Как известно, человек
принадлежит к числу незрелорождающихся, причем
достаточно давно была установлена
морфологическая и функциональная незрелость
многих его систем при рождении, в том числе
центральной нервной системы. В связи с этим в
течение длительного времени существовало
убеждение, что новорожденный ребенок не способен
к познавательным процессам, и исследования
поведенческих реакций новорожденных детей были
весьма немногочисленны. Своеобразным толчком в
развитии этого направления послужили наблюдения
за животными и, в частности, работы этолога
Конрада Лоренца, выдвинувшего в 1935 году теорию
импринтинга — запечатления в памяти
новорожденного отличительных черт воздействующих
на него жизненно важных стимулов, в том числе и
матери. Одним из важнейших результатов
импринтинга является формирование долговременной
связи с родителями, то есть запоминание объекта
и формирование стойкой привязанности к нему,
причем происходит это в строго определенный
период, названный критическим или сенситивным.
Для новорожденного таким
критическим периодом, или периодом запечатления,
является первый час жизни. Именно в это время, а
далее в течение первых суток жизни, он
запечатляет мать, что впоследствии служит
основой для формирования по отношению к ней
устойчивой привязанности. Этот период важен
также и для матери, поскольку именно в этот
период у нее тоже происходит запечатление своего
ребенка, что служит толчком для пробуждения ее
материнского инстинкта и формирования
привязанности к новорожденному. Именно поэтому
зрение новорожденного настроено таким образом,
что он ясно видит предметы на расстоянии 20-25
см и выделяет лица. Лицо матери при кормлении
грудью находится именно на таком расстоянии от
глаз младенца.
Таким образом, импринтинг
является неотъемлемой частью родового процесса и
жизненно необходимым условием для реализации
успешного материнства, формирования взаимной
привязанности матери и ребенка, а также для
формирования у новорожденного благоприятного
впечатления об окружающем мире.
Являясь, по
сути своей первым актом коммуникации, т.е.
взаимодействия между матерью и ребенком,
импринтинг определяет, насколько успешным будет
такая коммуникация в будущем. Нормальный запуск
процессов, обеспечивающих импринтинга, таким
образом, является гарантом положительного
результата дальнейшего воспитания ребенка.
Как любой процесс,
регулируемый нервной и эндокринной системой,
импринтинг у человека состоит из ряда
поведенческих актов, которые происходят в строго
определенной последовательности. При
естественных родах гормональный баланс женщины к
рождению ребенка достигает такого состояния, что
все необходимые стадии включаются автоматически.
Так как ребенок получает последнюю порцию
материнских гормонов в момент рождения, именно
они определяют то, что он будет делать сразу
после родов. Если же гормональный баланс был
нарушен, то соответствующих действий не
совершает ни мама, ни ее малыш. Отсутствие
какой-либо стадии приводит к тому, что следующая
просто не наступает. Причем, зная, что нужно
делать, можно осознанно произвести
соответствующие действия, но импринтинга при
этом не происходит!
Если все происходит
естественным образом, то импринтинг у человека
можно разделить на 2 больших этапа. Первый
этап — первичный импринтинг,
происходит в течение первого часа-двух после
рождения. Из них первые 30-40 минут приходятся
на последовый период родов. Второй этап —
вторичный импринтинг
наступает только в случае, если первичный
состоялся и продолжается в течение первых суток
после рождения.
На стадии первичного
импринтинга происходит несколько очень важных
моментов, ни один из которых нельзя
игнорировать. Наверное, все слышали, о том, как
важен первый час жизни ребенка. Однако мало кто
знает, что 1 час — это тот компромисс, на
который согласилась официальная медицинская
наука в условиях клинических родов. Первичный
импринтинг длится гораздо дольше 1 часа, и
условно может быть разделен на 4 фазы:
Первые минуты после
родов — это период релаксации новорожденного,
необходимый для восстановления его
сил после напряжения во время
рождения. Совершив первый крик, новорожденный,
соединенный с матерью пуповиной, тихо лежит у
нее в ногах и, прислушиваясь к новым ощущениям,
отдыхает. В это время он обычно откашливается,
чихает и сопит, освобождая
дыхательные пути от слизи и
привыкая к новому способу дыхания.
Мама помогает ему это делать,
ощупывая и оглаживая его. За это
время он должен восстановить свой
кровоток, который изменялся в
момент прохождения по родовым путям. Часть крови
ребенка по сосудам пуповины была вытеснена в
плаценту, сразу после рождения эта кровь
поступает к младенцу обратно, поэтому изменяется
цвет его кожных покровов. Материнские
поглаживания не только помогают восстановлению
кровотока у младенца, но и стимулируют его
дыхательные движения.
