На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать.
Дорос ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить
по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.
Умение подчиняться действовать по правилам и
контролировать свои действия?
Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть».
Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?»,
«Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет»,
не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если
отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.
Уровень развития речи. Это один из самых важных критериев готовности ребенка
к обучению в школе.
Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ
либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно
оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также
логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).
Уровень развития фонематического слуха.
Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово,
например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него
говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое
слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):
Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.
Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос
Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.
Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим
слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух
потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка
на звуковые различия.
Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и
последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук
– согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний
– согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не
замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.
Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой
«Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части,
хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка»,
«лепешка», «караван»...
Чувство вины
Именно такое чувство он и хочет вызвать. И хотя вам следует с пониманием
относиться к его отчаянным попыткам манипулировать вами, вы не должны ему
позволять в этом преуспеть. Усиление боязни разлуки - нормальное явление на
данной стадии развития ребенка, и оно редко является результатом того, что
родители в чем-то поступили с ним не так. Такое поведение частично
объясняется тем, что у вашего ребенка теперь значительно улучшилась память и
логическое мышление. Он вспоминает, что происходит после того, как вы
надеваете пальто, берете сумочку и уходите без пего, и уже способен
предчувствовать разлуку, которая продлится бесконечно долго после того, как
вы закроете за собой дверь. И если вы раньше не оставляли его достаточно
часто с сиделкой, то он может испытывать сомнения относительно того,
вернетесь ли вы вообще.
Cколиоз – искривление
позвоночника (боковое отклонение линии позвоночника от оси туловища).
Отличается от нарушения осанки тем, что изменения затрагивают костную и
связочную структуру, тогда как при нарушении осанки наблюдается
повышенный мышечный тонус с одной стороны.
Отличить одно от
другого можно по характеру изменений в состоянии спины: если в положении лежа
на животе позвоночник в состоянии принять нормальное прямое положение, то
речь идет о нарушении осанки. Со временем и при определенных условиях
(неправильный двигательный стереотип, недостаточное потребление кальция,
слабый мышечный корсет и др.) нарушение осанки может прогрессировать в
сколиотическую болезнь.