Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обучение и раннее развитие

  Все выпуски  

Обучение и раннее развитие


Информационный Канал Subscribe.Ru

Обучение и раннее развитие
Выпуск N52

6 сентября 2005 г.
Статьи
Липатова Е.В. Выворот-нашиворот
Воронова Н.
На обложке сборника Елены Липатовой красуется уродливый монстр, призванный изобразить смешную девчушку с соломенными "хвостиками" (внутри таких монстриков тоже немало). Но не спешите из-за неудачных рисунков откладывать книгу в сторону - стихи, которые в ней есть, вовсе этого не заслуживают. Познакомьтесь с ними внимательно сами. А потом, я уверена, вам непременно захочется прочитать их своим детям.
почитать
 
Седов С.А. Сказки Сергея Седова про Лёшу, про Змея Горыныча, про Любовь, про Дураков, про Лягушку Пипу и про Королей
Мургина О.
Дети спешат вырасти и стать взрослыми, а взрослые мечтают вернуться в безвозвратно ушедшее детство. И тем, и другим поможет новая книга Сергея Седова с картинками Леонида Тишкова. Два смешливых "креатива", два неуёмных творчества слились в одно целое в этом сборнике сказочных притч и забавных рисунков. Ещё чуть-чуть любви и понимания добавила туда Марина Москвина, написав замечательное предисловие "Человек со свечечкой", в котором сказала о Сергее Седове: "Он мой самый лучший друг".
почитать
 
Новости 7и

Рубрика "Детские книги"
Детские книгиНа сайте 7я.ру открыта новая рубрика - "Детские книги", материалы для которой любезно предоставляются сайтом BiblioГид.

Конкурс "Интернить-2005"
Интернить-2005Сайт 7я.ру участвует в конкурсе "Интернить-2005". Если вы хотите проголосовать за наш портал, то можете сделать это здесь и сейчас :).

Конкурсы

Фотоконкурс "Волшебный сон". Прием фотографий
Волшебный сонПриглашаем принять участие в фотоконкурсе "Волшебный сон". Победители получат призы от спонсора конкурса - компании Semper.

Фотоконкурс "Лето - это маленькая жизнь". Закрытое голосование
Лето - это маленькая жизньВ фотоконкурсе "Лето - это маленькая жизнь" идет закрытое голосование. Призы победителям, которые будут объявлены 9 сентября 2005 года, - 7ейные футболки, выпущенные к пятилетнему юбилею сайта.

Викторина от Суперкинотеатра NESCAFE-IMAX. Итоги
СафариПоздравляем победителей викторины "Сафари", которые получают пригласительные билеты на фильм "Сафари 3D" в Суперкинотеатр NESCAFE-IMAX.

Информационная поддержка

Акция "ВМЕСТЕ против страха!"
ВМЕСТЕ против страха!Приглашаем принять участие в гражданской акции российских страховых компаний "ВМЕСТЕ против страха!", которая пройдет 10 сентября 2005 года в ЦПКиО им. Горького.

Конкурс рассказов "Няня - профессиональная и не очень"
Няня - профессиональная и не оченьПриглашаем принять участие в конкурсе рассказов "Няня - профессиональная и не очень". Победители получат призы от спонсора конкурса - сайта 7я.ру.

Выставки "Мать и дитя" и "Игры. Игрушки. Хобби"
ВыставкиПриглашаем вас на выставки "Мать и дитя" и "Игры. Игрушки. Хобби", которые пройдут 27-30 сентября 2005 года в КСК "Россия" (г. Екатеринбург). Вопросы, связанные с данными мероприятиями, можно обсудить в конференции "Выставки".

Выставка "Мир детства"2005"
Мир детства 2005Приглашаем производителей и продавцов товаров для детей на выставку "Мир детства"2005", которая пройдет в Экспоцентре 18-21 октября 2005 года. Все вопросы, связанные с выставкой, можно обсудить в конференции "Выставки".

Осенний выпуск журнала "Young Family"
Young FamilyСпрашивайте в киосках и магазинах осенний выпуск журнала для современных родителей "Young Family". В номере: "Как справиться с трудным ребенком", "Кто будет делать уроки? Где проходит черта, за которой ваша помощь из блага превращается во вред" и другие полезные материалы.

Сентябрьский номер журнала "Мама и малыш"
Мама и малышСпрашивайте в киосках и магазинах новый номер журнала "Мама и малыш". В номере: "Прививки "сверх плана": вакцинация против гриппа", "Несчастный случай исключен, или как сделать дом безопасным" и другие материалы.

