Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как бедным родителям помочь своему ребенку стать богатым?


Как бедным родителям помочь своему ребенку стать богатым?

от проекта "Школа личных финансов" http://www.familyfinance.ru

Выпуск 16
10 мая 2007 года

Доброго времени суток !
С вами Галина Острикова и рассылка
"Как бедным родителям помочь своему ребенку стать богатым?".

Сегодня в рассылке:

=> Как научить ребенка выполнять свои обязанности по дому?

=> МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Уважаемый подписчик!

Надеюсь, что праздничные дни Вы провели хорошо!

Хоть и с опозданием, но примите мои искренние поздравления с этими праздниками.

Особенно с Днем Победы.

Надеюсь, что Вы провели их с пользой для себя и для своих детей.

Считаю, что праздник 9 мая и традиция его отмечать - самая лучшая возможность поговорить с ребенком о патриотизме и приобщиться к тем редким моментам, когда вся страна в каком-то немыслимом единении, пронизывающем до глубины души, старается отдать дань уважения ветеранам за то, что они сделали, за их вклад в историю страны, историю семьи .

Ребенок должен об этом знать. Как и обо всем том, что он должен делать

Поэтому сегодня я хочу поговорить об обязанностях.

О детских обязанностях и детском вкладе в семейные дела.

=> Как научить ребенка выполнять свои обязанности по дому?

В последнее время я получаю много писем от родителей, которые задают мне один и тот же вопрос, как научить ребенка выполнять свои обязанности по дому?

Есть несколько причин , которые мешают выработать правильное отношение к домашним обязанностям:

Причина # 1 Развлечения, пожирающие время и деньги.

Если раньше ребенок играл в футбол во дворе, то сейчас ему больше нравится это делать на компьютере , если раньше свои развлечения он придумывал себе сам , то сейчас он предпочитает смотреть развлекательные передачи по телевизору или использовать сервисы развлечений на мобильном телефоне.

Причем развлекательных передач становится все больше, потому что деньги двигают проектами на телевидении, а новейшие цифровые технологии – все изощреннее и также направлены на извлечении прибыли их создателями.

Вот и получается, что оторвать детей от телевизора , телефона и компьютера становится делом крайне сложным, потому что родителям нечего противопоставить мощной индустрии развлечений.

Дети тратят время, которое они могли потратить на свое развитие.

Дети тратят деньги, которые не зарабатывают ..

Что же делать родителям?

При использовании телевизора – следите за собой . Если это единственный способ семейного времяпрепровождения, то попробуйте выключить телевизор и придумать что-то другое.

Если использование компьютера и телефона заслоняет все остальные обязанности и дела, то воздействуйте на время и способ их использования.

Так как компьютер и телефон в основном используются для развлечений. ( доля учебного времени на компьютере минимальна), то свяжите получение удовольствий с их финансированием.

Как это можно сделать?

Подсчитайте бюджет расходов на данный вид развлечений. Серфинг в Интернете обычно выливается в стоимость времени в сети, если у вас не выделенная линия. Значит, оговорите условия. Выполняет обязанности по дому , оплачиваете карточку на какое-то количество часов в месяц. Например, 10 часов и ни минутой больше.

Не выполняет – оплачивает развлечения сам. Чем старше становится, тем больше расходов на развлечения оплачивает из своих заработанных денег. Вот здесь и список оплачиваемых работ по дому пригодится.

С мобильным телефоном - подход тот же.

На самом деле, необходимость предупредить родителей о своем местонахождении возникает не так уж часто, и покупка телефона часто связана с данью моде ( все сверстники имеют телефон) и развлечениями на телефоне.(все играют, и я хочу )

Поэтому договоритесь о количестве оплачиваемых минут. Сколько времени надо, чтобы набрать телефон и позвонить маме? И если верить статистике , то количество входящих звонков с домашнего телефона на детский мобильный в разы превышает исходящие.

А так входящие звонки на все мобильные бесплатные, спокойно можно обходиться минимальной суммой. Потратит – остается без связи. Остается без связи – обрекает себя на прогулки в радиусе 100 метров от домашнего окна.

А хочется удовольствий – пожалуйста, зарабатывай и оплачивай. И вот тут-то будет реальная экономия. Заработанные деньги дети тратят неохотно.

Причина # 2 Чрезмерная родительская опека.

Знаете ли вы , что ваш ребенок должен в своем возрасте делать сам? Парадокс состоит в том, что в младенческом возрасте мы ждем с нетерпением того момента, когда ребенок пойдет, возьмет ложку сам, наденет кофту, завяжет шнурки. И радуемся, что у ребенка все получается. И что он растет с каждым днем.

И мы знаем до определенного времени, что будет следующим этапом в его развитии.

Но как только ребенок дорос до детского сада, с ним стало меньше проблем, кое-что он уже может делать сам, родители перестают контролировать его развитие , передавая эти заботы воспитателям детского сада и учителям в школе.

И получается, что ребенок уже вырос, а мы продолжаем относиться к нему как к маленькому. Продолжаем за него делать то, что он уже в состоянии делать сам. Я столкнулась с этим в прошлом году, когда нам пришлось переиграть схему «отведения-приведения» дочери в садик, и все утренние вопросы взял на себя папа.