Первый
контакт «кожа к коже». Первым
телесным контактом матери и ребенка, которое
называют контактом «кожа к коже», является
ощупывание новорожденного. Женщина поглаживает
спинку, ножки и ручки малыша, гладит его влажную
головку, перебирает пальчики рук и ног. Минуты
первого телесного контакта матери и ребенка
трудно переоценить. В мире млекопитающих он
является вручением вверительных грамот и
выражается в облизывании матерью своего детеныша
или его ощупывании. Таким образом, мать признает
свое дитя, а дитя — свою мать.
Для человека смысл
первого контакта «кожа к коже» не утратил своей
актуальности. Для новорожденного он является
сигналом «я в безопасности», а для матери это
сигнал о том, что ребенок жив и его надо
кормить. Этот импульс стимулирует у женщины
выделение гормонов, в частности, окситоцина и
пролактина, которые стимулируют эмоциональную
связь между матерью и ребенком, поэтому их
называют гормонами связи. Кроме этого окситоцин
и пролактин стимулируют лактацию.
Благодаря их действию у женщины запускается
материнский инстинкт, что позволяет ей лучше
понимать ребенка и удовлетворять его
потребности.
Спустя 15-25 минут после
рождения новорожденный начинает совершать
телодвижения: поворачивает голову, делает
движения руками и ногами. Затем он начинает
ползти, сопровождая
свои движения криком. Совершив несколько
движений, новорожденный отдыхает. Именно в этот
момент он начинает проявлять
поисковый рефлекс — рефлекс поиска
груди. Поисковая активность новорожденного
проявляется в том, что он начинает
открывать рот, сжимает
и разжимает ладони. При этом он
может найти свой кулак и начать его
сосать. Важно, чтобы
мать помогла ребенку добраться до
нее, а не взирала на его попытки с видом
исследователя и взяла его на руки.
Сегодня считается очень
важным, чтобы ребенок нашел и взял грудь в
момент проявления поискового рефлекса. Во многих
родильных домах стран Европы и Америки здорового
новорожденного не уносят от матери до тех пор,
пока он не проявит поисковую активность и не
начнет сосать грудь. Как же это происходит в
естественных родах?
Зрительный
контакт. В механизме проявления
поискового рефлекса немаловажен момент, когда
малыш пытается установить связь с глазами матери
(бондинг). «Момент установления зрительной
связи очень важен для новорожденного ребенка.
Если этого не происходит, ребенок подрастает не
овладев способностью смотреть прямо в глаза
другому, не отводя взгляда — при таком обмене
взглядами он всегда будет испытывать дискомфорт
и неловкость. Необходимой терапией для тех, кто
не пережил этого эффекта связи при рождении,
является разыгрывание ситуации рождения (ребефинг)
и установления такой связи». [Джеоф Грэхэм,
«Как стать родителем самому себе», 1993]
После того как малыш
оказался на руках у матери, он пытается
установить с ней зрительный контакт:
он смотрит на грудь и на лицо матери, пытаясь
сосредоточить взгляд на ее глазах.
Первое
прикладывание к груди. Это
естественное действие имеет огромное значение,
как для младенца, так и для матери — оно дает
устойчивую лактацию. Именно с началом сосания в
головной мозг женщины поступает сигнал о
необходимости в кормлении ребенка, благодаря
чему усиливается продукция гормонов окситоцина и
пролактина, стимулирующих лактацию. Ребенок же
запоминает, что и как здесь нужно сосать.
Следующим этапом
поискового рефлекса является этап «у груди».
Находясь под грудью матери новорожденный широко открывает рот, лижет сосок, сосет
свои руки, пальцы и «клюет» головой.
Мама помогает ему, выдавив каплю молозива и
раздражая нижнюю губку ребенка своим соском. В
ответ на это малыш широко раскрывает рот и
высовывает язык, размещая его так, что сосок
оказывается глубоко во рту, правда на это ему
может понадобится довольно много времени. Мать
вкладывает грудь в рот ребенку неоднократно,
потому что сначала малыш ее легко теряет.
Активность матери в этот момент важна не менее,
чем активность ребенка.Когда у наших
предков еще работал естественный отбор, он шел
преимущественно в направлении грамотного и
последовательного материнского поведения. У
человеческого детеныша, таким образом
отсутствует инстинктивное правильное
захватывание груди, потому что выживание
зависело от того, насколько грамотно это делает
мама. Ребенок рассчитан на то, что мама
сама вставит грудь ему в рот. И это
один из важных моментов импринтинга. Ребенок
запоминает, как правильно держать
грудь!
