Наверное, почти все
кормящие мамы привыкли укладывать своих малышей спать с грудью. Это так
просто и естественно - с периода новорожденности и до тех пор, пока мама
готова кормить, у малыша есть такой чудесный способ успокоиться и
заснуть рядом с мамой.
Однако время идет, дети растут, и мам начинает волновать вопрос: как я
буду укладывать ребенка спать, когда захочу перестать кормить грудью?
Многие мамы с ужасом представляют себе тот момент, когда вдруг нужно
будет отказать ребенку в сосании груди перед сном. Им жаль и малыша, и
себя, да еще появляется чувство сожаления, что они не закончили кормить
раньше - может, это произошло бы легче, и сейчас уже все неприятное было
бы позади.
Давайте постараемся сделать так, чтобы ничего неприятного для ребенка и
мамы не происходило! И это в наших силах: нужно просто сначала
научить ребенка засыпать не только с грудью, а уж потом
расставаться с кормлениями перед сном.
Кому подходит этот метод?
Предлагаемый способ
обучения ребенка засыпать без груди подойдет мамам, у которых
нет цели в короткие сроки перестать кормить грудью. Кроме того,
этот способ годится для деток, которым уже исполнилось
полтора-два года - как правило, до этого возраста
сосание для успокоения еще очень нужно малышу, и осваивать другие
механизмы засыпания он пока еще не готов.
Особенно привлекателен этот метод для мам, которые не могут или
не хотят перепоручать укладывание спать другим членам семьи, с
которыми малыш поневоле вынужден будет засыпать без груди. Все, что
предложено в этой статье, под силу маме с малышом без всяких
дополнительных помощников.
И конечно, этот способ наверняка заинтересует мам, желающих
избежать стресса для ребенка при завершении грудного
вскармливания, так как дополнительная цель этого способа - максимально
мягко подготовить ребенка к окончанию кормления грудью.
Что мы хотим получить в
итоге?
Итак, наша цель -
научить малыша, который до сих пор засыпал только с сосанием
груди, успокаиваться и засыпать с помощью других способов.
Это касается и укладывания на дневной сон, и укладывания на ночной сон,
и ночных пробуждений.
Другие способы успокоения - это, например, послушать перед сном, как
мама читает книгу, поет песню, рассказывает истории. Некоторым малышам
нравится, чтобы их поглаживали перед сном, кому-то легче расслабиться и
сбросить напряжение, если мама помассирует ножки и ручки. Кто-то с
удовольствием поговорит о прошедшем дне или вспомнит какое-то яркое
радостное событие. Вы наверняка найдете свой способ, который будет
приятен и вам, и ребенку.
Важно, что с помощью этого метода мы вовсе не собираемся учить
ребенка засыпать самостоятельно: мама по-прежнему будет
помогать малышу уснуть, просто будет делать это уже не с помощью
прикладывания к груди.
Знакомим малыша с другими
способами успокоения
Ну и как перестать кормить
перед сном ребенка, который при маме засыпает только с грудью во рту? А
вот как.
Начинаем учить малыша засыпать без груди. Но при этом в сосании
перед сном ему не отказываем! Выглядит это так: мама с малышом
укладываются в кровать, и дальше мама предлагает малышу послушать книгу
или песню, поговорить - словом, мама будет экспериментировать и
подбирать тот способ успокоения, который сейчас больше всего понравится
ребенку.
Малыш скорее всего согласится, но может тут же и грудь попросить. Здесь
важно, чтобы с этого момента развлечение и сосание груди никогда
не происходили одновременно. Так что мама дает грудь, но
старается через некоторое время снова заинтересовать ребенка книжкой или
разговором. Если малыш хочет послушать или поговорить, он грудь сосать
перестает. На этом этапе цель мамы - чтобы ребенок привык, что перед
сном можно послушать что-то интересное в исполнении мамы, или что мама
может его погладить, и что уснуть можно и без груди во рту.
В первые дни малыш вряд ли сможет уснуть без привычного сосания груди,
но и не надо к этому стремиться любой ценой - главное, чтобы
чтение и беседы стали частью ритуала укладывания, и чтоб это не
происходило одновременно с сосанием груди. Если вы уже несколько раз
дали ребенку грудь, а потом снова пробовали успокаивать его другими
способами, и видите, что уснуть он все равно не сможет, позвольте ему
уснуть с грудью, как раньше. Не все сразу.
Через некоторое время малыш станет иногда засыпать без груди во рту.
Когда уже стабильно получается немного покормить, потом спеть или
почитать, и малыш засыпает, можно начинать "забывать" давать грудь на
сон - то есть сразу переходить к другим способам успокоения. Ясно, что
если ребенок забывать пососать не хочет, то пусть пососет - у нас же
мягкое обучение, мы не отказываем, только иногда ограничиваем во
времени.
