Как воспитать ребенка счастливым ? Про счастье и про воспитание.
Итак, про счастье!
В общем я понимаю для себя счастье довольно просто – как радость от каждой минутки своей жизни.
А в чем конкретно выражается эта радость, могу начать перечислять:
- радость от нового дня, взошедшего солнышка,
- радость от того, что рядом любимые люди,
- от ласки любимой собаки,
- от своего дома (таким, каким я его создала),
- от природы, что вокруг (выбранного мною места жительства),
- чтения интересной книги,
- общения с близкими мне людьми,
- собственных достижений в жизни,
- поцелуя любимого,
- объятия любимого ребенка,
- радость занятия и игр с ним, ….
Можно еще долго перечислять, но кратко все это можно описать так:
Счастье – это радость жизни от того,
что я живу, там, где хочу и так, как хочу, т.е. делаю в жизни то, что хочу.
Или от того, что я СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК и счастлива в своем свободном выборе.
Отсюда возникает вопрос – можно ли научить человека счастью?
Можно.
Ведь все перечисленное полностью мне подвластно и является моим достижением.
Далее – про воспитание.
Вопрос воспитания вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным даже по той простой причине, что все мы были детьми и у каждого осталось самое яркое впечатление от воспитательных методов своих родителей. Я знаю многих людей, у которых во взрослом состоянии сохранились в душе обиды на родителей и острое чувство «как не надо воспитывать детей». Бабушки на лавочках часто недовольны подрастающим поколением, тем, как его воспитывают.
Что же такое воспитание, как таковое?
Вот какое определение дает современный энциклопедический словарь: Воспитание , целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др. Есть и более простое определение
- Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
В обоих определениях прослеживается явное формирование организма, угодного обществу и его ценностям. Нигде нет учета, согласования, проявления желаний воспитываемого ЖИВОГО человека. Страшная штука получается – это воспитание.
Чаще всего встречаются две крайности – осознанное навязывание ребенку своего мировосприятия и того, что родители считают «правильным», когда ребенку диктуется каждый шаг, и неосознанное – когда воспитанием, как таковым никто специально не занимается, говорят ребенок «растет, как сорная трава».
Начну со второго.
Показанным фактом является то, что воспитание – это вся жизнь, в частности мое воспитание ребенка – это ВСЯ, без исключения моя совместная жизнь с ребенком, все мое с ним взаимодействие. Когда я осознала эту мысль – она поразила меня. Каждое мое действие в присутствие ребенка, каждое мое слово, даже, когда мне кажется, что он меня не слышит, каждый мой жест, всплеск эмоций – абсолютно все, напрямую участвует в воспитании ребенка. Они становятся для него нормой, образцом жизни. Он «читает» меня насквозь
и в соответствии с этим «воспитывается», даже когда я этого не хотела бы. Это значит, что за каждое свое действие Я НЕСУ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ не только перед собой, но и ПЕРЕД БУДУЩИМ, перед теми, кто научившись от меня, понесет это умение в будущее и будет учить ему других. И чему же учится человек, глядя на меня? Над этим вопросом я серьезно задумалась. Не скрою – стало даже немного не по себе, а попросту стыдно.
Что же касается «правильного» воспитания, чему родители хотят научить своих детей в первую очередь? Ответ для многих может быть удивительным.
Есть ли у вас ответ на этот, кажущийся таким простым, вопрос?