку на курс

 


Здоровая мама-здоровый малыш.

Восстановление после родов.

Начало ближайшего курса

5 июня

Отправить заявку на курс

 


Летний курс очищения

 

Начало ближайшего курса

5 июня

Отправить заявку на курс


Новые авторы

Интернет-магазин

"Сам себе доктор"!!

Юрий Красный

Подробнее


Журнал "ЛюбимаЯ"

Подробнее


Электронные товары

Интернет-магазин

"Сам себе доктор"!!


Книги:

Светланы Ермаковой и Леонида Жарова

Подробнее


Юлии Матвеевой,

Елены Ларко

Подробнее


 

Дианы Кларос

Подробнее


Екатерины Мануковской

Подробнее


Михаил Фомин

Подробнее


Лидия Серегина

Подробнее


Татьяны Морозовой,

Юлии Матвеевой

Комплект книг "Здоровье"

Комплект книг "Аллергия"

Комплект книг "Дети"

Комплект книг "Питание"

Комплект книг "Семья"

Комплект книг "Психология"

 

 Мои проекты

Клуб "неНормальные родители"

 

 Мои рассылки

Методики очищения организма

Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ родители"

Я счастлива кормить грудью  

Должна только себе 

 

 Здравствуйте, дорогие мамы и папы!

 

   В прошлом выпуске рассылки я цитировала ЖЖ Людмилы Петрановской на тему травмы войны для народа, который ее пережил.

В ЖЖ Людмилы разговор продолжается и теперь она анализирует послевоенные поколения - как, каждое из поколений выживало и какие последствия тех травм до сих пор мы ощущаем на себе.

Я опять предлагаю цитату из ЖЖ Людмилы Петрановской. Ее описания удивительно точны и заставляют задуматься. Очень многое открывают в самом себе. Именно причины поведения становятся понятны.  А, когда понятны причины, легче отвечать на вопрос "Что делать":

Очень много параллелей мы можем провести и в сегодняшней жизни, ведь, травмы не исчерпываются войной...

Слово Людмиле:

А теперь прозой
 
[info]ludmilapsyholog

 

Видимо, не отцепится это все от меня, пока не напишется. Сдаюсь и пишу. 

Как же она все-таки передается, травма?
Понятно, что можно всегда все объяснить «потоком», «переплетениями», «родовой памятью» и т. д. , и, вполне возможно, что совсем без мистики и не обойдешься, но если попробовать? Взять только самый понятный, чисто семейный аспект, родительско-детские отношения, без политики и идеологии.  О них потом как-нибудь.

 Живет себе семья. Молодая совсем, только поженились, ждут ребеночка. Или только родили. А может, даже двоих успели. Любят, счастливы, полны надежд. И тут случается катастрофа. Маховики истории сдвинулись с места и пошли перемалывать народ. Чаще всего первыми в жернова попадают мужчины. Революции, войны, репрессии – первый удар по ним.

И вот уже молодая мать осталась одна. Ее удел – постоянная тревога, непосильный труд (нужно и работать, и ребенка растить), никаких особых радостей. Похоронка, «десять лет без права переписки», или просто долгое отсутствие без вестей, такое, что надежда тает. Может быть, это и не про мужа, а про брата, отца, других близких.

Каково состояние матери? Она вынуждена держать себя в руках, она не может толком отдаться горю. На ней ребенок (дети), и еще много всего. Изнутри раздирает боль, а выразить ее невозможно, плакать нельзя, «раскисать» нельзя.  И она каменеет. Застывает в стоическом напряжении, отключает чувства, живет, стиснув зубы и собрав волю в кулак, делает все на автомате. Или, того хуже, погружается в скрытую депрессию, ходит, делает, что положено, хотя сама хочет только одного – лечь и умереть.  Ее лицо представляет собой застывшую маску, ее руки тяжелы и не гнутся. Ей физически больно отвечать на улыбку ребенка, она минимизирует общение с ним, не отвечает на его лепет. Ребенок проснулся ночью, окликнул ее – а она глухо воет в подушку. Иногда прорывается гнев. Он подполз или подошел, теребит ее, хочет внимания и ласки, она когда может, отвечает через силу, но иногда вдруг как зарычит: «Да, отстань же», как оттолкнет, что он аж отлетит. Нет, она не него злится – на судьбу, на свою поломанную жизнь, на того, кто ушел и оставил и больше не поможет.

 Только вот ребенок не знает всей подноготной происходящего. Ему не говорят, что случилось (особенно если он мал). Или он даже знает, но понять не может. Единственное объяснение, которое ему в принципе может прийти в голову: мама меня не любит, я ей мешаю, лучше бы меня не было. Его личность не может полноценно формироваться без постоянного эмоционального контакта с матерью, без обмена с ней взглядами, улыбками, звуками, ласками, без того, чтобы читать ее лицо, распознавать оттенки чувств в голосе. Это необходимо, заложено природой, это главная задача младенчества. А что делать, если у матери на лице депрессивная маска? Если ее голос однообразно тусклый от горя, или напряжено звенящий от тревоги?

Пока мать рвет жилы, чтобы ребенок элементарно выжил, не умер от голода или болезни, он растет себе, уже травмированный. Не уверенный, что его любят, не уверенный, что он нужен, с плохо развитой эмпатией. Даже интеллект нарушается в условиях депривации.

Помните картину «Опять двойка»? Она написана в 51. Главному герою лет 11 на вид. Ребенок войны, травмированный больше, чем старшая сестра, захватившая первые годы нормальной семейной жизни, и младший брат, любимое дитя послевоенной радости – отец живой вернулся. На стене – трофейные часы. А мальчику трудно учиться.

Конечно, у всех все по-разному. Запас душевных сил у разных женщин разный. Острота горя разная. Характер разный. Хорошо, если у матери есть источники поддержки – семья, друзья, старшие дети. А если нет? Если семья оказалась в изоляции, как «враги народа», или в эвакуации в незнакомом месте? Тут или умирай, или каменей, а как еще выжить?

Идут годы, очень трудные годы, и женщина научается жить без мужа. «Я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик». Конь в юбке. Баба с яйцами. Назовите как хотите, суть одна. Это человек, который нес-нес непосильную ношу, да и привык. Адаптировался. И по-другому уже просто не умеет. Многие помнят, наверное, бабушек, которые просто физически не могли сидеть без дела. Уже старенькие совсем, все хлопотали, все таскали сумки, все пытались рубить дрова. Это стало способом справляться с жизнью. Кстати, многие из них стали настолько стальными – да, вот такая вот звукопись – что прожили очень долго, их и болезни не брали, и старость. И сейчас еще живы, дай им Бог здоровья.

В самом крайнем своем выражении, при самом ужасном стечении событий,  такая женщина превращалась в монстра, способного убить своей заботой. И продолжала быть железной, даже если уже не было такой необходимости, даже если потом снова жила с мужем, и детям ничего не угрожало. Словно зарок выполняла.

Ярчайший образ описан в книге Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

А вот что пишет о «Страшной бабе» Екатерина Михайлова («Я у себя одна» книжка называется): «Тусклые волосы, сжатый в ниточку рот…, чугунный шаг… Скупая, подозрительная, беспощадная, бесчувственная. Она всегда готова попрекнуть куском или отвесить оплеуху: «Не напасешься на вас, паразитов. Ешь, давай!»…. Ни капли молока не выжать из ее сосцов, вся она сухая и жесткая…» Там еще много очень точного сказано, и если кто не читал эти две книги, то надо обязательно.

Самое страшное в этой патологически измененной женщине – не грубость, и не властность. Самое страшное – любовь. Когда, читая Санаева, понимаешь, что это повесть о любви, о такой вот изуродованной любви, вот когда мороз-то продирает. У меня была подружка в детстве, поздний ребенок матери, подростком пережившей блокаду. Она рассказывала, как ее кормили, зажав голову между голенями и вливая в рот бульон. Потому что ребенок больше не хотел и не мог, а мать и бабушка считали, что надо. Их так пережитый голод изнутри грыз, что плач живой девочки, родной, любимой, голос этого голода перекрыть не мог. 

