Здравствуйте, уважаемые
подписчики. Продолжаю давать материал об ответственности. В конце выпуска будут ссылки на предыдущие статьи.
Традиционно главным
институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В каждой семье объективно складывается определенная
система воспитания. Под системой воспитания понимаются цели воспитания,
формулировка его задач, более или менее целенаправленное применение методов и
приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении
ребенка. Родители, которые ответственно подходят к
воспитанию детей, проживают с ними все радости и печали, одним словом –
помогают расти, обязательно должны иметь хорошие плоды своего воспитания. Одним
из них мотивация.
Мотивация
– это важный элемент человеческой личности, закладывается в детстве. Каждый взрослый
родом из детства. И именно в детском возрасте закладывались основы
индивидуального мировосприятия и алгоритмы взаимодействия с миром, реализуемые
уже в зрелом возрасте. Именно в детстве формируются скрытые внутренние мотивы и
основы стереотипов поведения.
Мотивация
или мотивы - это побудители к деятельности, которые складываются под влиянием
условий жизни человека и определяют направление его активности. Часто мотивация
проявляет себя как потребности и интересы, влечения и эмоции, установки и идеалы.
Мотивация
развивается всю жизнь через обогащение жизненного опыта. В зрелом возрасте
человек способен менять свою мотивацию самостоятельно, но в семье родители
должны шаг за шаг мотивировать своих детей к усвоению главных ценностей жизни.
Умение мотивировать ребенка является очень ценным компонентом педагогического мастерства.
Мотивировать детей – это искусство, которому надо обучаться.
Воспитание
детей не должно сводиться только к тому, чтобы научиться избегать неприятностей
в жизни. Важно привить важный принцип жизни любовь, а не благополучие.
За
каждым поступком стоит определенный мотив. Мотивы поступков меняются в
соответствии с возрастом. На разных этапах развития искусство послушания
становится все более сложным. В начале жизни человек – это существо, не
признающее никаких законов, полностью сосредоточенное на себе. Младенец не
может посочувствовать матери, понимать, как она трудиться, как она устает,
заботясь о нем. Далее, постепенно ребенок знакомится с запретами и правилами и
узнает, какие неприятности его ждут, когда он ведет себя неправильно. Нарушил
правило – будет плохо, сделал как надо – будет хорошо. Затем появляются более
глубокие причины правильного поведения – этика, понимание общеобязательных правил,
сострадания к другим. Все эти качества основаны на дисциплине, с любовью
внушенной ребенку ранее. Он стал понимать, что ответственность делает жизнь лучше. Продолжая в том же
духе, родители смогут увидеть более веские причины хорошего поведения сына или
дочери.
Высший мотив поступков человека - любовь к людям. Но трудно дорасти до такой
зрелости, чтобы руководствоваться исключительно только этим мотивом. Но
стремится к этому важно каждому. И если в семье этот мотив принят как
руководство к действию, то он волей неволей укрепиться в сознании ребенка и в
последствии станет важным активаторам поступков.
Это хорошо
стремиться к тому, чтобы стать Человеком Любви, но не надо забывать, что
человек также имеет пороки и недостатки, эгоизм и незрелость. Чтобы удерживать
духовное равновесие, важно прививать и другие не менее важные мотивы поведения
детей – совесть. (об этом будет отдельная тема).
В
основе всех поступков человека лежат побудительные причины или мотивы. Они
объясняют, почему мы поступаем так, а не иначе. Говоря о побудительных
причинах того или иного поступка, следует заострить внимание на таком моменте.
Когда речь
идет о ребенке, мотивы его поведения играют решающую роль. Пример! Девочка
убирает в своей комнате лишь потому, что иначе не может в выходные дни
посмотреть телевизор. Но когда этой девочке исполниться 20 лет, в основе ее
стремления к поддержанию порядка будут лежать уже другие побудительные причины.
Мотивы
поведения ребенка меняются вместе с развитием его личности. Незрелые мотивы,
такие как страх испытать боль или столкнуться с негативными последствиями
являются руководством к действию совсем маленьких детей. От родителей требуется
больше, чем просто помочь ребенку отвечать за свои поступки. Каждый родитель
желает, чтобы в основе правильного поведения сына или дочери лежали правильные
побудительные причины, а не желание избежать наказания.
Еще
пример! Вы хотите, чтобы сын сидел и делал уроки. А он без конца отвлекается,
встает из-за стола или сидит, уставившись в окно. Мама неотступно стоит надо
душой и «пилит», пока уроки не будут сделаны. Данная схватка будет выиграна
мамой. Но может быть ею же проиграна вся война. Побудительной причиной
стремления в ребенка делать уроки станет желание поскорее прекратить ворчание
за спиной, а не мечта о хорошей заслуженной отметке. Как долго мама сможет
стоят сзади спины и «побуждать»?
