Радости воспитания
Развитие талантов и способностей Ценность Труда От всякого труда есть прибыль, а от
пустословия только ущерб. Притчи Соломона 14:23
Труд – важнейшая
область жизни. Огромная частьвремени и
сил уже в детстве тратиться на работу. Совсем маленький ребенок уже работает. В
это понятие входит:
- повседневные дела – личная гигиена, выбор
одежды, - распределение времени, содержание в порядке
игрушек… - школьные уроки, - спортивные занятия, - увлечения, - профессиональное обучение…
Бог создал
человека не только для отношений и близости с другими людьми, но и для
плодотворноготруда. Каждый человек
обязан в этом мире делать что-то осмысленное. Бессмысленный труд может быть таким же бесполезным, как и патологическое безделье.
Первым людям Адаму и Евебыло заповедано
владеть землей и править ею. Через века ничего не изменилось. Только сегодня мы
можем назвать это призванием. Человек способен ощутить всю радость жизни через плодотворный
труд в своем призвании – в сфере своих талантов.
С самого раннего детства
ребенку надо показывать преимущества плодотворного труда, обучать в процессе
труда, развивать характер в области индивидуальных специфических способностей каждого
отдельного ребенка. Семейных талантов не бывает. (Раз дед был таким, ты тоже должен стать
подобным). Важно показывать ребенку значение компетентности в своем деле.
Раскрывая талант
ребенка постепенно и целенаправленно, родители
могут здорово помочь своим детям стать специалистами в той или иной области.
Научить работать хорошо и вносить
значимый вклад в жизнь, благодаря своим
навыкам и способностям.
Ребенок, обладающий
навыками, лучше действует во взрослой жизни,где многое зависит от опыта и умения. Такой человек располагает большими
возможностями и извлекает больше удовлетворения от жизни,правильно применяясвое умение и навыки.
Труд- вещь хорошая, важная, обязательная. Чтобы
развить в ребенке компетентность, нужно, прежде всего, помочь «настроиться» ему на рабочий лад.
Необходимо создать в семье среду, в который ребенок мог бы усвоить реальность: труд – вещь хорошая, важная и общеобязательная, но никак не наказания. Очень
глупо поступают родители, которые применяют труд как наказание. Подумайте
трезво, ребенок вырастет, будет ли он с радостью вести свою профессиональную
деятельность, если в его сознании будет закреплено, что трудиться сродни наказанию?
В раннем детстве
каждый малыш может и хочет справлятьсяс
работой. Дети не рождаются ленивыми. Как родители преподнесут своему чаду
процесс работы, многое зависит. Малышу
важно увидеть в работе важную составляющую жизни, точно так как и друзья, родители, удовольствия.
От природы
заложено желание трудиться в человеке. С появлением на свет ребенок начинает выполнять
какие-то задания. Младенец, который забавляется игрушечкой, уже занят важным
трудом, соответствующим данному периоду жизни: он обучается держать в руках
различные предметы и управлять ими.
Родитель могут
помочь малышу сосредоточиться на еготруде,
освоить этот опыт и еще глубже погрузиться в него. Если родитель обнаружил, что
ребенок более склонен приобретать навыки катания на велосипеде, нежели
выполнять домашнюю работу, то важно помочь ребенку освоить необходимый навык, даже если кажется, что ребенок должен выполнять
совершенно другую работу. Важно наблюдать за детьми, к чему у них есть тяга и желания,
и направлять детскую энергию в нужное русло. Вы не представляете, на сколько
радостно происходит процесс воспитания, если родитель уловил момент и помог
своему ребенку осваивать навыки там, где возник подлинный и неподдельныйинтерес у ребенка. Часто это может оказаться совершенно
неожиданная сфера для самих родителей. Мамы, папы могут сами быть некомпетентными в сфере интересов
своего чада. В таком случае надо поискать
профессионала и вручить своего ребенка для обучения мастеру.
Если ребенок
растет в семье, где родители увлечены своей работой и получают удовлетворение
от нее, то он впитывает идею, что работа это радость и удовольствие. Вначале
маленький ребенок может воспринимать работу родителей как разлучницу, испытывать ревность. Ему важно
видеть, как взрослыеувлечены работой.
Интересные стороны родительской профессии должны постоянно всплывать в семейных
разговорах. Пусть ребенок увидит, что вы любите его, но работа также является важной
для вас в жизни. Ребенок существо очень пластичное, пусть он впитает в себя образ
родителей, как успешных и реализованных
людей, которые нашли свое место в жизни и с радостью зарабатывают деньги, удовлетворены своей работой.
Работа составляет
часть системы ценностей человека, становится
частью жизненной миссии, придает смысл жизни. Уделяйте время, чтобы объяснить
сыну или дочери, почему именно вы занимаетесь избранным трудом, в чем ценность
и польза вашей деятельности для людей, почему вам это нужно. Самый правильный
ответ на вопрос «Почему я делаю это?»-
«Я просто не могу иначе!!!» Если у вас
готов такой ответ на вопрос, то значит вы на правильном жизненном месте и с
трудовой сферой у вас дружба и взаимопонимание.
Ребенок должен
воспринимать работу как важную составляющую цельной жизни.
(продолжение
следует)
И
снова доктор педагогики Джеймс Добсон
и его советы.
Вопрос: Наш 15-летний сын буквально кипит о раздражения, изливая
его на всю нашу семью – на мать, меня и своих сестер, как впрочем, и на весь
мир. Поверьте, мы ничего не делаем такого, что могло бы спровоцировать его
гнев. И я не понимаю, от чего это происходит. Родители других подростков
жалуются на то же самое. Почему так много подростков проявляют агрессию по
отношению к своим родителям и домашним? Иногда кажется, что они больше всего
ненавидят тех, кто их любит!
Ответ: Отчасти это происходит потому, что подростки занимают некое
«пограничное» положение. Они живут в мире, где еще не могут пользоватьсяпривилегиями взрослых людей и в то же время
уже не могут пользоваться преимуществами детей. Подумайте над тем, какова,
например, жизнь пятнадцатилетнего подростка. Все широко разрекламированные
привилегии и соблазны взрослой жизни – для него запретная зона, потому что он
«слишком молод». Он не может водить машину и не может жениться, он не может
завербоваться в армию, не может пить, курить. Не может работать или уйти из
дома. Его сексуальный аппетит не может быть удовлетворен именно тогда, когда
мысли особенно об этом занимают его. Кажется, единственного чего от него
ожидают и что ему нужно делать,это
сидеть в школе и читать скучные учебники. Конечно, это преувеличение, но именно
такая картина предоставляется глазам подростка, который чувствует себя
обделенным и незаслуженно наказанным.
Чаще всего раздражение у современной молодежи вызывает ощущение этой кажущейся
несправедливости.
Есть еще фактор
переменчивости настроения подростков. Я убежден, что гормональные изменения,
происходящие в их организме, оказывают на их чувства намного более сильные
влияние, чем мы считали раньше. Подросток, по-видимому, во время гормональных
сдвигов в организме испытывает такое же нервное напряжение, какое испытывает
женщина накануне менструации, во время менопаузы или переутомления. Как иначе объяснить
универсальность эмоциональной нестабильности подростков в это период?
В результате наблюдений за многими и многими детьми, которые перешли из детства
в ранний подростковый возраст, я могу свидетельствовать о том, что с какой
поразительной точностью в них проявляются характеристики, о которых предупреждают
учебники. Словно в детях срабатывает заранее внедренная программа, как в
компьютере. На самом деле, возможно, так оно и есть. Я не могу доказать
достоверность этой гипотезы, но гад за годом я все больше убеждаюсь в своей
правоте.