Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Семейное образование

  Все выпуски  

Семейное образование Чему учит школа?


Информационный Канал Subscribe.Ru

Суть естественного воспитания – не мешать ребенку развиваться

 

Всем привет!

 

 

Темы будущих выпусков:

ü      Чему учит школа?

ü      Суть образования (Что должно давать образование ребенку?)

ü      Что актуально (интересно) вашему ребенку сейчас? Законы естественного развития и что происходит, когда их нарушают. Что имеем на сегодняшний день?

ü      Образ идеального развития. Каким родители хотят видеть ребенка?

ü      Семейное воспитание. Среда семьи. Образ гармоничной семьи.

ü      Игры, ситуации, вопросы, информация, сказки, учебники для ребенка, нацеленные на ускорение мысли и побуждающие к творчеству.

ü      Лучшее из практической деятельности Санкт-Петербургского объединения родителей, организованного с целью обретения родителями навыков  естественного воспитания своих детей, а также для обмена опытом, информацией, наработками.

 

 

Чему учит школа?

 

 

ПЕДАГОГИКА СЧАСТЬЯ

«Наша школа <…>не учит самому главному – быть счастливым человеком»

Академик Д.С. Лихачев

 

Если спросить родителей, что они хотели бы воспитать в своих детях, большинство из них назовут: честность, ум, доброту, уважение к людям и другие положительные качества. Все родители хотят, чтобы их дети успешно учились, овладели хорошей профессией, благополучно жили, имели счастливую семью, не забывали своих родителей... хотят гордиться своими детьми. Примечательно, что желания родителей очень часто бывают связаны с тем, что чего они сами не смогли добиться в жизни или с тем, что устраивало бы их самих...

Одновременно важно отметить, что далеко не каждый из родителей имеет ясное представление о том, как добиться желаемой цели. Многие родители (особенно молодые) вообще не придают этому процессу большое значение и не торопятся заниматься воспитанием своих детей. Им кажется, что это не такое уж сложное дело, и успокаивают себя тем, что не глупее других родителей, что помнят, как их воспитывали собственные родители. Поэтому неудивительно, что основная масса родителей просто не осознает того факта, что большинство неприятностей, которые случаются с их детьми (обман, грубость, уход из дома, курение, употребление наркотиков и многое другое), являются следствием неправильного воспитания в семье. В случившемся они склонны винить самих детей, школу, общество...

В настоящее время психологи и педагоги сходятся во мнении, что воспитание детей является самой сложной работой на свете, приоритетная роль в которой должна принадлежать мужчине. От того, как эта работа (правильно или неправильно) исполняется в семье, зависит очень многое в жизни как самих детей, так и их родителей. Следовательно, справиться с работой по воспитанию детей родители смогут только тогда, когда овладеют методикой этой деятельности. Вот только (как оказывается!) нигде и никто их этому не учит.

Как же надо воспитывать детей? …

 

Главная цель состоит в том, чтобы помочь ребенку стать самим собой. А для этого в своем развитии ему необходимо последовательно пройти три этапа: саморазвития (развитие своих способностей), самопознания (познания своих возможностей и особенностей) и самоопределения (выбор своего жизненного пути). А это зависит только то того, как и какими средствами удовлетворяются на различных этапах развития его актуальные (истинные)  потребности. Поэтому   задача воспитания сводится к подбору средств (методов, способов) удовлетворения актуальных потребностей детей.

Психологический анализ также показывает, что дети дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста в силу того, что их потребности в саморазвитии и самопознании ориентированы на текущее время, живут только настоящим днем. Это очень важное заключение свидетельствует о том, что родителям (и другим взрослым) не следует раньше времени «тащить» ребенка в будущее. Родители, которые стремятся «подогнать» своих детей под желаемую «модель будущего», не учитывают данного обстоятельства, и это плохо сказывается на  их отношениях с детьми: в таких семьях дети либо замыкаются в себе, либо начинают «кривить душой». Серьезно задумываться о будущем человек начинает лишь в юношеском возрасте. Это связано с актуализирующейся у него потребности в самоопределении.

 

В связи с изложенным у родителей может возникнуть ряд вопросов, связанных с обучением детей в школе. В частности: на что ориентируют учителя в процессе занятий своих учеников; учитывают ли они доминирующие потребности учащихся? Вопросы вполне оправданы, ведь школа, наряду с семьей, призвана заниматься воспитанием детей.

