Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Про Осознанных родителей и не-Воспитанных детей


Про Осознанных родителей и не-Воспитанных детей.

Выпуск № 2.

Воспитывать или нет ?

Здравствуйте, дорогие друзья!

В прошлый раз я обещала рассмотреть вопрос, что же значит воспитание. Мы так привыкли к выражению "воспитывать ребенка" - а что мы имеем в виду, произнося эти слова? Ведь за каждым словом стоит определенная энергия. Каждое слово является причиной определенного действия.

Помните слова из мультфильма:"Как вы лодку назовете, так она и поплывет"? Когда мы произносим, например, проблема - сразу возникает образ чего-то трудноразрешимого, неподвластного нашей силе.  А стоит ту же самую ситуацию назвать словом задача - как тотчас же на ум приходит несколько вариантов решения. Однажды я задумалась, почему, применительно к ребенку, слово "воспитание" вызывает у меня не очень положительные ассоциации. Вернее, кажется, что оно не полностью описывает мои взаимоотношения с дочкой.  Давайте разбираться вместе.

Я нашла такое определение в Толковом словаре:

Воспитать -

1) Вырастить ребенка, воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование, обучив правилам поведения;

2) путем систематического воздействия, влияния сформировать характер и навыки;

3) привить, внушить что-либо кому-либо (например, воспитать в детях любовь к родине).

Чувствуете? При таком определении слова отсутствует свобода самого ребенка (его обучают, формируют, что-то внушают). Он выступает как объект воздействия, словно глина в руках скульптора. Рождается ребенок - и мы уже точно знаем, что c ним делать... То, что делали с нами наши родители: начинаем его воспитывать. Активизируются шаблоны поведения, которые мы восприняли, когда сами были детьми. Сразу возникает такой образ. Родители, достигшие вершин совершенства, ваяют из детей заранее спланированное произведение искусства. Ценность уже находящегося рядом с ними существа не принимается во внимание. А ведь у ребенка, как и других окружающих нас людей, можно много чему научиться.

Я задумалась: в каждом ли аспекте жизни ребенка необходимо "систематическое воздействие" (см. пункт №2)?  Когда речь идет о физиологических функциях, таких как приучение к туалету, к определенному распорядку дня, где известен конкретный, практически неоспоримый результат, ещё можно говорить о систематическом воздействии, каждодневных повторяющихся действиях. А вот в других вопросах - так ли всё однозначно? Есть ли смысл воздействовать на духовную, эмоциональную сторону ребенка? Будет ли счастливым ребенок, по природе активный и любознательный, из которого родители, исходя из собственных соображений, сделают тихого и послушного? Мне кажется, нет...

Так чего же не хватает в привычном значении слова "воспитание"? Признания уникальности ребенка, знаний и внутренней мудрости, которыми он уже обладает, придя в этот мир. И поэтому, когда мы воспитываем,  мы видим только свою правоту и, как следствие, нам не нравится непослушание ребенка. Как часто подростки говорят своим родителям: "Перестаньте меня воспитывать!". Это именно о том: перестаньте менять меня, дайте мне возможность поступать так, как я считаю нужным!

Получается, что старое слово необходимо наполнить новым содержанием. А ещё лучше - найти новое слово :-). Придумать новое определение означает осознанно выбрать призму, через которую мы воспринимаем опыт. И мне нравится слово СО-ТВОРЧЕСТВО. Это удивительное состояние, когда мы с ребенком находимся в процессе познания и творения своих жизней. Вот и получается, что НЕ-ВОСПИТАННЫЕ дети (это про название моей рассылки)- это свободные, оригинальные, творческие, уникальные. 

Ниже я предлагаю вам отрывок из работы Н. Курдюмова "КАК МЫ САМИ СОЗДАЕМ ИЗБАЛОВАННОСТЬ, УПРЯМСТВО И БЕСПОМОЩНОСТЬ  НАШИХ ДЕТЕЙ". Мне он показался очень интересным.

Миф. "Воспитание - трудная наука!"

Воспитание. Слово, привычное с детства. Главное слово педагогики. Вы знаете, что это такое? Я - нет.

"Воспитание - кропотливый и трудный процесс, требующий все отдачи и постоянного душевного и умственного напряжения" (кажется, бедолага Сухомлинский). "В воспитании главное - избавиться от потребности воспитывать". (Какой-то знаменитый француз, не помню фамилию).  " Воспитать ребенка - трудная наука и тонкое искусство".  "Кто стукнет, кто свистнет, кто шмякнет, кто звякнет - вместе получается воспитание..." "Пионер (комсомолец) обязан..." О воспитании написана целая "научная" библиотека - но ни хрена конкретного.  Повсеместный результат "научного воспитания" ставит лысину дыбом с первой попытки. А тот, кто действительно умеет воспитывать, книги пишет очень редко - детьми занят.

"Воспитание" на деле - это совокупность уже упомянутых страхов и навязчивых идей, о приоритетах которых учителя и родители спорят до сих пор. Пока не удалось договориться, о чем же именно идёт речь!

Первое: каков ПРОДУКТ воспитания? Или, если их несколько, назовите их по порядку. Если продукт точно не известен, его невозможно получить.  Попробуйте придумать, как получить "самодисциплину", "сознательность", "гражданскую ответственность" или "социальную адаптированность". Для начала придется расшифровать эти абракадабры. И не забудьте учесть: за одно последнее десятилетие эти "педагогические цели" выкрутили такие сальто, что завороженные учителя оцепеневали, гадая, к какому же социуму теперь нужно адаптироваться, что дисциплинированнее осознавать, и граждане какой страны должны за какую отвечать!

Второе: какова точная ТЕХНОЛОГИЯ формирования искомых продуктов? Технология - это то, что  можно тиражировать.

И третье: ГДЕ МОЖНО УВИДЕТЬ эту технологию в работе и ОТСЛЕДИТЬ РЕЗУЛЬТАТ? Если мы говорим о реальных вещах - всё это должно быть. А если этого нет - мы приятно провели время за беспредметным базаром. Чем, в основном, и  занята воспитательная наука. Прошу к столу.

ВОСПИТАНИЕ - ЭТО МИФ. Можно говорить об укреплении мышц тела. Об усилении определенного восприятия. О тренировке памяти. О формировании конкретных способностей.  Но всё это - обучение, а не воспитание. Можно обучить человека определенной системе понятий, например, добиться понимания этого эссе. Но нельзя заставить человека его применять. Можно ознакомить человека с тем, что вы считаете добром и злом. Но НОРМАЛЬНЫЙ человек всегда решает САМ, что есть что, и что применить к себе.

Если воспитатель видит дальше собственного носа, у него может быть одна цель: свободный, самодостаточный и сильный человек. Человек - причина. То есть то тот, кто никогда не нуждался и не будет нуждаться в воспитаниии. Мы вряд ли можем научить свободе. успеху, счастью. Посему наша задача - просто помочь вырасти, поддержать, как можно меньше вмешиваясь в личность.

Цель разумного воспитания - исчезнуть за ненадобностью!

 

Творчества и счастья в вашей жизни! До встречи в следующем выпуске!

Жду Ваших вопросов, комментариев, размышлений.

Татьяна Челпанова.

Ваши письма ко мне могут быть опубликованы в рассылке.

Если Вы этого не хотите, обязательно указывайте это в своем письме.

Эта рассылка состоялась благодаря тому, что в своё время я встретила:   

Геннадия Павленко: Школа Управления Cудьбой

Юлию Матвееву: Методики очищения организма

                         Клуб "неНОРМАЛЬНЫЕ" родители

Татьяну Морозову: Школа своего здоровья

 


В избранное