Купи истину и не продавай мудрости и
учения разума Притчи Соломона 23:23
В
прошлый раз разговор был о том, что ребенок может научиться ответственности
только будучи безусловно любимым. (прошлый выпуск здесь).
В
воспитании любовь необходима. Ответственность неразрывно связана с истиной. Истина
означает признание реально существующих вещей, а ответственность- наше отношение к ним.
Ответственность,
как истина, разделяет и проясняет различные явления реальности. Ответственность
подчеркивает различие между людьми. В начале у ребенка маленькая ответственность
за свою жизнь, но по мере взросления она увеличивается.
Любовь
необходима для развития характера, но ее одной недостаточно. Благодаря любви
ребенок чувствует себя в безопасности. Но этого мало – он должен узнать истину,
познакомится с ответственностью, обязанностями, научиться их исполнять.
Неразумно возлагать вину за дурное поведение на человека, незнающего истину.
Истина становится руководством, которому человек подчиняется, осваивая
житейские правила.
Если
родители устанавливают четкие и соответствующие взрасту границы, давая детям
ясно понять, что от них ожидается, то дети, подрастая, смогут лучше отвечать на
предъявленные им жизнью требования.
Если
родители требуют меньше, чем ребенок может сделать, то получиться следующее –
незрелость и недостаточные способности к жизнедеятельности. Если вы потребуете
слишком много, на что ребенок пока еще не готов, то ответом будет раздражение,
либо малодушие.( в конце выпуска перечисление по возрасту возможностей ребенка,
за которые он готов нести ответственность).
Важно
и то, в какой форме подается ребенку истина – необходимые жизненные правила.
- Правилаи требования должны основываться на семейной системе ценностей. Для
начала данные ценности должны быть обговорены между родителями и приняты единогласно.
( не секрет что каждый супруг вынес со своей семьи свои ценности, вступая в брык,
возможно они нуждаться в изменении и корректировке уже соответственно новой
семьи).
- Действовать надо обдумано, а не под влиянием
крайних обстоятельств. Ни в коем случае не устанавливать правила для ребенка в
порыве гнева.
-
Правила нуждаются в повторении для ребенка. Родитель должен удостовериться, что
сын или дочь поняли, что от них требуется.
- Важно сообщить ребенку обязанности всех
членов семьи и стараться додерживаться их.
-Важно установить грань между общеобязательными правилами предписаниями для
конкретных, исключительных случаев.
Перечисление
самых необходимых задач, которые
родители вправе требовать от детей согласно возрасту ( по книге Генри Клауда
иДжона Таунсенд « Как воспитать замечательного ребенка»)
ВОЗРАСТЗАДАЧИ
МладенчествоДоверие
Зависимость
Привязанность
Физическое
развитие (режим еды, отдыха, рост)
Умение ориентироваться и находить объект
привязанности
Способность принимать утешение от другого
человека
Ранее детствоБыстрое физическое
развитие и взаимодействие с окружающим миром
Все
большая подвижность, ползание, а затем умение ходить.
Исследование
окружающего мира, появление любознательности
Первые
навыки использование и понимания языка
Развитие способности
замечать и признавать границы
В конце
периода понимание, что открытое неповиновение бесполезно
Возрастание
независимости и отдаленности
Установление
правил
Младшая школаНавыки игры,
проявление способностей, например к спорту, искусству, музыке…
Новые
навыки отношений и взаимодействия с разными людьми
Развитие
интеллекта
Привычка
соблюдать правила даже в отсутствие властных фигур
Развитие
моральных и духовных качеств
Уважение к
другим людям и их собственности
Начало
сексуального воспитания
ОтрочествоНеобходимость
принять изменения своего тела по мере того, как проявляются взрослые
физиологически качества
Пробуждение
сексуальности
Расширение
системы нравственных ценностей, включающей и область секса
Включение
в моральное воспитание отвлеченных понятий. Развитие способностей постигать
принципы и причины, по которым надо соблюдать правила.
Изменений отношений с родителями в соответствии
с возрастанием зрелости
Приобретение большей независимости
Укрепления навыков общения с
противоположным полом, первые свидания
Дальнейшее развитие талантов и
способностей, обнаруженных на предыдущих стадиях развития
Большая сосредоточенность на личных возможностях и
способностях
Проверка и самостоятельная выработка
ценностей
Выбор группы сверстников
Значительное влияние сверстникови способность иметь с ними дело
Подготовка к самостоятельной жизни вне
дома
От
детей нельзя требовать слишком много потому, что для решения каждой задачи существуют
«критические окна» времени. Это связно с ростом и укреплением человеческого мозга.
Например,
если период близости прожит в ускоренном темпе или вообще пропущен, то ребенку будет
трудно потом его наверстать. Если слишком поздно вводиться дисциплина, то агрессия
может выйти из-под контроля и стать неотъемлемой чертой складывающейся личности.