Реклама
Консультации

Консультации по грудному вскармливанию
На ваши вопросы, касающиеся грудного вскармливания, отвечает врач-педиатр Качалова Ольга Вячеславовна. Подробнее...

Консультации по товарам для беременных и детей
На ваши вопросы отвечает Анна Лавренова – специалист компании "Mothercare" (подробнее).

Консультации по профилактике пищевой аллергии у детей первого года жизни
На ваши вопросы отвечают сотрудники отделения питания здорового и больного ребенка доктора и кандидаты медицинских наук Научного Центра Здоровья Детей РАМН (подробнее).

Консультации по психологии
На ваши вопросы отвечают специалисты психологической службы "Галактика души" Войтова Юлия Львовна и Анфилова Марина Вячеславовна (подробнее).

Консультации по вопросам питания детей первых 2-х лет жизни
На ваши вопросы отвечает кандидат медицинских наук, врач-педиатр - врач-неонатолог Курмашева Наиля Адилевна (подробнее).

Рейтинг детских садов
Мир чудес, художественный сад-лицей
Россия, Москва, Юго-Западный округ, Винницкая, 5-А
Период посещения: с 2004 по 2005 г.
Возраст ребёнка, когда он ходил в этот сад: 2-3
Режим работы: 9-18
С какого возраста принимают? нас - с 2,1
Оплата: да
Количество групп и детей в группах: 3, в младшей - 12 человек
Здание, оснащённость: Крыло муниципального дет.сада
В группах: Мебель ежегодно обновляяется, игрушек - море
Еда: 3 раза, вкусная, ребенок ест все
Уход за детьми: Исключительно замечательный! Памперс, если надо поменяют, всегда дети чистые и ухоженные, руки моют, полотенца есть.
Программа: Учат всему! Дети в восторге! Кроме общепринятых программ (счет, письмо, рисование), музыкальные постановки невероятно интересные, с адаптацией к особенностям сада (например, в Золушке на бал прибывали иностранные послы, которых играли детки из других стран - япония, мексика и пр.). Даже самые маленькие (наш двухлетка) были задействованы в подготовке к спектаклю, готовились к нему, пели песни, танцевали! Хоть наш ребенок и отказался в результате выходить на сцену, он не чувствовал себя лишним, несмышленышем. А какие картинки он приносит из детского сада! Никогда бы не подумала, что наш двухлетка может так здорово рисовать!
Воспитатели: Низкий поклон всему педагогическому составу. Все воспитатели со спецальным образованием, но дело не в этом. Они все очень любят детей, им всем наши дети интересны, они искренне радуются успехам наших детей, они как-то незаметно и очень бережно развивают из ребенка личность. Их терпение к детским шалостям безгранично!
Прочая информация: Ребенок очень легко пошел в сад, с удовольствием там остается, нам очень повезло, что мы нашли этот сад! Ребенок свободно себя чувствует в любой стране, он привык слышать иностранную речь, поскольку половина группы говорит не на русском языке. В этом саду даже водители, привозящие детей домой - педагоги по призванию, ребенок все лето вспоминал Антона, а себя он называет не иначе как Водитель. Все это было бы невозможно без нашей Мананы Георгиевны. Она в каждый момент знает как себя чувствует ребенок, что делается в группе (сколько раз я ей звонила в первое время!), не балается ли он. Наверное, невозможно любить детей больше чем она. Каждый сотрудник этого сада видит в каждом ребенке индивидуальность. И это невероятно здорово!
Перейти в рейтинг
 
Истории с детьми
Ольга и дочка
История без слов
Полинка (14 мес.) проснулась утром раньше обычного. Я, как всегда, переложила ее к нам, покормила грудью, думаю, может еще заснет? Ан нет, ребенок слезает с кровати, идет в кухню. Я лежу, не могу поднять голову от подушки (вчера в Инете полуночничала). Полина возвращается и прямиком к моему ночнуму столику, начинает теребить книжки, будильник (что ей обычно не разрешают). Я нехотя поворачиваюсь: "Дочка, нельзя!" - а она улыбается так хитро и трясет мне перед носом слюнявчиком, дескать, завтрак подавай. (Ведь точно просчитала мою реакцию, хитрюга :-).

