Я благодарна всем, кто поддержал меня в намерении продолжать публикацию книги Джона Грея "Дети с небес. Искусство позитивного воспитания".
Но, надо сказать, отзывы типа "человек, это написавший, не имеет понятия о воспитании" продолжаются. Сначала я никак не могла понять, в чем тут дело. Потом обратила внимание на отрывок об югославском таксисте (читайте ниже), который гордился тем, что родители воспитали его "достойным членом общества" благодаря побоям. Думаю, что этот человек мог бы подписаться под всеми возмущенными отзывами.
Я думаю, вам, мои уважаемые читатели, не нужно объяснять, что воспитание - не поваренная книга, в ней не место рецептам, пригодным на все случаи жизни: возьми щепотку того и этого и получится "достойный член общества". В своей книге Джон Грей пытается передать дух, философию позитивного воспитания, не всегда понятные нам, получившим воспитание, подходящее больше не для людей ХХ! века, а для винтиков-шурупчиков государственного механизма
середины века ХХ-го.
И если вы чувствуете внутреннее сопротивление мыслям, высказанным Джоном Греем, не торопитесь обвинять его в незнании детской психологии. Не уподобляйтесь тем родителям, о которых пишет Д. Грей в разделе КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ. Просто подумайте, что можно извлечь из его книги, чтобы ваши дети жили счастливо.
Но вернемся к книге Джона Грея "Дети с небес. Искусство позитивного воспитания".
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Тысячи лет назад к детям относились хуже, чем мы ныне относимся к животным. За непослушание ребенка жестоко наказывали и били - иногда даже до смерти. В ходе археологических раскопок римских захоронений двухтысячелетней давности были обнаружены тысячи маленьких мальчиков, которых отцы забили до смерти за непослушание. Со временем люди отказались от такого Жестокого отношения к детям.
Сегодня родители
бьют детей только в крайних случа'ях, когда Уже просто не видят другого способа воздействовать на ребенка или выходят из себя. Но даже в относительно мирных семьях можно нередко услышать, как дети говорят друг другу: «Если ты это сделаешь, папа тебя прикончит» или «Мама убьет тебя за это». Конечно, если расспросить этих детей, окажется, что они используют слово «убьет» не в буквальном смысле, - однако распространенность этой метафоры свидетельствует о том, что взрослые по-прежнему очень часто управляют поведением
детей при помощи устрашения. За последние два тысячелетия мы прошли немалый путь, и все-таки устрашение и сейчас играет заметную роль в воспитании. '
Некоторые родители до сих пор считают, будто бить детей необходимо. Мне вспоминается один показательный случай. Лет десять назад я беседовал с одним таксистом из Югославии. Он заметил, что проблема Америки в том, что родители тут слишком мягкие. Они не бьют своих детей. Я спросил, били ли его. Он с гордостью ответил, что стал достойным членом общества именно благодаря родительским наказаниям. И своих детей он тоже воспитывал в строгости. Ни ему, ни его детям
ни разу не пришлось переночевать в полицейском участке. Водитель рассказал, что, когда он был ребенком, не проходило и дня, чтобы его не отлупили. Теперь, став взрослым, он благодарен старшим за то, что они не давали ему спуску. Он заверил меня, что в его стране так делают все и что именно благодаря такому воспитанию он не стал преступником.
Удивительное психологическое явление. Довольно часто дети, подвергающиеся жестоким побоям и издевательствам, очень сильно привязываются к своим мучителям. Позже они оправдывают издевательства, считая, будто заслуживали их. Не желая признавать, что над ними издевались, они защищают поведение родителей. И, естественно, потом считают, что такого же отношения заслуживают и их дети. Поэтому некоторым родителям бывает трудно принять идеи позитивного воспитания. Эти
люди держатся за методы, основанные на устрашении, поскольку сами под вергались наказаниям, и теперь считают, что их дети заслуживают такого же отношения. Они верят, что стали добропорядочными гражданами именно благодаря суровому воспитанию, и теперь растят своих детей так же. Довольно часто приходится слышать от наказанного ребенка: «Я вел себя плохо, и папе пришлось меня поколотить».
