Фактор матери Воспитание совести. В. А. Сухомлинский
Фактор матери
Родители
имеют великую привилегию и в то же время
великую ответственность:
создать основу храма ребенка, то есть
представление о самом себе.
Р. Кэмпбэл
Совесть есть у всех.
Не наше дело воспитывать совесть;
"воспитание совести" - так по-русски не говорят,
совесть сама возникает в душе ребенка.
Наше дело - воспитывать совестливость.
С.Л. Соловейчик
Продолжаю тему «Становление
совести». Случайно нашла статью В. А. Сухомлинского. Очень многие положение его
понимания воспитания совести очень актуальны и сегодня.
Убедитесь сами! Некоторые выдержки из статьи «Воспитание совести» В.А. Сухомлинский
Совесть — это
эмоциональная и моральная оценка человеком
собственного поведения, поступков, как хороших, так
и плохих.
Совесть
— это переживание и осознание ответственности за свое поведение
перед людьми и перед самим собой.
Совесть — это
прежде всего желания, стремления творить добро, видеть себя хорошим.
Совесть проявляется (и
вместе с тем и воспитывается) тогда, когда поведение человека никто не
проверяет, не контролирует. Совесть состоит в том, что человек проверяет себя,
контролирует себя.
1. Воспитание совести —
одна из тончайших сфер процесса формирования духовного мира человека, ибо здесь
мы имеем дело с внутренним миром личности, с чувствами, мотивами поведения.
Первоисточником, побудительным толчком каждого поступка человека
являются внутренние духовные силы – убеждения, эмоции.
2. Моральные понятия (о
добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости) могут
быть хорошо понятыми, «усвоенными», но это еще не значит, что они превратились
в глубоко внутренние личные стремления, желания,
т.е. стали личной совестью. Пятнадцатилетний подросток
Ч. вчера на уроке говорил, отвечая на
вопрос учителя, об уважении человека к человеку, он прекрасно
«усвоил» эту истину, а сегодня залез в сарай к соседу,
украл кролика. Он с хорошо
поставленной интонацией выразительно читал стихотворение, в котором повторяются
слова «человек человеку — друг, товарищ и бpaт» и сразу же после этого
украл у товарища варежки. Моральная образованность, знание
нравственных понятий — это еще не воспитание совести.
3. Нравственное
воспитание резко отличается от обучения тем, что, обучая, мы сразу же можем
получить информацию о том, как знания усвоены. Воспитывая же, мы не
знаем, не можем сразу видеть, как наше влияние трансформируется во внутреннем
духовном мире личности. Большим недостатком практической воспитательной
работы является то, что часто мы видим воспитательную цель в том, чтобы
донести моральные истины до сознания
учащихся, сделать их предметом мысли. Это очень
важная часть воспитания, но
с этого воспитание только начинается.
4. Воспитательная цель
этой тончайшей сферы — воспитания совести — состоит в
том, чтобы моральная истина стала личным стремлением,
желанием. Совесть как чувство
моральной ответственности воспитывается и выражается, раскрывается
и формируется только в деятельности, поведении, в обстановке, при которой
моральная истина становится личной точкой зрения, линией поведения.
5. Важно, чтобы человек
делал добро и поступал справедливо из внутренних побуждений, а не ради
похвалы. В связи с этим недопустимы организация соревнований и конкурсов, где
показателями, по которым оценивается победитель, являются хорошие поступки.
(Это остро критикуется в стихотворении А.Барто «Три очка за старичка»). Дело
дошло до того, что в походах юных следопытов стали
называть победителем того, у кого больше писем от ветеранов войны,
от Героев Социалистического Труда и т.п. Эти уродливые явления должны нас
настораживать.
6. Когда-то людей пугали
страшным судом: там все выяснится, все потаенное станет ясным, бог обо всем
знает и за все воздаст. Для верующих этот источник совести имел огромнейшее
значение — не для лицемеров типа Иудушки Головлева, а для верующих, таких, как
Екатерина (А.Н.Островский «Гроза»). Этим источником совести никак нельзя
пренебрегать, изучая совесть в историческом и психологическом плане. Если
верующий боялся чего-то, то теперь, когда нет веры в бога, человек тоже должен
чего-то бояться, что-то для него должно быть святым, нерушимым.
Задача очень тонкая и
сложная. Она состоит в том, чтобы для человека было что-то святое и нерушимое.
Этим святым и нерушимым должны быть нравственные человеческие ценности,
накопленные, добытые, усвоенные, выстраданные людьми на протяжении тысячелетий
истории человеческого общества. Святым и нерушимым для человека должны быть
сам человек, его честь, достоинство, красота. «Человек — это бог, если только
он человек, и если он бог, то он на самом деле прекрасен», — писал видный
немецкий поэт XVIII—XIX вв. Гельдерлин. В этих словах — глубокий смысл.
7.Воспитывать совесть у
человека — это прежде всего раскрывать
перед нашими воспитанниками то прекрасное, что есть в человеке и
что способно пробудить у каждого подростка, юноши, девушки желание быть
настоящим человеком. Был в моей практике такой случай. Прочли мы в классе
стихотворение Виктора Гюго «Стреляйте, я пришел». Стихотворение так потрясло
детей, что один 12-летний
мальчик, Коля О., после занятий,
когда я остался один в школе, пришел ко мне и сказал: «Я рвал
в саду яблоки, больше этого никогда делать не буду»
(из доклада директора школы
В.А.Сухомлинского). Каждый классный
руководитель должен выбирать для бесед с учениками
такие образцы нравственного величия, красоты, доблести,
чтобы у человека обострялся взгляд в
самого себя, чтобы ему хотелось быть хорошим. Это одна из тончайших проблем
воспитания.
8.В воспитательном плане
важно особо предвидеть то, что нелегко. Нужно добиваться того, чтобы ребенок в
годы детства и отрочества вкладывал свои духовные силы в труд и прежде
всего в очеловеченный труд — труд во
имя счастья и блага людей. Это тоже одно
из важнейших условий воспитания совести.
9.Следует бороться с
потребительским отношением к человеку — это тоже одно из важнейших условий
воспитания совести. Бесстыдным, наглым становится тот, кто считает, что ему
обязаны все, что он — ни перед кем не обязан. Здесь нужна чуткая воспитательная
работа с родителями. Необходимо глубоко задумываться над тем фактом, что среди
подростков и юношей есть и такие, которые ведут паразитический образ жизни:
ничего не дают, а берут все. Для человека нет ничего более святого, чем
обязанность трудиться («Если есть на свете божество — это труд и чудеса его», —
пишет И.Сельвинский. И дальше: «Человек, влюбленный в труд, — это чудо, ангел и
творец»).
Тунеядство ведет к
пренебрежению элементарными требованиями человеческой морали. Тунеядец не
может понять и объять сердцем и разумом, что такое человеческая верность.
10.Одна из важнейших и
сложнейших сфер нравственного воспитания — это воспитание у человека
обязанности перед другим человеком, это верность человеку. Невоспитанность и
невежество в этой сфере приносят большое горе людям (некрепкие браки, родители
оставляют детей, а дети — родителей). Воспитывать совесть — это значит учить
человека переживать потребность в
человеке.