Радости
воспитания Развитие талантов и способностей
И одному дал он пять талантов, другому два, иному один,
каждому по силе его; и тотчас отправился.
Евангелие от Матфея 25:15
Нет ни капли сомнения, что все
дети талантливы. Но природа решила припрятать талант. Найти,раскрыть, способствовать развитию талантов своего ребенка
– это одна из важнейших задач родителя. Для этого важно быть очень чутким к
ребенку, учиться удовлетворять не только физические, нодушевные и духовныепотребности сына или дочери.
Признаки одаренности надо уметь
замечать, они не всегда ярко выражены. Ребенок может и сам их не показывать,
если не создать ему благоприятную среду для раскрытия своего таланта.
В психологии под «одаренностью»
принято понимать: - общие умственно-духовные способности;
сюда можно отнести - умение обобщать, рассуждать на отвлеченные темы, решать
проблемы и учиться на собственном опыте.
- конкретные таланты; к музыке, рисованию, стихотворчеству….
Яркий признак некоторой
одаренности - раннее развитие речи.
В ребенке может присутствовать одаренность в избытке, но может пройти незамеченной никем, если между
ребенком и взрослым нет доверительных отношений. Талант, не говоря уж о
скромных поначалу способностях и склонностях, проявляется лишь в атмосфере
теплоты и доброжелательности, любви и заботы. Окруженные любовью малыши
развиваются интенсивнее.
Если родители относятся с
прохладцей к малышу и его занятиям, то есть не поддерживают словесно, то у
ребенка тоже может пропасть интерес к своему дарованию.
Подмечать интерес, как можно больше уделять внимание занятиям
ребенка, в этом направлении, поддерживать,
хвалить, интересоваться – это и будет значить благоприятные условия для
развития таланта.
Талант ребенка - это единство
врожденных качеств и воздействия окружения, семейной атмосферы. Талант можно
развить, а можно загубить. В каждом маленьком человечке он вызревает по-своему.
А вот рецепт помощи развитию талантов весьма схож: теплые отношения, доверие,
любовь и интерес взрослых. Это срабатывает всегда. И это не зависит от
состояния родительского кошелька.
Опаснее всего для врожденных способностей ребенка страх и неуверенность в себе. Страх мешает малышу познавать мир - изучать новые предметы, обстоятельства, положения. Но ведь именно освоение незнакомого стимулирует развитие способностей, ибо требует соображения, работы мысли.
Еще одним интересным, на первый
взгляд парадоксальнымпризнаком
одаренности, как ни странно, является скука ребенка в школе или в детском саду. Безучастное поведение в школе или детсаду объясняется именно одаренностью
ребенка, у жизни которого присутствует несоответствие способностей и внешней среды
для их выражения.
Главное - дары!
Естественно, не все гении, но у
любого ребенка можно наблюдать сильные стороны самовыражения - дары. Если родители их не замечают - это
огромная проблема! Именно эти стороны личности смогут человеку принести наибольшую пользу всю дальнейшую
жизнь. Первое, в воспитании-желательно хорошо знать сильные стороны
личности ребенка и строить все воспитание и дальнейшее обучение именно на них.
А если не обратить на них внимания в детстве -это может оставить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека, который будет
себя ощущать бездарным и пустым.
Хочется пожелать родителям стать
хорошими садовниками больше, чем дрессировщиками зверей. Родителю полностью
подвластносоздать среду, благоприятную
для роста и развития ребенка. Родителю не подвластно ускорить рост ребенка,
прекратить развитие. Любая попытка пойти против природы закончится неблагоприятно для
ребенка. Родитель не может подталкивать ребенка к изменению, но может только
приглашать попробовать что-то новое.
(развитие темы в следующих
выпусках)
Хочу пригласить читателей
рассылки в «Город Мастеров». Это совместный проект нескольких
консультантов-психологов в сети.
На форуме можно создать тему,
которая волнует и обсудить!
На форуме можно общаться на свободные темы!
На форуме можно играть и веселиться по-детски, освобождаясь от комплексов!