Как быть с ночными
кормлениями?
Но вот через несколько
недель после начала использования этого метода малыш уже все чаще
засыпает, совсем не прикладываясь к груди перед сном. Это значит, что
вам удалось научить его этому! И к тому же, это означает, что он готов к
постепенному уменьшению ночных кормлений.
Ребенок, просыпаясь ночью, начинает спокойно относиться к тому, что
мама просит не сосать долго - для него это уже
привычная практика, да и заснуть без сосания для него уже тоже не
проблема. Конечно, мама помогает засыпать после ночных пробуждений. Для
этого годится пение колыбельной или поглаживание: читать книги или
вспоминать яркие события ночью вряд ли стоит.
Некоторые дети соглашаются ночью попить воды после недолгого сосания
груди или вместо него. Иногда малыш просыпается из-за того, что ему
нужно пописать, и сходив на горшок с маминой помощью, он готов снова
уснуть.
Конечно, и на этом этапе не надо слишком упорствовать - если вы видите,
что попытки научить ребенка обходиться без сосания груди по ночам
существенно увеличивают интервалы бодрствования во
время ночных пробуждений, не настаивайте на альтернативных способах,
давайте грудь малышу. Через некоторое время засыпать
без груди будет у малыша получаться лучше, а потом настанет момент,
когда ваш кроха проснется ночью, убедится, что вы рядом, и снова сам
уснет.
Что происходит, когда
ребенок уже умеет засыпать без груди?
Ну вот, через несколько
месяцев результат будет достигнут: ваш малыш больше не будет
нуждаться в том, чтобы сосать грудь во время засыпания.
Что с этим делать, решать вам. Многие мамы, раньше желавшие поскорее
отлучить ребенка от груди из-за усталости от долгих вечерних и ночных
сосаний, теперь будут готовы продолжать кормить дальше - ведь
висеть на груди их малыш перед сном и по ночам уже не
будет. Для кого-то следующим шагом станет переход к раздельному
сну с ребенком - ведь теперь ночи проходят куда более спокойно, и малыш
в большей степени готов перейти спать в свою собственную кроватку.
Некоторые дети после освоения засыпания без груди сами начинают сосать
все реже и реже, и через несколько месяцев перестают просить грудь
совсем. Некоторые малыши могут еще долго продолжать прикладываться к
груди 1-2 раза в сутки. Как именно получится у вас, зависит
от особенностей вашего ребенка, от ваших отношений, наконец, от
вашего желания кормить дальше или плавно завершить кормление.
Но в любом случае, вы поможете своему ребенку стать
взрослее и научиться новым для него способам успокоения, и сделаете это
мягко и легко, при этом не отнимая у него
преждевременно его привычный младенческий способ успокоения и
контакта с мамой - сосание маминой груди.
Этот он-лайн проект "Радость жизни" - не просто рассказ о чудесной методике оздоровления с помощью зеленых коктейлей, которые в последние годы стали очень популярны, но и рассказ человека, который сам прошел весь путь от вареной пищи до сыроедения и приобрел огромное богатство, которое нельзя сравнить ни с какими благами мира: здоровье, красоту, духовную гармонию и радость
жизни.
Отзывы по курсу:
Курс "Я ЖИВУ"
Совунья - Итоги первого месяца:
1.Я счастлива, радостна, энергична каждый день. Выполнено примерно на 70 %.
Критерии:
-утром я легко встаю в хорошем настроении, с удовольствием выполняю все процедуры и вовремя выхожу из дома-теперь я встаю, чтобы сделать контрастный душ, он очень бодрит, все процедуры сделать не успеваю, ребенок торопит, не любит опаздывать на зарядку в детском саду.
-в течение дня чувствую постоянную радость и удовлетворение, часто улыбаюсь-да, почти так, кроме субботы.
-успеваю сделать все намеченное - а если не успеваю, не расстраиваюсь.
-я заражаю окружающих своей радостью и оптимизмом, мне легко со всеми общаться. Работать стало легче, я чувствую себя свободней.
-я ем только тогда, когда хочу, только полезные продукты в необходимых количествах-главное достижение этого месяца, то, что я питаюсь по-другому, больше мне не придет в голову перекусить в торговом центре, и еще я могу есть вкусные вещи в небольших количествах, я так давно старалась прийти к этому.
2.Я красивая, стройная, женственная. Да, я ощущаю себя такой больше чем раньше
-моя кожа чистая, гладкая, светится изнутри-кожа стала более ровной, почти нет прыщиков, лицо подтянулось, стало выглядеть моложе.
-мои волосы пышные, блестящие, к ним так и хочется прикоснуться-волосы подросли, блестящие, я ими довольна.
-мой вес оптимален для меня-вес уменьшился на 3-4 кг, думаю, это не предел.
-я двигаюсь свободно и легко-да
- мои глаза лучатся счастьем - надеюсь.
