"Ребенок
миллионера, которого не кормят грудью, менее здоров, чем ребенок самой
бедной матери, которая кормит его только грудью".
Дж. Стюарт
Форсайт
Первые три года
жизни малышу важно постоянное присутствие мамы: в этот период
формируются чувства безопасности и доверия к миру, определяются
интересы и ценности на всю жизнь. А у мамы, в это же время, могут
возникнуть различного рода причины на то, чтобы оставлять малыша на
некоторое время с няней или бабушкой. И тогда приходиться принимать
довольно серьезное решение – выйти на работу (продолжить учебу) или
остаться дома с малышом. Какой бы ни была мотивация, решиться нужно
раз и навсегда, не укоряя ни себя, ни ситуацию. И, конечно же,
необходимо иметь поддержку семьи.
Ведь важно не то, что
мама любой ценой должна выкормить малыша грудью – важно понимать, что,
уходя в «большой мир», она кормлением и любовью может сгладить несколько
часов расставаний. Даже самая лучшая в мире няня не может заменить
малышу маму. Но иногда, бывают ситуации, при которых никак не обойтись
без выхода на работу. И, как это часто бывает, подобная «необходимость»
не возникает вдруг, чем бы она не была обусловлена.
Первое –
принимая решение, не взвешивайте «за» и «против», а почувствуйте
собственную готовность играть главную роль в двух разных театрах. Если
вы уверены и спокойны – у Вас все получиться. Ребенку не нужно мамино
чувство вины, ему нужны любовь и развитие. И если второе с успехом может
выполнить профессиональная няня, то первое – любовь и доверие к миру –
только мама!
Сразу отметим, что
совмещать работу и кормление грудью сложно, но возможно. Главное –
хорошо себе представить все трудности и быть готовой к неожиданностям.
Многим женщинам действительно удается учесть все мелочи и, работая,
продолжать давать ребенку ценное мамино молочко, не прибегая к
искусственным докормам. А это, как известно, помогает деткам избежать
аллергических реакций, поддерживает работу иммунной и нервной систем,
помогает своевременной ферментации ЖКТ, одним словом – обеспечивает
здоровье ребенка. Кроме того, кормление грудью - это общение, контакт с
мамой, безопасность и даже интеллектуальное развитие! Терпеливо ожидая
маму с работы, малыш удовлетворяет свои базовые потребности и спокойно
засыпает здоровым сном под грудью у мамы.
Второе - нет понятия «оптимальный» возраст малыша, для выхода
мамы на работу. Однозначно, не следует планировать полный рабочий день
до момента установления стабильной лактации и преодоления всех
трудностей, связанных с грудным вскармливанием, т.е. до четырехмесячного
возраста. И, конечно же, не стоит стремиться сразу же выходить на работу
с полной занятостью. Ребенок растет очень быстро и, занимаясь карьерой,
можно не успеть главного – побыть мамой грудничка и сопровождать его в
развитии. Поэтому важно определить мотив своего отсутствия и понимать,
что Ваш выбор – это забота, в том виде, в каком Вы себе ее
представляете, а не избегание малыша и домашних хлопот.
В вопросе сохранения лактации есть несколько важных моментов.
Кормление ребенка, в первую очередь, ориентированно на потребность в
пище. Начиная с рождения, мама изучает «сигналы» малыша, учиться
понимать его желания и просьбы, дает ему тепло, заботу, защиту и
питание. Кормление по требованию постепенно переходит к определенному
ритму, удобному и маме, и малышу. А ближе к третьему месяцу, перерывы
между кормлениями становятся все более обозначенными и приближаются к
двум-трем часам. При этом мама следит за тем, чтобы грудь получала
достаточную стимуляцию в течение дня, не сокращая промежутки между
прикладываниями искусственно, как при кормлении по режиму. Если вдруг
ребенок спит долго, а мама не будить его для очередного прикладывания,
то естественный перерыв иногда достигает 4 часов. Все это время ребенок
находится без молока и абсолютно не страдает от этого. Он потом
«добирает» недостающее питание во время ночных кормлений. Такие
естественные перерывы – это как раз и есть возможное время маминых
«уходов».
Для того чтобы их организовать, маме нужно заработать по отношению к
себе своеобразный «кредит доверия» малыша – дать возможность ребенку, с
самого рождения иметь неограниченный доступ к материнской груди и
никогда не расставаться с мамой. Тогда малыш не будет находиться в
тревожном напряжении, и «следить» за мамой, за ее присутствием. И если
вдруг мамы не окажется рядом, ребенок спокойно подождет ее возвращения,
а может даже и не заметить, что ее некоторое время не было. Главное,
чтобы мама появлялась до того, как появляется острая в ней
необходимость. Конечно же, это время свое, индивидуальное для каждой
диады «мать и дитя», однако есть вполне конкретные возрастные границы,
которые необходимо знать.
