Приглашаем читателей со всего мира на страницах этой рассылки делиться своим опытом на любые темы, интересные молодым родителям. Ваши достижения или ошибки; семейные или национальные традиции; домашнее обучение или детский сад; рецепты детской кухни и об остальном тоже :)
Адрес рассылки
malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
У рассылки несколько ведущих: Lora, Леночка, Julia и Гера (она же автор «Малыш растет»). Каждая из нас готовит отдельные выпуски, которые отличаются друг от друга не только цветовым оформлением :) , но и подходом к обсуждаемым темам. Мы не даем универсальных советов (их просто не существует в природе), а только лишь делимся СВОИМ опытом, СВОИМИ мыслями, а так же опытом и мыслями родителей со всего мира - из ваших писем.
на сайте представлены форум и чат, фотоальбом для посетителей, гостевая книга, анкета,
фотоконкурс, страничка консультации детского гастроэнтеролога, и… то ли еще будет, ведь проект
только в стадии разработки!
Все эти полезные штучки красиво и удобно оформила Мираэль, за что ей большое-большое-пребольшое спасибо!
Теперь активные читатели и "писатели" рассылки смогут общаться, минуя вечно загруженных ведущих :)
Света: Наверное, дети, спокойно наблюдающие за стрижкой собственных ногтей - большая редкость. Слишком уж сложная это задача -руку держать неподвижно в течение довольно длительного времени. А если его ещё и поранили однажды - прибавляется страх, что будет больно.
Могу посоветовать следующее. Во-первых, приобретите безопасные ножницы
специально для детей. Ими не сострижёшь больше, чем позволяет длина
ногтя .
Во-вторых, как советуют авторы многих книг о детях и как делаем мы сами,
лучше выполнять эту процедуру, когда дитя крепко спит (во время дневного
сна в помещении светло, и вы не пораните его).
В-третьих, не обязательно, если ребёнок зашевелился и собрался
просыпаться, доводить дело до конца. Можно стричь один - два ноготка в
день, зато без стрессов.
В-четвёртых, с удовольствием стричь себе ногти (и остальным членам
семьи) на глазах у ребёнка, не акцентируя первое время на этом внимание.
Со временем у него появится доверие к этой "ненужной" и подозрительной,
с его точки зрения, процедуре.
Катерина (Россия, Москва): Начну с рассказа о себе. У меня 2 брата: старший и младший, оба с разницей в 5 лет. В детский сад не ходила. До школы много гуляла во дворе с компанией сверстников. Читать начала лет в 5-7 и с тех пор не переставала. Школа была сильная, с английским уклоном. Успеваемость в школе была хорошая, хотя случались и 3 и 2 (меня за них не били и не ругали ). Особыми талантами я не блистала, но успела позаниматься многим - и танцами (1год), и гитарой(5 лет), и рисованием(10лет). Дальше - архитектурный институт, замужество, 1ая дочь в 21год, 2ая должна родиться в августе, мне 23. И если сегодня я чувствую себя хоть немного счастливой (а хочется мне именно этого), то не потому, что я умная, начитанная, образованная или нестандартная, а потому, что весь последний год я, надеюсь небезрезультатно, билась всеми возможными способами
над решением своих запущенных психологических, эмоциональных проблем. Тех, чьи корни пришлось искать в детстве, самом раннем детстве. Тех, что сделали мою жизнь нездоровой и несчастливой.
Я хочу видеть своих дочерей счастливыми! Для меня счастье - это не джакузи, не гавайский пляж, не высокий пост, не творческие способности, не признание окружающих, не отсутствие растяжек на животе. Я видела людей простых, бедных, больных, рядовых профессий, но более счастливых в своих семейных отношениях, дарящих тепло и радость окружающим. В чем же секрет их внутреннего мира? Для меня вопрос развития и воспитания детей стал вопросом ценностей и смысла жизни.
Один день, с утра до вечера, - это и много и мало, смотря сколько у вас сил. У меня их немного - хроническая усталость сказывается. По своему опыту и опыту других родителей я поняла, что изучение и применение конкретных методик по интеллектуальному развитию требует довольно много времени, сил и, главное, дисциплины. Я очень сомневаюсь, что у тех мам, что самостоятельно ведут хозяйство, остаются силы на эмоциональное развитие ребенка, которое важнее интеллектуального (по мнению специалистов ). Может быть, я тормоз, а все остальные соображают быстрее, но мне потребовалось много часов наблюдения за своей дочерью и другими детьми, сотни страниц о детском психологическом, физическом, и эмоциональном развитии, об общении с детьми и сотни попыток применить узнанное на практике, чтобы понять ее правильно и не искривить рост ее души. И все это потребовало время, много времени.
