Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информация для общественного служения: образование, семья


ПЕРВЫЙ КАНАЛ
Четверг, 01.02.2007 21.49
Неожиданная проблема американских педагогов: драчунами все чаще становятся девочки


 

Новая, неожиданная проблема американских учителей и родителей. Там драчунами и забияками все реже называют мальчиков, и всe чаще - девочек. Можно ли это как-то объяснить?

Что говорят психологи? - узнал наш собственный корреспондент в США Владимир Ленский.

Шок - не преувеличение и не метафора. В это состояние поверг страну показанный в новостях ролик, где восьмиклассницы из Нью-йоркского пригорода таскают за волосы, бьют и даже пинают в лицо девочку годом младше из частной школы. Нападавшие снимали побои на видео и разместили потом ролик в интернете на всеобщее обозрение.

Они, видимо, не ожидали, что этим роликом заинтересуется полиция. Девиц арестовали на следующий день по обвинению в предумышленном насилии.

Трудно представить, что такое могло произойти среди бела дня в благополучном тихом пригороде среди аккуратных особнячков и ухоженных двориков. Впрочем, девичьи драки, снятые на видео, в США перестали быть единичными, это, уже скорее явление.

На любом сайте в интернете, где размещают любительские видео-ролики, можно найти таких тысячи в рубрике "девочки дерутся".

Что стоит за модой на такое видео-насилие?

Джеймс Гарбарино, психолог: "Разместив такой ролик в интернете, можно обратить на себя внимание, завоевать определенную славу. Для многих это самый простой способ прославиться".

Психолог Джеймс Гарбарино, автор книги "Смотри - Джэйн дерется", уже 30 лет изучает феномен насилия среди детей. По его мнению, поведение девочек отражает тенденции в массовой культуре.

Джеймс Гарбарино, психолог: "Абсолютно очевидно, что девочкам отовсюду говорят - даже хорошие девочки могут ударить. Не удивительно, что многие из них доводят этот принцип до опасных крайностей".

Уже давно не редкость мультики, где девчонки дерутся, реклама, где женщины бьют друг друга. Психологи говорят, что это часть более широкой тенденции насилия в школе. С экранов телевизоров не сходят новости о том, что очередной подросток, разозлившись, расстрелял своих одноклассников прямо в школе.

Такое случается повсюду в США: на севере - в Миннесоте, на побережье - в Пенсильвании, и самый кровавый случай в Колорадо, в центре страны, где в 99-м году от рук одноклассников погибли 15 школьников.

Последние исследования показали, что количество жестоких драк между девочками в Америке выросло за последние два года на 25%. Взрослые, учителя и психологи пока просто не могут понять, что вызывает в девочках такую сильную злость.


http://www.1tv.ru/owa/win/ort6_main.main?p_news_title_id=99029

 

 

Семейное образование: личный опыт

01.02.2007 г. 

В этой статье мы хотим поделиться первыми успехами в семейном обучении нашей старшей дочери Киры (7 лет). Семейное образование, в двух словах, - это когда родители сами обучают своих детей по школьной программе у себя дома, вне школьных стен. Семейное образование (по-английски home-schooling) предусмотрено в российском Законе об образовании, но на практике этой возможностью пользуются немногие. Оно и понятно: для этого один родитель (или оба) должен иметь желание, возможность, способности и время для обучения собственного ребенка, что позволить себе могут далеко не все. Да и знают об этом немногие. По моим наблюдениям, на Западе семейное обучение выбирают, в основном, верующие родители, чтобы оградить детей от негативного влияния школьной среды, а также чтобы иметь большую возможность прививать ребенку религиозные/духовные ценности.

 

Готовиться к школе и заниматься по школьной программе наша дочь (с помощью мамы) начала заранее, таким образом, к моменту исполнения 7 лет она уже самостоятельно освоила значительную часть школьной программы за 1 класс. К сожалению, далеко не каждая школа готова с легкостью предоставить родителям возможность семейного обучения просто ввиду того, что никогда не сталкивалась с такой формой, хотя по закону каждая школа обязана это сделать. Нам повезло, что в школе, к которой относится наш район, уже был аж один (!) ученик, обучающийся на дому, поэтому нам удалось избежать лишних вопросов и объяснений.

 

Для официального оформления семейного обучения между родителем, школой и местным управлением образования заключается трехсторонний договор, в котором закрепляются права и обязанности сторон. Это значит, что ребенок, обучающийся дома, имеет полноценный статус школьника, со всеми вытекающими последствиями: он проходит точно такую же аттестацию, как и все остальные, и получает все необходимые документы. Надо сказать, что положения нашего закона в отношении семейного образования вполне дружелюбны для родителей: родители могут перейти на семейное обучение в любой момент, а также в любой момент вернуться к очной форме обучения в школе, просто написав соответствующее заявление. Ребенок обязан проходить регулярную аттестацию для проверки знаний, частота которой оговаривается со школой (для 1 класса - 1 раз в год), а также посещать необходимые лабораторные работы и иные подобные занятия в случае необходимости. Родитель обязан посещать определенные консультации в школе, если таковые проводятся, хотя это, в принципе, в лучших интересах самого родителя.

 

Заключив договор, мы получили положенный по программе комплект учебников за первый класс (бесплатно), а также по нашей просьбе нам предоставили список умений и навыков, которыми должен овладеть ребенок к окончанию первого класса. Это позволяет самостоятельно оценить уровень подготовки ребенка и определить, готов ли он к аттестации.

 

Еще одна немаловажная деталь - государство платит родителям за обучение своих детей в рамках тех сумм, которые государство в среднем выделяет на обучение одного ребенка в государственной школе. В нашем случае (а мы живем в Москве) нам положено 26187 рублей в год, что также оговаривается в договоре. Плюс к этому ежемесячно на ребенка выплачиваются средства на питание, что составляет дополнительно от 1400 до 1700 руб. в месяц. Предполагается, что родители будут использовать эти деньги для того, чтобы нанять учителя (что очень и очень недешево) или использовать их для покупки всего необходимого в случае, если ребенка обучают родители. Конечно, эти деньги родители могут использовать по своему усмотрению.

 

Заниматься только по учебникам оказалось не вполне удобно, т.к. они не являются самоучителями. Для каждого предмета (а в 1 классе их немного - математика, русский, чтение, окружающий мир) существуют методические пособия, разработанные под учебники конкретных авторов. Их можно найти в любом крупном книжном, где есть литература для школы. Мы же, по совету знакомых, купили Справочное пособие "Полный школьный курс" 1-4 классы (Издательство "Весь"- Добрые вести 2006 г., Москва) и остались им вполне довольны.

 

Просмотрев учебники, оказалось, что большую часть материала дочь уже знает. Осталось изучить только незнакомые темы. К тому же, в первом классе оценки детям как таковые не ставят и экзаменов в полном смысле слова нет. Поэтому мы решили сдать материал за 1 класс досрочно – математику, русский и чтение. Тестовые вопросы по пройденному материалу обычно разрабатывает местное управление образования и передает в школу.

 

В результате 14 ноября (2 с половиной месяца после начала учебного года) я отправился с дочерью сдавать первый в ее жизни экзамен/тест. Он состоял из диктанта (русский), ряда упражнений (математика) и чтения текста на время + ответы на вопросы по тексту. В общей сложности все заняло около 40 мин. — и вот Кира уже второклассница! Труднее всего ей давался русский, писать не любит (говорят, как и многие дети, т.к. это сложно, к тому же она левша). Наделала ошибок, но в целом можно было бы поставить четверку. А вот математику и чтение сдала без запинки, все отлично (математику любит больше и читает очень много дома – перевыполняет норматив по скорости чтения в 2 раза!).

 

Теперь осталось сдать учебники, получить комплект за второй класс - и продолжать учиться дальше!

 

Пока семейное образование нам очень нравится: ребенок всегда в семье, он защищен от стрессов и неприятностей школьной жизни, у него высвобождается масса времени – не нужно полдня сидеть в школе и остальные полдня делать домашние задания. Ну а возможность сдать материал экстерном говорит сама за себя. Многих волнует вопрос о недостатке общения и социализации при обучении дома. Но это тоже не проблема: несколько раз в неделю (почти каждый день) она ходит на разные кружки в местный дом творчества, у нее есть друзья во дворе, а также она встречается и с детьми из церкви.

 

К основной трудности такого рода обучения можно отнести то, что маме не всегда легко совмещать в себе две роли одновременно: быть мамой и учительницей. Учитель должен быть строгим и требовательным, а мама может пожалеть и сделать поблажку. Дочь, соответственно, предпочитает видеть в маме прежде всего маму, а не учителя, особенно во время приступов лени, которые время от времени с ней (с дочкой, конечно) случаются. Отсюда и проблемы с дисциплиной: хочу играть, хочу смотреть мультики, хочу гулять (ну или в лучшем случае читать книжки). С одной стороны, расписание можно сделать очень гибким и максимально приспособить к нуждам ребенка, но с другой стороны есть тенденция считать, что все можно сделать потом или перенести на другой день. Это, конечно, расхолаживает. Обычно мы начинаем учиться в 9 или 9:30 и проводим 4 урока в день. Бывает так, что если дочери очень хочется делать математику, то можно провести и 2 урока подряд, а русский, например, перенести на следующий день. Тем не менее, проблема дисциплины остается актуальной, и мы продолжаем искать оптимальные пути для наиболее гармоничного сочетания свободы и ответственности.

 

Кроме того, в нашей семье есть еще двое малышей, которые тоже требуют постоянного внимания к себе, и поэтому маме приходится крутиться как белке в колесе. Но мы считаем, что игра стоит свеч.

 

Про семейное образование мы писали еще в газете "Жизнь Евразии", статья об этом еще доступна в интернете по этому адресу: http://zenews.narod.ru/et142004/familyed/homeshcool.htm. В этой статье, в основном, преобладают мнения других людей, а не личный опыт, что, в принципе, тоже небезынтересно.

 

Русскоязычный ресурс, который можно посоветовать по этой теме - сайт супругов Чапковских, пионеров семейного образования в России - http://www.familyeducation.ru Там также можно скачать много материалов, разъяснений и просто рассказов родителей.

 

Если у вас есть вопросы - пишите нам на kirillandrea @ ya.ru

 

С уважением, Кирилл и Андреа

 

http://bfamily.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=57&Itemid=18#jc_allComments

 

Хроническая обида: как справиться с эмоциями


"Женское здоровье"
«Правда.Ру»
http://www.pravda.ru/health/prophylaxis/psychotherapy/211279-resentment-0


Обида – это невыраженный гнев, направленный внутрь себя. Находиться во власти такого чувства очень вредно. Подавленные отрицательные эмоции приводят к язве, астме, гипертонии и многим другим заболеваниям. Но вот вопрос – как справиться с обидой?

Консультирует врач-психотерапевт из Москвы Галина Павловна Тимошенко.

Есть люди непробиваемые: что бы им ни говорили, они это «не берут в голову». А есть настолько психологически хрупкие, что в любой реплике способны усмотреть обидный для себя намек. Большинство же людей находятся между этими полюсами. И обиды у них возникают, как правило, в двух случаях.

В состоянии стресса мы все становимся уязвимыми. Вы можете не заметить, как кто-то в транспорте слегка заденет вашу руку. Но если конечность сломана, вы почувствуете нестерпимую боль. То же самое происходит, когда вы живете в состоянии длительного конфликта или истощены долгой болезнью. Любая мелочь может вызвать горькую обиду – даже то, что подруга идет к кому-то на день рождения, в то время как вам так плохо.

Большие ожидания тоже чреваты глубокой обидой. Допустим, вы делаете доброе дело для человека и «знаете», как он должен отнестись к этому. А он реагирует совсем иначе. Ощущение, что вас недооценили, вызывает чувство горечи. Это наверняка испытывал не раз в жизни каждый человек.

Однако есть люди, у которых обида становится ведущей эмоцией в жизни.

Враг самому себе. Они порой говорят себе такие вещи, которые в голову не придут даже самому отъявленному их врагу. Но если кто-то другой скажет что-то хотя бы отдаленно напоминающее его собственные мысли – обида будет просто запредельная. Ведь тем самым обидчик подтвердит справедливость его низкой самооценки.

Люди зависимые, как правило, тоже находятся в состоянии хронической обиды. Если ваша жизнь, настроение, внутреннее состояние изменяются от того, как ведет себя, допустим, любимый человек, то вас все время будет что-то угнетать. Потому что никто не может дать другому столько, чтобы заполнить всю его жизнь.

Борцы за справедливость уверены, что если все правильно поделить, то будет хорошо. К жизни они относятся с бухгалтерским расчетом: я сделала для тебя одно, ты мне за это должен другое. И если баланс не сходится – возникает обида.

Обида на ближних

Мы больше всего полагаемся на них. И порой сами того не подозревая, создаем идеальный образ: подруга должна предпочитать наше общество любому другому, муж – быть любящим, внимательным, угадывающим все наши желания, ребенок – талантливым, воспитанным и хорошо учиться. Но жизнь ничего не знает о наших представлениях. И более того, как только мы начинаем ей диктовать: вот так должно быть – она делает все наоборот. Подруга сплетничает о вас, муж забывает о годовщине вашей свадьбы, ребенок приносит двойки и грубит.

Что делать? Проанализируйте свои ожидания. Посмотрите, не слишком ли они жесткие, не слишком ли нереальные? Если муж никогда не дарил вам цветов и не помнил, какого числа вы поженились – нужно ли обижаться на него за это? Ведь в нем наверняка есть другие качества, за которые вы его любите.

Если подруга сплетничает, может, просто не доверять ей своих тайн и строить отношения на более поверхностном уровне? Обратите внимание, не противоречит ли одно ожидание другому? Например, ваш ребенок прекрасно рисует – стоит ли в таком случае заставлять сдавать физику на «отлично», ведь тогда у него не будет времени на занятия живописью?

Обида на дальних

У спокойного, уравновешенного человека она встречается реже, но порой даже его может пробить замечание, если поразит самую уязвимую точку. Иногда обидчик это делает намеренно: например, зная, что вы страдаете от отсутствия детей, рассказывает с умилением о своем малыше. А может, и не нарочно: просто ему и в голову не приходит, что вы мечтаете о ребенке.

Впрочем, человек способен нанести обиду не только словесно, но и всем своим видом. Допустим, вы что-то говорите, а он пренебрежительно машет рукой: «Глупости все это». Или насмешливо смотрит на вас, или разговаривает вроде бы вежливо, но «через губу» – не глядя на вас, намеренно тихо, и отворачивается, когда вы отвечаете.

Что делать? Если вы почувствовали, что вас обижают намеренно, первое, что надо сделать, – признаться в этом себе. Когда у человека все кипит внутри от возмущения, а он говорит себе: «Все нормально, я не обращаю на это внимания» – он наносит себе большой вред. Будьте честны перед собой: «Да, мне обидно». А теперь скажите это обидчику. Он будет защищаться: «Не комплексуй, я не имею в виду тебя».

Дальше можете не продолжать разговор: вы свою позицию обозначили. Если обидчик будет продолжать доводить вас, спросите себя: «Хочу ли я испытывать чувства по заказу этого человека?» И относитесь к его репликам, как к шуму ветра за окном.

Не получая нужной реакции, такие люди постепенно отстают. Полезно тренировать себя: в транспорте или на скучном собрании повторяйте про себя фразу: «Что бы ни случилось, я не обижаюсь!» Пусть она впечатается в подсознание и тогда будет всплывать в нужный момент.

Обида на себя

Многие из нас часто обижают себя, даже не замечая этого. «Какая я старая, толстая!» – говорит женщина, глядя в зеркало. «Ну что я за дура!» – возмущается другая. «Когда же наконец я стану волевой, сильной, решительной!» – сокрушается третья. Казалось бы, слова, сказанные себе самой, не могут обидеть. Могут! Причем еще сильнее, чем произнесенные кем-то другим.

Подсознание не понимает ни шуток, ни кокетства. Вы дали команду почувствовать себя «толстой, старой», «дурой» – оно посылает вам результат в виде плохого настроения и сниженной самооценки.

Что делать? Отслеживать все мысли и слова о себе. И как только чувствуете, что впадаете в самообвинения, останавливать себя. Что бы ни случилось, избегайте неконструктивно критиковать себя. Будьте доброжелательны к себе – и тогда вы станете менее уязвимы для других.

Обида на судьбу

Есть люди, которые испытывают это чувство постоянно: они родились не в той стране, не в то время, не у тех родителей. Но бывают ситуации, когда обида на судьбу возникает и у человека, в целом довольного жизнью. Случается это в моменты испытаний – потеря любимого человека, хорошей работы, во время затяжной болезни. Или когда крупные и мелкие неприятности преследуют вас одна за другой. Как тут не схватиться за голову: «За что мне это все? Почему это выпало именно мне?»

Что делать? Собрать все силы и подумать, что хорошего еще осталось в вашей жизни? Наверняка немало – сама жизнь, крыша над головой, свобода, близкие люди. И поблагодарить судьбу за то, что все это у вас есть. Будете обижаться на нее дальше – она может отнять и это.

Представьте себе, что прошел год или пять лет. Все закончилось благополучно. О каких-то потерях вы и не вспомните. Например, потому, что работу нашли лучше прежней. Подумайте, кого из людей вы стали бы благодарить за то, что все разрешилось? А теперь, может быть, нужно обратиться к ним за помощью – вместо того, чтобы клясть «судьбу-злодейку»?


В избранное