Первые два месяца ребенок спокойно перенесет отсутствие мамы в течение
1-3 часов, не чаще, одного раза в неделю. Кратковременные отлучки от 20
до 40 минут возможны гораздо чаще.
Ребенку от 2 до 6 месяцев уже интересно общаться с другими людьми. Если
рядом с ним находится знакомый человек, малыш спокойно может три часа
дожидаться прихода мамы. Для этого важно выбрать себе помощника и
познакомить его с ребенком, путем постепенной передачи некоторых
моментов ухода за ребенком (например, переодевание, подмывание,
высаживание, укладывание спать, игры, общение, прогулки на улице
и.т.п.). В поле общения вводить «второго персонального взрослого» нужно
приблизительно за месяц до выходов из дому надолго. При этом уснуть без
мамы ребенок вряд ли еще сможет, поэтому ее отсутствия лучше совмещать
со временем прогулки, которая удлиняет продолжительность дневного сна.
Если отсутствие мамы организовано правильно, то малыша можно будет
оставлять ежедневно на 3 часа.
Многие свой выход на работу планируют на возраст 6-9 месяцев. Это тот
период, когда ребенок, уверенный в маме, может уже пытаться порой
засыпать днем без нее. Кроме того, это еще и время введения прикормов,
то есть появляется возможность заменить одно кормление молочком на
твердую пищу. К этому возрасту, малыш уже найдет общий язык со своим
«вторым персональным взрослым» - с няней, выработает свой особый стиль
взаимоотношений с ней, и засыпать ему не с мамой будет комфортнее. Ну, а
мама, в свою очередь спокойна, что у ребенка есть свои занятия, и, в
дневное время, он может засыпать без груди. Желательно, чтобы и в этом
возрасте мамино отсутствие не было слишком продолжительным. Оптимальным
будет уход на 5 часов каждый день или 6-8, но 1-3 раза в неделю. И
обязательно нужно будет учесть мягкое введение прикормов, чтобы
постепенно обходиться без порции маминого молочка, без особых
сложностей.
Дети старше 9 месяцев, спокойно отпускают маму на пять рабочих дней,
оставаясь с проверенным помощником, при наличии правильно введенного
прикорма и хорошо налаженном контакте.
Итак, Вы приняли решение и определились со сроком выхода на работу или
учебу. Как же подготовиться и с чего начать?
Первое, о чем следует позаботиться – это психологическая подготовка. Для
этого нужно понять, что спокойно уходить и возвращаться уверенной в себе
мамой, будет только та женщина, которая действительно уверена в том, что
эти отлучки абсолютно необходимы. Определите для себя ценность уходов на
некоторое время и помните, что малыши очень хорошо чувствуют маму, ее
напряжение, понимают, что что-то не в порядке, что-то не так, пытаются
разобраться. Ведь им так хочется быть в самом безопасном месте на свете
— у мамы на руках. Если мамочка спокойна и не напряжена, если она
уверена в правильности своих действий и позаботилась о постепенном
увеличении своих отсутствий, проблем не возникнет вообще. Малышу не
нужно будет напряженно ждать каждого тревожного сигнала от мамы, он
спокойно будет оставаться без нее некоторое время.
Если настроится на необходимость временной разлуки удалось, и ситуация
действительно требует регулярных маминых отлучек, следующим шагом будет
налаживание домашнего режима с учетом подобного решения и подготовка
ребенка. С этой целью как можно раньше вводим в жизнь ребенка
постоянного помощника - за 2 -3 месяца до начала маминого регулярного
отсутствия. Это может быть ваш муж, мама, свекровь, приходящая няня, с
опытом работы с детками-грудничками. При выборе няни постарайтесь найти
ту, которая будет понимать и поддерживать Ваше решение кормить ребенка
грудью. «Второй персональный взрослый» потихоньку подключается к жизни
ребенка и берет на себя постоянные заботы - выходит гулять, заносит в
дом после прогулки, всегда стоит рядом при пробуждении после длинного
дневного сна и т. п. – тогда у ребенка складываются ожидаемые
представления в течение дня, в отношении няни. На первых порах она
просто находится рядом. Потом начинает что-то делать рядом с мамой.
Потом мама начинает ненадолго выходить из комнаты, постепенно время ее
отлучек удлиняется, а няня входит в ритм жизни ребенка – так и
начинается их совместное сотрудничество. В среднем на это уходит от 2
недель до 1 месяца. Только после этого мама может начать организовывать
регулярные отлучки, для начала на час раз в три дня, постепенно
увеличивая время ухода.
