Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Вырастай-ка!

  Все выпуски  

Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры Воспитание гения


Информационный Канал Subscribe.Ru

   

 

Тематические статьи

 
 
Игры, в которые играют дети, и дети, которые играют в игры.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о гениях. Тема сложная, но очень интересная и неоднозначная. Поэтому начну я свой рассказ с реального случая из собственной практики. Итак, специализированный детский санаторно-оздоровительный пансионат. Провожу профориентационную программу для подростков: первый этап – диагностика. Ловлю на себе достаточно осмысленный взгляд из тестируемой группы. Понимаю, что ОН уже просчитал логику построения всех задаваемых ему вопросов теста. Наверное, уже за меня обработал собственные результаты и вычислил собственную направленность личности. Чувствую себя так, что читаю материал 3-го класса доктору наук. Но передо мной ребенок 10-ти лет! Что же этому юному гению, который уже заканчивает школу, перескочив через несколько классов, я могу сообщить нового? Пишу рекомендации нестандартно: рекомендовано уделять больше внимания общению со сверстниками, игровой и творческой деятельности. Знаю, что это ему не понравится, и он выйдет на индивидуальное общение со мной. А ведь ЕМУ нелегко…

 

 

Воспитание гения

 

 

Люди большей частью смотрят на гениальность,
как на некое странное, ненормальное качество,
которое, правда, прекрасно с виду, но которым опасно обладать.
Генри Томас Бокль

 

Сразу скажу, что не принадлежу к гениям. В практике профессиональной деятельности сталкивалась с гениями и одаренными детьми (для меня есть разница в этих определениях), и такие дети не то, чтобы заинтересовали меня с позиции исследователя, а, скорее, заставили задуматься над тем, что их жизненный путь будет «иным» и их положение в нашем обществе не всегда вызывает зависть. В приведенном мною примере, юному 10-тилетнему гению было не так уж просто жить среди людей. Он был одарен невероятными способностями (технической направленности), но он был лишен нормального человеческого общения со сверстниками. Он учился в последнем классе и Московские ВУЗы брали его «нарасхват». Уже тогда он был отвержен и непонят окружающими, смотря на их мелочные проблемы с высоты собственного таланта. Члены его семьи были крайне озадачены проблемой воспитания «необычного» ребенка и являлись постоянными клиентами психологов. При этом всегда бытует мнение, что гениальный ребенок – величайшее счастье для родителей.

 

Кто такие гении.

 

Не было еще гения без некоторой доли безумия
Луций Аней Сенека

 

Давайте определимся, что гений – явление уникальное. Они редкие и всегда желанные гости нашего мира. Точной статистики мной найдено не было, но предполагаю, что раз в год природа дарит хотя бы одного гения всему населению планеты. У нас в мировой истории тысячи признанных гениальностей, миллионы непризнанных и миллиарды нераскрытых. Интересно, а какое соотношение реализованных и нереализованных?

 

«Каким ты видишь гения?» - задавала я вопрос всем своим знакомым, прежде чем перейти к написанию этой статьи. И облик по названием «сумасшедший профессор»: взъерошенные волосы и нездоровый блеск в глазах, непрерывно ловящих мысль – оказался одним из наиболее распространных в описании. А что, приблизительно именно такой образ у обывателя и возникает, исходя из жизненного опыта столкновения с чудаками и наблюдения за картинками с изображениями великих людей в учебниках и энциклопедиях.

 

На данный момент критериев, по которым родители смогут сразу распознать гениальную личность в своем ребенке, не выведено, как формулы. Хотя, конечно, гении – были материалом исследования множества ученых.

 

Выявить приметы одаренности бывает нелегко.
Внешние отличительные особенности они все-таки имеют. По выведенной исследователями формуле, чаще всего это люди со слабо развитой мускулатурой, худощавого телосложения, слабым кровообращением в конечностях. По поведению гении не вписываются в социальные рамки, нетерпимы к требованиям окружающего мира, не принимают установленные правила и порядки, отличаются высокой познавательно-исследовательской активностью с детства, всегда ищут нестандартные способы разрешения проблем. Одно из важнейших качеств истинного творца – сверхчувствительность к проблемам, способность видеть их там, где другим все представляется как будто ясным. Одаренные люди уже с детства отдают предпочтение творческим, не типовым, проблемным заданиям, предполагающим множественность решения. И еще, настоящие таланты – талантливы, как правило, во всем. Узкоспециальная одаренность вообще встречается очень редко.

 

Гений или псих?