еще почитать истории...
отправить свою
 
Реклама
Детские товары
Наши рассылки
О своем, о девичьем
Ждем ребенка
Все о детях
Обучение и раннее развитие
Образование и карьера
Семейные отношения
Семейный отдых
Домашнее хозяйство

 

Сегодня в выпуске

  • статья "Проблемы школьной адаптации. Часть II";
  • анонс статьи "Пять тысяч "Где", Семь тысяч "Как", Сто тысяч "Почему"!";
  • анонс статьи "Антирекламная статья";
  • новости;
  • вопросы-ответы.
статья

Проблемы школьной адаптации. Часть II

Часть 1 можно почитать здесь.

Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У одних детей они могут проявляться в виде гипердинамического синдрома. Их начинают характеризовать как невнимательных, непоседливых, недисциплинированных. У отдельных детей могут фиксироваться реакции активного протеста, повышенной аффективной возбудимости. Родителям жалуются на проявления агрессивности, драчливости, речевого негативизма. При этом обычно не помогают никакие самые строгие увещевания, запреты, наказания. В отдельных случаях возникают ситуации, когда конфликт приводит к тому, что у ребенка возникнет "эмоционально-сенсорный стопор", непонимание обращенной к нему речи. Он вообще может перестать говорить.

У вполне благополучных в дошкольном детстве девочек, ввиду неуспешного начала занятий в школе, возникает плаксивость, не свойственная им прежде вялость, пассивность, безразличие к окружающему. Ребенок с ранимой нервной системой может вообще перестать разговаривать с одноклассниками в классе, отказываться отвечать у доски.

У трудно адаптирующихся детей могут возникать или возобновляться вредные привычки: кусание ногтей, сосание пальца, выщипывание бровей, онанизм. При дефектах педагогического процесса или конфликтных ситуациях в семье адаптация может закончиться ее срывом, нарушением зрения, осанки, различными нервными расстройствами. Если вовремя не оказать детям квалифицированной помощи, такое поведение закрепится на долгие годы, будет во многом мешать в жизни.

Для предупреждения столь тяжелых последствий, сокращения сроков адаптации и облегчения характера ее протекания, охраны здоровья и благополучия ребенка, родителям нужно позаботиться о соответствующей физической, психологической, эмоциональной и социальной его подготовке к школе. Начать такую подготовку лучше за несколько лет до первого класса.

Родителям и самим нужно хорошо подготовиться к школе. Заблаговременно, с помощью специалистов - медиков, психологов, логопедов и педагогов-воспитателей - можно определить и, в определенной мере, устранить факторы "риска" школьной неуспешности. В этих целях рекомендуется провести необходимые диагностические, профилактические и коррекционные мероприятия. Для детей с особенностями развития могут быть разработаны индивидуальные программы подготовки ребенка к школе.

Родителям следует внимательно наблюдать за адаптацией своего ребенка к школе, оценивать его каждодневное настроение и поведение. Важно научиться реально оценивать возможности своего ребенка в усвоении выбранной вами школьной программы. Надо уметь подмечать прогресс в усвоении новых знаний, выделять проблемные стороны, искать возможности их преодоления.

Особая роль в этом процессе отводится матери. Чуткая и внимательная, она может создать в доме, а по мере возможного, и в школе, атмосферу понимания, доверия, помощи. Хорошо, если мама понимает проблемы своего ребенка, знает об основных школьных требованиях, может стимулировать учебу и поддерживать ребенка, умеет регулировать его поведение. Такая мама может существенным образом повлиять на процесс адаптации, способствовать снятию кризисных явлений, развитию необходимых школьных навыков.

Отец тоже должен помочь ребенку. Спокойно, уверенно и постепенно он может научить ребенка не пасовать перед трудностями, разбираться в сложных ситуациях, разрешать противоречия, ладить с детьми, держать себя в руках, успешно учиться.

Только при участии и поддержке любящих и понимающих родителей ребенок почувствует себя в безопасности, почувствует уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

Постепенно, спокойно и доброжелательно, научите ребенка оценивать себя адекватно, учиться самостоятельно. При этом его не следует торопить, перегружать различными заданиями и замечаниями. Ребенка нельзя подавлять и запугивать. Не поможет и негативное оценивание его поведения, высмеивание ошибок. Раздражительность и наказания не только не приводят к успеху, но и неправомерны.

Плохими помощниками в решении проблем переходного периода станут также потакание и излишнее внимание к проявлениям слабости, к неуверенности ребенка в своих возможностях, вялости и плаксивости или, напротив, агрессивности, деструктивного поведения.