3. Я люблю себя!
Критерии:
-я делаю только то, что хочу, с удовольствием
-я не расстраиваюсь, когда что-то не получается, просто делаю следующую попытку-да
-я ухаживаю за своим телом каждый день
-я забочусь, чтобы вся еда, которую я ем, была мне на пользу
Я стараюсь двигаться в этом направлении, просто мне нужно больше времени. А еще я нашла себе новую работу, которая в перспективе может стать той, о которой я случайно написала, выполняя одно из заданий курса (3 часа в день, 3 раза в неделю), нда, опасайтесь своих желаний...
Стали появляться неожиданные желания порисовать, попеть, потанцевать.
Кристина - Мои итоги за первый месяц курса:
+ Прочистился нос, до этого бывали обильные выделения с утра, сейчас чистенький носик, так приятно.
+ Улучшился сон, засыпаю быстро, сплю всю ночь крепким сном.
+ Легче стало вставать с утра, видимо вырабатывается привычка
+ Глаза, мои глаза стали сиять, блестеть, для меня можно сказать это основной показатель, я так радуюсь, когда смотрю на себя в зеркало.
+ появилось чувство здорового аппетита. Последнее время мне есть редко хотелось.
+ Цвет мочи свидетельствует о том, что жидкости в организме стало хватать
+ Я больше времени стала уделять себе
+ Начала планировать время и больше действовать, а не рассуждать.
+ Записалась на йогу
+ Начала уроки по рисованию
+ Начала осозновать свои удовольствия, и воплощать их, в начале у меня с этим было очень сложно.
+ Практически отказалась от мучного
+ Шоколадок не хочеться
+ Снова проснулась любовь к зелени
+ В течении всего дня активна. Раньше бывало, что я просто в прямом смысле слова сваливалась от усталости.
+ Вчера муж просто так подарил цветы (с ним такой случается очень редко) - думаю это тоже показатель:)
Оценка степени достижения целей:
1. У меня совершенно здоровая шейка матки.
Здесь сейчас оценить мне сложно, так как у меня еще идет работа по пересмотру своих взглядов.
У гинеколога не была, думаю еще рано.
2. Я легко и радостно реализую свои планы, реализую себя.
Здесь мне важно было научиться действовать, а не предаваться размышлениям на тему, а что может быть и как лучше сделать.
Начала получать определенное удовольствие от совершения дела, от ощущения того, что я - делаю.
Этот пункт наиболее достигнут, по моим представлениям.
3. У меня красивая, чистая, здоровая кожа. Я люблю себя.
Пока сложно сказать, думаю здесь процесс не такой быстрый.
Однако, кожа стала шелковистей и приятней на ощупь, не шелушиться, имеет здоровый вид.
4. У меня красивая грудь второго размера.
Дело в том, что я иду с опозданием на 3 дня, поэтому этот пнукт у меня еще в процессе.
Замерила сейчас объем груди - увеличился на 1 см. А у меня получается!
(yulduzka) Юля и Лена ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО за этот курс. Я пока что еще «гадкий утенок», но начинаю потихоньку окрылятся, как говорится превращение пошло!!! Я так рада, что после долгих раздумий решила все тки начать менять свою жизнь и записалась к вам в школу своего здоровья!!! Как много хорошего хочется сказать! Процедуры курса вроде бы с одной стороны все знакомы и когда то о них слышала…но вот собрать их вместе
и дать четкий алгоритм действия –дорогого стоит! Следуя четкому алгоритму на каждый день, сам того не замечая, приближаешься к своим поставленным целям. Появилась энергия на весь день, я теперь не так часто засыпаю по дороге когда что-то делаю, намного лучше стало себя ощущать в течении всего дня. Научилась расслабляться и поняла, как много значит хотя бы пару минут расслабления!!!!!
Вот мои цели, которые я ставила на первый месяц:
1. У меня хорошее расположение Духа каждый день! Я наслаждаюсь своей жизнью ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС! Я терпеливая и гибкая к различным ситуациям!
Выполнила на 80%
И вправду хорошее!!!! Мне стало как то легко жить. Я столько интересного обнаружила. Благодаря вам, так ведь с помощью вашего форума, вышла на курс Елены Макаровой и это так здорово!!!!! А чего стоит ее книга «как вылепить отфыркивание». Спасибо. Так же для достижения этой цели мне очень помогли упражнения «Солнышко», Я люблю СЕБЯ и Я люблю ТЕБЯ!!!!! Поле этих упражнений и в правду не хочется огорчаться.
2. Я живу сегодня и делаю все свои запланированные дела СЕГОДНЯ! У меня достаточно энергии и времени на все главные дела в моей жизни. Каждый день моей жизни наполнен пользой для меня, радостью и удовольствием. Бодрость и жизнерадостность переполняют меня! Я успешная и само достаточная женщина.
