Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам?


Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам?

Домашняя наука о деньгах от Продвинутой мамы

Выпуск 57

7 мая 2010 года

Доброго времени суток !
С вами Галина Острикова и рассылка
"Как воспитать в детях здоровое отношение к деньгам?".

Сегодня в рассылке:

1 .Что делать , если ребенок  не может накопить на что-то существенное?

 

Уважаемый подписчик!

 

Пришло такое письмо:

«У сына время от времени возникает цель накопить карманные деньги на что-то конкретное, например, на диск. Несколько дней он стойко и упорно помнит о своей цели и говорит, что тратить деньги по пустякам не собирается.
Но вдруг  внезапно  он  меняет свое мнение, забывает про цель и все спускает на жевательные резинки , чипсы и «бомбошки».  И это не единичный случай. Вопрос: как научить ребенка  достигать поставленной цели?  Юлия»

Вот что могу сказать по этому поводу?

Читайте ниже:

 

Что делать , если ребенок  не может накопить на что-то существенное?

Автор: Галина Острикова



Родители очень часто жалуются, что ребенок не может накопить  денег на что-то более существенное, чем жевательная  резинка, чипсы и прочие магазинные удовольствия . Однако, попытки остаются попытками, а родителей мучают сомнения, в чем проблема : в их  ребенке  или в том, что они не готовы обсуждать тему денег  с ним  настолько глубоко, насколько  этого требуют ситуации, в которые  он попадает все чаще и чаще…

 

Почему ребенок не может накопить ?

Потому что у него нет мотивации!  Что  это за мотивация, когда приходиться отказывать себе в удовольствии  прямо сейчас, ведь  именно это предлагают родители,  или решает сам ребенок,   используя  родительскую модель или подсказки, когда    связывает достижение финансовых целей  с  процессом  накопления денег?

Ведь  процесс кажется  безрадостным, а будущие выгоды  туманны…

Согласитесь, ведь  и  взрослые тоже не всегда хотят копить деньги ,  например,  на машину или квартиру,  потому что  знают, что  при таких темпах накопления , при текущей зарплате и инфляции накопить на что-то серьезное крайне трудно, и предпочитают искать другие способы достижения цели (  кредит,  выгодное замужество,  смена работы и прочее…)

И не знает  ребенок, а вернее, не знают родители, которые    пытаются научить ребенка  обращаться с деньгами, что  накапливать  (сберегать ) деньги нужно только для особого использования в будущем и как денежный «магнит», который будет  притягивать деньги и символизировать стабильность .

И сбережение – это не отказ от удовольствий, это просто умение жить на часть своего дохода, при котором   у сбереженной  части – своя миссия: помочь вам чувствовать себя отлично с деньгами и не зависеть от них  ни в настоящем, ни в будущем.

И если речь зашла о сбережении, то чтобы научить ребенка   сохранять  какую – то часть  денег,  то нужно  создать ему дополнительные стимулы. Сбережение только части денег ( определенный процент от того, что он имеет) позволит ему спокойно относиться к  тому, что деньги есть  и должны быть в наличии всегда  для особого использования в будущем,  ( со временем вы сможете объяснить ему, что это значит),

 а ваше участие в этом процессе ( стимуляция  в виде процентов на сбереженные средства, как у Дэвида Оуэна  в книге «Банк папы» или вхождение в долю  при вложении на сберегательные счета, чтобы сумма была адекватной допустимым вложениям в настоящих банках, поможет ребенку  увидеть реальный «выигрыш» от накопления и поверить, что  сложный процент, действительно,  стоит того, чтобы сберегать. 

Почему   «инвестиционный»  период должен быть для ребенка  активным, а не пассивным?

Что же касается   удовлетворения  детских желаний, то  сбережение    денег  здесь не подходит, так как  игра с родительскими деньгами ( ведь финансирование   карманных денег осуществляется из вашего  кошелька)  не учит ребенка   получать удовольствие от  применения собственных способностей, а это  имеет непосредственное отношение к тому, что будет ребенок делать в будущем, когда   потребуется удовлетворять свои желания, а родительской помощи уже не будет.