Я не против раннего интеллектуального развития детей. У нас самих оно носит скорее спонтанный характер: мы почти каждый день читаем стихи и сказки, поем, танцуем, разыгрываем сказки с помощью игрушек, моем вместе посуду, подметаем, рассказываем истории, изучаем буквы, рисуем, лепим, строим из кубиков, в общем, занимаемся тем, что под руку попадется. Я против того, чтобы акцент родительского внимания сдвигался в сторону мозгов, а не чувств, когда ребенок читает раньше остальных, но задерган и задавлен гиперопекой, когда девочка отличается чистоплотностью, но не знает, что мама любит ее не только за чистые руки и сухие штанишки, когда в присутствии 4-летнего сына мать постороннему человеку рассказывает о его лингвистических достижениях, весе, аппетите и ночном недержании. Я против всех этих "но". Я знаю, что от всех проблем детей не уберечь, но, может быть, мне хотя бы удастся научить их
решать проблемы самим, не ломаться от неудач, не паниковать при встрече с трудностями, говорить "да" хорошему в этой жизни, "нет" - тому, что им не нравится, не бояться быть открытым и честным с другими и собой, быть независимыми от мнения окружающих, уметь давать и принимать, уметь любить и быть любимыми, крепко держаться за перила на горке, когда все толкаются, и, пожалуй, дать сдачи девочке, которая ударила тебя по голове.
Зульфия (г. Бавлы, Татарстан).: При обучении чему-то новому малыша, Леночка, вы рекомендуете спросить себя: «А смогу ли я остановиться, если ребенок скажет «нет»?». Думаю, более того, вопрос нужно поставить так: а действительно ли это то, что именно сейчас ему необходимо освоить? Готов ли он к тому?
К размышлениям о гармонии и последовательности развития подтолкнуло вот еще что. Недавно случайно ко мне попала страничка из некой книжки по физвоспитанию школьников и изображенная в ней любопытная диаграмма: «Периоды ускоренного развития основных физических качеств, скелета и мышечной массы школьника». По ней видно, что, например, быстрота легче всего развивается у девочек с 9 до 13,5 лет, у мальчиков - с 9,5 до 15; координация движений у тех и других - с 7 до 9,4 и с 16,6 до 18,4 лет. Приведены данные также по выносливости, гибкости, силе, скелету и мышечной массе. А ведь наверняка и для параметров умственного развития есть подобные сведения, вычисленные учеными. То есть, для развития внимания, памяти и других параметров должны быть известны оптимальные сроки. Просто мы с вами, думаю, не ученые-педагоги и не знаем этого.
С физическим развитием вроде проще: если ребенок растет в семье, ведущей здоровый образ жизни, вовремя и достаточно гуляет на воздухе, то упомянутые в диаграмме сведения могут не слишком волновать родителей, если только они не хотят вырастить профессионального спортсмена. Почти всегда можно наверстать упущенное, подкорректировать. А что касается умственного развития, то, думаю, никому не помешало бы знать подобную информацию, т.е., когда что легче развивать, чтобы не навредить ребенку и не тратить время зря. Раз уж ученые утверждают, что половину того, что человек узнАет за всю жизнь, он узнаЕт в первые 3-5 лет, то наверно стоит именно с самого раннего возраста уделять внимание этой сфере. Впрочем, напрашивается аналогия: это не обязательно, если вы не хотите, чтобы он стал «профессиональным ученым» :-)? К тому же из всех правил есть исключения... И читающие рассылку родители
в большинстве, думаю, интуитивно поступают правильно. Но все-таки интересно: у кого-нибудь есть подобная диаграмма? Хотя, конечно, данные в ней будут весьма приблизительны, ведь дети все разные.