Выполнила на 50%. И в правду делаю. Хотя бы начнем с запланированного на курс процедур. А к ним уже подтягивается и все остальное. Но есть и над чем работать!!!! Буду и дальше идти по намеченной дорожке, так как твердо решила изменить свою жизнь!
3. Я люблю детей и мужа. Я люблю играть со своими детьми, я внимательна к детям, мне интересно с детьми. Я люблю семейные праздники. Я люблю семейные традиции. Я люблю свой дом.
Выполнила на 70%. Стала намного больше играть с Аришей. Я как будто вышла из состояния замкнутости и поняла что многое могу делать и вместе с детьми)))
4. Я ощущаю чистоту, свободу и легкость во всем теле! Мои внутренние органы чистые и здоровые. Мой живот плоский как доска! Моя осанка выпрямленная, спина прямая и сильная. Походка легкая.
Выполнила на 45% . Здесь надо трудится! И первое что это питание!!! Пока что с питанием грешу. Не всегда могу разнести по времени не совместимые продукты. Но на второй месяц дала себе четкую установку, что питание будет моим приоритетом!
Итого выполнено на 61 %. Ух ты!!!! Я от себя такого не ожидала!!!! Это ведь здорово!
Я специально на первый месяц не ставила цели по здоровью и внешнему виду. Так как для меня было намного важней стать спокойней и уравновешенней!!!! И это мне удалось! Я начала немного получать радость от жизни, находить время для себя, намного меньше стала конфликтовать со своей семьей и это здорово!!!!!!!! То что я хотела получить от первого месяца - я получила. Я захотела бегать и заниматься зарядкой. Легко стала просыпаться в шесть, бегать на морозе это так приятно и такой
заряд бодрости потом в течении всего дня! Спина стала прямая, осанка выпрямилась!!! Да же муж заметил и мне как приятно)))) Сомочувствие общее улучшилось на 70% и это факт!!!!
А вот на второй месяц я ставлю цели по достижению конкретных внешних результатов, а именно улучшение кожи, волос, тела. Для этого я во втором месяце буду больше уделять внимание питанию, так как это основа основ)))) Проведу чистку печени! Так же обязательно сделаю куклу пеленашку, доску мечты. Второй месяц начну с 8 числа.
Сегодня я хочу познакомить Вас с удивительным детским автором!!!
Юрий Красный.
С1980года
работал в образовательных структурах. Начиная с 60-х годов, занимался
литературной, а затем — журналистской, экологической и
кинематографической деятельностью.
В 80-х годах совместно сЛиной
Курдюковойразработал и
внедрил в практикуконцепцию
творческого развития детей средствами анимационного кино»). Опыт первых
лет работы с детьми и развернутая демонстрация методических приемов
анимационной педагогики легли в основу книги «Мультфильм руками детей».
С1999 годаначал
работать с детьми со специальными потребностями, разработал курс
творческого развития для детей, больных церебральным параличом, успешно
осуществил ряд международных проектов по социализации детей-инвалидов.
Опыт этой работы изложен в книге «Арт — всегда терапия».
Отличник просвещенияСССР,УССРи
Украины. Социальный инноватор СССР. Член Международной Ассоциации
Анимационного Кино (АСИФА-ЮНЕСКО). Член Союза Кинематографистов Украины
(секция кинообразования). Участник анимационных проектов АСИФА-ЮНЕСКО.
Отмечен первыми и призовыми местами на детских кинофестивалях вШвейцарии,Франции,Японии,Германии,Норвегии,Великобритании,Польше,Венгрии,Греции,Грузии,
Литве,Латвии,Эстонии,Италии,Хорватии,Мексике.
Участник детских выставок в музеях и культурных центрах Украины,России,
Армении, Грузии, Норвегии, Эстонии,США,
Израиля. Проводил семинары, практические занятия и доклады вИерусалиме,Тель-Авиве,
Москве,Киеве,Каунасе,Тбилиси,С.-Петербурге,Екатеринбурге,Ереване,Таллине,
Лиллехаммере,Бостоне,Хиросиме,Загребеи
др.
(Юлия Матвеева) Это
официальная часть.
Как мама, могу сказать, что книги Юрия
Красного - это просто кладезь секретов - веселого, познавательного и
очень интересного не только для детей, но и для родителей, общения.
В каждой книге очень много идей даже
для тех родителей, которые считают, что им сложно придумать - чем
позаниматься с ребенком!!!
Начнем наше знакомство с книги "Синий
кот"
Почему Кот? Потому что
по цепи ходил, сказки рассказывал.
Почему Синий? Потому что
плавает в синей воде и летает в синем небе.
Вот почему!
Вести занятия в Школе
будет педагог и писатель Юрий Красный, а
заниматься в ней –
мальчики и девочки, папы и мамы, бабушки и дедушки. Чем семейнее и
разновозрастней будут наши уроки – тем лучше!
