Родители имеют великую привилегию
и в то же время великую ответственность: создать основу храма ребенка, то есть представление о самом себе. Р. Кэмпбэл
Наши предки обладали гораздо большей силой, чем современные
родители. Нашим бабушкам и дедушкам было гораздо проще добиваться послушания от
своих детей, чем нашим родителям, а, тем более, нам. Если тенденция останется неизменной,
наши дети столкнутся с колоссальными трудностями, когда придет их черед стать
родителями. Мы утрачиваем силу быть родителями.
Родительское бессилие сложно распознать и больно признавать, наш
ум старается ухватиться, за более удобные объяснения: нашим детям мы больше не
нужны, или наши дети - особенно трудные, или нам недостает родительских
способностей.
В наши дни концепция родительской силы не популярна. Будучи
детьми, многие из нас испытали на себе всю силу родительской власти и слишком
хорошо поняли, как велика опасность злоупотребления ею. Мы не забываем о том,
что власть вводит в соблазн, мы по опыту знаем, что тем, кто стремится к власти,
чтобы влиять на других, нельзя доверять. В некоторых случаях слово «власть» приобретает
негативную окраску, как, например, в прилагательном «властолюбивый» и в выражении
«жажда власти».
Многие также путают силу и принуждение.
Но существует естественный родительский
авторитет, который вытекает не из
принуждения или насилия, но из правильно выстроенных отношений с ребенком.
Сила быть родителем появляется сама собой, она возникает без усилий, позерства
и без наказаний. Именно когда нам не хватает власти, мы склонны применять силу.
Чем больше у родителя силы, тем меньше насилия ему приходится применять при
выполнении повседневных родительских обязанностей. С другой стороны, чем меньшей
силой мы обладаем, тем чаще мы склонны повышать голос, проявлять жестокость,
угрожать и искать рычаги, которые позволят заставить наших детей выполнять наши
требования. Потеря силы, с которой сталкиваются современные родители, привела к
тому, что литература по воспитанию теперь изобилует техниками, которые в любых
других обстоятельствах мы бы назвали подкупом и шантажом.
Сила абсолютно необходима для успешного родительства. Почему нам
необходима сила? Потому что у нас есть
обязанности. Природой не предусмотрено существование родительства без силы,
необходимой для выполнения обязанностей, которые оно несет. Невозможно понять
феномен родительства без обращения к понятию власти.
Сила, которую мы потеряли - это сила управлять вниманием наших
детей, способствовать развитию в них благонамеренности, пробуждать их защитные
силы и поощрять их стремление к взаимодействию. Без этих четырех способностей,
все, что нам остается – это принуждение или подкуп.
В чем секрет силы Родителя?
Родительская сила вытекает не из техник - неважно, насколько
хорошо они разработаны - а из отношений привязанности. Секрет родительской силы
- в зависимости ребенка. Дети рождаются полностью зависимыми, они не в
состоянии самостоятельно найти свой путь в этом мире. Отсутствие жизнеспособности
в качестве самостоятельных существ делает их крайне зависимыми от заботы,
руководства и управления, поддержки и одобрения, чувства дома и принадлежности.
Именно зависимое положение ребенка, в первую очередь, делает
родительство необходимым. Если бы дети в нас не нуждались, мы бы не нуждались в
родительской силе.
На первый взгляд, детская зависимость кажется достаточно простым
явлением. Но трудность состоит в том, что быть зависимым - вовсе не означает
«быть зависимым от собственных воспитателей». Каждый ребенок рождается с
потребностью в воспитании, но по окончании периода младенчества и раннего
детства не все дети обязательно будут искать его у родителей.
Наша родительская сила заключается не в том, насколько зависим
ребенок, а в том, насколько он зависим именно от нас. Сила, позволяющая нам
исполнять родительские обязанности, заключена не в беспомощности нашего ребенка,
а в том, что он обращается за помощью именно к нам.
Мы не можем по-настоящему заботиться о ребенке, который не
рассчитывает на нашу заботу о нем или который зависит от нас только в плане
еды, одежды, крыши над головой и по другим материальным причинам. Мы не можем
эмоционально поддерживать ребенка, который не обращается к нам за помощью в
удовлетворении своих психологических потребностей. Очень тяжело направлять
ребенка, который не нуждается в наших указаниях; попытки помочь тому, кто не
ищет нашей помощи, утомительны и обречены на провал.
То, что кажется нам независимостью - это всего лишь зависимость,
перешедшая к другим. Мы так стремимся к тому, чтобы наши дети быстрее начали
делать все самостоятельно, что просто не замечаем, насколько зависимыми они на
самом деле являются. Как и слово «сила», слово «зависимость» приобрело
негативную окраску. Мы хотим, чтобы наши дети были самостоятельными, самомотивированными,
самоориентирующимися, обладали самоконтролем, полагались на свои собственные
силы и были уверены в себе. Мы так старательно поощряем в детях независимость,
что уже совершенно забыли, что такое детство.