А другую мою подружку мама брала с собой, когда делала подпольные аборты. И она показывала маленькой дочке полный крови унитаз со словами: вот, смотри, мужики-то, что они с нами делают. Вот она, женская наша доля. Хотела ли она травмировать дочь? Нет, только уберечь. Это была любовь.

А самое ужасное – что черты «Страшной бабы» носит вся наша система защиты детей до сих пор. Медицина, школа, органы опеки. Главное – чтобы ребенок был «в порядке». Чтобы тело было в безопасности. Душа, чувства, привязанности – не до этого. Спасти любой ценой. Накормить и вылечить. Очень-очень медленно это выветривается, а нам-то в детстве по полной досталось, няньку, которая половой тряпкой по лицу била, кто не спал днем, очень хорошо помню.

 Но оставим в стороне крайние случаи. Просто женщина, просто мама. Просто горе. Просто ребенок, выросший с подозрением, что не нужен и нелюбим, хотя это неправда и ради него только и выжила мама и вытерпела все. И он растет, стараясь заслужить любовь, раз она ему не положена даром. Помогает. Ничего не требует. Сам собой занят. За младшими смотрит. Добивается успехов. Очень старается быть полезным. Только полезных любят. Только удобных и правильных. Тех, кто и уроки сам сделает, и пол в доме помоет, и младших уложит, ужин к приходу матери приготовит. Слышали, наверное, не раз такого рода расказы про послевоенное детство?  "Нам в голову прийти не могло так с матерью разговаривать!" -- это о современной молодежи. Еще бы. Еще бы. Во-первых, у железной женщины и рука тяжелая. А во-вторых -- кто ж будет рисковать крохами тепла и близости? Это роскошь, знаете ли, родителям грубить.

Травма пошла на следующий виток.

А теперь прозой-2
 

Настанет время, и сам этот ребенок создаст семью, родит детей. Годах примерно так в 60-х. Кто-то так был «прокатан» железной матерью, что оказывался способен лишь воспроизводить ее стиль поведения. Надо еще не забывать, что матерей-то многие дети не очень сильно и видели, в два месяца – ясли, потом пятидневка, все лето – с садом на даче и т . д. То есть «прокатывала» не только семья, но и учреждения, в которых «Страшных баб» завсегда хватало.

Но рассмотрим вариант более благополучный. Ребенок был травмирован горем матери, но вовсе душу ему не отморозило. А тут вообще мир и оттепель, и в космос полетели, и так хочется жить, и любить, и быть любимым.

Впервые взяв на руки собственного, маленького и теплого ребенка, молодая мама вдруг понимает: вот он. Вот тот, кто наконец-то полюбит ее по-настоящему, кому она действительно нужна. С этого момента ее жизнь обретает новый смысл. Она живет ради детей. Или ради одного ребенка, которого она любит так страстно, что и помыслить не может разделить эту любовь еще на кого-то. 

Она ссорится с собственной матерью, которая пытается отстегать внука крапивой – так нельзя. Она обнимает и целует свое дитя, и спит с ним вместе, и не надышится на него, и только сейчас, задним числом осознает, как многого она сама была лишена в детстве. Она поглощена этим новым чувством полностью, все ее надежды, чаяния – все в этом ребенке. Она «живет его жизнью», его чувствами, интересами, тревогами. У них нет секретов друг о друга. С ним ей лучше, чем с кем бы то ни было другим.

И только одно плохо – он растет. Стремительно растет, и что же потом? Неужто снова одиночество? Неужто снова – пустая постель? Психоаналитики тут бы много чего сказали, про перемещенный эротизм и все такое, но мне сдается, что нет тут никакого эротизма особого. Лишь ребенок, который натерпелся  одиноких ночей и больше не хочет. Настолько сильно не хочет, что у него разум отшибает. «Я не могу уснуть, пока ты не придешь». Мне кажется, у нас в 60-70-е эту фразу чаще говорили мамы детям, а не наоборот.

Что происходит с ребенком? Он не может не откликнуться на страстный запрос его матери о любви. Это вывшее его сил. Он счастливо сливается с ней, он заботится, он боится за ее здоровье.

 Самое ужасное – когда мама плачет, или когда у нее болит сердце. Только не это. «Хорошо, я останусь, мама. Конечно, мама, мне совсем не хочется на эти танцы». Но на самом деле хочется, ведь там любовь, самостоятельная жизнь, свобода, и обычно ребенок все-таки рвет связь, рвет больно, жестко, с кровью, потому что добровольно никто не отпустит. И уходит, унося с собой вину, а матери оставляя обиду. Ведь она «всю жизнь отдала, ночей не спала». Она вложила всю себя, без остатка, а теперь предъявляет вексель, а ребенок не желает платить. Где справедливость? Тут и наследство "железной" женщины пригождается, в ход идут скандалы, угрозы, давление.  Как ни странно, это не худший вариант. Насилие порождает отпор и позволяет-таки отделиться, хоть и понеся потери.

Некоторые ведут свою роль так искусно, что ребенок просто не в силах уйти. Зависимость, вина, страх за здоровье матери привязывают тысячами прочнейших нитей, про это есть пьеса Петрушевской «Пока она умирала», по которой гораздо более легкий фильм снят, там Васильева маму играет, а Янковский – претендента на дочь. Каждый Новый год показывают, наверное, видели все. А лучший – с точки зрения матери – вариант, если дочь все же сходит ненадолго замуж и останется с ребенком. И тогда сладкое единение можно перенести на внука и длить дальше, и, если повезет, хватит до самой смерти.

И часто хватает, поскольку это поколение женщин гораздо менее здорово, они часто умирают намного раньше, чем их матери, прошедшие войну. Потому что стальной брони нет, а удары обиды разрушают сердце, ослабляют защиту от самых страшных болезней. Часто свои неполадки со здоровьем начинают использовать как неосознанную манипуляцию, а потом трудно не заиграться, и вдруг все оказывается по настоящему плохо. При этом сами они выросли без материнской внимательной нежной заботы, а значит,  заботиться о себе не привыкли и не умеют, не лечатся, не умеют себя баловать, да, по большому счету, не считают себя такой уж большой ценностью, особенно если заболели и стали «бесполезны».

Но что-то мы все о женщинах, а где же мужчины? Где отцы? От кого-то же надо было детей родить?

С этим сложно. Девочка и мальчик, выросшие без отцов, создают семью. Они оба голодны на любовь и заботу. Она оба надеются получить их от партнера. Но единственная модель семьи, известная им – самодостаточная «баба с яйцами», которой, по большому счету, мужик не нужен. То есть классно, если есть, она его любит и все такое. Но по-настоящему он ни к чему, не пришей кобыле хвост, розочка на торте.

«Посиди, дорогой, в сторонке, футбол посмотри, а то мешаешь полы мыть. Не играй с ребенком, ты его разгуливаешь, потом не уснет. Не трогай, ты все испортишь. Отойди, я сама» И все в таком духе. А мальчики-то тоже мамами выращены. Слушаться привыкли. Психоаналитики бы отметили еще, что с отцом за маму не конкурировали и потому мужчинами себя не почувствовали.  Ну, и чисто физически в том же доме нередко присутствовала мать жены или мужа, а то и обе. А куда деваться? Поди тут побудь мужчиной…

Некоторые мужчины находили выход, становясь «второй мамой». А то и единственной, потому что сама мама-то, как мы помним, «с яйцами» и железом погромыхивает. В самом хорошем варианте получалось что-то вроде папы дяди Федора: мягкий, заботливый, чуткий, все разрешающий.