 

Относительно соотношения «талант-безумие» есть две противоположные точки зрения: талант – выражение максимальной степени здоровья, и талант – психическая болезнь. Дело в том, что чаще всего, гении находятся вне социума, выходя за пределы традиций и стереотипов. Они часто остаются непонятыми и отверженными обычными людьми. Есть второй факт – гениальность – большая нагрузка для психики, которую тяжело выдержать. А гении, по моим наблюдениям, крайне эмоционально-чувствительные личности с тонкой душевной организацией. А где тонко, там и рвется.

 

Список гениев с душевными расстройствами достаточно велик. Эпилепсией, в частности, страдали Александр Македонский, Мольер, Петрарка, Юлий Цезарь, Достоевский, Наполеон. Галлюцинациям были подвержены Байрон (который еще страдал психопатией), Гончаров и многие другие выдающиеся личности. Количество талантов, злоупотребляющих наркотиками, алкоголем и прочими излишествами, бесчислен. В основном этот факт относится к гениям творческой направленности почти на 100%. Трагически закончивших жизнь самоубийством также много.
К чему это все? Для того, чтобы развеять некоторую идеализированную картинку о гениальности. Не берусь сказать, что гениальность – это несчастье, скорее гениальность – это великий груз.

 

Наследственность или среда?

 

Каждое дитя до некоторой степени гений,
и каждый гений до некоторой степени дитя.
Артур Шопенгауэр

 

Отношение к гениям, как к существам божественного происхождения, было еще у древних людей. В современном мире, ученые выводят формулу происхождения гениев, и соотношения влияния в этом процессе наследственных факторов и средовых воздействий. В последнее время даже идет разговор о возможности искусственного создания гениев. Представляете, что тогда начнется. Куда же нам, простым смертным (гении, я полагаю, мои статьи не читают)? Так, как же гении получаются, давайте посмотрим.

 

В значительной степени одаренность - дар генетического наследия. Дальше дело за тем, кто обладает этим даром. Для интеллектуального наследия психогенетики определяют цифру 70%-65%. А для специальных способностей всего лишь 40%-50%. Есть разница между интеллектуальной и творческой одаренностью.

 

То есть, одному человеку может быть подарено богатое генетическое наследие, которое в течение всей жизни он незначительно разовьет, а другой может развить свои изначально скромные задатки настолько, что достигает впечатляющих результатов. Из этого следует, практически, что гением может стать каждый. Хотя… у каждого свой потолок развития.

 

В жизни всегда перед нами сложный сплав наследственности и многочисленных влияний окружающего мира. Наследственность определяет не конкретные показатели способностей, а некий коридор – от минимального уровня их развития до максимального.

 

Например, от природы человек наделен худощавым телосложением (генетическая предрасположенность), но будет ли он стройным или растолстеет – зависит от питания, образа жизни, состояния здоровья.

 

Среда, воспитание, образование, получается, либо помогают развиться способностям, либо мешают. Именно в детстве среда должна быть максимально благоприятной для раскрытия генентических возможностей ребенка, ведь по мере его взросления влияние родителей, воспитания, общества уменьшается.

 

И еще. Достаточно распространенный факт, что гениев, или одаренных детей портит лень. Получив признание и восхищение окружающих, почувствовав себя «на коне», ребенок начинает почивать на лаврах собственного успеха. Привычка того, что все получается «на раз-два» - провоцирует установку на то, что «можно жить не напрягаясь». Зачем прикладывать усилия – я и так лучше всех. Но ребенок выезжает за счет своих способностей до определенного времени. Не зря же говорят о том, что талант – это способности, умноженные на старания.

 

 

Рожденный ползать, летать не может?

 

Гений и послушание – вещи несовместимые.
Зигмунд Фрейд

 

На мысль о существовании у ребенка дарования наводят очень ранние и ярко проявленные им способности. Известны блестящие достижения маленького Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф.Гальтона, И.И. Мечникова, Ф.Г. Гаусса, В. Гюго, Ф. Шуберта и др. Однако далеко не всегда одаренные дети становятся выдающимися взрослыми. И это факт. Многие «вундеркинды» оставляют за плечами возраста свое гениальное детство, так и не добившись серьезных успехов в жизни. Случается и наоборот: люди, не проявляющие в детстве никаких особенных способностей, достигают впоследствии необыкновенных результатов. Недавно, кстати, видела интервью с Аланом Чумаком. С его слов, он обнаружил в себе экстрасенсорные сверхспособности, в достаточно зрелом возрасте (приближенном к 40), в то время, когда он был достаточно состоявшимся журналистом. Вспомним великого Альберта Эйнштейна. В дошкольный период за ним отмечали задержку в развитии, а в школе он считался отстающим учеником. Причины такого проявления таланта возможно и в индивидуальных особенностях развития, но мое мнение склоняется к тому, что это вовремя необнаруженное родителями и педагогами качество, которое, скорее, было задавлено нормами, правилами и прочими ограничениями для проявления настоящего таланта. Ведь талант не может жить в неволе. И талант, как антисоциальное явление, неподдающееся никаким стандартам и правилам, не терпит заключения в рамки обыденности. Американские ученые, изучающие биографии выдающихся людей, обнаружили, что у 60% из них были серьезные проблемы в школе из-за необходимости соблюдать правила. И это неудивительно.

