Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Фактор матери" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Родители выращивают детей, дети воспитывают взрослых выпуск 17 - кто ходит в школу по утрам - часть 2
Родители выращивают детей, дети воспитывают
взрослых Выпуск №17
700 подписчиков Здоровья и многих лет жизни Вам! Продолжаем тему
про школу. Статья из рассылки «Рождение без насилия» ТЕМА: Кто ходит в школу по утрам… - Часть 2 КАК УЧИТЬСЯ ДОМА Многие родители думают, что если ребенок учится дома,
то мама или папа с утра до вечера сидят с ним рядом и проходят всю школьную
программу вместе с ним. Мне не раз приходилось слышать такие комментарии:
"У нас ребенок ходит в школу – и мы ВСЕ РАВНО сидим с ним до поздней ночи
каждый день, пока все уроки не сделаем. А если бы не ходил – это значит, сидеть
надо на несколько часов в день больше!!!" Когда я
говорю, что никто с моими детьми не "сидит", делая вместе с ними
"уроки" – мне просто не верят. Думают, что это бравада. Но если вы действительно не можете позволить своему
ребенку учиться без вашего участия (т.е. намереваетесь все 10 лет вместе с ним
"делать уроки") – тогда, конечно, домашнее обучение вам категорически
не подходит. Оно изначально предполагает некоторую самостоятельность ребенка. Если же вы готовы согласиться с мыслью, что ребенок
способен учиться сам (независимо от того, какие оценки ему будут ставить –
может быть, "3" за изложение своих собственных мыслей лучше, чем
"5" за запись папиных или маминых?) – тогда можно подумать и о
домашнем обучении. В том числе и потому, что оно позволит ребенку тратить
меньше времени на то, что у него получается с ходу, и больше времени уделять
тому, что он понимает не сразу. А дальше все зависит от мировоззрения родителей. От
того, какие цели вы перед собой ставите. Если целью является "хороший
аттестат" (для поступления в "хороший вуз") – это одна ситуация.
А если целью является умение ребенка принимать решения и делать выбор –
совершенно другая. Иногда ;-)
удается добиться обоих результатов, поставив только одну из этих целей. Но это просто "побочный эффект" ;-). Бывает, но не у
всех. Давайте начнем с самой традиционной цели – с "хорошего
аттестата". Сразу определите для себя степень своего участия в решении
этой задачи. Если решать ее будете именно вы, а не ваш ребенок – тогда вам
нужно позаботиться о хороших репетиторах (которые будут приходить к вам домой)
и составить (в одиночку, или вместе с ребенком, или вместе с ребенком и его
учителями) график занятий. И выбрать школу, в которой ваш ребенок будет сдавать
экзамены и зачеты. И которая выдаст ему именно такой аттестат, как вы хотели –
например, какая-нибудь спецшкола того направления, в котором вы намерены
"двигать" своего ребенка. А если вы не собираетесь полностью контролировать
процесс учебы (что кажется мне гораздо более естественным) – тогда будет
полезно сначала обстоятельно обсудить с ребенком его собственные желания, намерения
и возможности. Поговорить с ним о том, какие знания он ХОЧЕТ получить и что он
готов сделать для этого. Многие дети, поучившиеся в школе, уже не могут сами
планировать свою учебу. Им требуется "толчок" в виде регулярных
"домашних заданий". Иначе у них не получается. Но это легко
исправить. Сначала можно действительно помогать ребенку
планировать его занятия и даже, может быть, ставить перед ним какие-то
задачи – а потом, "пройдя" в таком режиме пару предметов, он и сам
научится этому. Самый простой способ составить план учебы – посчитать,
сколько у вас есть времени на подготовку к экзаменам и какой объем информации
нужно "проглотить" за это время. Например, ваш ребенок решил за
полгода сдать 6 предметов. Значит, в среднем по месяцу на каждый учебник.