Начнем мы со СЛОВА. Не
только потому, что слово было вначале, но и в связи с его неоспоримым
первенством в арсенале развивающих средств. Можете быть уверены: если
вам удалось воспитать читающего и пишущего ребенка, он – рано или поздно
– опередит в развитии своих «телевизорных» и «компьютерных» сверстников.
Однако высказываться о себе и о мире дети начинают намного раньше, чем
овладевают письмом. Их язык в эти годы самым естественным образом
объединяет жесты и мимику, речь и танец, пение и рисунок, лепку и
конструирование.
Вот почему мы решили сопроводить детские тексты образцами детских
творческих работ, выполненных в самых различных материалах и техниках.
Надеемся, что они подскажут родителям, как сочетать литературные занятия
с иными, не менее важными видами творчества.
Урок 1
Синий
Кот просит маленьких читателей рассказать ИСТОРИЮ из своей жизни.
Урок 2
КАК
и ЗАЧЕМ сочинять загадки.
Урок 3НАСТОЯЩАЯ
загадка устроена сложнее.
Урок 4 Вы
умеете ПРЕВРАЩАТЬСЯ? Это совсем просто!
Урок 5Без
чего не бывает СТИХОВ.
Урок 6Стихи:
от УПРАЖНЕНИЯ к ПЕРЕЖИВАНИЮ.
Урок 7Стихи:
ОПЫТ и ОБРАЗЕЦ.
Урок8 МЕТОД ПРОВОКАЦИЙ. Сказки
бывают двух видов.
Урок 9
МЕТОД ПРОВОКАЦИЙ, продолжение.
Сказка из цветовушки.
Урок 10
МЕТОД ПРОВОКАЦИЙ,
окончание. Сделать герою "плохо".
Пришло письмо от девочки, которую
я знаю хорошо. Письмо с просьбой
(Вика) Здраствуйте все. Хочу поделиться
с вами информацией, и если она вас не заинтерсует, может через вас
она найдет себе все-таки путь.
вкратце: как-то возникла мысль о работе
с детьми-инвалидами, на своем пути мысль встретила информацию о
"Курсах для клириков и мирян по работе с детьми-инвалидами". они
бесплатные, интересные с разных сторон, т.к.ведущие там и ученые и
священники,и вообще информация лишней не бывает. так вот, как
обычно в таких вопросах, возникли проблемы.
НЕТ НАРОДА, достаточного, чтобы
эти курсы состоялись и начали новый цикл работы.
есть предложение подумать на счет
своего участия или передать информацию своим друзьям и знакомым.
САМА собираюсь на эти курсы пойти, потому кровно заинтересована в
их реализации.
ниже приведено письмо от
организатора курсов, в котором есть вся подробная информация, в
том числе ссылки на аудио и видео записи прошедшего в прошлом году
курса.
всем заранее благодарность за внимание и возможное участие в организации
этого проекта.
P>S> я сама не являюсь организатором, просто очень хочу чтобы данный
проект состоялся и намериваюсь принять в нем участие
Письмо от организаторов курсов:
Здравствуйте, Виктория. Простите за
задержку, не было возможности ответить. Ваше желание работать с
детьми-инвалидами замечательно. Такая работа на многих из нас
сказывается очень хорошо.
Ситуация с курсами не простая,
состоятся ли они и в каком формате в этом году - пока не ясно.
Это зависит не только от меня, но и от всех нас.
Прочтите о курсах здесь:
http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=8&id=10486
Здесь выложены видео и аудио записи лекций курсов прошлого года:
http://www.tvspas.ru/news_ob/index.php?ELEMENT_ID=8231
> >>
Здесь выложены уже состоявшиеся 9 бесед на радио "Радонеж"
(беседы ведут участники курсов - специалисты и священники)
https://tvspas.ru/audio/detail.php?ID=14862
(беседы будут добавляться и выкладываться по мере передач
по радио примерно до 25-ти бесед).
Виктория, Вы можетие помочь курсам распространением информации о них,
особенно среди священников.
Можете также выложить в иннете мое письмо к Вам.
И еще - мне нужен список желающих и связь с ними. Напишите, Вы одна, или
с Вами кто-то еще? Сколько? Кто? Как связаться? Судьба курсов будет
решаться в течение месяца.
С уважением. Сошинский
За любыми действиями и обычаями в народной традиции стоят истины, которые мы, сегодняшние, забыли и не понимаем. А ведь они позволяли нашим предкам делать жизнь правильной, упорядоченной, соответствующей некой изначальной гармонии. Особенно явно это следование изначальности проявлялось в русской традиционной одежде. Как именно, рассказывает Арида, психолог, автор женских тренингов, разработанных на основе методов народной психологии и прикладного народного творчества.