Таким образом, к моменту выхода мамы на работу, в жизни малыша сложиться
адекватная картина и появиться определенный график. Только уходы должны
быть реальными, а не в соседнюю комнату. Мама поначалу «играет» в уход,
но ни в коем случае, не в «тайный побег». Ведь сделать так, чтобы
ребенок вообще "не заметил" ухода мамы, невозможно – зато вполне реально
обеспечить мягкую адаптацию к тому, чтобы тесно связанный с мамой
грудничок начал проводить относительно много времени с другим
человеком.
В любом случае маме не стоит "просто исчезать". Лучше выработать особый
ритуал прощания, и каждый день обязательно объяснять, проговаривать
вслух, что мама уходит на работу, обязательно вернется, а малыш пока
будет играть с няней, и т.д. Детки на самом деле более понятливы, чем мы
можем предположить. Расставание с мамой всегда нелегко, но любовь и
забота могут сильно смягчить ощущения малыша. Есть один маленький секрет
- ребенку обычно легче, когда уходит он, а не мама. То есть няня с
малышом могут пойти гулять, незадолго до ухода мамы на работу. У ребенка
при этом появляется уверенность, что это именно он уходит - идет гулять,
и ситуация ухода мамы уже не воспринимается так болезненно.
По возвращению сразу же предложите крохе грудь – это будет малышу
награда за ожидание. При этом будьте готовы к тому, что вечерних и
ночных кормлений станет больше, малыш будет самостоятельно искать
возможность компенсировать расставание с мамой, и это вполне оправдано и
естественно. Ну а в выходные дни ребенок может просто не слезать с
маминых рук, требуя внимания к себе, и прикладываясь к груди по любому
поводу - не отказывайте ему, у груди малыш найдет любовь, поддержку,
уверенность. Если между мамой и ребенком не нарушен контакт, есть
доверие, то и в дальнейшей жизни не будет проблем в отношениях.
Хорошо понимая потребность малыша в контакте, мамочки выбирают
правильное решение – не имея возможности днем удовлетворять потребность
ребенка в своем присутствии, мама может организовать совместный сон со
своим малышом. Это даст возможность максимально насытить ребенка и
молочком, и своим присутствием, к тому же не придется вскакивать к
кроватке и мама сможет отдохнуть и выспаться.
Для этого можно спать вместе на большой кровати или придвинуть кроватку
малыша к своей, сняв одну боковую часть. Так малыш будет чувствовать
мамино присутствие – ее тепло, запах, руки. У совместного сна есть
несколько правил – кровать одна, но постель у ребенка своя, и второе –
мама обнимает малыша, а папа обнимает маму, т.е. малыш всегда спит со
стороны мамы. Мужчина крепко спит, он не имеет гормональной поддержки
как кормящая женщина и не умеет чувствовать малыша так же тонко, как
мама. Чтобы не переживать, между мамой и папой детку не укладываем.
Вторая большая задача - успешное сохранение
грудного вскармливания. Чем старше малыш, тем проще поддерживать
лактацию. Постарайтесь организовать распорядок дня таким образом, чтобы
у вас была возможность покормить ребенка один - два раза до ухода на
работу и два-три раза вечером.
В выходные, праздники и другие нерабочие дни кормите ребенка только
грудью, чтобы молоко не убывало. В понедельник молока у вас окажется
больше, чем обычно, если в выходные дни вы полностью перейдете на
грудное вскармливание по требованию.
Для поддержания лактации очень важно сохранять ночные кормления – это
компенсация дневного маминого отсутствия, поэтому воспринимайте его как
часть своего образа жизни.
Сохранять кормление грудью можно очень долго, в том случае, если мама и
няня одинаково понимают необходимость поддержать лактацию. Для этого
маме в течение рабочего дня приходится сцеживать молоко, а няне -
кормить этим молоком кроху. Здесь, конечно, есть свои тонкости. Если
мама работает недалеко, то самым удобным и простым выходом из ситуации
будет договориться, чтобы либо сама мама приходила домой два-три раза в
течение рабочего дня для кормления ребенка, либо няня во время перерывов
приносила малыша на работу.
Если такой возможности нет, то обязательно сцеживайте молоко. Основная
задача вовремя простимулировать лактацию. Если делать перерыв больше
четырех часов, в организме появляется такое вещество, которое называется
"ингибитор лактации" и действует оно как утилизатор излишков молока –
т.е. переполненная молочная железа — это сигнал для организма о том, что
молока надо бы поменьше вырабатывать. А у нас другая задача – побольше,
так как малыш растет.