(Вполне достаточно.) Потом вы берете все эти учебники и видите, что 2 из
них – довольно тонкие и читаются "на одном дыхании" (например,
география и ботаника). Решаете, что каждый из них можно осилить за 2 недели. (Появился "лишний" месяц, который можно "отдать"
тому предмету, который кажется самым трудным для вашего ребенка – например,
русский язык с его запутанными правилами ;-).) Потом смотрите, сколько там
страниц. Допустим, в учебнике 150 страниц текста. Значит, можно в
течение 10 дней читать по 15 страниц, потом за пару дней перелистать учебник
еще раз, чтобы повторить самые сложные главы, а потом идти сдавать экзамен. Внимание: вопрос к тем, кто считает, что учиться дома
"очень трудно". Ваш ребенок может прочитать 15 страниц в день и
запомнить, о чем там шла речь? (Может быть, даже вкратце законспектировать для
себя – используя свои собственные условные обозначения и рисунки.) Я думаю, что большинству детей это
покажется слишком простой задачей ;-). И они предпочтут читать не по 15, а по
50 страниц в день, чтобы покончить с этим учебником не за 10 дней, а за 3! (А некоторым даже проще сделать это ЗА ОДИН день!) Конечно, не все учебники читаются легко, и не всегда
этого достаточно. Есть еще математика, где нужно решать задачи, и русский язык,
где нужно писать, а потом еще физика и химия… Но
оптимальные способы изучения более сложных предметов находятся в процессе
учебы. Стоит только начать… А если даже что-то не
будет получаться – можно найти репетитора по самому сложному предмету, по двум,
по трем… Только перед этим было бы очень желательно дать ребенку возможность
поучиться самостоятельно – тогда он, по крайней мере, начнет понимать, что
именно у него не получается. (Я расспрашивала моих знакомых,
которые занимались репетиторством: могут ли они обучить ЛЮБОГО ребенка своему
предмету? И какие трудности при
этом чаще всего возникают? Насчет "любого" – это не совсем так.
Попадались изредка такие дети, которых невозможно было ничему научить ;-(. И это всегда были именно те дети, которых родители
ЗАСТАВИЛИ заниматься. И наоборот – успешнее всего продвигались вперед те дети,
которые раньше ПЫТАЛИСЬ сами изучить этот предмет, но что-то у них не
получалось. Тогда помощь репетитора оказывалась очень кстати,
ребенок начинал понимать то, что ускользало от него раньше, и дальше все шло
отлично.) И напоследок – опять о моем личном опыте. Мы пробовали
по-разному: и планы составляли (обычно в самый первый год обучения экстерном),
и пускали все "на самотек". Пробовали даже
материальные стимулы ;-))). Например, я выделяю на учебу некую сумму, которой
хватит на оплату трех месяцев занятий с преподавателями (при обучении по
системе "консультация – зачет"). Если ребенок успевает сдать
все ровно за 3 месяца – хорошо. Если не успевает – я как бы "даю ему
взаймы" недостающую сумму, и потом нужно будет ее вернуть (у моих старших
детей были источники дохода – они регулярно подрабатывали). А если сдает
быстрее – оставшиеся деньги получает в качестве "приза". (В тот год
призы были получены, но идея не прижилась ;-) – больше
мы так не делали. Это был просто эксперимент ;-), который был
интересен всем участникам. А после получения результатов перестал быть интересен. Мы уже поняли, как это
работает.) Обычно мои дети сами думали, когда и как они будут
учиться. С каждым годом я все реже задавала им вопросы по поводу учебы. (Иногда они сами обращались ко мне с вопросами – я помогала им,
если видела, что моя помощь им действительно нужна. Но
не вмешивалась в то, что они могли делать сами.) И еще одно. Многие мне говорят: "Тебе хорошо –
твои дети такие способные, они хотят учиться… А наших
– не заставить. Они не будут учиться, если не будут ходить в школу." Насчет "способных" детей – спорный вопрос.
У меня нормальные дети. У них, как у всех, к чему-то есть
"способности", к чему-то – нет. И учатся дома они
не потому, что "способные", а потому что дома ничто не мешает
интересоваться учебой ;-). У любого нормального ребенка есть тяга к знаниям
(вспомните: ему с первых лет жизни интересно, сколько ног у крокодила, почему
страус не летает, из чего сделан лед, куда летят тучи – ведь это именно то, что
он мог бы узнать из школьных учебников, если бы воспринимал их просто как
"книги"). Но когда он идет в школу, там эту тягу начинают
медленно, но верно убивать. Вместо знаний ему навязывают умение отсчитать
нужное число клеточек от левого края тетради. И так далее. Чем дальше, тем
хуже. Да еще и коллектив, навязанный ему извне. Да еще и
казенные стены (а я вообще считаю, что в казенных стенах ничего не получается