Тут же встает вопрос и о третьей составляющей развития человека - духовной, о которой часто забываем... Согласитесь, это отдельный серьезный вопрос. Наверно, духовное развитие человека длится всю жизнь, это сложный процесс, и уделять ему внимание нужно тоже с раннего детства, чтобы не вырастить «морального урода». Можно ли в нем выделить параметры и в чем измерять их? Есть у кого что сказать?
А сегодня хотелось просто подчеркнуть, что не стоит делать упор на каком-то отдельном навыке только потому, что нам так хочется или соседский ребенок это умеет. Не стоит мучить ребенка и себя. Ведь каждый ребенок индивидуален, и главное считать его человеком, не отстранять от себя, не оставлять наедине с телевизором и игрушками, ведь ему гораздо интереснее и полезнее видеть и понять, что делаете вы, так пусть он будет рядом, можно все ему объяснять, занимаясь с ним чем угодно, наблюдая, что его интересует, какие вопросы у него возникают. Результаты же будут обязательно.
Пример. Многие считают важным научить ребенка читать, выделяют эту цель среди прочих. Но делают это не вовремя, не задумываясь о подготовленности и необходимости. Одна моя приятельница как-то удивила меня, заявив, что знакомит с буквами своего малыша, которому было тогда, если не ошибаюсь, всего около 3 месяцев. Ну разве не нелепо: показывать ребенку, лежащему в кроватке, ничего пока не значащие символы? Не знаю. А мой малыш старше на 2 месяца, и мне в голову не приходило так с ним заниматься. Я считала важным просто общение с ним, речь. (Может, потому, что мне пришлось работать, хоть и большей частью дома, но в очень напряженном режиме, позволив себе отпуск лишь пятидневный - в роддоме. Я ценила буквально каждую минуту, проведенную с малышом. И еще, мы растем без папы, это наверняка повлияло на мое поведение с сыном. Ведь если у женщины есть любимый супруг, то, думаю (может, и ошибаюсь),
общаясь с ним, она все же меньше думает о ребенке, считая его еще ничегошеньки не понимающим, и старается обычно лишь правильно за ним ухаживать, чтобы он не плакал и не мешал «нормальной жизни» семьи. А для меня сын был, не считая родителей, единственным, драгоценным родным существом...)
С ним я с самого первого дня разговаривала всерьез. В год и два месяца он называл, хоть и неправильно, более 50 слов. Дальше о «достижениях» сыночка повторяться не хотелось бы, мое письмо было опубликовано в 201 номере "Малыш растет".
А у той приятельницы, утверждавшей, что ее сын знает уже несколько букв, это дело заглохло, и вообще сейчас, в два года, он только начинает говорить. Так что нужно правильно расставлять приоритеты, и помнить что всему свое время. Чем ребенок заинтересуется, тем и заниматься с ним, не забывая о гармонии. Конечно, все в игровой форме, между делом, с минимумом специальных приспособлений. И, наверно, тогда и сроки усвоения чего-то сами собой будут оптимальными, но все равно они у каждого ребенка будут свои. Вот тут есть кое-какой опыт.
Скоро ему два года и три месяца будет, и любознательности - тьфу-тьфу. Еще в год и девять он спрашивал названия незнакомых улиц. А сейчас он умеет заметить, что мама грустная... И задать вопрос типа: о чем думает, интересно, такой-то дядя. Вставляет свои замечания в разговоры взрослых. Иногда выдает что-то на следующий день. Так что нам приходится следить за своей речью :-).
Некоторые знакомые, увидев, как он читает, говорят: все, тоже начну учить своего читать. Но хочется им ответить: это должно быть не отдельной самоцелью, а последовательным этапом развития, насилие недопустимо, оно можно отбить желание надолго. А начинать изучать буквы, видимо, стоит не раньше, чем ребенок начнет говорить или произносить хоть какие-то слова, раньше вряд ли имеет смысл.
Общение - объяснения, ответы на вопросы человечка, чтение книг, рассказывания о событиях прошедшего дня, все это развивает Я читать научилась в 4 года и в школе была отличницей, но не думаю, что это можно отнести лишь к Божьему дару или «своим заслугам», мне кажется, здесь нужно воздать должное роли родителей, братьев, сестер и другого окружения. Иначе вообще о чем мы говорим? Кстати, кажется я где-то читала, что второй ребенок в семье развивается быстрее, обучаясь у старшего, и разница между ними в возрасте играет роль. Есть ли примеры?
