Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Обучение и раннее развитие

  Все выпуски  

Обучение и раннее развитие


Информационный Канал Subscribe.Ru

Обучение и раннее развитие
Выпуск №38

27 октября 2004 г.
Статьи
Осенние задания для маленькой компании (часть 2)
Черемисова Ольга
Зарисовки об осени, детской психологии и педагогике. Описание одного домашнего праздника. Из опыта небольшого коллектива родителей, увлеченных идеями развития и воспитания детей. ...И вот уже мягкий желтоватый свет заполняет комнату, подчеркивая резные гирлянды и букеты.
почитать
 
Осенние задания для маленькой компании (часть 1)
Черемисова Ольга
Еще один янтарный лист описывает изящный виток и вплетается в резное кружево осеннего покрова. Гирлянды тончайших серебристых нитей пронизывают теплый спокойный воздух. Словно струны, застывшие в ожидании прикосновения.
почитать
 
Книжка с картинками своими руками
Михайлова Ирина
Мой сынуля (1 год 4 мес.) вот уже несколько месяцев сильно интересуется книжками: обожает рассматривать картинки, показывает знакомые предметы, зверюшек, родные лица на фотографиях. Комментирует в меру возможностей. Несмотря на то, что ребёнок очень подвижный, обожает беготню и буйные игры, стоит позвать: "Тимоша, иди картинки смотреть!" - сразу с радостным криком "Кати!" (картинки) лезет на диван.
почитать
 
Новости 7и

Новая 7ейная рассылка
В новой рассылке "Домашнее хозяйство" - статьи о рациональном ведении хозяйства, советы по выбору бытовой техники и мебели, рекомендации по обустройству и ремонту, а также рецепты изысканных блюд.


Конкурсы

Викторина от "Гастронома"
Викторина от ГастрономаПриглашаем принять участие в викторине от "Гастронома". Пять человек из числа правильно ответивших на все вопросы получат приз - полугодовую подписку на журнал - "Школа Гастронома".

Спортивная викторина
Спортивная викторинаПоздравляем победителей спортивной викторины, которые получают пригласительные билеты на детскую интерактивную выставку "Спортлэнд".

Фотоконкурс "А мне творить охота!"
А мне творить охотаПриглашаем принять участие в голосовании фотоконкурса "А мне творить охота!". Победителям - призы от спонсора фотоконкурса - анимационного сериала Смешарики.

Информационная поддержка

Cтрана веселых игр "Спортлэнд"
Cтрана веселых игр СпортлэндПриглашаем вас на Детскую интерактивную выставку Спортлэнд, которая пройдет 3-7 ноября 2004 года в 20 павильоне ВВЦ. Все ее аттракционы, спортивные и игровые площадки будут предоставлены в распоряжение юных посетителей выставки.

Партер.ру рекомендует...
Партер.руПартер.ру приглашает детей и взрослых на новую программу "Звёздный сезон в Большом Цирке", а также на музыкальный спектакль "Трусохвостик" по пьесе С.Михалкова, идущий на сцене Театра "Модернъ".

Реклама
Дополнительное образование
Консультации

Консультации по психологии
На ваши вопросы отвечают специалисты психологической службы "Галактика души" Войтова Юлия Львовна и Анфилова Марина Вячеславовна (подробнее).

Консультации по профилактике пищевой аллергии у детей первого года жизни
На ваши вопросы отвечают сотрудники отделения питания здорового и больного ребенка доктора и кандидаты медицинских наук Научного Центра Здоровья Детей РАМН (подробнее).

Консультации по вопросам питания детей первых 2-х лет жизни
На ваши вопросы отвечает кандидат медицинских наук, врач-педиатр - врач-неонатолог Курмашева Наиля Адилевна (подробнее).

Рейтинг детских садов
N 2064
Россия, Москва, Юго-Западный округ, Новоясеневский проспект 22 корп 1
Период посещения: с 2000 по 2004 г.
Возраст ребёнка, когда он ходил в этот сад: 1 г и 3 мес по 5
Уточнения по поводу адреса: стал логопедическим
Оплата: 1500 тыс + жировка + родительский комитет
Количество групп и детей в группах: логопедических-10
В группах: устаревает и мало обновляется
Воспитатели: если добросовесные - то все впорядке и занятия и режим (были у старшей дочери в этом саду). Если не добросовесные - о соответственно - средней дочери не повезло как оказалось. Да и заведующая не слишком заботится о том кто к ней идет - я просто в шоке была (пришла в сад работать учитель младших классов по причине "В школе тяжело с детьми!" ну поработала год и ушла - зато у меня ребенок фамилии одногрупников выучил) Вот!..
Прочая информация: я просто хотела скорректировать свой предыдущий отзыв - все меняется и пока не в лучшую сторону. Сад стал логопедическим - детей поделили на более мелкие группы (логоп.) а остальных(не захотевших идти в логопедич. группы) собрали в одну разновозрастную. Денег стали брать в 2 р. больше, хотя все впринципе остается на прежнем уровне. Текучка с воспитателями, во всяком случае у нас в группе - за полтора года ушло 3 воспитателя. Ну вообщем-то мы тоже ушли и теперь сидим дома - готовимся к школе.
Перейти в рейтинг
 