Я была склонна помогать малышке раздеваться , действуя иногда на автопилоте, поэтому она иногда позволяла себе капризничать со мной, зная что мама пожалеет .

Когда папа взял все в свои руки, то у него не было времени «сюсюкать с ней». Потому что он завозил ее по пути на работу. Так что он ограничивался тем, что доводил ее до группы, говорил : «Лиз, пока» и уходил, и маленькая девочка была вынуждена раздеваться сама.

В результате это вошло в привычку, и все мамы по утрам ставили ее в пример своим детям, продолжая раздевать капризничавших детей. Но самое главное, ребенок испытывал чрезвычайную гордость тем, что справляется без помощи родителей.

И если вы столкнулись с проблемой , когда ваш ребенок не хочет что-то делать за себя сам, это как раз тот самый случай. Вы пропустили момент , когда он мог научиться это сделать сам.

Например. 14-летний подросток не убирается в своей комнате, не выносит мусор, не ходит в магазин , не стирает свои носки и т.п. только потому, что все это за него делает мама или бабушка. Пора , наверное , задуматься, что он вполне с этим справится.

Если не уверены , то вспомните себя в его возрасте. Что вам доверяли делать родители? Кроме того, подумайте о том, что в 14 лет нашим детям выдают паспорт, т.е. априори признают за ними способность к труду, хоть и на ограниченное время.

Поэтому составьте список того, что ребенок может сделать сам.

Прежде всего вопросы самообслуживания. Чистить зубы, стирать носки, следить за волосами , гладить брюки ( а почему и нет? Кто сказал, что это – прерогатива женщины?) убирать свою комнату, если таковая есть , или свою территорию в общей комнате с родителями или братьями или сестрами , чистить обувь с вечера и т.п

Далее. Какие обязанности по дому он вполне может выполнять? Дорос до выноса мусора – вперед! Ему это по силам!

И доведите составленный список дел до всех членов семьи ( особенно до бабушек, склонных жалеть внуков больше, чем собственных детей). Ваши требования к ребенку должны быть одинаковыми.

Причина # 3 . Непонимание, а зачем это ему ?

Все известно , что человек ничего не делает просто так. У него должна быть мотивация. У него должен быть стимул что-то сделать.

Например, ребенок хочет писать SMS -ки друзьям, но денег нет. Что он будет делать? Клянчить у родителей - это проще всего, если нет системного подхода к экономическому воспитанию.

Но если вы выработали систему обучения ребенка ( подробнее об этой системе вы можете узнать здесь: http://www.familyfinance.ru/childrenbook.htm ) , то он будет знать, что ему надо заработать . Т.е. появится осознанная необходимость .

Плюс ко всему он будет знать, как он может заработать ( вспомните про список оплачиваемых работ, который надо будет предусмотрительно составить ) . И ребенок будет РАБОТАТЬ !

Т.е. надо создавать стимулы! Создавать развивающие условия.

Какие должны быть стимулы к самообслуживанию ?

Признание его заслуг и взрослости. «Какой молодец – все сам делает!».

Обеспечение его выживания. «Не можешь приготовить еду – будешь ходить голодным» .

Обеспечение его соответствия требованиям окружения . «Не можешь постирать носки - девочка, которая нравится и за 3 километра не подойдет к парню, от которого дурно пахнет..».

Какие должны быть стимулы к домашним обязанностям?

Вклад в общее дело.

Родители работают и обеспечивают физическое выживание всех членов семьи ( людям надо есть, пить, одеваться, лечиться, если заболел и т.п) , а ребенок максимально помогает выполнять часть работ по дому, потому что комфортное проживание семьи - это качество и детской жизни тоже.

Об этом надо периодически разговаривать и показывать заслуги каждого члена семьи, чтобы ребенок знал, что делает каждый для общего блага. Не полагайтесь на то, что ребенок должен догадываться обо все сам. Спрашивайте его о том, что он думает по поводу того, какой вклад в жизнь семьи вносит каждый . Приучайте делать выводы и наблюдения за тем, что происходит вокруг .

Если у вас есть бизнес, ребенок вполне может выполнять часть каких-то работ.

Если у вас есть огород, который кормит всю семью, потому что другой возможности нет, то и ребенок должен вносить свою посильную лепту.

Осознание его личного вклада в семейное дело будет прекрасным развитием самооценки уверенного в себе человека,

Причина # 4 Завышенные требования к тому, что ребенок должен делать.

Вы составили список обязанностей для ребенка.

Теперь проверьте его на предмет того, а не слишком ли многого вы хотите от ребенка в силу его возраста. Например, вы требуете мыть полы в своей комнате ежедневно. А вы сами на такое способны? Может достаточно будет и одного - двух раз в неделю при условии ежедневного складывания вещей в шкаф.

Будьте разумны в своих требованиях .

Причина # 5 Отсутствие сформированной привычки.

Если вам приходиться все время напоминать ребенку об его обязанностях , то можно сказать, что привычка что-то делать для себя и для своей семьи еще не сформирована.

