Продолжаем изучать упражнения для развития памяти у детей дошкольного и младшего
школьного возрастов. Тема эта, как вы понимаете, непростая, и требует времени. Поэтому параллельно
будем разбирать и некоторые другие вопросы.
Я уже писала, что мы рассмотрим целый комплекс воспитания особых отношений ребенка
с миром. Отношений, в основе которых - жизнелюбие, жизнерадостность и оптимизм, умение получать
удовольствие от каждого мгновения жизни.
Поэтому предлагаю вам простое упражнение, своеобразную игру, в которую можно
играть с детьми любого возраста.
Договоритесь с ребенком, что все хорошее, что было сегодня, вы отмечаете плюсом.
Необходимо набрать как минимум - 3 плюса, т.е., 3 светлых, радостных момента в день. Таким моментом
может любая мелочь: лягушка, которую встретили по дороге в садик, удивительно вкусная конфета,
"случайно" оказавшаяся в кармане, хорошая погода, луна, звезды - все, что угодно... Я уже не говорю
о "серьезных событиях": хорошая отметка, похвала, новое платье, интересная книга, автобус,
пришедший вовремя и благодаря которому вы не опоздали на работу... Вечером спрашивайте,
у кого сколько плюсов набралось, обсуждайте, радуйтесь вместе, радуйтесь и за себя и
друг за друга.
Ну а теперь - развиваем память!
Упражнение №8.
Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их
по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно
разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя
специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.
Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.
Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую
информацию. Для извлечения же информации необходимо "ушко", или "ниточка", за которую
ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация - это
психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление
в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год - и сразу в сознании всплыли представления
о елке, салате "Оливье", шампанском, Снегурочке с Дедом Морозом…
Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная
работа невозможна без умения находить сходства или различия. Именно поэтому упражнения
предыдущей группы должны быть проработаны особенно тщательно. Тренировке же умения
устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала посвящены упражнения четвертой
группы. Здесь же приводятся задания на развитие ассоциативного мышления, умения подбирать
конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям, а также описывается мнемотехнический
прием "нелогичные ассоциации" для запоминания не связанных между собой слов.
Группа №4: Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи
(ассоциации) между элементами материала.
Упражнение №9. "Двойная стимуляция памяти".
Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например,
яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.).
Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери
из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается
первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее
он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные
в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов:
пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.
Упражнение №10.
Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо
признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
Например, это могут быть такие слова: медведь, тележка, пчела, колокольчик, ромашка,
ваза, воздух, кот, солнцу, вода.
Упражнение №11.
"Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообразите
себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую
их между собой".
Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия
животных на их местах.
медведь
с
о
лошадь
б
коза
а
кошка
п
к
е
тигр
а
т
крот
у
зебра
х
лиса
Упражнение №12 (на развитие ассоциативного мышления).
Цель этого упражнения - побудить детей к ассоциативному мышлению. Предложите им
несколько слов и общими усилиями постарайтесь зафиксировать все ассоциации, которые
придут им на ум при чтении этих слов, например:
Верблюд - горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.
В конце попросите детей поработать самостоятельно над 2-3 словами. Применяйте это
упражнение как можно чаще, формируя тем самым навык ассоциативного мышления.
Примерный набор слов:
ноготь, стакан, солнечный, осленок и т.п.
Упражнение №13. "Конкретизация абстрактного".
"Найдите конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым
из приведенных ниже слов, например, любовь/сердце и т.д."
Зима
Смерть
Свобода
Справедливость
Танец
Нежность
Время
Жара
Обед
Энергия
Скорость
Виновность
Бедность
Терпение
Болезнь
Скука
Надежда
Счастье
Все эти упражнения направлены на формирование умения устанавливать логичные
ассоциации, т.е. развивают логический вид запоминания. Однако в школе часто нужно запомнить
материал, внешне логически не связанный. Для формирования этого умения мы предлагаем
следующие упражнения.
Упражнение №14. "Нелогичные ассоциации".
Дайте детям несколько слов, логически не связанных между собой.
Книга Цветок Сосиска Мыло
Предложите им попробовать найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. Пусть
они фиксируют первые пришедшие на ум ассоциации. Постарайтесь дать простор их воображению,
не ограничивайте их рамками логичных ассоциаций. В результате должна получиться маленькая
история.
Используйте это упражнение как можно чаще, чтобы выработать у детей устойчивый
навык.
P .S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег
или друзей - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Внимание! О публикации приходящей почты: Если нет явного запрета, письма могут
быть процитированы в рассылке. Адрес электронной почты публикуется, только если он указан
в теле письма.