Истории с детьми
AnaiS
В субботу вечером идет концерт Фабрики с итальянцами...звучат до боли знакомые в детстве мелодии давних лет...я укладываю ребенка спать и пою сама себе: "Come vorrei, come vorrei, amore mio..." Савелий:
- не vorrei, не amore, не mio..
- Савеленька ну это язык такой..называется итальянский...(привожу несколько фраз на итальянском)..видишь - ничего не понятно..
Савелий смотрит на меня с умным видом и слушает меня несет по полной программе (я -то думаю, что он все понимает) вот, говорю, есть такая страна - Италия..там тоже живут детки и говорят на этом языке..на итальянском...вот, например, я говорю тебе "спокойной ночи", а итальянская мама говорит своему ребенку "Buona notte" понимаешь?
Савелий долго смотрит на меня а потом говорит:
- Мама, высуни язык!
- Зачем?
- Высуни, мама (при этом сам высовывает свой язык)
Ну и я высунула. Он так внимательно на него посмотрел, а потом вздохнул:
- Нет... не итальянский...

еще почитать истории...
отправить свою
 
Реклама
Дополнительное образование
Наши рассылки
Ждем ребенка
Все о детях
Обучение и раннее развитие
Образование и карьера
Семейные отношения
Семейный отдых
Домашнее хозяйство

 

Сегодня в выпуске

  • статья "Грамотный малыш";
  • новости;
  • вопросы-ответы.
статья

Грамотный малыш

Мы продолжает знакомить читателей с наиболее популярными в настоящее время педагогическими системами. В этом номере мы предоставляем слово Николаю Александровичу Зайцеву, автору пособий по обучению чтению, математике, каллиграфии, русской грамматике, английскому языку; ведущему специалисту НОУДО "Методики Н.Зайцева".

Дети, в отличие от взрослых, постоянно чему-нибудь учатся: ложкой кушать, а не руками; одеваться - раздеваться; зубы чистить, мыться; через скакалку прыгать, на коньках, велосипеде кататься; марки машин различать; рисовать, петь, танцевать... Вот уже и телефоном пользуются, включают - переключают телевизор, видеомагнитофон. Да еще уверены (спросите), что сами всему научились.

Среди прочих дел к четырем-пяти годам не только можно, но и нужно - для скачка в умственном развитии - освоить чтение, сложение-вычитание в пределах ста хотя бы, письмо печатными буквами. Учиться этому даже проще, чем продеванию шнурков в дырочки и завязыванию их бантиком. И намного интереснее.

Начните с "Кубиков Зайцева". Что это такое? Комплект из шестидесяти кубиков с одной или двумя буквами на гранях, пяти листов таблиц, аудиозаписи и "Учебника для родителей, воспитателей, учителей". Занятия можно проводить дома, в группе, классе - одного комплекта достаточно.

Буквы на кубиках и в таблицах такого размера, что хорошо видны и с десяти метров, - важно, чтобы с самого начала дети не испытывали никаких напряжений зрения. Таблицы располагаются на стене, нижний их край на высоте 165-170 см от пола, - во избежание нарушений осанки нужно почаще работать стоя, с поднятой головой. Под таблицами полка в три доски, чтобы на ней слова из кубиков составлять.

Кубики различаются по цвету ("золотые", "железные", "деревянные", белые с зелеными знаками препинания), объему (большие, маленькие, двойные), весу (заполняются железками и деревяшками, имеющимися в комплекте), по звучанию наполнителя, раздающемуся при их встряхивании. Цель - обеспечить непроизвольное, быстрое, надежное запоминание.

Письмо указкой по клеточкам таблиц подключает еще и "память тела": сверху, снизу, слева, посредине или справа нужные буквы расположены? Разыскивая книги на полках, мы не только их цвет, толщину, высоту припоминаем, но и местоположение: ноги сами куда нужно переступают, рука тянется, голова поворачивается. И только в последнюю секунду фокусируется взгляд.

