Доброго времени суток !
С вами Галина Острикова и рассылка
"Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам?".
Должен ли папа обижаться на ребенка за “ростовщичество» ?
Очень часто взрослые ,сами того не осознавая , подают детям неправильный пример, а потом обижаются на детей, которые начинают поступать точно также, как они.
В истории, которую я нашла в журнале «Мама и малыш», описана ситуация, где папа в шутливой форме сказал ребенку о процентах, которые нужно взять с бабушки, которая хотела воспользоваться деньгами из копилки внука на какие-то нужды, не забыв при этом объяснить сыну азы банковского процента, а потом спустя месяц ребенок решил взять проценты с самого папы , которому такой поворот событий не понравился.
А почему ребенок должен был поступить иначе, если его действия абсолютно логичны? Чему научили, то и получили!
Ведь шутки по поводу денег уместны только с теми, кто их понимает. Ребенок не знает всех правил обращения с деньгами, поэтому шутить с ними на эту тему опасно. Шутка может быть неправильно истолкована и в будущем обращена против вас.
А часто сами взрослые не очень-то понимают всех тонкостей обращения с деньгами, поэтому лучше не искажать ребенку и так искаженное представление о деньгах, которое он получает дома.
Так что " ростовщичество" ребенка, а именно: желание получить проценты за пользование деньгами из копилки это не вопрос морали: этично или неэтично желание ребенка получить доход?
Это всего- навсего, вопрос этичности, уместности и правомочности способа получения дохода, т.е. неправильно понятая и неправильно объясненная тема сбережения, а именно: как использовать деньги из копилки?
Если папа хотел объяснить ребенку, что сбережения могут приносить доход, то желательно объяснять разницу между сбережениями и инвестициями, и о роли банков в этом процессе.
То, что платят банки простому вкладчику за пользование его деньгами – это всего лишь стимулирование ( поддержка ) желания человека сохранять деньги. А инвестиции – это вложения с целью получения дохода, ставка которого превышает ставку по банковскому проценту, иначе не стоило бы и вкладывать, так как инвестиции – это всегда риск. И для того, чтобы его минимизировать, нужны знания и опыт.
Банки кредитуют инвесторов, чтобы ускорить процесс получения прибыли и оборота денег, но для этого у них есть установленное законом право заниматься такой деятельностью, есть профессиональный штат, который может оценивать риски , и которые просто так и кому попало денег не дают, чтобы не принести вред не только себе ( потеря денег) , но и тому , кто хотел получить деньги в долг, потому что неподготовленность ( отсутствие четкого расчета вложений с целью получения отдачи)
приводит к серьезным проблемам у заемщика и у тех, кто от него зависит.
А кроме того, любой доход подразумевает наступление ответственности по уплате налогов, потому что иметь деньги – это не только удовольствие, но и обязательства, которые надо выполнять.
Так что ребенок, имеющий деньги в копилке, должен учиться вкладывать, а не ссужать деньгами тех, кто у него их просит. Причем вкладывать так, чтобы научиться сначала получать нематериальную отдачу от своих вложений, и научиться понимать ценность отношений и своих чувств по поводу сделанных покупок.
Может ли ребенок давать деньги из копилки родителям? Да, конечно, но только надо просить не о деньгах, а о помощи в виде денег и объяснять, что сейчас у вас есть временные трудности,
и что вся семья пытается каким-то образом решить возникшую проблему. И что вы будете ребенку признательны за то, что он отнесется к этому с пониманием.
А кроме того, объяснить, что вы с уважением относитесь к тому, что он умеет хранить деньги, и что берете вы их у него не навсегда, а по возможности вернете обязательно, потому что это важно иметь какую-то сумму денег в наличии, чтобы поддерживать и себя и других.
И не собираетесь их у него отнимать, иначе в последствии он всегда будет стараться избавиться от денег, как можно скорее, чтобы их у него не отняли.
Может ли ребенок давать деньги своим друзьям под проценты?
Нет , потому что вступая в денежные отношения структура этих отношений может измениться с дружеской на договорную. А договорная - подразумевает выполнение обязательств. И если что-то идет не так, то ребенок не только теряет деньги, но и друзей, не говоря уже о том, какие последствия может принести неподготовленность инвестиций для того, кто хочет использовать чужие деньги. И сиюминутная денежная выгода может привести к потери долговременных отношений.
И во-вторых, правомочность таких отношений. Чтобы вступать в договорные отношения, надо достичь дееспособного возраста. Чтобы заниматься таким видом деятельности нужно иметь специальное разрешение, которое подразумевает ответственность за все риски, которые возникают при кредитовании .
А как же тогда учить ребенка получать от денег какой-то доход и разве не надо рассказывать о силе сложных процентов? Надо. Но надо делать то же, что и делают банки: мудро стимулировать его желание сберегать, чтобы позволить ему вкладывать в то, что представляет для него ценность, и в то, что без вашей помощи ему сегодня не по карману.
Это позволит ребенку не размениваться по мелочам и учиться определять настоящую ценность в жизни. И делиться деньгами ( вкладывать деньги) сначала ради чувств, ради помощи и только потом ради денег, потому что счастье не в деньгах, а в том, как он их использует!