Развитие талантов и способностей. Определить талант
"Чудесному малышу - Лучшую Маму!" http://mamochka.biz Авторский взгляд на вопросы материнства ЛучшиеМамочки Рунета, Объединяйтесь!
Рассылку ведет коллектив мам-авторов. Если у Вас есть оригинальные идеи, Вы можете присоединиться к нам. Пишите нам!
Здравствуйте, Дорогие Мамочки! Приветствуем Вас в Вашей рассылке!
Позвольте представить Вам автора-ведущего этого выпуска: Снежана Фурсова - ведущая рубрики "Радости Воспитания" на блоге "Мамочкин журнал"
Система работы с женщинами в русле Позитивного подхода: Подробности
Тема выпуска:
"Развитие талантов и способностей. Определить талант"
Каждый родитель
желает увидеть своего малыша хорошим и порядочным взрослым, вежливым,
пунктуальными трудолюбивым. Для этого и проводится такой процесс, который
принято называть воспитанием. Под воспитанием
многие понимают как исправление. А что исправлять? Ребенок приходит в
мир чист и невинен, без знаний, опыта... Почему же надо его исправлять? При
более детальном изучении каждого конкретного семейного случая, можно увидеть,
что многие мамы и папы, воспитывая детей, решают какие-то свои личные задачи. Я
придерживаюсь мысли, что ребенку надо помочь расти и обучать его всему
необходимому, а воспитывать надо себе самого.
В заключении
темы «Развитие талантов и способностей».
Намного
облегчат себе жизнь родители, когда смогут определить сферу талантов ребенка и
обеспечить ему условия для развития.
Немного
материала с учебника психологии.
Необходимо разобраться в таких понятиях, как способности, задатки, склонности.
Какая между ними связь и чем они отличаются?
Способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют
отношение к успешности выполнения одного или нескольких видов деятельности.
Когда ребеноктолько
родился, мы не сможем сразу ответить на вопрос: какими способностями он
обладает, так как ребенокразвивается с самого момента рождения. Поэтому нельзя понимать под
способностями только врожденные возможности ребенка.
Врожденными
могут быть лишь анатомические, психологические или физиологические особенности,
еще их называют задатками,
которые лежат в основе развития способностей. Сами же способности всегда
являются результатом развития.
Таким образом, задатки -
некоторые генетические особенности строения мозга и нервной системы, органов
чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития
способностей.
Например,
легкий опорно-двигательный аппарат и пластичные мышцы служат задатком для
развития гимнастических и танцевальных способностей.
Задатки несут в
себе возможности для развития способностей в процессе обучения, воспитания,
трудовой деятельности. Вот почему так важно как можно раньше выявить задатки
детей, с тем, чтобы целенаправленно формировать их способности.
Задатки, прежде
всего, проявляются в склонностях к определенному виду деятельности (специальные
способности) или в повышенной любознательности ко всему (общая способность).
Склонности – это первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность
проявляется в стремлении, тяготении ребенка к
определенной деятельности (рисованию, занятию музыкой).
Итак, способности
представляют сплав природного и приобретенного. Природные свойства, являясь
врожденными, перерабатываются и развиваются в условиях воспитания и в процессе
труда.
Для того чтобы
определить, какими способностями обладает ребенок,
необходимо ответить на вопрос: а какие вообще бывают способности?
В психологи
принято выделять следующие способности в соответствии с несколькими сферами
деятельности человека:
- интеллектуальная
-
академических достижений
- творческого мышления
- общения и лидерства
-
художественной деятельности
- двигательная
Каждой
названной сфере соответствуют особые черты ребенка. При внимательном наблюдении
за детьми следующая информация, поможет определить сферу талантов ребенка. Интеллектуальная сфера талантов проявляется
следующими чертами:
- наблюдателен;
- разносторонне любознателен;
- имеет исключительную память;
- охотно и легко учится;
- знает многое, о чем его сверстники и
не подозревают;
- умеет хорошо излагать свои мысли. Сфера академических достижений: Чтение: - часто выбирает своим занятием чтение;
- использует богатый словарный запас;
- подолгу сохраняет внимание, когда ему
читают;
- способен долго удерживать в памяти
символы, буквы и слова;
- демонстрирует умение читать. Математика: - проявляет большой интерес к
вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
- проявляет необычное для своего
возраста понимание математических отношений;
- демонстрирует легкость в восприятии и
запоминании математических символов (цифр и знаков);
- с легкостью выполняет простейшие
операции сложения и вычитания;
- разбирается в измерении времени (часы,
календари) или денег. Естествознание:
- внимателен к предметам и явлениям;
- проявляет большой интерес или
исключительные способности к классификации;
- часто задает вопросы о происхождении
или функциях предметов;
- проявляет большой интерес к
естественнонаучным опытам и экспериментам; Сфера творческого мышления:
- чрезвычайно пытлив и любознателен,
способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
- демонстрирует высокий энергетический
уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
- часто делает все по-своему
(независим);
- изобретателен в изобразительной
деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
- способен продуцировать оригинальные
идеи или находить оригинальные решения. Сфера общения и лидерства:
- легко приспосабливается к новым
ситуациям;
- другие дети предпочитают выбирать его
в качестве партнера по играм и занятиям;
- в окружении посторонних людей
сохраняет уверенность в себе;
- имеет тенденцию руководить играми или
занятиями других детей;
- с легкостью общается с другими детьми
и со взрослыми;
- другие дети часто обращаются к нему за
советом и помощью. Сфера художественной деятельности: Изобразительное искусство: - проявляет очень большой интерес к
визуальной информации;
- проводит много времени за рисованием
или лепкой;
- демонстрирует опережающую свой возраст
умелость;
- осознанно строит композицию картин или
рисунков
- его работы отличает отменная
композиция, конструкция и цвет; Музыка: - проявляет необыкновенный интерес к
музыкальным занятиям;
- чутко реагирует на характер и
настроение музыки;
- легко повторяет короткие ритмические
куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
- с удовольствием подпевает. Сфера двигательная:
- проявляет большой интерес к
деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
- любит движение (бег, прыжки, лазание);
- обладает широким диапазоном движения
(от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
- прекрасно удерживает равновесие;
- для своего возраста обладает исключительной
физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных
навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).