хорошо – ни детей рожать, ни лечиться, ни учиться, ни заниматься каким-то делом
- впрочем, это дело вкуса, а "о вкусах не спорят", как известно ;-)
). Дома – все иначе. То, что в школе кажется скучным и
неприятным, дома кажется интересным. Вспомните момент, когда ребенок (даже если
это школьник-троечник) впервые берет в руки стопку новых учебников. Ему
интересно! Он рассматривает обложки, он листает учебники, "зависая"
над какими-то картинками… А что дальше? А дальше
начинаются опросы, оценки, задания, нотации… И
открывать учебник просто потому, что "интересно", ему и в голову не
приходит… А если ему не нужно ходить в школу и двигаться в
навязываемом ему темпе, делая попутно сотни ненужных действий – тогда можно
спокойно (выспавшись, не спеша позавтракав, поболтав в родителями, поиграв с кошкой
– впишите недостающее ;-) ) открыть этот же учебник в подходящий момент и С ИНТЕРЕСОМ почитать, о чем там написано. И знать, что никто не вызовет тебя к доске ;-) с грозным видом и не
обвинит тебя в том, что ты не все запомнил. И не стукнет портфелем по
голове. И не выскажет твоим родителям свое мнение о твоих способностях… То есть в школе знания – если и усваиваются – то
ВОПРЕКИ системе обучения. А дома они усваиваются легко и без напряжения. И если
ребенку дать возможность не ходить в школу – он, конечно, первое время будет
только отдыхать ;-). Отсыпаться, отъедаться, читать, гулять, играть… Столько, сколько надо – чтобы "скомпенсировать"
ущерб, нанесенный школой. Но рано или поздно настанет момент,
когда ему захочется взять учебник и просто почитать ;-)… КАК ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ Легко. У нормального ребенка, помимо одноклассников,
обычно есть еще очень много других знакомых: живущих в соседнем доме,
приходящих в гости со своими родителями, найденных там, где ребенок занимался
каким-то интересным делом… Если ребенку хочется
общаться – он найдет себе приятелей независимо от того, ходит ли он в школу. А
если он не хочет – значит, и не надо. Наоборот, надо радоваться тому, что ему
никто не навязывает общения, когда он ощущает потребность "уйти в себя". У моих детей бывали разные периоды: иногда они могли
целый год просидеть дома и общаться только с домашними (правда, семья у нас
всегда была не маленькая) и переписываться со своими "виртуальными"
знакомыми. А иногда они "с головой" окунались в общение. Но самое
главное – они сами выбирали, когда им сидеть в одиночестве, а когда
"выходить в люди". И "людей", к которым они
"выходили", мои дети тоже выбирали сами – это не был "коллектив
одноклассников", сформированный случайным образом. Это всегда были именно
те люди, с которыми они хотели пообщаться. Некоторые думают, что "домашние" дети, даже
если они хотят общаться, просто не могут и не умеют это делать. Довольно
странное опасение. Ребенок ведь живет не в камере-одиночке, а в семье, где ему
с самого рождения – изо дня в день – приходится общаться. (Конечно, если в
вашей семье люди общаются между собой, а не проходят молча мимо, не замечая
друг друга.) Так что основные "навыки общения" у него формируются
именно дома, а отнюдь не в школе. Но дома общение обычно бывает более полноценным, чем в
школе. Ребенок привыкает свободно обсуждать любые темы, выражать свои мысли,
обдумывать мысли собеседника, соглашаться с ними или возражать, подбирать
весомые аргументы в споре… Дома ему часто приходится общаться с теми, кто
старше его и общаться "умеет" лучше – качественнее, полноценнее. И
ребенку приходится "подтягиваться" до уровня нормального взрослого
общения. Он привыкает уважать собеседника и строить диалог в зависимости от
ситуации… Согласна – есть такие "сверстники", которым
все это не нужно. Которые под "общением" понимают
что-то другое. Которые не станут вести диалоги и уважать собеседника. Но
ведь и вашему ребенку тоже не захочется с такими
общаться! Он выберет других – тех, с кем ему самому будет интересно. Еще одна важная вещь – издевательства и нападки
подростков на тех, кто чем-то отличается от других. Или от тех, кто позже
других появился в "коллективе". Например, если ребенок в 14 лет
переходит в другую школу – это часто оказывается для него тяжелым испытанием. Признаюсь: мои старшие дети проводили
такие "эксперименты" ;-). Им было интересно примерить на себя роль
"новенького". Они
начинали ходить в школу и с интересом наблюдали за поведением класса. Часть одноклассников обязательно пыталась "издеваться".
Но если "новенький" не обижается, не возмущается, а откровенно
развлекается, слушая их "издевательства" – это их сильно озадачивает.