В аудиозаписи столбики и строчки таблиц, алфавит под аккомпанемент баяна и балалайки распеваются на 35 популярных, в основном народных, мелодий. Ритмичное проговаривание, а еще лучше пропевание с музыкальным сопровождением - мощное средство воздействия на память.

Кому не известна проблема "буквы знает, а читать не может"?

Дело тут вот в чем: слова, произнесенные по буквам, не опознаются ребенком. Неужели "эм-а-эм-а" - это мама, а пэ-а-пэ-а - папа? А что такое "ка-у-ка-эль-а"? "Тэ-ё-тэ-я" больше на "тойоту" похожи, нежели на тетю. И можно ли догадаться, что "дэ-я-дэ-я эс-тэ-ё-пэ-а" - это дядя Степа?

По слогам тоже читать непросто. В них от одной до десяти букв бывает:

  1. я, и, а;
  2. ты, он;
  3. кто, кот, ёрш;
  4. Орск, Ейск, горб, гриб, сплю, мгла, жгли;
  5. Эрнст, жесть, Курск, столб, взрыв, Псков, встре-ча;
  6. чувств, Бердск, власть, Брянск, вдрызг, сплюнь, встреч, взгляд, Гжатск, Мкртчя-ну;
  7. свойств, Гданьск, всплеск, встрянь, льстясь, всласть;
  8. вскользь, у-стройств, про-странств, Пфельдрт (советский ученый);
  9. взльстясь, ра-сстройств;
  10. дже-нтльменств. Мог бы и городок Пфельдртск из десяти букв с одной гласной возникнуть, если б упомянутый ученый больше прославился.

К слогам ребята с трудом привыкают. Её свойств - в первом слове два слога, во втором только один. Даже ученые не знают, как лучше слова на слоги делить: кош-ка или ко-шка? се-стра, сес-тра, сест-ра? ра-сстройств, рас-стройств, расс-тройств, расст-ройств? Точно известно только одно: сколько в слове гласных, столько и слогов. Между гласными, однако, бывают промежутки из шести-восьми, а то и десяти согласных: Мо-нстр вздр-огнул: появились Э-рнст с Мкртч-яном.

На кубиках и в таблицах не слоги, а склады.

Ма-ма, па-па, ку-к-ла, тё-тя, дя-дя С-тё-па, прочитанные по складам, сразу узнаются ребенком. Еще бы: это обозначенные буквами давно знакомые кусочки родной речи - миллион раз слышал и сам произносил. Акустические и произносительные единицы, научным языком говоря. Все слова из них составляются. Говорить дети начинают складами: ма (мама), па (папа), бу (бабуля), де (дедушка), дя (дядя), ба (собака), ко (кошка). Не умея еще произнести слово целиком, ребенок выделяет самую отчетливую его часть. Потом начинает присоединять безударные склады, здесь ошибок больше бывает, пропуски: бауска - бабушка, кука - кукла, Юня - Юля, бупа - буква. Дети постарше переставляют в слове опять же склады, а не слоги, буквы или фонемы: кашалатка - шоколадка, альписин - апельсин, сакараношка - сороконожка.

Обучение чтению по складам Л. Н. Толстой называл "народным" способом, по которому "...ученики выучиваются грамоте гораздо скорее, чем по всякому другому: способный ученик в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неспособный - не более как в 10 уроков". Еще 130 лет назад это было обычной практикой в организованных Львом Николаевичем школах и широко распространилось по России.

"Кубики Зайцева" - усовершенствованный способ обучения по складам. Автор "просеял" их, оставив только однобуквенные и двубуквенные, покрасил, на кубиках разместил, в таблицы свел. Буква Л, к примеру, и её сочетания с гласными и мягким знаком расположены на двух кубиках, большом и маленьком: ЛУ-ЛО-ЛА-ЛЭ-ЛЫ-Л, лю-лЁ-ля-лЕ-ли-ль. В таблицах эти блоки находятся рядом, легко соотносятся по сходству и различию друг с другом и себе подобными. Порядок расположения складов в таблице не случаен и имеет фонетические и дидактические обоснования, подробно изложенные в "Учебнике".

В нем же описаны десятки игровых видов работы.

Как тебя зовут? - КА-тя. Всего два кубика. Перевернем их, переставим. Куда спряталось твое имя? Давай еще раз напишем. Вот оно: КАтя. Опять перепутали, переставили. Можешь имя сложить? Нет, это тю-КА. Ты Тюка, а не Катя. Двухлетняя девочка смеется. А может выйти тиКА, КОтя, КЫть ("Ужас то какой!"), тьКА, КУть, тёК - 72 комбинации из двух кубиков.