Примерно с 3-8 попытки
новорожденному удается захватить грудь
правильно, после чего он и начинает
сосать грудь сильными потягиваниями,
периодически ненадолго останавливаясь. Вскоре он
начинает с силой сжимать грудь деснами и
выдавливать молозиво. Ребенок сам
определяет, сколько ему необходимо времени,
чтобы все получилось, поэтому не следует ему
мешать и торопить его. Обычно он сосет
не менее 30 минут одну грудь и после
этого выпускает ее. Теперь его необходимо
переложить к другой груди,
которую он тоже будет долго сосать. Когда малыш
справится со своей задачей, он бросает грудь и
засыпает.
После того как малыш
проявил поисковую активность, взял материнскую
грудь и получил первые капли молозива, он
засыпает. Это происходит примерно через 2-3 часа
после родов. Как правило, к этому моменту
женщина тоже испытывает непреодолимое желание
расслабиться и заснуть.
Через 1.5-2 часа
послеродового сна мать и младенец просыпаются.
Новорожденный начинает снова искать грудь и мама
снова помогает ему правильно приложиться. Такая
последовательность событий продолжается весь
день. Мама и ребенок просыпаются, малыш ищет
грудь и мать помогает ему ее взять. У них это
начинает получаться все лучше и лучше. Все время
пока ребенок учится захватывать грудь, он
периодически ищет глазами мать, а мать, в свою
очередь, постоянно смотрит на младенца.
Вторичный импринтинг помогает младенцу закрепить
образ матери, запомнить правильное положение у
груди и способ прикладывания к ней. С другой
стороны мать обучается правильно и ловко
подавать ребенку грудь и у нее тоже закрепляется
образ младенца. Вторичный импринтинг завершает
все стадии импринтинга и помогает матери и
ребенку запомнить друг друга и наладить
полноценное кормление грудью.
Вопрос не совсем по теме
Какие метафизические причины того что
1. молоко первые месяцы не просто подтекало
между кормлениями, а лилось очень сильно.
Просыпалась в луже, прокладки в бюсте
приходилось менять чуть ли не каждые 40 минут,
для экономии даже приходилось ходить нагишом, и
следом за мной оставались лужи
2. как только мы с сыном приезжали от моих
родителей у нас у обоих начинался дикий насморк.
Больше мы не болели ни разу. Даже зубы спокойно
вылезли. С родителями не ругалась, не обижалась,
они с восторгом относятся к внуку, идиллия (Хотя
может я зажимала свои эмоции во благо сына)
.
молоко первые месяцы не просто подтекало
между кормлениями, а лилось очень
сильно. Просыпалась в луже, прокладки в
бюсте приходилось менять чуть ли не
каждые 40 минут, для экономии даже
приходилось ходить нагишом, и следом за
мной оставались лужи
2. как только мы с сыном приезжали от
моих родителей у нас у обоих начинался
дикий насморк. Больше мы не болели ни
разу. Даже зубы спокойно вылезли. С
родителями не ругалась, не обижалась,
они с восторгом относятся к внуку,
идиллия (Хотя может я зажимала свои
эмоции во благо сына)
Обычное дело. Первые три месяца лактацией
управляют гормоны.
Все твои зажатые эмоции разрядились в любовь к
ребёнку, а эмоции, это как раз то, что управляет
нашей энергетикой, сосудистыми реакциями и
активностью желёз внутренней секреции.
ну а про родителей тут все так много всего
говорили, и в основном по делу. Так что не буду
повторяться.
1.
молоко первые месяцы не просто подтекало
между кормлениями, а лилось очень
сильно. Просыпалась в луже, прокладки в
бюсте приходилось менять чуть ли не
каждые 40 минут, для экономии даже
приходилось ходить нагишом, и следом за
мной оставались лужи
Я это расцениваю как перебарщивание в
материнской любви и заботе, желание всех взять
под свое крыло. Слабые соски
Цитата:
2.
как только мы с сыном приезжали от моих
родителей у нас у обоих начинался дикий
насморк. Больше мы не болели ни разу.
Даже зубы спокойно вылезли. С родителями
не ругалась, не обижалась, они с
восторгом относятся к внуку, идиллия
(Хотя может я зажимала свои эмоции во
благо сына)
Видать действительно было то, что тебя не
устраивало, а открыто высказаться не позволило
воспитание.
