Город Знаек - все о развивающих методиках - Выпуск 22 - Биоритмология - что это такое??
«Кому она нужна, эта биоритмология?!»
- Сережа! Иди делать уроки! - Ну мам, ну попозже… Ну я поиграть хочу! Немножко! - Какие игрушки, если у тебя до сих пор ничего не выучено? Ты что, ночью учить будешь? -Ну попозже! -Попозже я загружу тебя другими делами. Мне помощь тоже нужна. И идет пацан с понурой головой делать эти в сию секунду самые ненавистные уроки. Через пень-колоду кое-как в тетрадке нацарапает. Готово.
- Мам! Я все сделал!
На следующий день приносит оценки: «2», да «3», да еще запись учителя, что плохо выучил. И так практически каждый день. Результат – успеваемость плохая, поведение плохое, разговаривать
нормально без крика и истерик совсем не получается, на всех огрызается и хлопает дверью. Потом отказывается есть, начинает плохо спать, бледный, как поганка, руки дрожат….
И началось. С одной стороны – вызовы на педсовет и к директору, с другой – походы по врачам и лекарства в ряд на полочке. Но положение не выправляется. Все бесполезно. Многим знакома эта картинка, правда? А вариаций у нее – бесконечное множество. Психологи объясняют, врачи рекомендуют, учителя уговаривают, родители требуют. А результата
нет.
А вот другой пример: мама маленького ребенка в недоумении: « Я с малышом целыми днями на улице на солнышке гуляю, а у него рахит обнаружили! Откуда он, этот рахит, взялся? Ну и еще третий пример: перспективный мальчик-спортсмен вдруг перестал хорошо выступать на соревнованиях. При отличной подготовке, хорошем взаимоотношении с тренером командой, вообщем, в достойных условиях. И никто не может понять, в чем дело.
Ситуации разные. А вот причина оказалась у всех одна. И проблем
вполне можно было бы избежать, если бы родители … А в чем виноваты родители? Анализировать, тестировать и обсуждать можно только то, что знаешь. А откуда им знать, что делать и как это классифицировать?! Уж если с проблемами начали заниматься психологи, врачи и учителя. Да и то, не всегда успешно.
Ларчик не совсем просто, но открыть можно. Тому, хочет узнать, что в ларчике лежит. А лежит там огромное интересное и необходимое. И называется оно «биоритмология». Врачи называют это «хрономедицина». И
если содержимое ларчика применить к данным ситуациям, то получится вот что: мама Сережи не знает (а откуда ей знать!), что мозг человека имеет конкретные фазы своей активности и пассивности. И если учить уроки в фазе мозгового отдыха, то кроме ситуации, в которой они оказались, ничего не получится. И если бы мама знала конкретное время фаз и смотрела на часы, то поняла бы, что сын, прося поиграть еще немножко, БЫЛ ПРАВ! Потому что часы показывали время полчетвертого. Это время с 15.00 до 16.00 – время полного
отдыха мозга. Или, как говорят на средиземноморье – сиеста. А вот с 17.00 до 19.00 наступает вечерняя фаза активности и можно заниматься умственной деятельностью с большим удовольствием и пользой, потому что все усваивается крепко, быстро и надолго. Соответственно отпадают проблемы с поведением, успеваемостью, состоянием организма.
Второй пример; на вопрос – в какое время мама гуляет с малышом, был ответ: «Ну, где-то с 12 до 14-15… Чуть раньше, чуть позже». Вопрос о максимальном диапазоне прогулочного
времени прояснил ситуацию до конца: « С 11.00 до 16.00». Мама знает, что витамин Д вырабатывается естественным путем только на солнышке на воздухе. Но мама недостаточно серьезно отнеслась к временным рекомендациям прогулок, которые даются очень часто и в книгах и в журналах. Кожа человека воспринимает солнечную энергию только в определенные часы дня. Это время с 9.00 до 11.00 утром и с 17.00 до 19.00 вечером. Даже в пасмурную погоду. Зимой активно утреннее время. В другое время для выработки именно витамина
Д прогулки бесполезны… А синтетический, аптечный препарат имеет очень плохую привычку накапливаться в организме и его передозировка может спровоцировать реальные проблемы здоровья малыша. Если бы мама сразу прислушалась ко времени – может, рахита бы и не было.