Родителям следует понимать, что успешный старт зависит не только от внимания к ребенку, но и от его физического и психического развития. Школьные программы допускают обучение по-разному подготовленных детей. Однако не все дети в равной мере обладают развитыми лингвистическими, математическими, сенсорными, мнемическими и прочими способностями. Причин задержки и своеобразия их развития может быть множество. Прежде всего, важно исключить последствия органического поражения и снижения деятельности органов слуха, зрения, моторно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной системы ребенка, для чего следует обратиться к соответствующим специалистам.

В дошкольном детстве родители или педагоги могли и не обратить внимания на то, что у ребенка имеются нарушения слуха. Он мог каким-то образом научиться избегать ситуаций в речи, в которых бы связанное с ним развитие слуховых восприятий было достаточно выражено. Вместе с тем, ошибки, отмечаемые при чтении или письме, к примеру - замена звуков, искажение звуко-слоговой структуры слова, неточно употребляемые слова, искажение лексико-грамматической стороны речи - могут быть связаны именно с нарушениями слуха. В силу этого, ребенок не сможет избежать ошибок, что повлияет на его успешность в овладении системой гуманитарных знаний, лингвистически опосредованных сферах деятельности.

Нередко в проблемах с задачами и упражнениями по грамматике или математике виновато плохое зрение. Если не проверить зрение в самом начале обучения, может не состояться будущий Лобачевский или Цветаева.

В начальной школе следует внимательнее отнестись к леворуким детям, детям, у которых ведущая рука (нога, ухо, глаз) еще не определились. Они часто ошибаются при выполнении заданий, связанных с ориентировкой во времени и пространстве, или когда учатся читать и писать. При наличии стойких специфических ошибок, которые не связаны с нарушением интеллектуального развития, слуха и зрения, или нерегулярностью школьного обучения, следует подумать, не является ли ваш ребенок явным или "скрытым" левшой.

Учиться русскому языку, чтению и математике таким детям мешает несформированность произвольной моторики, недостаточность слухо-моторных координаций и чувства ритма. Первые школьные проблемы у них возникают в связи с несформированностью речи, недостаточным уровнем развития ручной умелости, телесной схемы и чувства ритма. Этих детей отличает медлительность, акцентуации внимания, неустойчивость настроения.

У левшей и так называемых левшей-правшей затруднен "корковый контроль" над многими видами деятельности, поэтому требовать от них качественного выполнения заданий можно только после долгих лет целенаправленной работы по развитию этого качества. В случае бережного, грамотного сопровождения таких детей в первые годы начала обучения, они могут справиться со своими особенностями и по многим основаниям превзойти одноклассников.

Разобраться в ходе школьной адаптации, профессионально помочь в преодолении трудностей, специфических ошибок в усвоении учебной программы, вам помогут логопеды, психологи, медики. К ним следует обратиться за несколько лет до школы или же в первые месяцы обучения в первом классе. Конечно, в случае серьезных школьных проблем ребенку лучше находиться под наблюдением специалистов все время обучения в начальной школе.

Оставленные без внимания проблемы первых школьных месяцев обычно влекут за собой стойкие изменения в характере и личности ребенка. Его непослушание, агрессивность, отказ от выполнения заданий, нежелание учиться, или, напротив, пассивность, инертность, пониженная работоспособность маскируют чувство глубокой внутренней тревоги, страха, ощущение собственной беспомощности и неполноценности, понять и преодолеть которые могут только любящие и понимающие свое чадо родители.

Можно считать, что адаптация прошла успешно, если ребенок эмоционально стабилен, чувствует себя здоровым, хорошо работает на уроках, ведет себя в соответствии с общепринятыми нормами, освоился в роли ученика. Хороший признак - ребенку нравится ходить в школу, ему интересно учиться, он приносит хорошие отметки, у него благожелательное настроение, спокойный сон и нормальный аппетит.

Это не значит, что все проблемы с обучением остались позади и родители могут успокоиться. Впереди кризис подросткового возраста, адаптация к условиям обучения в средней школе... Родителям лучше подготовиться к ним заранее.

Подведем некоторые итоги. Каковы "факторы риска" для ребенка, который идет в первый класс?