Уже играем. И осваиваем склады. Запомнить, какой кубик сначала, какой потом, где верх, где низ букв, запечатлеть свои кубики, а на них свои склады, учиться составлять и прочитывать слово слева направо не так-то просто. Но и не так трудно рядом со взрослым. После двух-трех непродолжительных, веселых занятий Катя научится составлять свое имя, находить свои квадратики в таблице, выискивать свои кубики в общей их массе. Из трех кубиков возможны 1296 комбинаций, а малышу нужно запомнить только одну: СвеТА. А из четырех? - 11140 вариантов, составь-ка АРтёМ. И малыши справляются!

При работе с группой имена ребят будем писать по клеточкам таблицы. Техника такова:

  1. Ребенок получает длинную, не менее полутора метров, указку (чтобы отстраняться от таблиц, н близоручиться, охватывать взглядом как можно больше складов).
  2. Учитель охватывает ладонью ручку ребенка, держащую указку; другую руку кладет на его плечо (чтобы малыш чувствовал: он защищен, его любят).
  3. Стоя за спиной ребенка, учитель произносит и указывает склады, составляющие слово (ребенок пишет почти что сам; ноги переступают влево-вправо, рука передвигается в тех же направлениях да еще вверх-вниз).

При такой работе вся группа широкими движениями глаз отслеживает передвижения указки, приучаясь все дольше и дольше удерживать внимание на ее кончике.

"Как маму зовут?", "Чего бы вы хотели покушать?", "Какое слово тебе написать?", "Каких животных вы знаете?" - пишем десятки, сотни слов. Если сделать паузу после 0-бе-зь-я-, ребята от нетерпения дружно выкрикнут: НА! Преподаватель покажет, все увидят и, скорей всего, это НА сразу же запомнят.

Четырехлетки на третьем-четвертом занятии, шестилетки на первом-втором сами уже кубики разыскивают. Вот игра "Живое слово" из "Учебника":

Кубики (без "бело-зеленых" со знаками препинания) распределяются в равных количествах и произвольном порядке на пять площадок. На пять команд делятся и дети. У учителя кубик со значком ударения. "ЗА, иди сюда!" Выбегает ребенок с нужным кубиком и ставит ЗА на полку, "й, иди сюда!" Справа от ЗА приставляется кубик й. "чи, иди сюда!" На полке растет хорошо всем видное слово, "ки, иди сюда!" Написали. Учитель ставит на ЗА кубик со значком ударения. "Что получилось (Кто это)?" - "Зайчики!" - дружно, громко отвечает группа. "Забирайте свои кубики, возвращайтесь на свои места".

Написав 4-5 слов, предложенных преподавателем, ребята меняются площадками и делают переход, как в волейболе. Каждая группа должна пройти через все площадки, поработать со всеми кубиками. Игра протекает быстро, живо, ребята никому не дают зазеваться, некоторые от нетерпения даже к соседям бегают, нужный кубик показывают: "Что вы спите, вот он!"

С детсадовской группой или первым классом при некоторой тренировке за полчаса слов сто написать можно. Ни принуждения, ни согбенных поз, ни напряжений зрения, ни гиподинамии.

Если теперь загадать загадку и, убедившись, что никто ее отгадать не может, выложить отгадку из кубиков, ребята ее непременно прочитают.

Использование картинок с надписями в работе с детьми, начинающими читать, - давно известный прием. Наша добавка к нему - разбивка слова на склады, выделение ударного, запись слова на лицевой и оборотной сторонах карточки. Многолетний опыт работы с такими картинками показывает: ребята быстрее привыкают охватывать глазами слово целиком, мгновенно проводить его анализ и осуществлять по сумме признаков синтез, выражающийся в прочитывании слова без обычных для начального чтения сомнений, запинаний, спотыканий. Полученные навыки успешно используются при встрече с новыми, незнакомыми словами.

В пособиях "240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию", "Что вокруг меня растет?", "Кто вокруг меня живет?", "Продуктовый магазин", "Детский мир" (промтоварный магазин) полтысячи картинок размером 125х125мм. Буквы на них, конечно, меньше, чем на кубиках и в таблицах, недостаточно велики, чтобы не напрягать зрения.

Чуть не все мальчики бредят машинами, хотят стать водителями, гонщиками. Для таких у нас есть "Дорожные знаки". Абсолютно все! - 240 карточек, знаки с одной стороны, их объяснение с другой. Да еще восемь таблиц, в которых они собраны по группам.

В руководствах к пособиям описаны десятки игр, многие из которых основаны на быстром узнавании и прочитывании надписей с оборотной стороны карточек (там, где нет картинок).

Ребенок, начавший читать, уже не остановится, непременно будет тренироваться: вывески прочитывать, названия газет, журналов, книг, афиши, в книжки с крупным шрифтом начнет заглядывать. Наш альбом "Любимые картины" обязательно ему понравится. Картины (есть что поразглядывать) и надписи крупным шрифтом, зеленым с черным, как во всех наших пособиях: Алексей Венецианов. Спящий пастушок (1824). Орест Кипренский. Портрет Александра Пушкина (1827). Карл Брюллов. Последний день Помпеи (1833). Иван Шишкин. Дубовая роща (1887) и т. д.

Осилив впервые текст из нескольких строчек, ребенок готов по 20-30 раз вслух его перечитывать: закрепляет навыки плавного, быстрого чтения. В "Читай и пой" (Н. Зайцев и Г. Струве) более двух десятков песен - от восьми строчек до двадцати четырех. В пособии "Рисую. Читаю. Пишу" 300 загадок и 100 скороговорок. "Жил-был у бабушки серенький козлик" под аудиозапись распевать или загадки, скороговорки многократно прочитывать, конечно, интереснее, чем тексты из букваря: "У мамы Рома. Рома мал. Мама умыла Рому. Рома мил", "Саня мала и умна. У Сани мыло. Саня сама мыла руки и нос", "Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо. Ос-ос-ос - на поляне много ос", "У папы пила. Папа пилил. Он делал полку. Сын помогал папе. Папа и сын работали" ("Грамота. Учебник для 1 класса", 2003г., уроки 59-87). Еще раз заметим: буквы во всех наших пособиях гораздо крупнее, чем в любых пособиях и учебниках; выделение ударных складов черным цветом также помогает правильному прочитыванию слов (Папа копает лопатой, а не копает лопатой).

Пособия по математике ("Тысяча+", "Миллион+", "Орнамент" и др.) позволяют пятилеткам превосходить требования, предъявляемые к нынешним второклассникам, а то и третьеклассникам.

Все начинается с числовой ленты, размещаемой на стене. Четырехлетки, а то и трехлетки, за 2-3 занятия выучиваются по ленте считать до ста и обратно, находить на ней любое (по заказу взрослых) число. Услышав, увидев, показав 37, к примеру, ребенок захватывает взглядом и непроизвольно запечатлевает в сознании вот что:

  1. количество обозначаемых этим числом предметов (кружочков столько же, сколько и квадратиков);
  2. цифровую запись числа;
  3. его состав: 3 десятка, 7 единиц; 7 составляется из трех и четырех кружочков, пяти и двух квадратиков; до десятка наверху недостает трех кружочков, внизу - трех квадратиков;
  4. цвет цифр тоже нельзя не заметить. Чёрные числа на ленте - чё - чётные, нечёрные (оранжевые) - нечё - нечётные.

Сами собою снимаются вопросы: какое число больше, какое меньше (слева - меньше, справа - больше), на сколько больше, на сколько меньше (сосчитай клеточки от одного числа до другого и узнаешь) и проч. Путем присчета (вправо) и отсчета (влево) будем складывать и вычитать любые числа в пределах ста, через некоторое время научимся делать это в уме (4-5 лет), выйдем за сотню и перейдем к действиям с большими числами (5-6 лет), освоим их запись, с удовольствием выучим таблицу умножения - за числовой лентой следуют другие таблицы, карточки, математические кубики.

В шкатулке игры "Орнамент" 240 фигурок двенадцати цветов и тридцати разновидностей. Половина - "рамки", другая - "вкладыши". Из них можно составлять узоры, строить двадцатиэтажные башни, делать подвески и гирлянды, использовать в качестве шаблонов для обводок с последующим заштриховыванием или раскраской контуров. Попутно дети легко воспримут названия пятнадцати плоских геометрических фигур. Одного комплекта (как и со всеми нашими пособиями) достаточно для работы дома, в группе, классе.

Методики Н.Зайцева известны родителям, воспитателям, учителям с 1989 года. Обобщение опыта работы вот о чем говорит:

  • Многие родители способны обучать детей сами. У особенно нетерпеливых складывают слова из кубиков и начинают читать, считать даже двухлетки.
  • Дети, знакомые с "Кубиками", быстрее выходят в речь, чище берут звуки.
  • Дошкольники четырех-пяти лет, два раза в неделю по часу-полтора обучающиеся в группах, начинают читать и считать в пределах ста через 10-12 занятий.
  • Дети с отклонениями в развитии успешно реабилитируются.
  • Первоклассники начинают читать, складывать и вычитать в пределах ста в первую неделю.
  • Зрение и осанка не только сохраняются, но даже улучшаются (имеются заключения серьезных ученых), резко снижается число проблем, связанных с гиподинамией.