В течение рабочего дня маме обычно требуются три "сеанса сцеживания" -
если малышу нет полугода. К счастью редко возникает необходимость
оставлять таких крошек без мамы. С шести до девяти месяцев – сцеживаемся
два раза, а старше девяти - может хватить и одного раза. После года,
если малыш уже хорошо ест прикорм, многие мамы и вовсе приходят к
кормлениям только утром, вечером и ночью, без дополнительных дневных
сцеживаний. Так называемое «кормление вокруг снов».
На самом деле, есть
много способов сохранить молоко и даже увеличить его выработку:
- Более короткие
частые попытки сцеживания более эффективны, чем меньшее количество более
длинных;
- Ночные кормления
обязательны, т.к. дают достаточный сигнал на выработку пролактина –
гормона грудного молока;
- Если ваш ребенок
переживает всплеск роста, или Вы сильно напряжены и нервничаете,
возьмите отпуск на пару дней. Используйте это свободное время, кормите
грудью вашего ребенка настолько часто, насколько возможно, и отдыхайте.
- Избегаем бутылок и
сосок. Это поощряет ребенка удовлетворять всю его сосательную
потребность у маминой груди;
- До шестимесячного
возраста запретите няне давать ребенку что-либо без вашего разрешения –
смесь, воду или другую пищу;
- Позвоните
консультанту по грудному кормлению за информационной и психологической
поддержкой. Для того чтобы правильно устроить режим докармливания
ребенка Вашим молочком, а также получить всю необходимую информацию по
сбору и хранению молока, по способам кормления ребенка сцеженным
молочком из ложечки или чашечки.
Нужно ли ребенка кормить в мамино отсутствие?
Все зависит от продолжительности разлуки. Как уже было сказано, ребенок
старше 2 месяцев, может спокойно обходиться 3-4 часа, не прикладываясь к
груди. Впрочем, няня, оставаясь с ребенком, часто беспокоиться, что у
нее нет главного материнского аргумента на все случаи жизни — она не
может приложить ребенка к груди, а потому многие беспокойства малыша она
будет воспринимать как признак голода. Именно для спокойствия няни, а
вовсе не для того чтобы всерьез накормить ребенка следует оставлять
какое-то количества сцеженного молока, если мамино отсутствие не
превышает 4 часов. Няня может накормить ребенка из ложечки, но не из
бутылки. Всемирная организация здравоохранения категорически запрещает
использовать бутылочку с соской для кормления младенца и рекомендует
кормить его из ложечки. Дело в том, что способ сосания из груди и соски
разный: в первом случае малыш широко открывает рот и выдавливает молоко
языком, во втором младенец вытягивает ротик и сосет щечками, поэтому
если предложить бутылочку, то в дальнейшем малыш может не взять грудь.
Кроме того, молоко из бутылочки льется обычно легче, чем из маминой
груди, а младенцы ленивы и в дальнейшем могут отказаться добывать себе
пищу собственными усилиями.
Ваше молоко – биологически активная жидкость, настолько ценная, что
некоторые называют его " белое золото". Будьте уверены в том, что, даже
имея необходимость оставлять малыша дома с няней или бабушкой, у Вас
всегда есть возможность, как можно дольше кормить его единственным
естественным образом. Будьте уверены в себе – природа дала женщине
возможность выносить ребенка и прокормить без аптек и супермаркетов, у
нее есть всегда теплое вкусное и полезное молочко!
У Вас обязательно все
получиться. Приятного аппетита Вашему малышу и будьте здоровы!
Наталья Мовчан.
Статья напечатана в журнале «Мир семьи» № 11, 2008 год
Для тех, кто оплатит прохождение
курса с сопровождением до 28 октября я предлагаю очень интересный бонус
- тестирование по нескольким
техникам арт-терапии.
Отчет по
второму блоку:
2. Я здоровая, мой организм чист и работает идеально. 15%
- моя голова светлая, здоровая - голова и правда на втором блоке не
болела ни разу - так держать!!!.
- мои десны крепкие, розовые и плотные - да, десны правда плотные,
иногда бывает, но редко что немного кровоточат, но уже есть
положительная динамика. Ура!, а тоя перед началом курса уже
собиралась идти к пародонтологу проходить медикаментозный курс
лечения. Год назад проходила, ох и неприятная же процедура...
- мое дыхание чистое и свежее как утренний морской бриз - дыхание
свежее, уж не знаю или из-за очщения полости рта, или из-за очищения
всего организма, думаю от того и другого.