  1. Частичное отставание и нарушения в физическом развитии:
  • недостаточное развитие моторных навыков, способности регулировать и на определенное время снижать высокую двигательную активность;
  • формирование неправильной осанки;
  • недостаточное развитие мелких мышц кисти, трудности при координации движений пальцев рук, произвольной моторики;
  • высокая (более 4 раз в год) заболеваемость ОРВИ, хронические болезни, частые обострения;
  • несформированность схемы своего тела (попеременное пользование левой или правой рукой, ногой, глазом, ухом как ведущими);
  • снижение слуха, зрения, слухо-моторных координаций;
  • отсутствие или недостаточное развитие чувства ритма.
  1. Задержка и особенности психического и личностного развития:
  • несформированность пространственно-временных представлений и ориентировок;
  • аффективная неуравновешенность и незрелость, нарушения связи "мать-ребенок";
  • невысокий уровень развития внешней и внутренней речи, ограничение словарного запаса, наличие дефектов произношения, неумение анализировать языковый материал;
  • недостаток и ошибочность полученных знаний и представлений, ограниченность личного опыта;
  • трудности в сосредоточении, распределении, переключении внимания;
  • небольшой объем произвольного запоминания, замедленность и низкая точность воспроизведения, склонность к быстрому забыванию заученного материала;
  • неспособность выявлять причинно-следственные связи и отношения, характерные признаки предметов, низкий уровень овладения сенсорной грамотой;
  • некоторые индивидуально-типологические особенности поведения, настроения, самооценки.

Сигналы неблагополучия, свидетельствующие о проблемах, тяжелом протекании и затягивании периода адаптации.

  • Дети болеют, теряют вес, снижается аппетит, пропадает и нарушается сон, возникают головные боли.
  • Возникают нарушения в привычном характере поведения, настроения: отмечается агрессивность или вялость, замкнутость или повышенная возбудимость.
  • Снижается или вовсе пропадает желание учиться, идти в школу.
  • Возникают негативные формы поведения.
  • Появляются страхи, развивается невроз.
  • Алексия - не может читать, аграфия - не может писать, акалькулия - не может считать, афазия - не может говорить, что уже свидетельствует об очаговых поражениях головного мозга.
  • Фиксируются стойкие отклонения в личностном развитии.

Значительному сокращению сроков адаптации способствуют...

  • Нормальный (соответствующий возрасту ребенка) уровень физического и психического развития, речи, познавательных процессов; моторных функций. Упражнения, направленные на их сохранение и дальнейшее развитие.
  • Режим дня ребенка дома и в школе, особенно важно установить время занятий, отдыха, активной прогулки питания и сна.
  • Хорошее состояние здоровья, высокая общая работоспособность приобретенные до школы.
  • Успешность в решении задач учебной деятельности. Профессиональная поддержка, спокойная и последовательная работа над ошибками.
  • Мотивация ребенка и его родителей на овладение все большим кругом знаний, учебной деятельностью, преодоление трудностей в учебе, на саморазвитие.
  • Установление доверительных и доброжелательных отношений с учителем и сверстниками в школе.
  • Внимание к трудностям в овладении учебной программой, характеру складывающихся у ребенка отношений с учителем и классом, поведению ребенка в школе и дома.
  • Безусловная любовь родителей, принятие ребенка таким, каков он есть, забота, внимание к его проблемам. Понимание и конкретная помощь со стороны родителей, хорошие условия и позитивные взаимоотношения в семье.

Чем опасно затягивание сроков адаптации и отсутствие компетентной, адресной, последовательной и конкретной помощи и поддержки со стороны родителей и педагогов в этот период?

  • Ребенок с трудом и без удовольствия овладевает программой начальной школы, оценивается как неуспевающий.
  • Возникает стойкое негативное самооценивание, которое нередко камуфлируется под цинизм, деструктивные формы поведения и взаимоотношений.
  • Возникают неврозы, психические отклонения.

Мы надеемся, что в вашей семье этого не произойдет, ведь "предупрежден - значит, вооружен". Давайте поможем нашим первоклассникам успешно преодолеть первые школьные трудности, стать более взрослыми и уверенными в себе.

Надежда Реуцкая
педагог-психолог
ст. научный сотрудник Центра "Дошкольное детство" им. А.В. Запорожца
консультант Центра "Мэри Поппинс"
Статья предоставлена Центром "Мэри Поппинс"
Оцените статью
 Полезность
 Интересность

Пожалуйста, оцените эту статью.
Ваше мнение очень важно: оценка, данная Вами, влияет на рейтинг статьи.
Рейтинг помогает читателям ориентироваться в огромном количестве материалов сайта.

анонс

"Пять тысяч "Где", Семь тысяч "Как", Сто тысяч "Почему"!"

Есть такие книжки!

"Обычно, когда ребятам дают книгу, взрослые говорят: "Читай все по порядку. Не забегай вперед. Не перескакивай через страницы". В этих книжках не обязательно читать все подряд, их можно читать шиворот-навыворот, вверх тормашками, а то и где раскроется..." - такую особенность обращения со справочной литературой (всевозможными справочниками, словарями, энциклопедиями) отмечал Лев Кассиль в предисловии к одной из самых знаменитых детских энциклопедий "Что такое? Кто такой?".