Поэтому надо поощрять ребенка  искать иные способы достижения цели, в результате которых он будет менять свои знания, навыки и способности на деньги.  И даже если   вам все равно придется вкладывать в него  свои деньги, то это будет происходить на определенных условиях обмена, в результате которого  будет расти его уверенность в себе, а процесс будет доставлять удовольствие.

Так, вы можете договориться с ним о выполнении каких-то видов работ по дому, причем не одноразовых типа «сделал-получил» , а  которые можно разбить на этапы, чтобы  посмотреть, как он будет  с этим справляться  и как будет нести ответственность.

Вы можете продумать с ним  оформление какого-то детского проекта, например, если  сын отлично  владеет компьютером, то оформить  для младшей сестры  книжку –раскраску  или сделать подборку детских сказок на определенную тему  и т.п.

В процессе выполнения таких работ ребенок будет чувствовать, что процесс достижения целей   ему по силам, опирается на его личный опыт и делает его сильнее, а кроме того, приносит удовольствие,   так как приходится  все время что-то придумывать, а значит, задействовать воображение, что  само по себе , однозначно, принесет ребенку удовольствие …

Критерии «существенности»  ,или во что вкладывать?

Вы часто  бываете не довольны  покупками, которые совершает ваш ребенок?  Но вопрос не в том, что нравится вам, а в том, что нравится вашему ребенку и на основании чего он делает свой выбор.

И если  в очередной раз ваш сын или дочь покупает себе не музыкальный или компьютерный  диск, а  жевательную резинку, то только потому , что ценность диска для него была не определена, и  желание его иметь было абсолютно спонтанным и непродуманным. 

Но чтобы ребенок  умел  отличать ценность вещи и определять свои желания,  вам надо учиться с  ним разговаривать о покупках.  Причем  говорить  не о том, что знаете вы, а о том, что узнал  ваш ребенок.

 И главный вопрос в этом случае будет таким: «Ты  доволен тем , что купил и как ты это  понял?» . И  понравилось вам то, что он купил, или нет, не имеет никакого значения,  потому что сейчас все дело в том, какие выводы сделал ребенок из покупки.

Потому  что, если ему что-то понравилось, он будет пытаться объяснить , почему, т.е. выводить свои собственные критерии ценности вещей,  которые попадают в его руки.

Если не понравилось, то тоже назовет вам список причин. И  если вы не будете осуждать его покупку, то он не будет бояться делать выводы. И  даже, если ошибся, то, вероятно, в следующий раз он поступит иначе.

Главное в этом деле – одобрение.  Ведь чем больше он ошибается, тем быстрее учится.  И только путем проб и ошибок он сможет наработать свой список критериев, по которым сможет  определять  ценность вещей, и однозначно,  каждое следующее желание будет более качественным, чем предыдущее.

А если он будет знать, во что вкладывает и почему это стоит  того, чтобы  в него вкладывали деньги и силы, то  вряд ли станет размениваться на ерунду.

Так что дело  не в том, что ваш ребенок не умеет копить, а в том, что ему это не интересно ни с точки зрения процесса, ни с точки зрения результата.

И если вы хотите помочь своему ребенку вырасти  в финансовом отношении, то должны отделить процесс сбережения от процесса достижения  целей и  помочь ему  найти не денежную мотивацию для работы со  своими  желаниями.

Галина Острикова

Дополнительная информация по теме сбережения:

Что такое сбережение? Здоровый подход

Почему вы не любите сберегать?

Почему сбережение - это не отказ от удовольствий?

Почему принцип "платить сначала себе" не основной в теме сбережения?

Почему экономия не имеет практически никакого отношения к сбережению?

Как организовать  процесс сбережения и почему он  не зависит от уровня дохода?

 

На этом сегодня все.

С наилучшими пожеланиями


Галина Острикова
Руководитель проекта
"Школа личных финансов для родителей"
http://www.familyfinance.ru

обратная связь

Copyright © 2010 by Galina Ostrikova.
Все права защищены. Разрешается публикация материалов рассылки с обязательным указанием на автора, и ссылкой на сайт: http://www.familyfinance.ru

В избранное