Поэтому вам обязательно надо посвятить какое-то время на формирование таких привычек. И это не зависит от того, сколько вашему ребенку сегодня лет. Работать над привычками никогда не рано , и никогда не поздно.

Но делать это надо постепенно. При помощи маленьких шажков и системы мотивации .

Что подразумевают под собой маленькие шажки?

Они действительно маленькие. Объясните ребенку закон «немытой чашки». Одна немытая чашка порождает гору немытой посуды. Одна брошенная вещь потребует больших затрат драгоценного времени на последующий разбор «завала», что малоприятно.

Составьте список «завальных» дел и найдите в них маленькие шажки.

Например , не вешает одежду после школы в шкаф. Разбейте этот процесс на этапы : взять вешалку из шкафа , повесить брюки, повесить рубашку, сложить свитер и убрать в шкаф.

Что нужно для того, чтобы это сделать? Просто взять вешалку.

- Можешь это сделать прямо сейчас?

- Могу.

Берет и делает.

А если не делает ? Возьмите пакет и соберите все в кучу, и предупредите , что после того, как вещи полежат в таком виде в пакете, ему придется еще и гладить.

На отработку избавления от одного «завала» выделяйте от недели до месяца . Закрепив результат, переходите к следующему.

Для закрепления привычки хорошо использовать так называемые «якоря», психологические зацепки в сознании. Чтобы привести себя в продуктивное состояние и настроиться именно на этот вид работы. Например, если ваш ребенок любит какую-то музыку , то можно связать это прослушивание с разборкой книг на его столе. После нескольких таких наслоений, желание устраивать «разборку» будет автоматически возникать при включении любимой музыки. Или наоборот, необходимость разбирать книги можно облегчить с помощью выбранного «якоря», чтобы побороть лень и сделать то, что положено.

Можно даже использовать незначительную прибавку к карманным расходам за недельное выполнение своих обязанностей без пропусков. Это как премия. Она не должна быть существенной, но и довольно приятной. Например, Рокфеллер платил своим детям за день воздержания от конфет. А вы можете приплачивать на начальном этапе формирования привычки, например, за то, что ребенок в течение недели каждый день чистил свои ботинки.

Что и говорить, воспитание детей – дело не простое. Но от результата – зависит ваше будущее. Воспитаете разумного ребенка – будете жить спокойно. Не воспитаете – будете мучиться до конца своих дней.

Поэтому примите несколько советов:

1) наберитесь терпения и действуйте , используя принцип постепенности , мотивируйте ребенка на ежедневные достижения и приучайте вносить свой вклад в семейное дело.

2) Будьте примером.

3) Ведите дневник , чтобы точно знать , откуда вы начали и что уже сделали. В трудные минуты он поможет сохранить веру в успех, потому что какая-то часть пути уже успешно пройдена.

4) Верьте в своих детей и говорите им об этом. Вера способна творить чудеса.

И удачи вам! ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Галина Острикова
автор книги «Как бедным родителям помочь своему ребенку стать богатым?» http://www.familyfinance.ru/childrenbook.htm ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

 

=> МНЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

От: Линар Хаснутдинов

"В возрасте 15-16 лет менять подростка - очень сложно, но возможно. Это как выпустить на улицу зимой канарейку из клетки, которая представления не имеет не о чем кроме клетки.

Но, продолжая аналогию, можно на первых порах корм вытащить за пределы клетки, и оставить дверцу открытой и т.д.

Приобщить постепенно можно, однако хочется обратить Ваше внимание на первопричину данной ситуации - в основе которой лежит "материнская любовь".

Мы видим как подобная забота делает из людей - "растения".

ЭТО НЕ МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ!

Опека, которая лишает самостоятельности, желание уберечь от проблем, которые чему-то научили бы ребенка, подростка - опыту, связи между своим поведением и последствиями (пока цена ошибкам - "синяки").

Опека матерей обездвиживает.

Вы, уверен, согласитесь, что материнская любовь это скорее поддержка при необходимости, чем замена всякой деятельности, с "благой" целью уберечь от всего и вся.

Я не считаю женщин виноватыми, - ведь они хотят быть хорошими матерями.

Проблема в о б щ е п р и н я т ы х п р е д с т а в л е н и я х в обществе о хороших матерях.

Я призываю Вас, через ваши рассылки, или другими способами начать "разъяснительную работу среди народа". С уважением Линар.

=> Мои благодарности

И еще.

Искренне благодарю всех, кто присылает мне очень подробные , и очень искренние письма.

Пишите. Есть проблемы, вопросы, сомнения – пишите. Будем вместе искать ответы.

На этом сегодня все!

С искренним уважением

Галина Острикова
Руководитель проекта "Школа личных финансов"
http://www.familyfinance.ru

P.S. Вы можете задать ЛЮБОЙ вопрос, ответ на который Вы хотели бы получить в этой рассылки , ПРОСТО написав мне по адресу: info@familyfinance.ru

Copyright © 2006 by Galina Ostrikova.
Все права защищены. Разрешается публикация материалов рассылки с обязательным указанием на автора, источника и ссылкой на сайт: http://www.familyfinance.ru

В избранное