Отвечать / не отвечать - вот в чем вопрос!

Всем известно, что самый любопытный, любознательный, приставучий народец - малыши. Из всего, что попадается им на глаза, они готовы соорудить такие замысловатые и каверзные вопросы - "пять тысяч ГДЕ, семь тысяч КАК, сто тысяч ПОЧЕМУ!" (Р.Киплинг), - что взрослым порой житья нет.

Продолжение статьи можно прочитать на сайте.


анонс

Антирекламная статья

Реклама, реклама, реклама! По телевизору, радио, Интернету. Судя по рекламным роликам, мы все здоровы, счастливы, имеем прекрасную работу, голливудскую улыбку и воспитанных, успешных детей. Так ли это?

К сожалению, чтобы достичь успеха, мало "правильно" выбрать зубную пасту или оператора мобильной связи. Неудивительно, что мы скептически относимся к радужным обещаниям. К сожалению, мы перестали доверять друг другу, написанному, увиденному, прочувствованному. Перестали верить людям!

Продолжение статьи можно прочитать на сайте.


новости

6.9.2005 Московские школы обзавелись информационной системой "SMS-Дневник"
Система SMS-Дневник позволяет передавать сообщения об отсутствии в школе, о школьных изменениях расписания, о достижениях и успеваемости ученика. По мнению создателей, SMS-Дневник не только способствует развитию чувства ответственности у школьников, но и дает возможность родителям принимать активное участие в образовании своих детей, несмотря на занятость. (Марий Эл OnLine). Марий Эл OnLine

29.8.2005 Утомление российских школьников от учебы компенсируют витаминами и йодом
В новом учебном году все школьное питание будет максимально витаминизировано, а в хлеб добавят йод. "В рационе учеников теперь станет значительно больше молочных продуктов и фруктов", - рассказал ИТАР-ТАСС в понедельник представитель Рособразования.
Кроме того, в некоторых российских школах перешли на систему "шведского стола". "Правда, пока на выбор ученикам предлагается только два первых и два вторых блюда", - пояснил специалист, добавив, что "вскоре меню школьных столовых станет более разнообразным".
Некоторые московские школы уже с этого года переходят на карточную систему оплаты школьных обедов. Как рассказали в гимназии номер 1531, "это ускоряет процесс получения обеда, и родители могут контролировать бюджет ребенка". Теперь в столовой достаточно выбрать понравившееся блюдо, а потом просто приложить пластиковую карточку к автомату.
Как отмечают специалисты-медики, "большинство школ страны работают по пятидневной учебной неделе, тогда как программы по-прежнему рассчитаны на шестидневную, в результате учебный день школьников младших классов достигает 10 часов, а старших - до 12-15 часов".
Нехватку времени, по их оценке, "школьники компенсируют за счет сокращения сна и уменьшения двигательной активности". Как следствие около 75% школьников страдают гиподинамией, утомление к концу дня и недели отмечается у 40-55% учащихся, у 60% регистрируются изменения артериального давления, а у 80% отмечаются "невроподобные реакции".
По словам главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, по состоянию на 24 августа к приемке предъявлено 55 тыс. 312 образовательных учреждений, из которых принято к новому учебному году 22 тыс. 225. Таким образом, 60% школ проверки пройти не смогли.
"Большое количество образовательных учреждений в субъектах РФ не представлено к сдаче госкомиссии, либо не были разрешены к открытию в связи с нарушениями требований санитарных правил и норм", - сказал Онищенко. (NEWSru.com). NEWSru.com