В промежуточном – трудоголик, который просто сбегал на работу от всего от этого. В плохом --- алкоголик. Потому что мужчине, который даром не нужен своей женщине, который все время слышит только «отойди, не мешай», а через запятую «что ты за отец, ты совершенно не занимаешься детьми» (читай «не занимаешься так, как Я считаю нужным»), остается или поменять женщину – а на кого, если все вокруг примерно такие? – или уйти в забытье.

С другой стороны, сам мужчина не имеет никакой внятной модели ответственного отцовства. На их глазах или в рассказах старших множество отцов просто встали однажды утром и ушли – и больше не вернулись. Вот так вот просто. И ничего, нормально. Поэтому многие мужчины считали совершенно естественным, что, уходя из семьи, они переставали иметь к ней отношение, не общались с детьми, не помогали. Искренне считали, что ничего не должны «этой истеричке», которая осталась с их ребенком, и на каком-то глубинном уровне, может, были и правы, потому что нередко женщины просто юзали их, как осеменителей, и дети были им нужнее, чем мужики. Так что еще вопрос, кто кому должен. Обида, которую чувствовал мужчина, позволяла легко договориться с совестью и забить, а если этого не хватало, так вот ведь водка всюду продается.

Ох, эти разводы семидесятых -- болезненные, жестокие, с запретом видеться с детьми, с разрывом всех отношений, с оскорблениями и обвинениями. Мучительное  разочарование двух недолюбленных детей, которые так хотели любви и счастья, столько надежд возлагали друг на друга, а он/она – обманул/а, все не так, сволочь, сука, мразь… Они  не умели налаживать в семье круговорот любви, каждый был голоден и хотел получать, или хотел только отдавать, но за это – власти. Они страшно боялись одиночества, но именно к нему шли, просто потому, что, кроме одиночества никогда ничего не видели.  

В результате – обиды, душевные раны, еще больше разрушенное здоровье, женщины еще больше зацикливаются на детях, мужчины еще больше пьют.  

У мужчин на все это накладывалась идентификация с погибшими и исчезнувшими отцами. Потому что мальчику надо, жизненно необходимо походить на отца. А что делать, если единственное, что о нем известно – что он погиб? Был очень смелым, дрался с врагами – и погиб? Или того хуже – известно только, что умер? И о нем в доме не говорят, потому что он пропал без вести, или был репрессирован? Сгинул – вот и вся информация? Что остается молодому парню, кроме суицидального поведения? Выпивка, драки, сигареты по три пачки в день, гонки на мотоциклах, работа до инфаркта. Мой отец был в молодости монтажник-высотник. Любимая фишка была – работать на высоте без страховки. Ну, и все остальное тоже, выпивка, курение, язва. Развод, конечно, и не один. В 50 лет инфаркт и смерть. Его отец пропал без вести, ушел на фронт еще до рождения сына. Неизвестно ничего, кроме имени, ни одной фотографии, ничего.

Вот в таком примерно антураже растут детки, третье уже поколение.  
В моем классе больше, чем у половины детей родители были в разводе, а из тех, кто жил вместе, может быть, только в двух или трех семьях было похоже на супружеское счастье. Помню, как моя институтская подруга рассказывала, что ее родители в обнимку смотрят телевизор и целуются при этом. Ей было 18, родили ее рано, то есть родителям было 36-37. Мы все были изумлены. Ненормальные, что ли? Так не бывает!

Естественно, соответствующий набор слоганов: «Все мужики – сволочи», «Все бабы – суки», «Хорошее дело браком не назовут». А что, жизнь подтверждала. Куда ни глянь…

Но случилось и хорошее. В конце 60-х  матери получили возможность сидеть с детьми до года. Они больше не считались при этом тунеядками.  Вот кому бы памятник поставить, так автору этого нововведения. Не знаю только, кто он. Конечно, в год все равно приходилось отдавать, и это травмировало, но это уже несопоставимо, и об этой травме в следующий раз. А так-то дети счастливо миновали самую страшную угрозу депривации, самую калечащую – до года. Ну, и обычно народ крутился еще потом, то мама отпуск возьмет, то бабушки по очереди, еще выигрывали чуток. Такая вот игра постоянная была – семья против «подступающей ночи», против «Страшной бабы», против железной пятки Родины-матери. Такие кошки-мышки.

А еще случилось хорошее – отдельно жилье стало появляться. Хрущобы пресловутые. Тоже поставим когда-нибудь памятник этим хлипким бетонным стеночкам, которые огромную роль выполнили – прикрыли наконец семью от всевидящего ока государства и общества. Хоть и слышно было все сквозь них, а все ж какая-никакая – автономия. Граница. Защита. Берлога. Шанс на восстановление.

Третье поколение начинает свою взрослую жизнь со своим набором травм, но и со своим довольно большим ресурсом. Нас  любили. Пусть не так, как велят психологи, но искренне и много. У нас были отцы. Пусть пьющие и/или «подкаблучники» и/или «бросившие мать козлы» в большинстве, но у них было имя, лицо и они нас тоже по своему любили. Наши родители не были жестоки. У нас был дом, родные стены.

Не у все все одинаково,  конечно, были семье более и менее счастливые и благополучные.
Но в общем и целом.

Короче, с нас причитается.  Но про это в следующий раз.

А теперь прозой -- методологическое отступление

 

Прежде чем перейти к следующему поколению, несколько моментов мне кажется важным  проговорить.

Я уже привыкла, что сколько раз не пиши в конце и ли начале текста что-нибудь вроде «конечно, все люди и семьи разные и бывает все по-разному», всегда нн-ое число комментов будет следующего содержания: «а я не согласен, все люди и семьи разные и бывает все по-разному». Это нормально. Меня больше беспокоит, что кто-то и с тревогой спрашивает: а у нас все не так, мы что, не со всеми вместе?

Еще раз: я просто пытаюсь показать механизм передачи травмы. В ответ на вопрос «как так может быть, что травмированы люди, родившиеся через полвека после». Вот так вот может быть. Это ни в коем разе не означает, что именно так и только так, и что у всех так и вообще. Я показываю механизм передачи на одном, довольно частом примере «сюжетной линии». Бывает и по-другому, конечно.

Во-первых, как многие отметили, есть поколения «между», то есть со сдвигом на 10-15 лет. И там свои особенности. Некоторые комментаторы уже отмечали, что те, кто во время войны был подростками и слишком быстро стал взрослым, потом с трудом становились зрелыми людьми. Пожалуй, да, это поколение надолго сохранило «подростковость», авантюрность. Они и сейчас часто выглядят совсем не на свои 75. Кстати, оно оказалось очень талантливым, именно оно обеспечило расцвет кино, театра, литературы в 70-е. Именно ему мы обязаны какой-никакой, а фрондой совку.

В подростковости есть свои плюсы. Но, возможно,  именно потому фронда осталась фрондой, не став ничем более серьезным. Матерости не было. Со зрелым родительством  было тоже не очень, с детьми стремились «дружить». Но это не самый тяжелый вариант, согласитесь. Хотя и травмы все те же их не миновали, и общая экзистенциальная тоска брежневского времени многих загнала в могилу раньше времени.

Кстати, свою «вечную молодость» они, похоже, передали детям. У меня много друзей в возрасте около 50, и они выглядят совершенно не старше, а то и моложе нас, 40-летних, о которых речь впереди. Многое из того, что появилось в нашей стране впервые и вновь за последние годы, появилось именно благодаря тем, кому сейчас 50 с хвостиком. И многое из того, что появилось, долго не прожило, поскольку не хватало основательности.