 

Давайте вспомним Михайло Ломоносова, величайшего Российского ученого, академика. Все помнят историю о том, как мальчик, выросший в семье необразованных родителей, пешком из Архангельска … Он отличался необычайной широтой интересов: его исследования и открытия относятся к математике, физике, химии, астрономии, наукам о Земле, истории, астрономии, экономике, филологии (длинный список перечисления).

 

В результате, природные задатки можно развить в невероятные способности. Ведь человек использует в среднем менее 25% собственных возможностей.
Воспитание и судьба гения.

 

Родители порой ошибаются в определении направления способностей собственного ребенка и масштаба его дара. Просто неосуществленные собственные мечты заставляют в своем ребенке видеть родителей желаемый образ, а не то, что есть на самом деле. Немецкий психолог Гюнтер Трост констатировал, что родители с высоким образовательным статусом обычно недооценивают способности своих детей, в то время как с низким - переоценивают.

 

Думаю, лучше всего – это, безусловно, принять ребенка, как неповторимого и одаренного во всех отношениях, а уж насколько и в какой области он захочет проявить себя – это его личное дело. Ваша задача только предоставить ему условия для самореализации, а дальше - как пойдет.

 

Есть еще, на мой взгляд, проблема, о которой мало говорят. Куда девать пусть не гениев, а хотя бы одаренных детей, с выдающимися способностями, значительно опережающих своих сверстников в развитии. Они, простите за сравнение, как чемодан без ручки. Прыгать через класс, а уж тем более, через несколько, на мой взгляд – не выход. Их психическое развитие чаще всего, в отличие от интеллектуального, соответствует их реальному возрасту. Отвержение обществом дарований и талантов, по крайней мере непринятие их в свои скромные ряды, действительно серьезная проблема. Оказываясь в ином возрастном классе, они с трудом находят общий язык, оказываются в отдельности от класса.

 

А ведь для них нужно создавать специализированные классы со специализированным подходом. Воспитание должно подстраиваться под них. Как для отстающих в развитии детей создаются специализированные классы коррекции, так и для таких детей необходима отдельная среда для обучения. Есть в России такие школы для одаренных детей (мне известна только одна), и туда принимают при условии только действительного наличия таланта. Дети развиваются по специализированной программе, с индивидуальным подходом, а главное, в своей среде.

 

А может оно так и должно быть. Не уверена, что гению необходимо адаптировано жить в обществе: он просто этого не сможет, а если и сможет, то не сможет быть гением. Может просто нужно обществу задуматься о создании максимально комфортных условий для одаренных, чтобы меньше было «зарытых в землю» талантов.

 

Статью подготовила психолог детского сада «ЛУЧиК» Беляева Александра

P.S. Статью, которая как нельзя лучше отражает все мое отношение (как психолога-практика) к стремлению родителей воспитать гения, читайте на нашем сайте www.lychik.ru .

Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

Ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы Вы найдете на нашем сайте в рубрике "Вопросы и ответы"

 

 

Уважаемые родители дошкольников ! Образовательный центр "ЛУЧиК" приглашает детей 2-6 лет в детский сад ( ул. Алабяна, д.12 корп.9. тел 198-62-23, 198-37-00) и в группы дополнительного образования: “ПОТОМУЧКА”, “УМНЫЙ МАЛЫШ”, ГРУППА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ и другие.

Подробную информацию об этих и других услугах, предоставляемых в детском саду "ЛУЧиК", вы можете узнать по телефону: 198-62-23. или на нашем сайте в разделе «Детские сады» .

 

 

Родителям школьников образовательный центр «ЛУЧиК» предлагает ознакомиться с интересной информацией о программе подготовки к школе для детей 5-6 лет, об особенностях обучения учеников 1-11 классов в школе «ЛУЧиК», программе довузовской подготовки для старшеклассников, узнать самые актуальные и важные сведения о вузах Москвы на страницах сайта www.lychik.ru в разделе «Школа» (дополнительная информация о школе"ЛУЧиК" по тел. 211-52-11).

 

 

 

 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.game211
Отписаться

В избранное