29.8.2005 Думай, прежде чем учить
В каждом книжном магазине Москвы есть отдел развивающей литературы. Родители покупают тесты для малышей, не подозревая, что зачастую платят деньги за вредные советы.
Издатели, почуяв запросы публики, начали массово печатать модные методики (Никитиных, Зайцева, Монтессори, Домана). Взрослые "клюют" на имя, но мало кто штудирует весь курс, чтобы понять, подходит этот метод именно их ребенку или нет. А ведь помимо книги требуется приобрести еще специальные кубики и дидактические материалы. Поэтому многие обращаются к недорогим изданиям малоизвестных авторов. Причем далеко не всегда эти советчики из среды профессионалов — врачей, педагогов или психологов. Издатели скромно пишут в титрах: составители. Но, с другой стороны, что стесняться-то: никакого сертифицирования развивающей литературы у нас в стране не существует. Подавляющее число учебно-методических пособий выходит без всякого контроля. Ни автор, ни издатель не несут никакой ответственности за то, что породили.
И простодушный родитель, купив пособие, начинает дрессировать ребенка. "К сожалению, завиральные идеи пользуются бешеной популярностью, — говорит директор Центра образования и здоровья Марьяна Безруких. — В придачу авторы обладают страшной пробивной силой, пишут мэру, президенту". За последние годы институту приходилось десятки раз научно обосновывать отказ на предложение поддержать очередную идею вроде метода Павла Тюленева "Читать раньше, чем ходить". Автор считает, что ничего сложного и опасного в том, чтобы научить двухлетнего ребенка читать, нет. А как вам методики из той же серии "Знать ноты (или печатать) раньше, чем ходить"? Тюленевцы уверенно называют электрическую пишущую машинку лучшим подарком малышу в возрасте 8–24 месяцев. И хотя методика зачастую приносит не пользу, а вред, книжки эти все равно продолжают издаваться и продаваться. Многие психологи убеждены, что большинство проблем в школе у детей возникает из-за слишком раннего обучения чтению. Если в 4 года малыш плохо различает буквы, у него еще не сформирована зрительная память, о каком чтении может идти речь? А папы с мамами, начитавшись спорных пособий, твердят: раз все буквы знает, значит, должен читать. В результате натаскивания ребенок начинает угадывать слова по первым буквам, и смысл текста искажается. Если угадывающее чтение сформировалось до школы, исправить его невероятно сложно или невозможно. Информация не усваивается, ребенок не успевает по всем предметам, потому что фундамент в виде понимания написанного на доске и в учебнике отсутствует. Или возьмем развивающую серию "Птицы" (издательство "Росмэн-Пресс"), где требуют, чтобы ребенок от 1 до 3 лет отличал ворону от клеста (кто, кроме орнитологов, знает, как он выглядит?) и альбатроса. По журналу "Школа семи гномов" (издательство "Мозаика-Синтез") ребенку в возрасте от 1 до 2 лет надо знать про моноцикл (!) и дипломат, про роликовые коньки и знак "пешеходный переход", отличать мольберт от этюдника. Еще одна книжка — "Здравствуй, пальчик" (издательский дом "Карапуз") — рассчитана на крох 2–4 лет. Родителям предлагается объяснять слова жестами. Но психологи уверены, что пальчиковые игры до 4 лет не принесут никакого результата!
"Родители верят создателям тестов для малышей, хотя настоящих тестов очень немного и пользоваться ими могут только специалисты, — уверена Марьяна Безруких. — Но мама упорно проверяет ребенка по заданиям непрофессионального издания и в результате убеждается, что ее отпрыск — полный дебил. Кстати, редкий родитель адекватно оценивает способности чада, обычно взрослые придерживаются крайностей — или гений, или идиот. И всегда стараются свалить вину на ребенка, не понимая, что они сами — полные профаны в проблемах детского развития. Жаль, что у нас сто телепередач про то, как сварить яйцо, но ни одной — как разговаривать с ребенком, хотя в Европе и США телециклы для родителей весьма популярны".
Алгоритм выживания
1. Не покупайте развивающую литературу в спешке, постарайтесь узнать как можно больше об авторе и его методике — в детском саду, через Интернет, журналы для родителей, знакомых педагогов и психологов.
2. Пометка на книжке "Одобрено (рекомендовано) Министерством образования РФ" дает хоть какую-то гарантию качества.
3. Хорошо изучите материал, прежде чем заниматься с ребенком. Если вы не понимаете задания, объяснить его тем более не сможете.
4. Развивать чадо нужно каждый день, а не ударно по 6 часов раз в неделю. Не принуждайте ребенка, а то он вообще откажется от занятий. Нет смысла приставать к малышу, когда он хочет есть, спать, болен или перевозбужден. (АиФ Москва). АиФ Москва

вопросы-ответы

Тема: Обучение или дреессура.