Во-вторых, как многими было справедливо замечено, травмы в 20 веке шли волнами, и одна накрывала другую, не давая не то что зализать раны – даже осознать, что произошло. Это все больше истощало, снижало способность к сопротивлению. Именно беспомощные отцы 40-х годов рождения оказались неспособны защитить детей от Афгана. Ведь эта война не воспринималась на священной, ни вообще сколько-нибудь оправданной, сами мальчики на нее отнюдь не рвались, да и на сильные репрессии власть была тогда не готова. Могли бы протестовать, и все бы закончилось раньше, но нет, ничего не было. Обреченно отпускали. И поди тут разбери, от чего больше травма – от самой войны или от этой пассивной беспомощности родителей. Точно так же возможны сдвиги в волнах травм внутри семьи: например, дочь «Страшной бабы» может тоже вырасти «железной», но чуть мягче, и тогда будет другой сценарий.

В-третьих, на массовые, народные травмы всегда накладывается история собственно семьи, в которой есть свои трагедии и драмы, болезни, предательства, радости и т. д. И все это может оказаться существенней исторический событий. Помню, как однажды в кампании вспоминали события путча 91 года, а один мужик говорит: а у меня накануне сын с дерева упал и повредил позвоночник, боялись, что парализует, так что я не помню никакого путча. А моя бабушка рассказывала, что 22 июня 41 года была ужасно счастлива, потому что ночью у нее дочка родилась,  и вроде понимала, что война и надо что-то другое испытывать, а счастье перекрывало все.

Наконец, вот что еще важно. То, как на ребенка влияет опыт родителей, зависит от двух противоположных стремлений. С одной стороны, ребенок стремится быть похожим на родителя, воспроизводить его жизненную модель, как самую известную и досконально изученную. С другой – люди в семье сцеплены друг с другом, как детальки в паззле, где у одного выемка, там у другого выступ.

Ребенок всегда взаимодополнителен к родителям: они беспомощны – он супермен, они авторитарны – он пришиблен, они его боятся – он наглеет, они гиперопекают -- он регрессирует. Если детей несколько, все попроще, они могут «распределить обязанности»: один может быть похож на родителя, а другой – дополнителен. Так часто и бывает. А если один? Какие причудливые формы это все приобретет? Плюс включается критичность к родительскому опыту и сознательные усилия «жить иначе». Так что как именно проявится травма в конкретном случае конкретного человека – никто заранее не скажет. Есть лишь сюжетные линии, потоки, в которых каждый барахтается, как может.

Естественно, чем дальше по времени от какой-то генерализованной травмы, типа Мировой войны, тем больше факторов и сложнее их взаимодействие, в результате получается все более сложная интерференционная картина. И, кстати в результате мы все сейчас живы и обсуждаем все это, а то бы целые поколения прямо ложились и помирали, травмированные. Но поскольку поток жизни идет, всегда все не так однозначно-обреченно.

Вот это все хотелось уточнить прежде, чем продолжить.

АПД. Кстати, про самолеты очень интересная была ветка. Там все довольно понятно. Дети прекрасно считывают телесные реакции взрослых. Даже тщательно скрываемые, просто на уровне холодного пота, сердцебиения, бледности. И если у взрослых есть объяснение в голове (пережил войну -- боюсь звука самолетов), то у детей нет. А необъяснимые телесные реакции взрослых пугают ребенка еще больше, у него закрепляются свои панические реакции на те же обстоятельства.
Это если не думатьпро реинкарнации и т. п. А если думать, так и подавно.

А теперь прозой-3

  •  

    Итак, третье поколение. Не буду здесь жестко привязываться к годам рождения, потому что кого-то родили в 18, кого-то – в 34, чем дальше, тем больше размываются отчетливые «берега» потока. Здесь важна передача сценария, а возраст может быть от 50 до 30. Короче, внуки военного поколения, дети детей войны.

    «С нас причитается» -- это, в общем, девиз третьего поколения. Поколения детей, вынужденно ставших родителями собственных родителей. В психологи такое называется «парентификация».

    А что было делать? Недолюбленные дети войны распространяли вокруг столь мощные флюиды беспомощности, что не откликнуться было невозможно. Поэтому дети третьего поколения были не о годам самостоятельны и чувствовали постоянную ответственность за родителей.

     Детство с ключом на шее, с первого класса самостоятельно в школу – в музыкалку – в магазин, если через пустырь или гаражи – тоже ничего. Уроки сами, суп разогреть сами, мы умеем. Главное, чтобы мама не расстраивалась.

    Очень показательны воспоминания о детстве: «Я ничего у родителей не просила, всегда понимала, что денег мало, старалась как-то зашить, обойтись», «Я один раз очень сильно ударился головой в школе, было плохо, тошнило, но маме не сказал – боялся расстроить. Видимо, было сотрясение, и последствия есть до сих пор», «Ко мне сосед приставал, лапать пытался, то свое хозяйство показывал. Но я маме не говорила, боялась, что ей плохо с сердцем станет», «Я очень по отцу тосковал, даже плакал потихоньку. Но маме говорил, что мне хорошо и он мне совсем не нужен. Она очень зилась на него после  развода».

    У Дины Рубинной есть такой рассказ пронзительный «Терновник». Классика: разведенная мама, шестилетний сын, самоотверженно изображающий равнодушие к отцу, которого страстно любит. Вдвоем с мамой, свернувшись калачиком, в своей маленькой берлоге против чужого зимнего мира. И это все вполне благополучные семьи, бывало и так, что дети искали пьяных отцов по канавам и на себе притаскивали домой, а мамочку из петли вытаскивали собственными руками или таблетки от нее прятали. Лет эдак в восемь.

    А еще разводы, как мы помним, или жизнь в стиле кошка с собакой» (ради детей, конечно). И дети-посредники, миротворцы, которые душу готовы продать, чтобы помирить родителей, чтобы склеить снова семейное хрупкое благополучие. Не жаловаться, не обострять, не отсвечивать, а то папа рассердится, а мама заплачет, и скажет, что «лучше бы ей сдохнуть, чем так жить», а это очень страшно. Научиться предвидеть, сглаживать углы, разряжать обстановку. Быть всегда бдительным, присматривать за семьей. Ибо больше некому.

    Символом поколения можно считать мальчика дядю Федора из смешного мультика. Смешной-то смешной, да не очень. Мальчик-то из всей семьи самый взрослый. А он еще и в школу не ходит, значит, семи нет. Уехал в деревню, живет там сам, но о родителях волнуется. Они только в обморок падают, капли сердечные пьют и руками беспомощно разводят.

    Или помните мальчика Рому из фильма«Вам и не снилось»? Ему 16, и он единственный взрослый из всех героев фильма. Его родители – типичные «дети войны», родители девочки – «вечные подростки», учительница, бабушка… Этих утешить, тут поддержать, тех помирить, там помочь, здесь слезы вытереть. И все это на фоне причитаний взрослых, мол, рано еще для любви. Ага, а их всех нянчить – в самый раз.

    Так все детство. А когда настала пора вырасти и оставить дом – муки невозможной сепарации, и вина, вина, вина, пополам со злостью, и выбор очень веселый: отделись – и это убьет мамочку, или останься и умри как личность сам.

    Впрочем, если ты останешься, тебе все время будут говорить, что нужно устраивать собственную жизнь, и что ты все делаешь не так, нехорошо и неправильно, иначе уже давно была бы своя семья. При появлении любого кандидата он, естественно, оказывался бы никуда не годным, и против него начиналась бы долгая подспудная война до победного конца. Про это все столько есть фильмов и книг, что даже перечислять не буду.

    Интересно, что при все при этом и сами они, и их родители воспринимали свое детство как вполне хорошее. В самом деле: дети любимые, родители живы, жизнь вполне благополучная. Впервые за долгие годы – счастливое детство без голода, эпидемий, войны и всего такого.

    Ну, почти счастливое. Потому что еще были детский сад, часто с пятидневкой, и школа, и лагеря и прочие прелести советского детства, которые были кому в масть, а кому и не очень. И насилия там было немало, и унижений, а родители-то беспомощные, защитить не могли. Или даже на самом деле могли бы, но дети к ним не обращались, берегли. Я вот ни разу маме не рассказывала, что детском саду тряпкой по морде бьют и перловку через рвотные спазмы в рот пихают. Хотя теперь, задним числом, понимаю, что она бы, пожалуй, этот сад разнесла бы по камешку. Но тогда мне казалось – нельзя.

    Это вечная проблема – ребенок некритичен, он не может здраво оценить реальное положение дел. Он все всегда принимает на свой счет и сильно преувеличивает. И всегда готов принести себя в жертву. Так же, как дети войны приняли обычные усталость и горе за нелюбовь, так же их дети принимали некоторую невзрослость пап и мам за полную уязвимость и беспомощность. Хотя не было этого в большинстве случаев, и вполне могли родители за детей постоять, и не рассыпались бы, не умерили от сердечного приступа. И соседа бы укоротили, и няньку, и купили бы что надо, и разрешили с папой видеться. Но – дети боялись. Преувеличивали, перестраховывались. Иногда потом, когда все раскрывалось, родители в ужасе спрашивали: «Ну, почему ты мне сказал? Да я бы, конечно…» Нет ответа. Потому что – нельзя. Так чувствовалось, и все.

    Третье поколение стало поколением тревоги, вины, гиперотвественности. У всего этого были свои плюсы, именно эти люди сейчас успешны в самых разных областях, именно они умеют договариваться и учитывать разные точки зрения. Предвидеть, быть бдительными, принимать решения самостоятельно, не ждать помощи извне – сильные стороны. Беречь, заботиться, опекать.

    Но есть у гиперотвественности, как у всякого «гипер» и другая сторона. Если внутреннему ребенку военных детей не хватало любви и безопасности, то внутреннему ребенку «поколения дяди Федора» не хватало детскости, беззаботности. А внутренний ребенок – он свое возьмет по-любому, он такой. Ну и берет. Именно у людей этого поколения часто наблюдается такая штука, как «агрессивно-пассивное поведение». Это значит, что в ситуации «надо, но не хочется» человек не протестует открыто: «не хочу и не буду!», но и не смиряется «ну, надо, так надо». Он всякими разными, порой весьма изобретательными способами, устраивает саботаж. Забывает, откладывает на потом, не успевает, обещает и не делает, опаздывает везде и всюду  и т. п. Ох, начальники от этого воют прямо: ну, такой хороший специалист, профи, умница, талант, но такой неорганизованный… 

    Часто люди этого поколения отмечают у себя чувство, что они старше окружающих, даже пожилых людей. И при этом сами не ощущают себя «вполне взрослыми», нет «чувства зрелости». Молодость как-то прыжком переходит в пожилой возраст. И обратно, иногда по нескольку раз в день.

    Еще заметно сказываются последствия «слияния» с родителями, всего этого «жить жизнью ребенка». Многие вспоминают, что в детстве родители и/или бабушки не терпели закрытых дверей: «Ты что, что-то скрываешь?». А врезать в свою дверь защелку было равносильно «плевку в лицо матери». Ну, о том, что нормально проверить карманы, стол, портфель и прочитать личный дневник... Редко какие родители считали это неприемлемым. Про сад и школу вообще молчу, одни туалеты чего стоили, какие нафиг границы…

    В результате дети, выросший в ситуации постоянного нарушения границ, потом блюдут эти границы сверхревностно. Редко ходят в гости и редко приглашают к себе. Напрягает ночевка в гостях (хотя раньше это было обычным делом). Не знают соседей и не хотят знать – а вдруг те начнут в друзья набиваться? Мучительно переносят любое вынужденное соседство (например, в купе, в номере гостиницы), потому что не знают, не умеют ставить границы легко и естественно, получая при этом удовольствие от общения, и ставят «противотанковые ежи» на дальних подступах.

     А что с семьей? Большинство и сейчас еще в сложных отношения со своими родителями (или их памятью), у многих не получилось с прочным браком, или получилось не с первой попытки, а только после отделения (внутреннего) от родителей.

    Конечно, полученные и усвоенный в детстве установки про то, что мужики только и ждут, чтобы «поматросить и бросить», а бабы только и стремятся, что «подмять под себя», счастью в личной жизни не способствуют. Но появилась способность «выяснять отношения», слышать друг друга, договариваться. Разводы стали чаще, поскольку перестали восприниматься как катастрофа и крушение всей жизни, но они обычно менее кровавые, все чаще разведенные супруги могут потом вполне конструктивно общаться и вместе заниматься детьми.

    Часто первый ребенок появлялся в быстротечном «осеменительском» браке, воспроизводилась родительская модель. Потом ребенок отдавался полностью или частично бабушке в виде «откупа», а мама получала шанс таки отделиться и начать жить своей жизнью. Кроме идеи утешить бабушку, здесь еще играет роль многократно слышанное в детстве «я на тебя жизнь положила». То есть люди выросли с установкой, что растить ребенка, даже одного – это нечто нереально сложное и героическое. Часто приходится слышать воспоминания, как тяжело было с первенцем. Даже у тех, кто родил уже в эпоху памперсов, питания в баночках, стиральных машин-автоматов и прочих прибамбасов. Не говоря уже о центральном отоплении, горячей воде и прочих благах цивилизации. «Я первое лето провела с ребенком на даче, муж приезжал только на выходные. Как же было тяжело! Я просто плакала от усталости» Дача с удобствами, ни кур, ни коровы, ни огорода, ребенок вполне здоровый, муж на машине привозит продукты и памперсы. Но как же тяжело!  

    А как же не тяжело, если известны заранее условия задачи: «жизнь положить, ночей не спать, здоровье угробить». Тут уж хочешь - не хочешь… Эта установка заставляет ребенка бояться и избегать. В результате мама, даже сидя с ребенком, почти с ним не общается и он откровенно тоскует.

    Нанимаются няни, они меняются, когда ребенок начинает к ним привязываться – ревность! – и вот уже мы получаем новый круг – депривированого, недолюбленного  ребенка, чем-то очень похожего на того, военного, только войны никакой нет. Призовой забег. Посмотрите на детей в каком-нибудь дорогом пансионе полного содержания. Тики, энурез, вспышки агрессии, истерики, манипуляции. Детдом, только с английским и теннисом.

    А у кого нет денег на пансион, тех на детской площадке в спальном районе можно увидеть. «Куда полез, идиот, сейчас получишь, я потом стирать должна, да?» Ну, и так далее, «сил моих на тебя нет, глаза б мои тебя не видели», с неподдельной ненавистью в голосе. Почему ненависть? Так он же палач!  Он же пришел, чтобы забрать жизнь, здоровье, молодость, так сама мама сказала!

    Другой вариант сценария разворачивает, когда берет верх еще одна коварная установка гиперотвественных: все должно быть ПРАВИЛЬНО! Наилучшим образом! И это – отдельная песня. Рано освоившие родительскую роль «дяди Федоры» часто бывают помешаны на сознательном родительстве. Господи, если они осилили в свое время родительскую роль по отношению к собственным папе с мамой, неужели своих детей не смогут воспитать по высшему разряду? Сбалансированное питание, гимнастика для грудничков, развивающие занятия с года, английский с трех. Литература для родителей, читаем, думаем, пробуем. Быть последовательными, находить общий язык, не выходить из себя, все объяснять, ЗАНИМАТЬСЯ РЕБЕНКОМ.

    И вечная тревога, привычная с детства – а вдруг что не так? А вдруг что-то не учли? а если можно было и лучше? И почему мне не хватает терпения? И что ж я за мать (отец)?