- Арида, какая роль отводилась одежде в народном укладе помимо тех ролей, которые одежда играет сейчас? Я имею в виду защиту от жары, холода, соблюдение приличий и демонстрацию собственного статуса.
- Наши предки видели и понимали обережное значение одежды. Сейчас этому такое внимание не уделяется. То, что одежда в жизни народа была значимой, становится очевидным, если посмотреть, сколько труда в неё вкладывалось. Например, обильная вышивка на подоле. Зачем вкладывать в неё такой труд, если люди очень разумно относились к своему времени? Посмотрите, как богато расшивали головные уборы, платки! Зачем?
- Для красоты!
- Сидеть неделями, месяцами, а порой и годами, и вышивать только для красоты? Мастерицы в это вкладывали столько труда и времени, потому что видели за каждым действием и символом определённый смысл. Причём, народная одежда всегда оставалась вне моды. Мода была только на мелкие детали, на пуговицы, например. Но принципиальные элементы, такие как крой, сборка сарафана, вышивка, детали одежды, веками оставались неизменными. Они несли в себе саму суть одежды, ее основу. Одежда
хранила в себе некий изначальный истотный образ, который помогал, может быть, что-то вспомнить и не забывать. То, что потеряно в современной одежде.
- То есть, за модой наши предки не следили, следили за сохранением образа. В наше время больше следят за модой как за демонстрацией собственного статуса. Причём, как мне рассказывали очевидцы, в России больше, чем в других странах, а в провинции, по моим наблюдениям, еще более рьяно, чем в столице.
- Я думаю, в следовании моде осталось знание важности одежды, знание на уровне истины. Ведь мы вырастаем в русском культурном слое и наполняемся образами русской культуры. Хотим мы того или нет, эти образы есть в нашем сознании, и мы ими живём. Но понимание этих образов часто бывает искажено. Так и понятие, почему одежда важна, и чему именно нужно уделять много внимания, было потеряно, искажено.
- Так что именно было важным в традиционном костюме?
- Его строй. Сочетание цветов и расположение вышивки имеют определённое устройство, оно и соблюдалось в одежде, в порядке надевания, в расположении узоров, в сочетании элементов. Особенно это касалось женского костюма. Раньше женщина, одеваясь, выстраивала себя, своё состояние и, думаю, выстраивала свою жизнь. И тот первообраз, который она в себе несёт. Например, праздничная и бытовая женская одежда украшалась вышивкой очень
обильно, в то время как мужские рубахи так украшались только на свадьбу. И вышивка эта отображала понимание мироустройства нашими предками. Можно сказать, что наряд был моделью вселенной.
- И как они видели мир, если судить по костюму?
- Прежде всего – через женщину, которая сама была вселенной, так как рожала и приводила в этот мир новые души. Считалось, что женщина связана с несколькими прародительницами, и связь с ними отражена в костюме. Женский головной убор был связан с небом, солнцем и небесными прародительницами-оленихами – так назывались на Руси созвездия Большой и Малой медведицы. Рогатые кички, головные уборы с помпонами, платки, завязанные «рожками»
кверху – всё это символы олених. На головном уборе часто изображался путь солнца: цветы-розетки, полузакрытые по краям и раскрытые в центре убора, символизировали его восход, зенит и закат. Причём, уборы вышивались только золотым шитьём. Серебро в вышивке появлялось только тогда, когда женщина вступала в менопаузу. Лунная символика в костюмах отражалась разве что лунницами-подковками, которые носили украшением на груди. Считалось, что женщина должна светить, сиять, освещать. Женщина в детородном, плодоносящем
возрасте носила солнечные символы: звёздочки, цветы розеткой, яргу-свастику. Причём носила их на головных уборах (а мужчина – на груди и немного на плечах) и часто не на показ – повойники, под которые убирались волосы, были расшиты по донцу, которое накрывал платок.
- По нынешним временам странно: достаточно посмотреть на девушек в открытой одежде, которая не оставляет простора для мужских фантазий!
- Нет, тогда красоту особо не показывали, вся красота была внутри. Например, на рубахах, чьей отделке уделялось очень большое внимание. И как пойдёт девка в танце, у неё сарафанчик завьётся, а под ним – ух, какая красота! Чтобы парень понял, что его ждёт с ней. И когда сватали девку, свахи смотрели, как подол расшит, как швы сшиты. Смотрели не на то, какой она себя предъявляет миру и людям, а на то, какой она будет в доме, в
семье. Вся закрытая вышивка женскую суть проявляла. А внешняя – больше для обережья.
Свадебные и праздничные головные уборы очень дорого стоили. Так, лошадь стоила около двадцати рублей, а головной убор мог доходить до тысячи. Это было роскошью и передавалось в роду по наследству. Женский головной убор отличался от девичьего тем, что ни один волос не должен был выбиваться наружу. Вся сила сохранялась и направлялась мужу и семье, в дом. А у девок волосы были наружу, чтобы жениха привлечь. Волосы связаны с жизненной силой, и замужняя женщина распускала волосы,
когда их мыла, когда была в постели с мужем и во время специальных женских обрядов.