Здравствуйте, девочки!
Опишу ситуацию: я не фанатка (в полном понимании этого слова) раннего развития, просто, занимаюсь с ребёнком тем, что ей интересно. Последнее время ну оооочень полюбились нам голоса животных и малышка с огромным удовольствием называет кто и как разговаривает. Т.е, когда мы гуляем, я спрашиваю "Вон котик побежал, а как котик разговаривает?" ну и т.д. или когда книги смотрим. Малышка знает много голосов, называет правильно и , кажется., получает от этого удовольствие. А моя знакомая говорит, что я "дрессирую" ребёнка и что таким вещам надо учить в более старшем возрасте (нам год и 4)когда уже будет понимать. Может, я действительно, поступаю неправильно? Но по-моему, в любом обучении есть элемент дрессуры: как же можно понять, что барашек говорит "бе-е-еее" потому что , просто, так говорит, тем более, городскому ребёнку. И как это объяснять по-другому? Вправте мне мозги, пожалуйста...
4.9.2005 9:7:56, мама и Кристина

Ответы:

Имхо, дрессура предполагает наличие кнута и пряника, а когда в охотку ребенку занятия, то все замечательно. Просто не мечите бисер перед такими знакомыми:))
Удачи!
4.9.2005 15:30:42, irinad

Если дочке нравится - занимайтесь и не слушайте никаких знакомых. Дрессурой это называлось бы, если вы заставляли ребенка. Не обращайте внимания на знакомую и продолжайте заниматься. Тем более, что в этом возрасте ребенок уже должен знать, как "говорят" некоторые животные.
Я тоже не фанат раннего развития, но считаю, что если ребенку интересно, то со стороны родителей будет просто глупо ему об этом не рассказывать только потому, что ему еще рано.
4.9.2005 12:7:28, Ossa

а какое вам дело до знакомой? сколько знакомых, столько мнений :)
главное, что вам с дочкой нравится это занятие.
она ведь на самом деле слышала, как мяукает кот, лает собака?
можно в зоопарк сходить, может, там кто-нибудь каркнет или зарычит - ей понравится :)
моей дочке в вашем возрасте очень нравились озвученные презентации.
есть презентации с голосами зверей и птиц.
и я сама никогда не слышала, как квакают разные лягушки, например - оказалось очень интересно.
а если развивать этот интерес - расширять коллекцию звуков - то чудесные презентации музыкальных инструментов, мы до сих пор с удовольствием слушаем.
если хотите, я дам ссылки, но все это можно найти поиском в этой коференции.
4.9.2005 10:41:59, Маграт

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Раннее развитие"

Тема: Артикуляционная гимнастика

Посоветуйте, пожалуйста, пособия по артикуляционной гимнастике для занятий дома с трехлеткой. А то дочу посторонние люди плохо понимают.
А еще дочка как-то слова все очень тянет - с этим надо что-нибудь делать?
1.9.2005 12:56:30, Ната Ф.

Ответы:

мысленно вздрагиваю :) каждый раз, когда читаю такие просьбы.
Дело в том, что, ИМХО, сначала надо бы найти очень хорошего логопеда, проконсультироваться у нескольких разных логопедов, для верности.
А потом уж, после их рекомендаций, выполнять упражнения.
Упражнения ведь бывают очень и очень разные, и логопедические проблемки тоже разные.
Дело, конечно, родительское, никто не запретит, но можно так натренироваться, что потом расхлёбывать не пришлось бы.
просто для примера: я тоже накупила всяких и всяческих книжек, и Тру-ля-ля Карапузовскую, и ещё что-то, пыталась заниматься, к счастью, занятия не пошли у нас :), не получалось
В три с половиной, кажется, проконсультировалась - и что? оказывается, те самые упражнения, которые я так настойчиво пыталась с дочерью делать, для нас оказались страшно вредными! просто противопоказано было. Я этого не знала и знать не могла!! я не специалист!!! а то, что в книжках написано - .... не знаю, так , для общего какого-то случая.
И логопед, начав заниматься с дочкой, делала совершенно другие упражнения! на расслабление языка в определенных позициях, а не на тренировку, как я пыталась.
Сейчас дочь говорит почти чисто, чуть-чуть шипящие остались, но я ни за что не возьмусь больше никогда сама за логопедические упражнения!
удачи вам.
5.9.2005 13:13:56, Яркая Яхта

Журналы от "Карапуза", серия "Для самых-самых маленьких":
Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. "Тра-ля-ля для язычка"
Костыгина В.Н. "Тру-ля-ля"
------------
Е. Косинова "Уроки правильной речи", "Гимнастика для развития речи".
Это одна и та же книжка, просто издательства и названия разные.
1.9.2005 17:2:40, Надежда Григорьевна

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Дошкольное образование"

Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!

(C) 7я.ру, компания АЛП.
Ждем Ваших отзывов, новостей и ссылок на early7ya@alp.ru.
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.early
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное