Заканчиваю публиковать
материалы опользе телевизора. Напомню,
что это отрывок из «Квалификационной работы по психологии студентки
психолого-педагогического факультета…» -
моей жены.Работа была сделана еще в 2003
году. Наверняка, к настоящему моменту существуютновые и более точные исследования.
Заключение
Обобщая изложенное, отметим, что проблемой изучения
влияния телевидения на психику человека занимались, в основном, зарубежные
авторы. Так, учеными Гарвардского университета было доказано, что агрессия на
экране делает детей более агрессивными по отношению к окружающему миру.
Сегодня и в нашей стране телевизор, видеомагнитофон,
компьютер прочно вошли в жизнь детей. Во многих семьях, как только ребенок
научиться сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет
бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится
главным «воспитателем» ребенка.
Дошкольный возраст – это период зарождения наиболее
общих, фундаментальных способностей человека. В психическом развитии каждый
последующий этап «накладывается» на предыдущий и во
многом определяется им. Следовательно, ранний возрастной период является
наиболее ответственным – он определяет дальнейшее развитие человека.
Отечественные педагоги и психологи также связывают
проявления агрессивности, жестокости с просмотром телепередач.
Долгое время телевидение считалось безопасным
занятием, однако в последнее время много говорится о том, что частый и
бессистемный просмотр телепередач может повлечь за собой весьма печальные
последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците
движения, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его
психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение
«экранных» детей, эти последствия становятся все более очевидными (20, 90).
Отмечается резкое снижение фантазии и творческой
активности детей. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Не
прилагают усилий для изобретения игр, сочинения сказок, для создания
собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать,
придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие
внутреннего мира отражается и на отношениях между детьми. Замечено, что общение
со сверстниками становится все более поверхностным и
формальным: им не о чем разговаривать, спорить, нечего обсуждать. Они
предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку телевизора и ждать новых –
готовых – развлечений.
Однако, самое явное свидетельство вредного влияния
телепередач – рост уровня детской жестокости и агрессивности.
Проведенное исследование показало, что, чем больше и
бесконтрольнее ребенок проводит время у телевизора, тем активнее он усваивает
нормы агрессивности. Так, среди увлекающихся просмотром телепередач в 2 раза
больше детей, имеющих высокий уровень агрессивности, и в 3 раза меньше детей с
низким уровнем агрессивности.
Воспитатели и родители детей, активно просматривающих
телепередачи, говорят о том, что для этих детей характерны: тенденция к
непослушанию, проявление агрессивных форм поведения, выражающихся в:
высказывании мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий,
оскорблений, обидных шуток;
простом крике, реве (без
речевого выражения).
Также эти дети вспыльчивы, резки, грубы, драчливы,
конфликтны. Свою правоту предпочитают доказывать дракой.
Для таких детей характерны: долгое засыпание,
беспокойный тревожный сон, вскрикивания, плач во сне. Все это свидетельствует о
нарушениях психики. Таким образом, налицо тот факт, что телевизор оказывает
мощное деформирующее влияние на становление психики и личности растущего человека.
Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых
неожиданных областях.
Разрешая ребенку постоянно смотреть телевизор,
родители полагают, что он понимает происходящие на экране события. Но это
далеко не так. Восприятие экранного мира ребенком своеобразно: он не вникает в
содержание и сюжет, не понимает действий и отношений героев – он видит яркие
движущиеся пятна, которые притягивают его внимание. Привыкнув к такой
зрительной стимуляции, ребенок начинает испытывать потребность в ней, ищет ее
повсюду. Примитивная потребность в сенсорных ощущениях может закрывать ребенку
все богатство мира. Ему уже все равно, куда смотреть, - только бы мелькало,
двигалось, шумело. Примерно так же он начинает воспринимать и окружающую действительность.
Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от
утомительных занятий с ним, взрослые лишают его этого права и нарушают основной
закон развития психики ребенка, открытый еще Л.С. Выготским.
Суть его в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его
совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие
психические функции ребенка – интересы, переживания, представления, образы -
первоначально существуют не внутри него самого, а в пространстве между ним и
взрослым, то есть имеют совместную форму.
При этом взрослый не навязывает ребенку свои
представления или ценности, а вместе с ним строит свой внутренний мир, открывая
ему новые грани действительности, которые сами по себе
не видны и могут остаться незамеченными. Окружающие ребенка предметы не
воздействуют на него непосредственно. Можно видеть множество кошек и собак, но
не знать они живые, что им бывает больно или холодно. Можно видеть деревья и
цветы, но не замечать, что они красивые, можно натыкаться на кубики, но не
испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно
только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие
технические средства, никакие, даже самые совершенные и приспособленные для
детей СМИ не могут заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл
окружающих вещей. Если же ребенок в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, этот смысл, а вместе с ним и вся человеческая
культура остаются закрытыми, чужими, невостребованными, а внутренний мир
ребенка – пустым.
Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить
СМИ из жизни и воспитания детей. Это будет бессмысленно и невозможно. Но
подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы
к ее использованию по назначению, когда она станет для них именно средством
получения нужной информации, а не воспитателем, властным хозяином над их
душами.
Вам понравилась эта рассылка или у Вас
есть знакомые, которым может быть близка наша тема? Подписывайтесь!