    В общем, если поколение детей войны жило в уверенности, что они – прекрасные родители, каких поискать, и у их детей счастливое детство, то поколение гиперотвественных почти поголовно поражено «родительским неврозом». Они (мы) уверены, что они чего-то не учли, не доделали, мало «занимались ребенком (еще и работать посмели, и карьеру строить, матери-ехидны), они (мы) тотально не уверенны в себе как в родителях, всегда недовольны школой, врачами, обществом, всегда хотят для своих детей больше и лучше, да что там говорить, почитайте хоть вот этот журнал, и все увидите сами :)

    Несколько дней назад мне звонила знакомая – из Канады! – с тревожным вопросом: дочка в 4 года не читает, что делать? Эти тревожные глаза мам при встрече с учительницей – у моего не получаются столбики! «А-а-а, мы все умрем!», как любит говорить мой сын, представитель следующего, пофигистичного, поколения. И он еще не самый яркий, так как его спасла непроходимая лень родителей и то, что мне попалась в свое время книжка Никитиных, где говорилось прямым текстом: мамашки, не парьтесь, делайте как вам приятно и удобно и все с дитем будет хорошо. Там еще много всякого говорилось, что надо в специальные кубики играть и всяко развивать, но это я благополучно пропустила :) Оно само развилось до вполне приличных масштабов.

    К сожалению, у многих  с ленью оказалось слабовато. И родительствовали они со страшной силой и по полной программе. Результат невеселый, сейчас вал обращений с текстом «Он ничего не хочет. Лежит на диване, не работает и не учится. Сидит, уставившись в компьютер. Ни за что не желает отвечать. На все попытки поговорить огрызается.». А чего ему хотеть, если за него уже все отхотели? За что ему отвечать, если рядом родители, которых хлебом не корми – дай поотвечать за кого-нибудь? Хорошо, если просто лежит на диване, а не наркотики принимает. Не покормить недельку, так, может, встанет. Если уже принимает – все хуже.

    Но это поколение еще только входит в жизнь, не будем пока на него ярлыки вешать. Жизнь покажет.

    Чем дальше, чем больше размываются «берега», множатся, дробятся, причудлво преломляются последствия пережитого. Думаю, к четвертому поколению уже гораздо важнее конкретный семейный контекст, чем глобальная прошлая травма. Но нельзя не видеть, что много из сегодняшнего дня все же растет из прошлого.
    Собственно, осталось еще немножко, почему это важно видеть и что со всем этим делать.

    (Юлия Матвеева) Я нашла точное свое описание в третьем поколении. Мне стали понятнее мотивы многих моих поступков. А что вы думаете по этому поводу? Имеет место быть подобный анализ? Вы узнали себя, своих родителей в этих описаниях?

     

    Новости от Школы Здоровья

     

     Единственный месяц, когда, параллельно курсу "Я ЖИВУ" идет и "Летний курс "Я ЖИВУ"

     Другими словами, вы можете выбрать, проходить курс "Я ЖИВУ" или "Летний курс " Я ЖИВУ""

    Подробнее о летнем курсе.

    Курс для тех, кому не хватает энергии ЖИТЬ и радоваться ЖИЗНИ.

     

     

        Перед вами курс очищения.

     

       В который входит:

    корректировка питания , в т.ч освоение постных дней, дня сыроеда и водного дня (суточного голодания). А также ОГРОМНОГО количества летних рецептов - как салатов, вкусностей, так и полезных заготовок, в т.ч и из диких трав.

    корректировка физической  нагрузки - ненавязчивая физическая нагрузка, которая, с другой стороны, принесет огромную пользу организму. А также приемы необходимого, ежедневного самомассажа.

    водные процедуры - приятные, полезные, теплые, холодные, закаливающие, расслабляющие, банные.

    мягкое очищение организма - кишечник, печень, почки, противопаразитарное очищение

    освоение приемов природной косметики. Именно летней косметики. Другими словами - косметика с грядки

    освоение приемов расслабления и отдыха. Без отдыха никуда, особенно летом. Надо успеть и впечатления получить, и отдохнуть.

    увеличение энергии и энтузиазма!!!  Это главный эффект от курса!

    разбор психологических причин недомоганий   - обязательная составляющая курса. Без выяснения первопричин недомоганий, с места не сдвинуться.

    возможность задать вопросы и получить ответы

     

     Почему курс называется "летний"?

     

     Потому что, те средства, которые мы используем для очищения - именно летние. Это те травки, которые вы сможете собрать сами (если уж вы - коренной городской житель, можно их и купить).

    Потому что, на курсе собраны такие процедуры, которые приятно и полезно проводить именно летом.

    Потому что, именно летом легче всего освоить и вегетарианские дни, и сыроедение, и поголодать сутки.

    Потому что, все рецепты, данные в материалах - летние.

    Потому что, заготовки мы делаем летом. Так попробуем их сделать не только вкусными, но и полезными!

    Потому что, курс выстроен таким образом, чтобы сильно на него не отвлекаться, при этом становиться здоровыми, веселыми, красивыми!!!

     

    Почему мини курс?

    Потому что, курс рассчитан на 1 месяц.

    Потому что, курс построен таким образом, чтобы занимать минимум времени и давать максимум эффекта, при этом незаметно для вас, привьются полезные привычки здорового образа жизни.

     

    Чем этот курс отличается от курса "Я ЖИВУ"?

    Курс "Я ЖИВУ" состоит из 2 ступеней и рассчитан на 4 месяца прохождения. Первая ступень длится 2 месяца.

    Летний вариант курса длится 1 месяц.

     

    Курс "Я ЖИВУ"  предполагает более глубокое очищение как на физическом, так и на психологическом уровне.

    Летний вариант курс предполагает вхождение в очищение, овладение базовыми приемами здорового образа жизни и мысли.

     

    А подарки?

     

     Как же летом и без подарков?

    Всем, кто приобретает материалы летнего курса, а также приобретает курс с сопровождением, получает в подарок книгу

    Светланы Ермаковой и Леонида Жарова

     

     

    Описание книги можно посмотреть здесь.

    Содержание здесь.

     

    Кроме того, все, кто покупали материалы любых курсов Школы Здоровья Юлии Матвеевой имеют

    50% скидку на материалы летнего курса!!!

     

    Вернемся к курсу.

     

    Чего НЕ будет на курсе:

    -Консультаций по-поводу анализов и назначений. Это немедицинский курс. Мы можем высказать свою точку зрения, но это не больше, чем точка зрения.

    -Жестких правил. Курс будет строиться таким образом, чтобы, по его окончанию, каждый смог выстроить свою систему здорового образа жизни. Выбрать свое, но при этом, опробовав то, что предлагают.

    Стоимость курса можно посмотреть здесь.

     Рады видеть тебя на нашем курсе!!!

        Содержание курса можно посмотреть здесь

     

    Отправить заявку на курс "Летний курс "Я ЖИВУ""

     

    Отправить заявку на курс "Я ЖИВУ" -1 ступень

     

    Отправить заявку на курс "Я ЖИВУ" -2 ступень

     

    Отправить заявку на курс "Восстановление после родов"

     

    Отправить заявку на курс "Практика здоровой беременности"

     

    Наши курсы:

     

    Начало последних в этом учебном сезоне курсов -  5 июня!!!!!!

    Спешите!!!!

     

     

    Отзывы по курсу:

     Курс "Я ЖИВУ"

         
     (Юлия)  Итак,что получилось….
    Утренние процедуры- здесь получается все ,промываю,полоскаю,пока сосу масло,шагаю,готовлю завтрак детям и мужу,они уже понимают мой язык жестов,пока рот занят,потом ППЧ и все утренние вкусности(расторопша,кальций.льняное мало,долголет).Всё это и составляет мой первый завтрак,потому как после всего есть уже не хочется.Всё это приносит УДОВОЛЬСТВИЕ и это стало частью меня.

    Пью много воды,чай,молоко,кофе.практически,уже не пью,и нет дискомфорта.