Это
да, я даже малознакомых людей пытаюсь
взять под свое крыло. Они почему то
легко соглашаются)))
Я почему так легко ответила - у самой в
холодильнике каждый день по 3-х литровой банке
прибавлялось - молоко текло рекой. Пришлось
заняться вплотную самоанализом. Я и сейчас ловлю
себя на порывах отдать последнее или помочь
кому-то в ущерб себе. Муж меня отрезвляет -
спасибо ему большое - не дает уйти в альтруизм -
воспитывает во мне здоровый эгоизм.
У меня подруга рожала кесаревом.
Дочку кормила грудью чуть ли не до 2-х лет!
И рассказала мне, что все это время что кормила,
не было месячных вообще!
Такая эйфория была на душе, просто не передать
словами.
Она объяснила тем что гормоны не играли свою
роль, и весь период был просто блаженством для
нее и кайф от жизни.
Нормально ли это, чтобы месячных не было так
долго?
и если нет их, то после родов предохраняться не
нужно?
У
меня подруга рожала кесаревом.
Дочку кормила грудью чуть ли не до 2-х
лет!
И рассказала мне, что все это время что
кормила, не было месячных вообще!
Такая эйфория была на душе, просто не
передать словами.
Она объяснила тем что гормоны не играли
свою роль, и весь период был просто
блаженством для нее и кайф от жизни.
Нормально ли это, чтобы месячных не было
так долго?
и если нет их, то после родов
предохраняться не нужно?
Со вторым ребенком, если считать с момента
зачатия , у меня не было месячных 3 года. Когда
об этом узнала эндокринолог, она на меня долго
кричала и ругалась "что я себе думаю", "вот
отучу свой организм от месячных, буду знгать",
"немедленно перевязывайся, если через месяц не
пойдут месячные, начнем сильно лечить" и пр, пр.
Я ничего не стала делать, продолжала кормить,
потому что, девочки, это ТАКОЙ КАЙФ!!!!
Вм не передать. Это такое счастья общения, такое
удивительное соединение с ребенком!!!!
(Юлия Матвеева) Сюда, что ли примоститься...
Следующий наш семинар будет семинар на тему "Роды". А после него по
домашнему обучению. Я знаю, что среди читателей рассылки есть люди,
которые сами обучают своих детей. Я обращаюсь к вам. Напишите Ваш
опыт домашнего обучения. Поделитесь своими наработками, тонкостями
(даже и юридическими), названиями учебников, программ, ссылки на
Интернет-ресуры, которые помогают вам в обучении. Есть большая
вероятность, что ваши материалы попадут в материалы семинара. В этом
случае, вы сможете выбрать любую из наших книг
в подарок.
Тема домашнее обучение включает в себя:
Раннее развитие малышей - от 0 до 3-х
Занятия с детьми 4-7 лет
Навыки, необходимые для самостоятельной жизни
Домашнее обучение - альтернатива школе
Уже пришло первое письмо про систему Занкова.
Кто учит детишек по Доману, Зайцеву, Лупан,
Монтессори и пр, пр, пр. ПИШИТЕ.
Ниже расположены формы заказа на услуги Школы своего Здоровья. При
нажатии на ссылку у тебя, мой дорогой читатель, сформируется письмо,
где текст написан на латинице.
При
повторном прохождении курса очищения тела
учитывается половина стоимости, которую вы внесли за
прошлый курс очищения. Скидка не может быть больше 50%
текущей стоимости курса.
Подробнее с программой курсов, списком всего необходимого для
них, датами начала на весь сезон 2005-06гг можно познакомиться по
адресу
http://shsz.prostosite.ru/kurs.htm
Вот решила еще и такую рубрику завести. Иногда,
оказывается, уже есть, что посоветовать. Да и у вас, думаю,
есть, чем поделиться. ПИШИТЕ.
Для мам с грудными детишками - "Ассоциация
консультантов по естественному вскармливанию"
http://akev.narod.ru/
Узнать, есть ли консультанты по естественному вскармливанию
в нужном регионе России или Украины, и как с ними связаться,
можно на странице нашего сайта в интернете
http://akev.narod.ru/consultants.html
Двухдневные on-line
семинары: "От -1 до +…" проходят по
пятницам и субботам два раза в месяц.
Всем, кому есть, что сказать по теме любого
семинара предлагаем Вам принять участие следующим образом - Вы
присылаете свое эссе на тему семинара, если Ваш материал войдет
в материалы семинара, то Вы сможете на выбор получить материалы
любого нашего семинара.