Мы приводим сокращенный вариант статьи. С полным текстом вы можете ознакомиться в журнальном варианте публикации.

Николай Александрович Зайцев
автор пособий по обучению чтению, математике, каллиграфии, русской грамматике, английскому языку;
ведущй специалист НОУДО "Методики Н.Зайцева"
Статья из октябрьского номера журнала
Мама и Малыш
http://www.7ya.ru/pub/lingvo/literacy.asp
Оцените статью
 Полезность
 Интересность

Пожалуйста, оцените эту статью.
Ваше мнение очень важно: оценка, данная Вами, влияет на рейтинг статьи.
Рейтинг помогает читателям ориентироваться в огромном количестве материалов сайта.

новости

22.10.2004 Великий Новогод. Эксперимент над начальной школой заканчивается
В Региональном центре развития образования состоялось зональное совещание, посвященное заключительному этапу эксперимента в начальной школе. В нем приняли участие учителя и руководители школ, принявшие участие в эксперименте.
Эксперимент в начальной школе начался в нашей области в 2001-ом году. Его участниками стали восемьсот учеников и сто пятьдесят учителей. Дети, чьи родители согласились на участие в эксперименте, стали учиться по одной из четырех образовательных программ, а со 2-го класса изучать английский язык и информатику. Сами же управленцы от образования считают: как бы не была хороша каждая из программ, в конечном итоге все зависит от учителя. То же самое можно сказать и об еще одной составляющей эксперимента: обучении без отметок. Нынче ученикам начальных классов не ставят двоек и пятерок, чтобы понять, изменится ли у них мотивация к учебе. Что же тут мудрствовать: будет учитель поощрять малышей на уроках, будет и интерес к наукам. А уж пятерками или просто добрым словом – не так важно.
Окончательные итоги эксперимента Министерство образования подведет после окончания этого учебного года. Но уже сейчас можно сказать, что в Новгородской области ученики начальных классов для своего уровня неплохо знают русский язык, математику и хорошо читают. А вот навыки самостоятельной работы нужно развивать, так же как и способности использовать свои знания в нестандартной ситуации.
Впрочем, последнее слово о том, каковы будут результаты эксперимента, не за Министерством, а за самой школой, считают его участники.
По итогам эксперимента Министерство образования опубликует и разошлет в регионы методические рекомендации. И тогда будет понятно, что из эксперимента прочно войдет в образовательный процесс начальной школы, а что останется "за бортом". (Новгородская государственная телевизионная и радиовещательная компания). Новгородская государственная телевизионная и радиовещательная компания

14.10.2004 Талант живет в каждом
Известно, что в ходе интеллектуального развития человека количество клеток коры головного мозга (20 млрд.) практически не увеличивается по сравнению с тем, каким оно было при рождении. Это означает, что формирование способностей к интеллектуальной деятельности происходит на фоне не количественных, а качественных изменений мозга - повышения активности его функционирования и усложнение структуры под воздействием внутренних биологических и внешних обучающих факторов.
Если перевести все вышесказанное на простой и понятный язык, то становится ясно, что гениальность и талантливость человека совсем не зависят от врожденных качеств. Одаренность формирует окружающая среда. Недавно ученые пришли к выводу, что пагубное влияние наследственности сильно преувеличено - она влияет на умственные способности гораздо меньше, чем обучающая среда. Иными словами, при правильном подходе из любого ребенка можно вырастить талант. Но! – есть ряд ограничений.
Базу будущего дара надо успеть сформировать до 3-х лет, поскольку именно в это время клетки мозга имеют наибольшую способность к образованию новых связей (к трем годам мозговая структура уже сформируется на 90%). Стимулировать этот процесс, лучше начиная с периода внутриутробного развития...
Родители буквально сходят с ума, приписывая новорожденному то одни, то другие выдающиеся способности. Однако прагматичные ученые доказали, что у новорожденного функционирует лишь 20% мозговых клеток, следовательно, его талант беспомощен, как и он сам. Но не безнадежен: любое действие, которому обучается ребенок, вовлекает в активную работу новые мозговые клетки и талант поднимает голову.
Сегодня в мире сложилась парадоксальная ситуация: здоровые дети впоследствии оказываются значительно менее развитыми, чем детишки, имевшие осложнения при рождении и проблемы со здоровьем в дальнейшем. Оно и понятно, за малышами группы риска наблюдение и уход были более пристальными. Развитием же детей, не имевших ранних проблем, никто всерьез не обеспокоен, в связи с чем потенциальные возможности возраста не раскрываются. Самой важной задачей раннего обучения является развитие основных психических функций - внимания, памяти, воображения, логического мышления. Наряду с интеллектуальными навыками в дотрехлетний период у ребенка интенсивно формируются основные личностные характеристики: дисциплинированность, искренность, прилежание, коммуникабельность, осторожность, смелость, аккуратность, чистоплотность и многие другие.
Не случайно, современные психологические тесты для годовалых детей уже включают социальные аспекты. И помимо широко известного коэффициента интеллекта IQ отражают и эмоциональный коэффициент – EQ, без которого даже высокий IQ, увы, не гарантия преуспевания в будущем. Единственный шанс подправить показатели EQ – научить ребенка взаимодействовать с другими членами социума. Кстати, в социуме могут найти выход и запрещенные в семье импульсы (побегать, покричать, покусаться, подраться). Иначе они выльются в психоэмоциональное напряжение, взрыв которого не возьмется предугадать никто.
Психологи утверждают, формирование таланта завершается к 13 годам; до этого срока родителям и педагогам нужно проделать титаническую работу. Не давя на ребенка, не насилуя его сознание, следить, чтобы ребенок постоянно и, что немало важно, свободно развивался.
Особняком в этом процессе стоят вундеркинды. Их талант как комета: загорается и гаснет мгновенно. Мир рукоплещет гениям, в 6 лет поступающим в университеты, сочиняющим гениальную музыку, легко складывающим в уме баснословные числа. Объясняются их уникальные способности довольно просто: у таких детей гипертрофированно развивается специализированная память. Этот перегруз тормозит развитие чувств, формирование души уже на ранней стадии не соответствует норме. Увы, талант вундеркинда – однодневка. Уже через 2-3 года сверстники начинают его обгонять.
Талант - материя тонкая, помимо опыта, навыков и знаний, включающая в себя и желание переделать мир, привнести в него что-то свое. Такое желание не появляется мгновенно, а растет постепенно, выжидая своего часа. Порой такой час так и не наступает. Ежедневные хлопоты, суета и безумный ритм отнимают слишком много энергии. Механизм таланта не включается, если организм истощен. Такое состояние может длиться годами. Вот почему большинству из нас приходится разводить руками и констатировать, что талант потерян. Но это совсем не значит, что его нельзя вернуть.
Но что делать, если задача на первый взгляд "не по силам"? Отказаться! Возможно. Но для начала стоит собрать волю в кулак и действовать. Однако, если и в этом случае "вершина не взята", то лучше отойти в сторону, иначе дискомфорт и недовольство собой окончательно уничтожат талант.
Итак, если человек самостоятелен, самодостаточен и готов к поиску нового решения, то он уже талантлив. (МиК). МиК