Они не понимают, как можно не обидеться на их изощренные метафоры? Как можно не
принимать это всерьез? И очень скоро им надоедает
"издеваться" впустую ;-). Другая часть одноклассников сразу ставит клеймо
"не наш". Не так одет, не
такая прическа, не ту музыку слушает, не о том разговаривает. Ну, мои
дети и сами не стремились войти в число "наших". И, наконец, третья
группа – те, кому сразу становилось интересно пообщаться с этим странным
"новеньким". Т.е. именно то, что он "не такой, как все",
сразу отвращало от него вторую группу и сразу привлекало к нему третью. И вот среди этих "третьих" как раз и
находились те, кому недоставало нормального общения и которые окружали
"странного" новенького вниманием, восхищением и уважением. А потом,
когда мои дети уходили из этого класса (продержавшись там 3-4 месяца – пока у
них хватало сил рано вставать каждое утро, при нашем абсолютно
"совином" домашнем образе жизни), некоторые из этих одноклассников
оставались их близкими друзьями. Более того ;-), кое-кто даже
ушел вслед за ними из школы! И вот какой вывод я сделала из этих
"экспериментов". Моим детям было очень ЛЕГКО строить отношения с
новым коллективом. У них это не вызывало стрессов и сильных негативных
переживаний. Они воспринимали школьные "проблемы" как игру, а отнюдь
не как "трагедии и катастрофы". Может быть, потому,
что пока их одноклассники ходили в школу и тратили энергию на преодоление тех
трудностей, которые выдвигала перед ними школа (рано вставать, много сидеть,
недоедать, переутомляться, ссориться с одноклассниками и бояться учителей), мои
дети вместо этого росли, как цветы ;-), свободно и радостно. И именно
поэтому выросли БОЛЕЕ СИЛЬНЫМИ. Теперь – по поводу отношения других детей к тем, кто
не ходит в школу. За 12 лет мы видели разное ;-). От
глупого смеха маленьких дурачков ("Ха-ха-ха! Он не ходит в школу! Он дебил!") до странных форм зависти ("Ты думаешь,
что ты умнее нас, если ты не ходишь в школу? Да тебе все эти пятерки за деньги
ставят!") и до искреннего восхищения ("Повезло тебе с родителями! Мне бы так…"). Чаще всего бывало так. Когда какие-то знакомые моих
детей узнавали, что они не ходят в школу, это вызывало сильное удивление. Вплоть до шока ;-). Начинались расспросы. Почему, как это
можно, кто это придумал, как происходит учеба, и т.д. Многие дети после этого
приходили домой, с восторгом рассказывали своим родителям, что – оказывается!!!
– МОЖНО не ходить в школу!!! А дальше – ничего хорошего. Родители не разделяли
этот восторг ;-(. Родители объясняли ребенку, что это
"не для всех". Что некоторые родители, в некоторых школах, для
некоторых детей, за некоторую плату… А они – не
"некоторые". И пусть ребенок забудет навсегда. Потому что в НАШЕЙ
школе такое не разрешено! И точка. И ребенок на следующий день с тяжким вздохом говорил моему: "Тебе хорошо, тебе МОЖНО не ходить в школу. А
мне НЕЛЬЗЯ. Мне мои родители сказали, что в нашей школе это не разрешается." Иногда (видимо, если ребенок не удовлетворялся таким
ответом) ему начинали объяснять, что он – НОРМАЛЬНЫЙ, в отличие от таких, которые НЕ ХОДЯТ в школу. Тут было два сюжета. Либо
ему объясняли, что его знакомый (т.е. мой ребенок, который не ходит в школу),
на самом деле умственно отсталый, поэтому он НЕ МОЖЕТ учиться в школе. А вовсе
не "не хочет", как тут пытались представить. И надо не завидовать
ему, а наоборот – надо радоваться, что "ты-то нормальный, и ты МОЖЕШЬ
учиться в школе!!!" Либо родителей "заносило" в другую
крайность, и они рассказывали, что нужно иметь очень много денег, чтобы
разрешить своему ребенку не ходить в школу, а просто "покупать" ему
оценки. И только несколько раз за все эти годы родители
отнеслись к такому рассказу с интересом. Они подробно
расспросили сначала своего ребенка, потом моего, потом меня – а потом ;-) тоже
забрали своего из школы ;-). К радости последнего. Так
что на моем счету – несколько "спасенных" ;-) от школы детей. Но в большинстве случаев знакомые
моих детей просто считали, что моим детям повезло ;-) с родителями. Потому что не ходить в школу, на их взгляд, это очень
здорово, но ни один "нормальный" родитель такого не разрешит своему
ребенку. Ну, а у моих детей родители "ненормальные"
(по многим параметрам) – так что им повезло ;-))). И нечего примерять на себя
этот способ жизни, потому что это недосягаемые мечты. Так что у родителей ;-) есть шанс
воплотить "недосягаемую мечту" своего ребенка. Подумайте об этом. НРАВИТСЯ ЛИ МОИМ ДЕТЯМ НЕ ХОДИТЬ В ШКОЛУ Ответ однозначный: ДА. Если бы было иначе, они бы просто
ходили в школу. Я никогда не лишала их такой возможности, и
за прошедшие 12 лет было совершено несколько попыток это делать. Им
самим было интересно сравнить хождение в школу и домашнюю свободу. Каждая такая
попытка давала им какие-то новые ощущения (не знания! – знания они приобретали
не в школе!) и помогала им понять что-то важное – о себе, о других, о жизни…
Т.е., несомненно, это был очень полезный опыт. Но каждый раз
вывод был один и тот же: дома лучше ;-). Я думаю, что уже нет смысла перечислять, почему им
лучше дома. И так уже все понятно ;-) – можно заниматься тем, что тебе
интересно, ты сам решаешь, что тебе делать и когда, тебе никто ничего не
навязывает, тебе не надо рано вставать и давиться в общественном транспорте… И так далее, и тому подобное… Моя дочь сформулировала свои ощущения от хождения в
школу так: "Представь – ты испытываешь сильную жажду. И чтобы утолить свою
жажду ("жажду" знаний), ты приходишь к людям (в социум, к учителям, в
школу) и просишь их утолить твою жажду. И тут они связывают
тебя, выхватывают 5-литровые клизмы и начинают лить в тебя в огромном
количестве какую-то бурую жижу… И говорят, что это утолит твою жажду…"
Грубовато ;-), но честно. И еще одно наблюдение: человек, который не просидел 10
лет на школьной семье, заметно отличается от других. Есть в нем что-то такое… Как сказала одна учительница про моего ребенка
- "патологическое чувство свободы" ;-). Что-то мне никак не удается распрощаться со школой ;-) – после двух выпусков рассылки пришло такое количество
писем, что я даже не успевала на них отвечать. Почти во всех письмах были
вопросы о домашнем обучении и просьбы рассказать еще что-нибудь на эту тему. (Не считая тех коротких писем, где мне просто сообщали, что я
"раскрыла глаза" некоторым родителям ;-) ). Меня удивила такая бурная реакция на последние 2 выпуска. Вроде бы, подписчиками рассылки
первоначально становились люди, которым были интересны домашние роды - а тут
такая далекая от них тема... Но потом я подумала, что,
наверное, про домашние роды уже и так всем все ясно :-) - а вот не отдавать
детей в школу еще мало кто решается. Территория неизвестности. ("…Я читал и радостно
подпрыгивал: "Вот, вот, это реально!! Значит и мы тоже
сможем!" :-) Ощущение, сравнимое с поездкой некогда в Москву, на семинар
по домашним родам. Вроде и информация-то вся известна из книг. Но у нас
в городишке не с кем пообщаться о домашних родах, а тут – вот они, несколько
семей, родивших дома, и Саргунасы, принявшие на тот
момент около 500 родов, и родившие дома троих из четверых детей. И пришедшая в
результате уверенность, что всё получится именно так, как задумано, стоила тех
денег, что мы заплатили за семинар. Вот так и с этими номерами рассылки. Мы
ОЧЕНЬ вдохновлены! Спасибо за такое развёрнутое и подробное
описание!") Поэтому я решила "отодвинуть"
запланированные темы и посвятить еще один выпуск ответам на вопросы читателей.
И заодно опубликовать одно интересное письмо. (ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ) http://birth.ft.inc.ru/ Рождение без насилия
N100 (22 сентября И напоследок отзыв по выпуску о воспитании
детей мульфильмами: «Здравствуйте, Александр Буду краток. Искренне рад
встретить единомышленника! Уже давно считал себя заплесневевшим ханжой под
давлением общественного мнения когда выражал протест
против западной идеологии. Самый главный довод оппонентов при этом: Не нравится
- не смотри! Замечательная статья,
короткая, емкая и что самое главное и страшное одновременно, совершенно точная. С уважением, Виктор VVasiliev на sk2.ru» Вам понравилась
эта рассылка или у Вас есть знакомые, которым может быть близка наша тема?
Подписывайтесь! Закрытая история РУСИ -
информационная война против России! http://subscribe.ru/catalog/country.ru.vedy Решая пить или не пить?.. выбираем - БЫТЬ или
НЕ БЫТЬ!!! http://subscribe.ru/catalog/culture.people.alconon Родители выращивают
детей, дети воспитывают взрослых http://subscribe.ru/catalog/home.child.garmony2010 Все возражения,
недовольства, а так же пожелания жду по адресу: Если Вы не хотите, чтобы письмо попало в
рассылку, укажите это явно в письме. Оставляю за собой право публиковать письма
без запрета на опубликование. С уважением, Александр. |
В избранное | ||