- мой кишечник работает отлично - вот тут как-то не очень, стул не
регулярный, иногда один раз в два дня. Надеюсь кисель Изотова мне
поможет.
(Tonik)
Отчет по 2 блоку
Цель на блок была: Я эффективно планирую свое
время.
Готова заплатить 1000р.=25% Девиз:
Я успеваю сделать все, что важно Критерии:
∙ К вечеру есть ощущение
проведенного дня и эффективной работы
∙ Я уделяю внимание делам из разряда Важно-Несрочно
∙ Я мечтаю, создаю образы желаемого
∙ Я планирую будущее Для этого я:
∙ С вечера накануне или утром рано план на день готов (выделено 1-2
важных дела + есть список дел, которые можно сделать еще)
∙ Для ГД выделяю конкретное время, когда я буду его делать.
∙ В планы включаю отдых, работу по курсу, домашние дела, прогулки с
детьми
∙ (возможно) веду дневник успехов (побед) – что успела сделать сегодня
∙ Я регулярно (1-2 раза в неделю) просматриваю дела из Важно-Несрочно
∙ Доска Мечты
Чего удалось достичь:
Хотя в дела Несрочно-Важно я даже не
заглянула, есть ощущение, что работа началась. Видимо, формулировка цели
и девиз работают как мантра. Я стала быстрее переходить от недовольства
имеющимся на данный момент (ситуация, действия и др.) к положительному
утверждению. То есть быстро перехожу к положительной формулировке
(желательный результат). Например, ой, что-то болит спина… Стоп, что
нужно сделать, чтобы болеть перестало. И начинаю действовать или
планировать, если действие на данный момент не требуется.
За день я стала успевать больше, хотя ощущения расслабленности и
комфорта прибавилось. Видимо, Голтис помогает. Причем я занимаюсь не
только текучкой (стирка, уборка, готовка), но и размусориванием углов,
сбором вещей на передачу (родным, знакомым и пр.), планированием
будущего ремонта, мечтами о грандиозном (покупке соседней квартиры и
перепланировке нашей двушки и соседней однушки в одну четырехкомнатную –
имею право помечтать!), в общем, как-то мысли настроились на будущее и
настоящее вместо сожалений о том, чего нет.
ф
Я помню, когда родился Темка и я долго кормила его только своим молоком, мне было смешно заходить в аптеки и смотреть на ОГРОМНОЕ количество полочек с бутылочками, сосочками, всякими специальными ложечками, тарелочками, ершиками....
Ведь, если кормить грудью, ВСЕ ЭТО - просто не нужно, сплошное вытягивание денег из родителей :)
Нужно чуть-чуть знаний и желания кормить самой и тогда можно сэкономить массу денег, времени и здоровья.
Сейчас аналогичные чувства я испытываю к очень многим методикам раннего развития...
Как говорят, что настоящей мамой женщина становится с 4-м ребенком. С 1-м она делает все КАК НАДО. Со вторым - наоборот, с третьим - ищет гармонию между первым и вторым, а с четвертым все уже делает правильно :)
Мишка у меня и читал в 4 года, и всякие картинки, Доманы, Зайцевы и пр...
Тема стал читать более менее только в 6 лет. Из кубиков Зайцева мы строили города и домики :)
Интересно, что будет с Машей :)
Мы много читаем и общаемся. И как я вижу это сейчас, именно общение и СВОБОДА ребенка делать то, что она захочет, дает абсолютно естественные результаты без СПЕЦИАЛЬНЫХ заданий и пособий.
Читала вчера про тактильную дорожку. Сделайте ее дома из разных материалов, пусть ребенок бегает. Но мой ребенок дома бегает босиком, по разным покрытиям, по мелким игрушкам (спасибо братьям), по балкону. Зачем тактильная дорожка?
Современный мир предлагает нам сделать или купить тысячи приспособлений, которые, якобы, помогут нам развить ребенка. Но, как вижу я, эти приспособления нужны в тех семьях, где детей ограничивают, где игрушки лежат высоко или далеко, где ребенку нет доступа ко многим вещам взрослых :). Где с ним садятся играть в какое-то специальное время, доставая эти замечательные игрушки..
"Купите стаканчики и покажите ребенку как вкладывать их один в другой. Сложите в такой последовательности, потом в другой." Может, просто ребенку стаканчики дать и он сам сообразит как их вкладывать и что с ними сделать.
Я смотрю на Машу и вижу, что главное что от меня требуется - это дать материал, причем. любой :) И, возможно, показать, что с ним можно сделать, а дальше ребенок уже САМ все сделает, еще и лучше нас..
И не надо покупать кучу игр и игрушек... Надо дать запчасти от них :). а ребенок сам сконструирует :)))