    Утром ,обязательно,пробежка,тем более сейчас ,когда все расцвело,зазеленело,такое чувство кайфа вызывает,что отказать себе ,просто не могу в таком удовольствии.И потом,обязательно делаю йогу на равновесие,что помогает поймать внутреннее равновесие,уходит суета,здесь же делаю упражнение Солнышко,( обязательно посылаю солнечные потоки детям ,мужу)упражнение Люблю тебя… все это на природе,в красоте и ловишь кайф от прикосновения к гармонии мира, становишься ее частью,я делаю это на берегу небольшого озера,а напротив находится город с его ритмом,проблемами,скоростями,заботами…и вот я смотрю и думаю,как 2.gif,что есть такой островок земли.где можно напитаться живой энергии, и он здесь будет всегда,и зимой и летом ,в дождь,мороз и в зной, и так будет сто лет,и даже когда меня не будет,но сейчас всегда можно прийти сюда и набраться сил,и успокоить нервы и быть собой,а потом я встаю в позу героя и говорю себе,что я всё смогу преодолеть,что бы ни случилось,что я сильная,красивая и я живу..….ощущения чудесные .С такого позитива начинается мой день…и только потом я погружаюсь в заботы… и после такого настроя на все неурядицы смотришь как на временное явление…они у меня конечно же есть,и это 2.gif,а то бы я была уже в нирване…

    Очень понравилась программа по питанию,программы по очишению,хотя я кое что не успела,но обязательно проделаю в след.месяце…

    Знаешь,я вообще,этот курс воспринимаю,как пособие к долгой ,счастливой и здоровой жизни… и РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ…Спасибо тебе огромное за твою работу,столько новой интересной и полезной инфо,все расписано так понятно и так доступно,что диву даешься,какая ты молодец,Юличка…. Сопровождение чудесное- бодрящее,деликатное,умное и ненавязчивае….(отдельное спасибо за инфо по 9 мая,мы с дочкой смотрели с большим интересом )

    Что не получилось….

    Прежде всего работа с целями,если точнее с долгосрочными целями… хотя я всегда обдумываю план завтрашнего дня и четко знаю,что ,когда и во сколько я буду делать, многое расписано по часам,но это ежедневная работа, и как правило касается моих домашних,я подстраиваю себя под их режимы,я себя как бы отодвигаю, поэтому не успела провести все очистительные рекомендации и здесь надо поработать над упражнением Я люблю себя,упражнения по Прощению тоже в работе… упражнение гармония в жизни так и осталась «на завтра»,надо серьезно себя проанализировать,хотя и говорят,что «анализы – это в поликлинике»….

    Не получилось почистить детей и научить правильному питанию,хотя я и стараюсь,научить раздельному питанию, но мы любим если мясо,то с гарниром,любим сахар,пирожные.конфеты,овощи- тоже с уговорами, любим попить чаю уже после еды,но есть в этом деле и плюс-за 15-20 мин пьем воду…да,…2.gif,хоть фрукты сметаются на ура!
    В общем есть над чем трудиться… творить и развиваться….
    Главное,что есть желание это всё делать …. Быть здоровым и быть счастливым…. а еще красивым,радостным и неугомонным....

    Отправить заявку на курс

     

    Курс "Восстановление после родов"

     

     (Эльвира)

    Вот и позади два месяца...Первые мысли, когда я получила материалы курса - "Боже, и когда все это успевать?!"...Но потом все как-то стало само собой складываться и уже такие мысли просто перестали посещать! ...Начинать всегда сложно, скорее, не физически, а морально. Менять весь жизненный уклад бывает , ой как, не легко! Если хорошенько подумать, то чаще оттягивателем на пути к новой жизни выступает обыденная человеческая лень!!! Но стоит только начать и перестать думать о много, все начинает работать....Во всяком случае, это мой случай, это обо мне!!!! Многое не хотелось делать,..уже через пару дней возникло желание все бросить...Почему дошла до конца?..Сама удивлена!!! Что в тот момент сработало? ....Я ПРОСТО РАССЛАБИЛАСЬ и представила, что я всегда жила именно по этому сценарию. Все начало получаться.
    Полезность
    Думаю, никто спорить со мной не станет (это бессмысленно ). Все согласятся со мной, что все написанное и предложенное на курсе без сомнения полезны для здоровго образа жизни. Вопрос лишь в том, кто что приемлет и чего ждет в результате от всего этого. Я лично приняла и прошла все от и до! Что-то прочно войдет в мою жизнь, а что-то так и останется легким экспериментом smile.gif))
    Открытие
    Я открыла себя и своих детей. Стала, по-настоящему искренне принимать их такими, как они есть. А самое важное открытие - я очень счастливая женщина. У меня такой прекрасный и заботливый муж. Я очень любима им! Читая некоторые дневники сокурсниц, анализируя их жизненные ситуации все больше и больше убеждалась в том, что все в руках женщины! Несмотря на наши слабости, недосказанности, усталости мы очень сильны духом!!! Мы все разные, но нам хочется и будет хотеться всегда - доверия, любви, нежности и поддержки ЕГО!.. А вот поймет ли Он чего мы от него хотим, это всецело зависит от каждой в отдельности. Кто-то решит принять метод "Догадайся, милый сам!", а кто-то расскажет без стеснения о СЕБЕ, о ЛЮБВИ, о Горести, о Радости.... Этот курс мне позволил (помог) принять путь открытия и доверия между мной и им. Я без стеснения говорю ему о своих чувствах, о переживаниях, размышлениях..."В женщине должна быть загадка???" А зачем мужчине задерганная загадка?...По секрету, сильные мира сего не любят разгадывать ребусы. Им некогда. Нужно успеть заработать деньги, поесть, посметреть любимый футбол, сходить с друзьями в баньку, ну....и (банально) заняться сексом с женой...ах да,на последок, забываясь в сладком сне, промямлить что-нибудь о любви:)))
    Применение
    Теперь мое "Я" не может обойтись без:
    - утренних очистительных процедур
    - контрастного душа и 108 шагов по ручью
    - расслабляющей ванны
    - упражнений напозвоночник
    - массажа ушей, рук и лица
    - и главное, 7 привычек счастья!!!
    наверное, проще ответить на вопрос, что не стану делать - ПИТЬ кисель Изотова!!!! Настоящая бяка:)))
    Понравилось
    - общение с Юлией
    - ТАНЦЕВАТЬ!!!
    - гулять!!!
    - РИСОВАТЬ "Я сегодня"!
    - анализировать
    Не понравилось
    Единственное, что мне было противно делать - пить кисель Изотова, пробовала и квашу, но и здесь я осталась не в восторге!

     Отправить заявку на курс

     

     Мы предлагаем новую услугу - сопровождение курсанта по его собственной программе оздоровления. То есть, те курсанты, которые прошли один из наших курсов оздоровления, доплачивают за сопровождение (стоимость сопровождения , в данном случае, дешевле, чем обычно), мы вместе обсуждаем программу, по которой курсант пройдет, пишем план месяца и по этому плану курсант отчитывается. Вы выбираете сами - на что будет упор - на физических процедурах, на психологических практиках, или на том и другом вместе.

    Подробнее об этой услуге можно посмотреть здесь (тема на форуме Клуба).

    Отправить заявку на повторное сопровождение курса

     Отзывы по курсам очищения можно посмотреть на форуме и в рассылке.

     

    У Вас не хватает хороших привычек?? 

    Тогда мы идем к вам!!

    Вернее, вы к нам:)

    Заказать миникурс "Посеешь привычку - пожнешь судьбу".

    Обращаю ваше внимание, что присоединиться к  курсу "Посеешь привычку - пожнешь судьбу" я принимаю только до 5 июня. Следующий набор  - только в сентябре.

    Стоимость курса можно посмотреть здесь.

     

     

    Итоги  конкурса

    Подведены итоги конкурса на лучшее сочинение на тему "Почему я пошел учиться в Школу Здоровья"

    Победители:

    (Татьяна) Почему я решила пройти обучение в Школе Здоровья"

    В Школу Здоровья я пришла по Пути. Пути Художника. Именно эта книга вытащила меня из серенькой трясины, в которой я пребывала три месяца назад и подвигла идти вперед. Мои желания сформировались более отчетливо и я стала хотеть Здоровья. А когда сильно хочешь, то все обязательно сбывается. О Школе Здоровья я узнала 4 апреля, аккурат перед началом очередного курса. Первым желанием было бежать, лететь, написать, оплатить и немедленно вперед!  Потом чуть успокоилась и решила сначала осмотреться на сайте, почитать, подумать. И если запал не утихнет, то пройти курс со следующего месяца.

    Через пару недель я даже немного начала жалеть, что не поддалась первому порыву и не оплатила немедленно ) Но все происходит вовремя и все происходит к лучшему.
    И теперь за несколько дней своего 25-летия я стала курсантом Школы Здоровья. 
    Уже на второй день курса, после прогулки, появилось удивительное понимание фразы, что каждый день - это маленькая жизнь. И теперь я стремлюсь действительно прожить каждый день своей жизни.


    Я пришла сюда по прямой дороге, ведущей меня к моему здоровью, которое одновременно и цель, и средство достижения еще более важных целей.  И нахожусь в радостном ожидании того, куда приведет меня эта дорога.

    Татьяна-Иста

     (Светлана) Почему я решила принять участие в обучении в школе здоровья.

    Когда я была студенткой, то А.С. Спиваковская часто любила повторять слова "дашь жизни на 10, получишь на 100".
    И в общем это и есть причина - почему.

    Все, что ты делаешь для своего здоровья, развития, это всегда - для жизни.

    Был еще и прекрасный повод - я беременна!!!! Ура!!!
    Конечно до этого я читала о курсах школы, и думала, как интересно, здорово и когда-нибудь точно надо..А тут вдруг поняла - хочу!!
    Ведь беременность - это еще и страхи, а здесь можно узнать что-то новое, успокоиться, пообщаться с людьми близкими по духу.

    В общем тема живая и курс живой!!

    И еще есть повод "быть беременной по-другому", т.е. пережить эти месяцы, совсем не так как в прошлые разы: более осознанно, радостно.


    Спасибо организаторам!
     

    (Юлия Матвеева) Поздравляю победителей и приглашаю их использовать приз - подарочный сертификат в  Студии Дизайна Ольги Стриж

    А. всех остальных читателей ( а , особенно читательниц) приглашаю побродить по страничкам  Студии Дизайна Ольги Стриж . Там, вы, наверняка, найдете украшения к Вашим летним нарядам!

    И не просто украшения, а украшения сделанные руками. А, значит, с душой !!!!

     

    Лагерь для младшей возрастной группы «Жили-были»

    (родители с детьми от 2 до 5 лет)

     

     

    Горящие путевки!!!!!!!

     

    Новые цены на участие в младшем лагере!!
     

    Цены можно посмотреть здесь

     

     

     

     

    (Наташа) прошло 10 дней как мы вернулись...и я дозрела поделиться впечатлениями. Всё наконец уложилось.


    Мне хотелось бы не столько поделиться тёплыми воспоминаниями, их уже столько тёплых-тёплых,
    хочу рассказатьо том прекрасном, что получила моя семья в результате этой поездки.
    Ванюшик из тихого спокойного мальчика за неделю превратился в вечный двигатель, который носится по дому и неустанно фантанирует какими-то играми, сказками, песнями, идеями..... он постоянно что-то придумывает и тут же воплощает эту свою выдумку в жизнь.


    Про Тасёнку я уж и не говорю. Мы год ходим на творческую студию, и всё это время играла в игры одна мама, а девочка моя сидела в сторонке и смотрела на меня с сожалением. Сейчас мне приходится таскать её и на Ванюшкины занятия тоже,иначе скандал. Она летит впереди паровоза и её ничем потом оттуда не выманишь. Колоссальная разница возникла сразу между ней и её сверстниками, которые ходят с нами на эту студию. И эта разница видна невооружённым глазом.
    И дома она теперь от Вани не отходит (замечу, не от мамы,УРА, а от Вани) и участвует во всех его игрищах.

    и последнее.... такого фейерверка идей и задумок в своей голове я не помню с момента рождения Ванюшки. За прошедшие 10 дней я придумала коллекцию масок, коллекцию головных уборов, я уж молчу про немеренное количество каких-то отдельных вещиц и финтифлюшек. Я бурлю и переливаюсь таким количеством идей, что как бы не потонуть раньше времени. Я замутила два сайта ....
     

     

    (Катя)Всем огромный привет! Впечатлений после лагеря просто всех не описать! Это то, о чем я мечтала!

    Атмосфера лагеря просто необыкновенная: внимание и желание поддержать и помочь, предприимчивость, неординарность, желание поделиться своим опытом и взять что-то от других. Я имела счастье видеть и участвовать в ярком альянсе сотрудничества ребенка и взрослого. Постоянно живая яркая искренняя волна смеха и радости просто накрывала с головой и затягивала в живую творческую работу. Чего только стоят сказки, исполненные родителями с детками. Ансамбли старшего поколения! Я давно так не смеялась!

    Благодаря достаточно жесткому графику сейчас у меня складывается впечатление, что я привезла с собой огромный сундук разнообразных впечатлений, игр, новых для себя подходов в отношениях с ребенком. И вот сейчас я потихоньку раскладываю это по полочкам, достаю с огромным удовольствием, пытаюсь скорее ввести в наш московский уклад.

    А уж сколько впечатлений привезли с собой детки. Старшие мальчишки погрузились в копательно-строительно-кладоискательные работы, что продолжается и сейчас. В час по карте! Ваня всем рассказал про своих новых друзей, про незабываемые приключения и походы. Мне кажется, что дети были удивлены своими родителями, тем как здорово они умеют веселиться, и какие они жизнелюбы!

    Огромное спасибо всей команде лагеря!

     

    Есть всего 3 свободных места!!

     

     

     

    Подробнее по лагерю можно посмотреть здесь - http://knnr-mir.ru//index.php?showforum=203
     

     

     

    При получении заявки  , я высылаю Вам реквизиты на оплату.

     

    Заявку  присылайте сюда

     Будем рады видеть вас в нашем лагере!!!!

     

    ЖЖ Юлии Матвеевой

     

     

    Акция с позитивными открытками мне очень понравилась.

    И мы провели ее и в Полянах тоже.

    Какое-то время я раздумывала, кого пригласить провести ее с нами.

     

    Решение пришло быстро :)

    Какое-то время Миша и Тема ходили на секцию каратэ, потом перестали, но с ребятами и их родителями мы общаемся до сих пор.
    Поэтому, мы пришли на занятие

    Я рассказала ребятам про акцию и про то, как много значит слово в жизни человека.

    Рассказала им это на примере одного исследования:

    В свое время, в метро Лондона висели таблички "Выхода нет".

    Психологи посоветовали заменить их на : "Выход рядом"

    Казалось бы, почти игра слов, но, дальнейшие исследования показали, что количество самоубийств в Лондоне , после этой акции, уменьшилось в разы.

    Я рассказала, что бывает очень важно человеку знать, что "все хорошо", что обязательно те, кому важны слова поддержки, увидят наши листочки.

    Раздала листочки и фломастеры и мы начали:





    И вот, что получилось :)
     










     
    
     

     

     

     

    Рекомендую подписаться

     

     

     

     Интернет магазин Сам себе Доктор

     

    Юлия Матвеева © 2002-2010 ВСЕ материалы рассылки, за исключением подписанных прочими именами 

    В избранное