О ценности общения сказано много. Могла бы в подтверждение написать и об обратном - об опасности замыкания в мире книг и недостатка живого общения, но это уже совсем другая история, тоже из личного опыта, только слишком грустная...
Лида: Из всех родственников-знакомых только моя тетя отрывала полуторагодовалую дочь от груди, у остальных молоко почему-то кончалось раньше, само по себе. Но моя тетя сначала уменьшала число кормлений, потом совсем грудь забрала, то есть количество молока уменьшалось постепенно. Но моему Демке уже два года и давать грудь ему когда этого хочу я, а не он у меня не получалось. Он уже умеет настаивать на своем, я решила, что легче вообще забрать грудь, сказав, что она бо-бо. Тетя моя ничего не перетягивала, таблеток не пила. Я тоже, только ограничила потребление жидкости - первые три дня чистой воды вообще по одной кружке, остальное в супах, овощах, кашах, как получится. Грудь конечно и набухла и твердела. Сцеживаться я никогда не умела, но на второй, самый тяжелый день попробовала ее расцедить чуточку, но, хоть и не больно было, чуть в обморок
в ванной не
грохнулась. Решила больше не расцеживать. Носила эластичный бюстгальтер, по
вечерам растрясала особо затвердевшие места (похлопывала, потряхивала их
рукой), принимала только прохладный душ, с третьего дня стала спать без
лифчика, так как заметила, что ночью он разбухшую грудь снизу все-таки
стягивает и она от этого только больше каменеет. На четвертый день решила ее
перетянуть, но бинта и терпения хватило только на нижнюю часть, и вместо
того, чтобы затвердеть только снизу, как обычно, она у меня в этот день
набухла и сверху. После этого я ее не перетягивала. И вот через 9 дней она
больше не твердеет. Молоко еще есть, но грудь уже не болит, неприятных
ощущений нет. Кстати, она еще от растяжения каждый вечер чесалась, не смотря
на то, что я ее регулярно кремом смазывала. Наверное с точки зрения врачей,
разбирающихся в этом вопросе я все или почти все делала неправильно, но
посоветоваться было не с кем, подобных специалистов у меня нет. А в нашей
семье все, начиная от прабабушек кормили по 3 месяца, в лучшем случае, не
знаю что они там делали, но все говорят, что или молоко пропадало или дети
не хотели сосать, так что я одна оказалась такая, не считая своей тети,
продержавшейся до полутора лет.
Леночка Вот такое вот письмо. Я тоже отлучала от груди постепенно, поэтому в этом вопросе не эксперт. Но мне кажется, Лида действительно делала что-то не так: раз для нее это было так болезненно. Слышала также, что есть специальные таблетки, уменьшающие лактацию: кто-нибудь принимал? И вообще поделитесь опытом, как безболезненно для себя и малыша прекратить грудное вскармливание? Возможно именно ваш опыт пригодится мамочкам, которые еще только собираются отнять ребенка от груди.
Моей подруге скоро рожать. Но она категорически против перодуральной анестезии. Говорит, что это опасно, болезненно и возможны какие далеко идущие последствия.
Я, честно говоря, не представляю как бы родила без этой процедуры. Благодаря ей я даже поспала на родах. А боли мне хватило в начале (когда «перодуралку» делать нельзя) и в конце перед потугами. Так что я всеми руками «за». Но спина и правда побаливала еще год, но я не считаю это такой уж тяжкой платой за то облегчение, которое принесло мне обезболивание. Но может я чего-то не знаю: может и впрямь мне это еще «аукнется»? И так ли опасна эта процедура, как ее представляют досужие кумушки. Тем более, что врачи рекомендуют. Поделитесь своим опытом и знаниями в данном вопросе.
На этом, на сегодня, все. Пишите мне, делитесь опытом. Будут вопросы, задавайте, будем разбираться всем миром.
Ваше мнение нам тоже интересно, адрес рассылки: malysh_rastet@rambler.ru
(пожалуйста, не забывайте в письме указывать свою страну (город) и адрес, куда Вам можно ответить)
Перепечатка возможна только с точной ссылкой на рассылку и авторство
На страницах данной рассылки медицинские проблемы заболеваний, тактика их диагностики и лечения не обсуждаются. Просьба подобные вопросы не направлять, а обращаться к специалистам.