Здравствуйте, уважаемые читатели! Прошу меня извинить за долгий перерыв в работе
- ну, бывают же форс-мажорные обстоятельства!
Позвольте напомнить, что речь у нас шла о развитии памяти, как одного из инструментов
успеха. Вот одно из положений прошлого выпуска:
Для записи информации в память необходимо уметь осуществлять ее перевод в образную
форму. Именно поэтому предлагается в самом начале заняться упражнениями на развитие
способности к воссозданию мысленных образов. Поскольку абстрактный образ запомнить
сложнее, то первоочередной задачей является возможность научить детей преобразовывать
эту информацию в конкретную зрительную форму. Такое зрительное представление (визуализация)
какой-либо идеи состоит в мысленном создании картины - иллюстрации. Это занимает меньше
15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.
Ниже представлены упражнения для развития памяти у детей дошкольного и младшего
школьного возрастов.
Группа №1: Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов
(визуализацию понятий).
Упражнение №1 "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно".
Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный
образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое
изображение понятия. Взрослый говорит ребенку: "Попробуй к каждому из названных мной
слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает
легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
Грузовик
Умная кошка
Гнев
Мальчик-трус
Веселая игра
Капризный ребенок
Дерево
Хорошая погода
Наказание
Интересная сказка
Серия № 2
Веселый праздник
Радость
Темный лес
Болезнь
Отчаяние
Быстрый человек
Смелость
Печаль
Глухая старуха
Теплый ветер
2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Упражнение №2 (усложненный вариант предыдущего задания).
Берутся 200-300 спичек. Вы диктуете ребенку слова, а его задача - выкладывать из спичек образ,
который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии
от звука "р-р-р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой
в 1 мин. После того, как закончили диктовать слова, ребенок должен по составленным им "образам-спичкам"
воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество
слов.
Теперь, когда ребенок научился создавать зрительные образы, облекая их в конкретную
форму, обратитесь к другой стороне процесса запоминания - осознанному восприятию. Научить
детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его
исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга.
Группа №2: Упражнения, направленные на развитие осознанного восприятия и концентрацию
внимания.
Упражнение №3. "Осознание визуального материала".
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке представлены 12 изображений. Ребенку предлагается рассмотреть рисунки первой
строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите
малыша закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем
предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите
к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.
Упражнение №4. Пробуждение "чувства деталей".
Перейдите от конкретных изображений к абстрактным. Предложите детям для начала
четыре абстрактные фигуры.
Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные,
чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры
во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.
Упражнение №5. "Осознание словесного материала" (используется для тренировки как
зрительной памяти, так и слуховой).
Цель этого упражнения - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас
я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев)
каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые
он может издавать, и т.п.
Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым
и сладким одновременно".
В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать
вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только
в уме".
Упражнение №6. "Оживление".
К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие,
т.к. оно требует сформированности умения переводить информацию в зрительный образ (навыка
визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.
Предложите детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ
создан, попросите их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей
жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите
итоги, чей рассказ оказался самым интересным.
После упражнений с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов.
Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных
занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100
предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в волшебника: ребенку предлагается
стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например,
он касается в своем воображении предмета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает
всем, что он видит; после роли меняются.
Все приведенные выше упражнения способствуют записи информации, что необходимо
для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия,
в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной
памяти. В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное
хранение, т.е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке
- структурированию и упорядочиванию.
Таким образом, становится ясно, что подобный процесс передачи невозможен без участия
в нем мыслительных операций. Первичная обработка по систематизации и классификации
запоминаемых объектов происходит с помощью операций установления сходства и различий,
при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации
на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными знаками,
облегчающими извлечение из памяти.
В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости
развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства
и отличия.
Группа №3: Упражнения на развитие операций установления сходства и различий, анализа
деталей и их синтеза.
Упражнение №7.
Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме: от эмоций к логике.
Приведем план такого анализа.
1. Эмоциональное восприятие предмета.
"Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравятся его цвет, форма,
те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?"
Подобные вопросы взрослого должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных
реакций. Задача ведущего - вовлечь ребенка в активный процесс восприятия, в который сознательно
включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти.
Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление.
2. Анализ вызванных эмоций.
"Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется
впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?"
Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления
о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.
Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит сосредоточиться на главных,
особо значимых аспектах.
3. Установление общего смысла.
"Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?"
4. Рассматривание с точки зрения композиции.
"Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие
предмет? Что находится на переднем плане? и т.д."
Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие
объекта.
5. Анализ деталей.
Теперь вы должны найти с детьми наиболее значимые элементы, дающие специфическую
информацию о предмете. Углубитесь в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях.
Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которые
должны запомнить дети.
6. Синтез.
"Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе исследованный объект.
Скажите, что вы четко видите на своей картинке? Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте,
как вы его запомнили".
В заключение можно сравнить полученные рисунки. Для упражнений в приведенном выше
анализе используются предметы, доступные в ваших условиях:
- фрукты или овощи; начните с одного объекта, постепенно переходя к сравнению нескольких
одного и того же семейства;
- цветы и растения;
- деревья; исследуйте с детьми их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды или сережки
(если имеются);
- животные (например, кошки, собаки, птицы);
- близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и т.д.);
- люди; лица, голоса, привычки своих друзей, товарищей.
Скажу вам честно, уважаемые читатели, я буду просто счастлива, если вам ВСЕМ удастся
выполнить подобные упражнения со своим ребенком. Думаю, многим это окажется не под силу.
Но упражнения эти очень полезны (по ряду причин) и я советую, играя с ребенком, вводить элементы
этих упражнений в игры. А дальше - как получится. Если ребенок успешно выполняет задания
- браво! Можно усложнять, двигаться дальше. Не получается у малыша - не настаивайте. Получится
через месяц-другой.
К сожалению, мне не удалось втиснуть весь материал в один выпуск рассылки. Есть
еще очень хорошие упражнения и игры, развивающие память и внимание. Постараюсь опубликовать
все это в самое ближайшее время.
Очень хотелось бы получить от вас, дорогие читатели, отзывы на рассылку. Что хорошо,
что плохо, о чем хотели бы прочесть и так далее. Буду стараться учесть все ваши пожелания.
P .S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег
или друзей - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Внимание! О публикации приходящей почты: Если нет явного запрета, письма могут
быть процитированы в рассылке. Адрес электронной почты публикуется, только если он указан
в теле письма.