Просвещать детей можно не только в стенах учебного заведения, но и посещая различные историко-архитектурные памятники. На дальние расстояния ученики путешествуют на автобусах. И часто складывается ситуация: в первой половине пути дети внимательно слушают экскурсовода, а на обратной дороге экскурсовод замолкает.
Просвещать детей можно не только в стенах учебного заведения, но и посещая различные историко-архитектурные памятники. На дальние расстояния ученики путешествуют на автобусах. И часто складывается ситуация: в первой половине пути дети внимательно слушают экскурсовода, а на обратной дороге экскурсовод замолкает.
Ребята предоставлены сами себе. Начинается хождение по автобусу, пересаживание с места на место, перекидывание фантиков, гвалт, крики.
Чем развлечь детей в дороге? Один из вариантов - придумать тематический конкурс такой, чтобы в подготовке его принимали участие не только взрослые, но и дети. Это, на какое то время займет детей.
В нашем классе к двухдневной поездке по Золотому кольцу совместными усилиями был разработан конкурс кроссвордов, который прекрасно развлек детей на обратной дороге в Москву.
Ребята сгруппировались по три – четыре человека и составили кроссворды. Кто – то сочинял сам, кто – то срисовывал. Это было не столь важно. Главное, чтобы кроссворды были интересными и познавательными, подходили под возраст детей. Перед поездкой ребята показали свои работы учителю. Некоторым пришлось их немного доработать.
На обратной дороге домой, один зачитывал вопросы, остальные отгадывали. Учительница считала, у кого больше правильных ответов.
Вот несколько самых удачных тематических кроссвордов.
Нужно угадать книги, где в названии используется цвет.
А. Куприн «Белый…», П. Бажов «Голубая …», А. Погорельский «Черная…»
Кто больше назовет профессий на букву «А»: аптекарь, астронавт, акробат…
Кроссворд состоит из вертикально написанного слова «Картина». По вертикали нужно вписать фамилии художников, которые начинаются на определенную букву «К», «А», «Р»… Это Крамской, Айвазовский, Репин…
Когда в названии литературного произведения есть женское имя: «Мастер и Маргарита», «Руслан и Людмила», «Алиса в стране чудес»…
Оружейный кроссворд. Какое оружие было у Емели, д. Артьяна, Железного дровосека… Дубинка, шпага, топор…
Кроссворд содержит названия фильмов, где используются цифры? «101 долматинец», «Три мушкетёра», «Девятая рота»…
«Французский кроссворд», содержащий слова, которые пришли в русский язык из французского языка: абажур, пейзаж, котлета…
Литературный кроссворд. По небольшому отрывку нужно угадать, из какого литературного произведения он взят.
Разгадывание кроссвордов вызвало шквал ассоциаций, образов, сравнений. Дети начинали спорить и обсуждать насколько точно, правильно и грамотно был сформулирован вопрос, содержит ли он разночтения. Дискуссий было много. Взрослые этому только радовались, пусть обсуждают, доказывают друг другу, приводя все новые аргументы, отстаивают и обосновывают свою точку зрения.
Авторы с такой страстью отстаивали правоту своих формулировок! Это же было их детище!
Конкурс кроссвордов оказался ценным литературно-стилистическим опытом. Он показал ребятам, какие могут быть разночтения, различные трактовки. При составлении кроссвордов, оказывается, существует своя логика и красота. Вопросы должны быть краткими, предполагающие однозначный ответ. Слова - ответы должны выстраивается определенным образом. Разгадывание кроссвордов требует широкого кругозора, знаний и хорошей памяти.
Кроссворды так же показали кто на что «богат». Одни с легкостью вспоминали сложные названия и имена, кто то «тормозил» даже на элементарных вопросах.
Время в дороге было проведено интересно и с пользой. Оно не тянулось
, а прошло легко, никого не вымотало, ни детей, ни взрослых.
Поездка по Золотому кольцу запомнилась не только достопримечательностями, архитектурой и пейзажами Средней полосы, но и интереснейшим конкурсом кроссвордов.