Когда
ребенок из данного примера достигнет подросткового возраста, оставляя его дома
одного, родители не смогут ему доверять. Такой ребенок вырастет и будет
работать только тогда, когда кто-то будет его понуждать к действию, диктовать
условия жизни извне. Он не будет даже предполагать, что можно самостоятельно
выполнять работу.
Чтобы такого
не произошло с вами, замените «ворчание за спиной» на щедрую и продолжительную похвалу за
каждую мелочь, которую ребенок освоил самостоятельно.
Итак,
Мотивация – огромная помощь ребенку в деле познания важности собственных границ
и способностей.
Как
родитель может помочь своем чаду руководствоваться правильными мотивами,
ведущими к положительным результатам?
Процесс
родительского влияния на формирования мотивации ребенка состоит из нескольких
этапов, каждый из которых необходим. Перепрыгнуть через этапы невозможно.
Воспитывая
правильную мотивацию следует помнить родителям о том, какая огромная задача
стоит перед растущим и познающим реальность границ ребенком – как много
требований ему представляют родители, учителя, жизнь, друзья. Поэтому родители
должны быть твердо уверенны в том, что ребенок укоренился в любви, то есть он
не сомневается, что он любим безусловно. Только в атмосфере любви и благодати
человек усваивает правила и законы жизни. Трудно выносить боль наказания и
разочарования, если рядом ребенок не видит человека, который любит его
безусловно. Если дитя не чувствует безусловную любовь к себе, то начинают
испытывать к правилам отвращения и видит в них только несправедливость.
Генри Клауд
и Джон Таунсенд выделяют 4 этапы формирования правильной мотивации.
Ирина Лопатухина - моя коллега, психолог, гештальт-терапевт и просто хороший,
интересный человек щедро делится своими знаниями и опытом. Предлагаю перечень
ее авторский программ. Они могут быть интересны жителям Москвы и Подмосковья.
Новая обучающая программа "Отношения с едой - отношения с миром" Первое занятие - 20 мая. 8 встреч по четвергам, с 18.30 до
21.00
В программе:
*Как разобраться со своими
предпочтениями в еде?
*Перестать назойливо
«заедать» свои тревоги и огорчения?
*Восстановить
чувствительность к различению голода и аппетита?
*Найти более адекватные
способы обращения со своей «внутренней пустотой»?
*Начать жить
«в своем теле» с удовольствием?
Группа – закрытая.
Максимальное количество участников – 7 человек.
Место проведения – Москва, 5 минут пешком от м. Студенческая
Запись по телефонам и e-mail:
Ирина Лопатухина 8-903 – 7431539 aleks2003@bk.ru
Задавайте вопросы, пишите в этой теме - я обязательно вам отвечу. Оставить заявку здесь
Для тех,
кто любит отдыхать в летнем Подмосковье – предлагаю в августе поехать вместе со
мной в пансионат «Истра».
На очистительно – оздоровительную программу.
Отдохнуть. Поколдовать над своим любимым телом. Сбросить лишнее. Почистить
перышки. Пообщаться в моей ежедневной терапевтической группе.
Ориентировочные даты – с 3 по 14 августа.
Если 2 недели – много, можно приехать на неделю – либо со 2 по 8 августа, либо
с 9 по 14-е.
К основной программе – моя платная вечерняя терапевтическая группа. Для
поддержки, прояснения своей мотивации в отношениях с едой и с телом, для
возможности закрепить полученные результаты и вдохновиться на «новые подвиги».
И просто для душевного удовольствия общения с хорошими людьми.
Максимальное количество участниц в группе -10 человек.
Попробовать осознать свое привычное поведение, «заветы»
родительской семьи, бессознательные убеждения, смыслы и ценности в сфере
отношений между мужчиной и женщиной.
Увидеть и прочувствовать свои привычные страхи и сопротивления в
отношениях с Любимым.
Прояснить, какие из них мешают «здесь и сейчас» почувствовать
себя в реальных отношениях с тем, кто рядом, или найти себе «достойную»
пару
Поискать новые формы и способы восприятия этого поля своей Жизни.
Опознать, какие ваши потребности ищут удовлетворения в МЖ –
отношениях, и как еще можно себя в этих потребностях поддержать.
Попробовать другие модели своего поведения в отношениях с
мужчинами.
Принять себя во всех своих проявлениях.
Поработать со своей самооценкой в отношениях с Другими.