У спортсмена ситуация сезонная. Цикл соревнований пришелся на зимнее время, а зимой вещества, ответственные за общую активизацию организма после ночного сна, «просыпаются» на 3-4 часа ПОЗЖЕ! И с меньшей скоростью. Именно это и стало причиной
отсутствия спортивных показателей на соревнованиях. Так сработал индивидуальный организм. Если бы тренер был в курсе такой вероятности сбоя и понимал его причину – успел бы принять защитные меры, просто заранее перенеся время отбоя на более ранние часы. Чтобы организм спортсмена успел перестроиться, привыкнуть и выработать так называемый «динамический стереотип» зимнего врабатывания.
Короче говоря, хотим мы этого или нет, нравится или нет, но биоритмы существуют в пространстве и времени совершенно
объективно и с нашими желаниями и установками считаться не собираются. Те люди, которые хронически не высыпаются, часто болеют, бесконечно получают увечья «на ровном месте», не в состоянии усваивать информацию или адекватно себя вести, чаще всего имеют в разной степени нарушения своего биорежима. И наоборот – те, кто синхронизировал действия с ним – здоровые, успешные, умные и счастливые люди. И моя 20-летняя практика это успешно доказывает. Подружиться с биоритмами можно. Это даже весело. Но для этого нужно
несколько составляющих: знания, понимание сути собственной проблемы, мотивация, т.е. цель, которую мы хотим достичь конкретными действиями. Если мозайка сходится, то начинается плавная перестройка организма, привыкание и вырабатывание личного биоритма. Он будет в допустимых пределах отличаться от объективного, но он будет комфортным для конкретного человека.
В своем блоге на сайте нашего центра «Маленький принц» я рассказала, как поднимала собственного сынишку. Я его подняла именно жесткой привязкой
к естественным биоритмам, с минимальным вмешательством лекарственной помощи, составив наиподробнейшую карту и почти поминутный режим дня для него с рождения. И результаты не заставили себя ждать. Сейчас, когда в наш центр приходят родители с проблемными детьми, пока педагоги занимаются с малышом, мы в первую очередь составляем с мамой именно схему биокарты, которую родители начинают вести. И через неделю уже можно видеть самые проблемные точки и их провокаторов. А если мы это определяем, осознаем, то дальнейшие
действия уже – дело техники и времени. Самое главное, самое ценное, что достигается во время этой работы – родители начинают в полном объеме понимать причинно-следственные связи проблемы и осознанно выбирают алгоритм дальнейшего поведения. Если мама знает: что, почему, откуда, и, самое главное – как и зачем, и что будет при другом раскладе – у нее рука уже не дрогнет и глаза слезой не затуманятся, и сердечко прыгать не будет при проведении иногда болезненных, но очень важных процедур и действий. Рядом с нами
– профильные специалисты, врачи и педагоги. В результате вырабатывается полноценный общий комплекс реабилитации.
Очень часто можно избежать вмешательства психологов и врачей и ликвидировать проблему на самых ранних стадиях ее развития, если вовремя разобраться в причине ее возникновения. Вот пример: мама двухлетней малышки (прийти не может – живет в Швеции) пишет: «Моя лапочка который день уже засыпает в 2 часа ночи!!! Что происходит?» Очень быстро выясняется, что мама на ужин в 21.00 кормит дочку
кашей. А энергетика злаковой каши и вечерний ритм организма несовместимы. Рекомендация: «Немедленно прекратить кормежку кашей!» На следующий день дите уснуло в своем режиме и больше сбоев не было. Другой пример: мама пишет (прийти не может – живет в Германии): сынуля (полгодика) плачет и плачет, по часу уж который день. Не можем понять, что это?» Выясняется, что плачет уже 4-й день. Достаточно, чтобы определиться. Спрашиваю: «В какое время суток плачет?» После ответа вычленяется - что может болеть в это время
суток и дается рекомендация срочно посетить конкретного специалиста. Потом приходит ответ – успели. Все в порядке.
Примеров за эти годы – огромное количество. И школьных, и возрастных, и малышковых, и спортивных. Но нередки случаи, когда проблема уже сильно запущена. И все равно, если остается хоть маленькая вероятность исправления ситуации – мы постараемся помочь. Пишите! Приходите!