Родители жалуются на то, что дети поступают им наперекор и
отталкивают их, но они редко замечают, что дети перестали обращаться к ним за
советом, поддержкой и помощью. Их беспокоит то, что дети не подчиняются их
справедливым требованиям, но они, кажется, даже не задумываются о том, что дети
больше не стремятся заслужить их нежность, одобрение и признательность. Они не
замечают, что дети теперь обращаются к ровесникам за поддержкой, пониманием,
близостью и чувством принадлежности. При перемещении привязанности зависимость
перемещается тоже. Такая же участь постигает родительскую силу.
Большинство родителей чувствуют потерю своей силы, когда их дети
становятся ориентированными на ровесников, даже не понимая, что именно
происходит. Вниманием такого ребенка сложнее управлять, он становится менее
почтительным, родители перестают быть для него авторитетом.
Что позволяет нам быть родителями?
Чтобы воспитание было эффективным, необходимы три компонента:
зависимое существо, которому нужна забота
взрослый, желающий взять на себя ответственность
крепкая привязанность ребенка к этому взрослому
Наиболее важный компонент этой смеси - привязанность ребенка к
взрослому - чаще всего игнорируют или упускают из виду. Многие настоящие и
будущие родители все еще находятся в плену убеждения, что достаточно просто
взять на себя родительскую роль, неважно, усыновил ли ты ребенка, взял на воспитание,
вступил в брак с одним из его родителей или являешься его родителем
биологически. Мы ожидаем, что потребности ребенка в заботе и нашего желания
быть его родителем будет достаточно.
Признавая, что родительской ответственности достаточно для
успешного воспитания ребенка, но не осознавая важность привязанности, многие
эксперты заключают, что проблема кроется в родительских ноу-хау. Для
исполнения родительской роли необходимо изучить огромное количество воспитательных
техник - во всяком случае, так считают эксперты.
Специалисты по воспитанию детей и издательская индустрия предлагают
родителям то, о чем они просят, вместо того, чтобы открыть им глаза на
глубинные причины. Тонны даваемых ими советов скорее усиливают у родителей
чувство собственного несоответствия и неготовности к возложенным на них
обязанностям. Тот факт, что большая часть предлагаемых методик неэффективна, не
снижает скорости появления новых обучающих техник.
Как только мы начинаем воспринимать родительство как набор навыков,
которые необходимо освоить, нам становится сложно увидеть процесс в ином
свете. Какая бы проблема ни встала на пути, мы тут же предполагаем, что для ее
решения надо бы почитать очередную книгу, пройти очередной курс или освоить
еще один навык.
Доводы в пользу того, что родительство является набором определенных
навыков, на первый взгляд, кажутся достаточно логичными, но, хорошо подумав,
мы поймем, что здесь кроется чудовищная ошибка. Такой подход противоречит
природе, поскольку он заставляет нас опираться на экспертов, лишает родителей
их естественной уверенности в своих действиях и заставляет чувствовать себя неполноценными.
Нам очень легко принять мысль о том, что наши дети не слушают нас, потому что
мы не знаем, как заставить их нас слушать, что наши дети игнорируют наши
просьбы, потому что мы пока не овладели правильными приемами, что наши дети
недостаточно уважают авторитет старших, потому что мы, родители, не научили их
вести себя уважительно. Мы упускаем из виду главное: важны не навыки родителей,
а отношение ребенка к ответственному за него взрослому.
Когда мы узко фокусируемся на том, что нам следует делать, мы становимся
слепы к нашим взаимоотношениям с собственными детьми и к неполноценности этих
отношений.
Родительство - это прежде всего отношения, а не навыки, которые
необходимо приобрести.
Привязанность - это не поведение, которому следует учиться, а
связь, которую нужно отыскать.
Родительское бессилие сложно заметить, потому что раньше родители
пользовались своей силой, не осознавая этого. Она была автоматическим,
невидимым, неотъемлемым компонентом семейной жизни и традиционных культур.
По книге Г.Ньюфелда и Г.Матэ
«Не упускайте своих детей»
(продолжение следует)
Снежана Фурсова,
консультирую в онлайн по вопросам отношений с детьми, воспитания, развития,
отношения с матерью.
Copyright 2006-2013 Снежана Фурсова. Все права защищены. При любом копировании материалов обязательно указание автора и ссылки на первоисточник. Написать письмоsnezhana_f@yahoo.com