Дети, подвергающиеся жестоким побоям и издевательствам, привязываются к своему мучителю и оправдывают его поведение.
Конечно, многие из тех, кого в детстве били, понимают, что этот метод устарел, но не знают, чем его заменить. Им не нравится бить и наказывать детей, но они не видят альтернативы. Некоторые родители отказались от тумаков - и в результате утратили контроль над своими детьми или у их детей возникли проблемы с самооценкой. Если мы отказываемся от побоев и наказаний, нужно заменить эти методы другими, которые позволят нам так же эффективно управлять своими
детьми и добиваться от них сотрудничества.
ПОСЕЕШЬ НАСИЛИЕ - ПОЖНЕШЬ НАСИЛИЕ
Если ребенок обладает восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать, - а именно таковы современные дети, - то применяемое к ним насилие немедленно выплескивается наружу. Нет сомнения: когда дети, которыми управляют при помощи насилия, наказания или чувства вины, теряют контроль над ситуацией, они пытаются восстановить его также при помощи насилия, наказания или чувства вины. Беспричинная жестокость и домашнее насилие в нашем обществе - результат
того, что люди не знают других способов давать выход сильным эмоциям.
Пока чувства у детей были развиты не так остро, насилие и наказание могли быть эффективными. Но теперь в мире многое изменилось.
Сознание и чувства родителей развиты достаточно для того, чтобы взрослые отрешились от реальности и на время с головой окунулись в мир кино. Когда же речь идет о детях, наша задача состоит как раз в противоположном: не дать им забыть о том, что происходящее на экране не реально.
Слишком много фильмов по телевидению и в кинотеатре, даже если они не содержат сцен насилия, тоже могут стать причиной эмоциональной
перегрузки детей. Это одна из самых распространенных причин, почему дети теряют контроль над своим поведением. Дети учатся главным образом путем подражания. Они делают то, что видят. Чрезмерная нагрузка на органы чувств приводит к перевозбуждению нервной системы, и ребенок становится раздражительным, требовательным, эмоционально неуравновешенным, гиперактивным, капризным, слишком чувствительным и отказывается идти на сотрудничество со старшими. Слишком интенсивная стимуляция оказывает нездоровое воздействие.
Однако нередко те же люди, которые громче всех сетуют на сцены насилия на телеэкранах, сами угрожают своим детям насилием и наказаниями. Конечно же, кое в чем они правы: насилие на теле- и киноэкранах действительно оказывает негативное влияние на детей и подростков, но не следует преувеличивать роль телевидения, поскольку его воздействие несоизмеримо с воздействием родительской воспитательной философии и практики.
Родители влияют на детей гораздо сильнее, чем телевидение .
Если ребенка приучают думать, что он плох и заслуживает наказания, то насилие, которое он видит на телеэкране, оказывает на него гораздо более сильное негативное воздействие. Если же ребенок растет, не зная тумаков, наказаний и чувства вины, то, хотя насилие на экране по-прежнему оказывает на него определенное воздействие, оно по меньшей мере не кажется ему привлекательным. Родители должны постараться оградить детей от насилия и секса на теле-и киноэкранах.
Родители в силах вырастить детей здоровыми. Нельзя взваливать всю вину за рост детского насилия на Голливуд. Голливуд всего лишь показывает нам то, что мы хотим видеть. Пока детей растят на чувствах страха и вины, они будут с интересом смотреть поставляемые Голливудом сцены насилия.
P .S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег
или друзей - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Внимание! О публикации приходящей почты: Если нет явного запрета, письма могут
быть процитированы в рассылке. Адрес электронной почты публикуется, только если он указан
в теле письма.