Продолжим разговор о символах. Жемчужные сетки и подвески на кокошниках, доходящие до плеч – это символ небесного дождя, оплодотворяющего женщину, и обережье, закрывающее виски и шею. Сетка на лбу – символ Макоши, богини судьбы.
Также в женских вышивках постоянно прослеживается образ женщины-птицы и лягушки: женщина летает, как птица и плодовита, как лягушка-роженица. Если понимать символизм вышивки, то её можно читать, как текст. Вот свадебный платок, на котором вышито мировое древо. Видны корни и связь женщины с предками, видна лягушка с бусинкой в животе, от неё – ствол и ветви с цветами-детками. То есть, в этой вышивке показана связь женщины с предками, родом и потомством. Корни уходят в род,
душа её открыта и сияет, силу рода она направляет детям.
Теперь о плечах и груди. Грудь женских рубах практически не расшивалась, так как закрывалась бусами, которые символизировали семена, плодородие. Одежда рассматривалась как дом для тела, а двери в доме надо закрывать на замок. В одежде «двери» – рукава, ворот, подол. Этим местам и уделялось особое внимание, их расшивали и оберегали. Вышивка по вороту женской рубахи была небогатой, а вот на плечах – обильной, защищающей верхние места-сквозники, через которые утекает жизненная
сила. Нижние сквозняки, на бёдрах, защищала понёва или сарафан. Рубах могло быть несколько – исподняя к телу и верхняя под сарафан. Чем севернее, тем больше надевали рубах. Иногда их шили из целого полотна, но чаще – из двух частей, верхней и станины. Верхняя – тонкая, нарядная, а нижняя, станина – из грубой домотканины, которая могла заменяться.
- Какие мотивы вышивки были самыми типичными для женского костюма?
- В костюме старались отобразить все четыре стихии: огонь-солнце, землю, воздух и воду. Солнечные знаки вышивали на головном уборе. На рукавах рубахи вышивали знаки земли – ромбы, квадраты, цветы как символ плодородия. Причём на девичьей рубахе – просто ромбы, символ невспаханной и незасеянной земли. На женской – ромбы с точками-семенами. На рукавах могли быть вышиты птицы как связь женщины со стихией воздуха. На подоле сарафана – знаки земли, воды и плодородия, например,
женские фигурки-роженицы. Если руки у фигурки подняты вверх – она призывает силу, если опущены вниз – силу сохраняет. Так отображалась главная задача женщины: принять силу, сохранить, взрастить и передать. И силу, и семя, и знание, и мудрость, и традицию.
- А какие смыслы закладывались в мужскую и детскую одежду?
- Мужская одежда – порты, рубаха, пояс. Классические порты в полоску означали, что мужчина – пахарь, он упорядочивает и устраивает этот мир. Мужской пояс с помпонами символизировал плодородие. Пояс у мужчин повязывался на бёдрах, а у женщин – под грудью. Вариант носить пояс на талии более поздний и неправильный. Повязывали иногда несколько поясов – нательный, на рубаху, а женщины – ещё и на сарафан. Кстати, когда я перенимала
сарафаны у вятской мастерицы Нины Васильевны, она сказала, что опущение пояса из-под груди на талию снизило плодовитость в несколько раз. У мужчин пропал активный интерес к женщинам.
Длина мужской рубахи – выше коленей на ладонь, чтобы закрывать разрез на портах. Расшивались они проще, чем женские: обережная вышивка шла по краю рубахи, защищая мужское сакральное пространство, по краю рукавов и по вороту. Богаче расшивались плечи рубах у парней и на свадебных рубахах, а потом мужчина как бы переходил под защиту жены-берегини. Потому и детская одежда не сильно расшивалась. К слову о детской одежде: когда ребёнок
приходил в этот мир, ему никаких одёжек не шили. Его принимали в старую ношеную рубаху отца, чтобы, с одной стороны, он попал под его обережную силу, а с другой, узнал и запомнил образ отца, который впитала эта одежда. Так на тонких уровнях выстраивалась его связь с отцом, с родом отца. Пока ребёнок был в доме, никакой вышивки на его распашонках-пелёнках не делали. Оберегом для него была мать.
Когда же ребёнок подрастал и выходил на улицу, появлялась и обережная вышивка по подолу и рукавам его рубахи. Ворот оставался открытым – считалось, что первое время ребёнок ещё может уйти. И чтобы не держать его душу, ворот не вышивали. Также не вышивали ворот и у пожилых людей. Чем старше становился ребёнок, тем богаче становилась вышивка, но в ней не было красных цветов. Я видела этнографические детские рубашки: они все сине-голубые. У девочек красный цвет появлялся с
приходом месячных. У мальчиков – после мужских посвящений, лет с двенадцати-четырнадцати.
- То есть, цвет в костюме тоже имел свои смыслы?
- Да, конечно же. Например, вышивка на детских рубахах была бледной – детей до половозрелого возраста скрывали. А голубой цвет подчёркивал связь ребёнка с небесным миром. В четырнадцать лет, когда девки созревали, а парни получали посвящение в воины, в их одежде появлялся красный цвет, а вышивка становилась богатой и обильной. Свадебная одежда и наряд молодухи – самые богатые на вышивку. Красный – цвет плодородия, жизненной силы, жёлтый означал солнце, тепло, зелёный – рост,
растения, землю. Тёмные цвета – магические. Чем старше становилась женщина, тем темнее становились цвета сарафана, показывая, что она набирает силу. Тёмные цвета надевали с приходом менопаузы. Тёмные сарафаны, белые рубахи, серебряная вышивка сменяла золотую, красный цвет из одежды уходил, вновь возвращались сине-голубые тона или белым по белому. Женщина переставала быть плодовитой, но в ней появлялась другая сила, другая мудрость. И ко многим целительским и повитушечьим обязанностям женщина могла приступить
только после того, как она входила в магическую силу после завершения детородного цикла. Белый цвет символизировал переход из мира в мир, он преобладал в похоронной и обрядовой одежде.
- То есть, любая деревенская мастерица знала, что хочет сообщить своим костюмом другая женщина.
- Конечно. Весь костюм шила и расшивала одна мастерица, и она творила собственный образ. Женщина раньше и представить не могла, чтобы её муж был одет в одежду, сделанную руками чужой женщины или, не дай бог, вообще мужчины. То есть, в сам процесс пошива закладывался очень большой смысл. И рукодельничать для женщины было так же естественно, как дышать. Обучение рукоделию начиналось лет с пяти-шести. Начинали с простого, с нарядов для кукол. Обучение длилось десять-двенадцать
лет, и к замужеству девушка умела всё. За сутки мастерица могла соткать до шести метров ткани.
- На сарафан хватало?
- Конечно, хватало. Домотканые полотна были узкими, в среднем, шириной сорок сантиметров. Эта ширина называлась «точь», по ней и считали расход ткани. На повседневный сарафан шло пять-шесть точей. На праздничный – до пятнадцати. Шили, что называется, на глазок, прикладывая ткань к себе и отрывая в нужных местах. А потом сшивали «точь-в точь» обережным швом. Понятие о ровных линиях было весьма приблизительное, главное, чтобы образ передавался. Я видела этнографические рубахи
с очень ровными стежками – швейная машинка отдыхает. Впрочем, уравновешенное состояние души даёт и ровные строчки.
Кстати, сарафан стали носить примерно с XIV века, рубахи гораздо древнее. Потом появилась юбка, а потом уже сарафан. Самые ранние модели сарафана – высокая юбка с бретелями, потом пошли прямые и косоклинные сарафаны с выходом на грудь. Основная красота находится сзади: «хвост» из складок ткани, обережные символы, вышивка. Деталь-«лягушка» на месте скрещивания лямок – тоже оберег. Кроме того, спину старались закрыть платком и вышивкой.
Сарафан девке надевали с момента, когда приходили месячные, как бы заявляя, что она стала девушкой. Также в деревнях шили специальные покосные нарядные рубахи, их надевали без юбок и сарафанов. О чём мы ещё не вспомнили?
- Об обуви!
- Обувь тоже считалась обережьем границы нижнего и среднего, то есть нашего, мира. Лапти на каждый день, сапожки и ботинки на каблучке, подбитые подковками – по праздникам. Женщина ходила и звенела, отгоняя злых духов нижнего мира. Когда девка входила в возраст невесты, её без обуви не отпускали. Девки на выданье вообще ходили нарядными. Парни сами себе зарабатывали на одежду, а девку одевали родители.
Женская одежда была многослойной, и чем севернее, тем больше слоёв. Чулки вязали в резинку и надевали не столько для тепла, сколько для того, чтобы ноги казались толще. Считалось, что женщины с тонкими ногами некрасивы и плохо приспособлены к деторождению. Вся одежда была объёмной. Сарафан, рубахи позволяли зрительно увеличить объём. Каждая деталь несла символическое послание.
Платок на голову, платок на плечи. Кисти – это дождь. Квадратная форма – земля, политая дождём. Напоминание женщине, что она – земля политая и напитанная, её задача – плодоносить. Причём, речь не только о детях – это гораздо более широкая задача. Это и творчество, и рукоделие.
Женщина была солнцем, плодоносящей землёй-цветком. И в своей одежде несла образы, которые напоминали, кто она на самом деле: душа, оберегающая этот мир и приводящая в него новую душу.