 

К сожалению,  анализ результатов детского воспитания (как и исследования валеологов) показывает, что традиционная система школьного образования противоречит доминирующим потребностям детей, особенно в начальных и средних классах. Детям на данных этапах развития актуально и интересно (а значит, необходимо для естественного развития) совсем не то, что им предлагает (навязывает!) система воспитания. В школе на уроках они в основном заняты малоинтересными делами: либо стараются запомнить определенную информацию (которая, как оказывается, практически не нужна им в повседневной жизни), либо вынуждены выполнять однообразные упражнения (чтобы сформировать какое-то умение, которое также не актуально для них в настоящее время). «Воспитательный эффект» от этого чаще всего бывает отрицательный. Что происходит? Ребенок подстраивается под навязываемые системой правила, в результате чего преобладающей у них становится ложная мотивация: достичь любыми средствами положительных отметок, «зазубрить», когда необходимо понимать, имитировать активность на уроках, угодить учителю, или, наоборот, «поиграть на его нервах». В результате такого воспитания дети перестают быть сами собой. И это отрицательно сказывается на их нравственно-психическом состоянии.

 

 

ИТАК:

Что ценного дает школа?

 

  • «Необходимый» набор знаний.
  • Общение со сверстниками. Ребенок учится способности «позиционировать» себя в обществе.
  • Наличие обязательных предметов и домашних заданий «дисциплинирует» ребенка.
  • Ребенок занят – родители могут в это время работать.

 

 

Что еще дает школа?

 

  • Ребенок выполняет домашние задания через «не хочу» (неинтересен предмет, либо скучный преподаватель, либо устал или увлечен другим занятием). Обучение воспринимает как «обязаловку».  à  У ребенка пропадает интерес к учебе вообще.
  • Приучается «зубрить», иными словами принимать входящую информацию без осмысления. à  Ребенок отучается думать.
  • Школьная программа усредненная. Когда занятия неинтересны, знания воспринимаются поверхностно и быстро забываются (спросите ребенка что-нибудь из прошлогодней программы, а лучше сами подумайте, часто ли вы в жизни практически применяете знания из школьной программы), а на занятие интересным делом у ребенка не остается времени. à У ребенка нет возможности понять (проявить) свои увлечения и развить  талант.
  • Школа не учит ценностям и понятиям, вместо этого дает «знания».
  • В классе из 15-20-30 человек преподаватель к каждому учащемуся относится одинаково, без учета индивидуальных особенностей, характера и интересов ребенка.  Ребенок вынужден постоянно сравнивать себя с другими,  достижения других детей со своими достижениями («равнение на массу»).  à Ребенок перестает осознавать себя индивидуальностью, у него вырабатывается пассивная жизненная позиция: «от меня ничего не зависит».
  • Общество (класс, компания) оказывают огромное влияние на ребенка (гораздо большее, чем авторитет родителей), диктует свои законы. Чаще всего ребенок выбирает позицию «соответствовать правилам общества», что подразумевает формирование соответствующих установок, устремлений, поведения.

 

 

  • Ребенок устает физически от неестественно-длительной для детей неподвижности, психологических нагрузок, зачастую в школе «зарабатывает» искривление позвоночника, портит зрение, желудок. Современный школьник болеет 2-3 раза за учебный год, что означает ослабленный иммунитет организма, плохую физическую подготовку, соответствующий настрой, неспособность предохраняться от инфекционных заболеваний,  а значит незнание законов функционирования и развития своего организма.
  • Ребенок устает психологически от необходимости концентрироваться на неинтересном предмете, испытывает стресс от постоянного стремления «не быть хуже других» в чем-либо, не получить «плохую» оценку, от возможных конфликтов с учителем   à  Ребенок быстро устает, часто в плохом настроении, у него вырабатывается пессимистичный настрой к школе, а в результате, в жизни

 

Совершенно понятно, что описанная «школьная воспитательная система» не может устраивать родителей.

 

 

В Санкт-Петербурге организовано Объединения родителей (Школа для родителей и детей) с целью обретения родителями навыков  естественного воспитания своих детей, ориентированного на достижение целей и формирование навыков, обучающего детей понятиям, а не предметам, развивающего творческую мысль ребенка, ориентированного на СЧАСТЛИВОГО человека; а также для обмена опытом, информацией, наработками.

 

 

Успехов Вам,

Евгения Москвина emoskvina@mail.ru

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.emoskvina
Отписаться

В избранное