13.10.2004 Чувствовать, познавать, творить
Подход к воспитанию меняется от эпохи к эпохе - формула Демокрита не изменится никогда. Даже самая новая методика не гарантирует вам успех. Единственное, что более или менее ясно, - начинать "борьбу" надо как можно раньше. Итак, дошкольное образование. Посмотрим, что предлагают сегодня наши многочисленные детские сады.
Во-первых, весьма популярная система итальянского педагога Марии Монтессори, которая всегда относилась к ребенку как к уникальной личности со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея ее метода заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию. Ребенок сам учит себя. Сам устанавливает программу обучения, сам выбирает пособия и приспособления. Задачей же воспитателя является помощь ребенку в организации его деятельности, поиске собственного пути, реализации творческого потенциала. "Помоги мне сделать это самому" - основной девиз педагогики Монтессори.
Для всех групп (обычно это дети от 3 до 6 лет) вырабатываются правила работы, и малыши сами решают, чем они хотят заниматься. Обычно занятия проходят полтора часа и направлены на развитие всех органов чувств. Для этого используется различный сенсорный материал. Например, шершавые буквы или особые шумящие коробки. Именно такие оригинальные пособия дают возможность узнать обо всех необходимых свойствах предметов - о величине, объеме, форме, цвете и весе. Очень важно, что особый акцент делается на умение работать в коллективе.
Основные правила, по которым здесь учатся, - "Хочешь работать вместе - договорись об этом" и "Когда трудно - просят о помощи и благодарят". И с этим не поспоришь, поскольку они уместны для любого возраста. Еще одна европейская методика, получившая распространение у нас, - так называемая вальдорфская школа, созданная немецким педагогом Рудольфом Штайнером. Обычно группа "вальдорфского" детского сада включает детей разного возраста, что позволяет ребенку пройти в коллективе все возрастные роли. Педагоги строго соблюдают запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение малышей. Методика не торопит развивать малыша интеллектуально, а предлагает обучение ремеслам, занятия рисунком и игрой на народных музыкальных инструментах.
Вообще работа руками - один из принципов школы. Это может быть изготовление моделей или лепка, плетение корзин, рукоделие. Главное, чтобы материалы для творчества были натуральными. Дети в саду делают все, подражая воспитателю. Одна из основополагающих идей методики заключается в том, что учитель ничему специально не учит, а только помогает.
Также малыши занимаются музыкой, рисованием, рассказывают и слушают сказки. В программу включены и довольно необычные занятия по эвритмии. Дети исполняют что-то подобное танцу, который делает музыку "видимой" - каждый звук изображается каким-то движением.
Вальдорфская школа достаточно консервативна, воспитатели придерживаются принципов традиционной педагогики. Примечательно, что педагоги поддерживают родителей, которые держат своих детей подальше от телевизоров и компьютеров.
Существуют и такие системы, которые основаны на игровых мотивах, позволяющих легче понимать окружающий мир ("Радуга", "В пространстве игры"). Эти системы, как и европейские, ориентированы на личность ребенка. Педагоги проводят занятия в соответствии с желаниями и потребностями детей. Программы обеспечивают не только подготовку к школе, но и знакомят с национальными особенностями регионов, в которых дети живут.
В процессе игры дети учатся музыке и пению, рисуют и лепят народные игрушки, конструируют и занимаются родным и иностранными языками. Некоторые детские сады развивают программы индивидуального обучения. Самая популярная из них - "Дом радости" - направлена на раскрытие творческого потенциала ребенка.
Специалисты советуют родителям заниматься с детьми не только лепкой, но и строительством с помощью деревянного конструктора - как с материалами, влияющими на развитие самосознания, самостоятельности, ответственности. Все эти занятия помогают малышам отождествлять себя со взрослыми.
Если вы не хотите отдавать ребенка на целый день в чужие руки и у вас есть возможность самим заниматься его воспитанием, то не замыкайтесь в четырех стенах. Ребенок обязательно должен общаться со сверстниками. Во многих садах и клубах воспитатели играют с детьми в игры, формирующие доброжелательное отношение к сверстникам. Есть и методики, которые отвлекают интерес ребенка от себя самого и заставляют больше внимания обращать на других малышей, например, игра, где дети изображают животных и должны общаться без слов. Два-три раза в неделю стоит водить ребенка в кружки или школы раннего развития. Это помогает ребенку, особенно если он в семье один, почувствовать коллектив, научиться общаться с окружающими, не чувствуя себя единственным объектом внимания. (МН.ру). МН.ру

вопросы-ответы

Тема: Юный книголюб:( а как же физкультура?

Девочки! Я к вам за советом. Только не смейтесь, но меня тревожит деткина любовь к книгам... В 10 месяцев ребенка плотно "подсела" на книги, и до сих пор (год и месяц) ее интересуют только они. Просыпается и бежит за книжкой, "читает" до завтрака, во время каждой еды (без книги - байкот еде), перед и после прогулки, даже засыпает иногда с книжкой под мышкой. Сначала я радовалась, потому что у нас очень читающая семья, и книги в доме - в почёт. А сейчас меня беспокоит, что наша детка не хочет бегать, греметь кастрюлям на кухне, вырывать одежду из шкафа, катать коляску и так далее... Опасаюсь, что ее физическое развитие "западает". Вопрос такой - какие игрушки обязательно ДОЛЖНЫ быть у годовалого ребенка (может быть я ей предлагаю игрушки не по возрасту?), какие занятия могут составить конкуренцию "чтению"? И в смысле физического развития, что можно сделать с этой книголюбкой? Надеюсь, вы понимаете, что я пишу не для того, чтобы "похвастаться"... Или это надуманная проблема одной не в меру замороченной мамочкой? :)
З.Ы. "чтение" - это рассматривание картинок без конца и требование объяснить, "что это?".
26.10.2004 16:40:2, MamaLubavi

Ответы:

Увы, у меня кногилюб до сих пор такой (2,3) книжки, игры с карточками, пазлы и т.д. бегать не уговорить и не заставить. "Отрываемся" только в бассейне или на улице с соседскими первоклашками :-) Ну тип у нас такой.
Мне кажется в этом страшного нет ничего. Найдите несколько подвижных игр которые вышей детке по душе. Мы например в мяч не хотим играть - а в кегли пожалуйста, вот и побегали.
27.10.2004 10:56:24, Машуля

Возможно, это такой период. А может, просто нужен пример. Игрушки не важны - по возрасту или нет. Все эти "возрасты" очень условны, все очень индивидуально. У нас очень многое в ходу еще до года - мячики, обручи, многие элементы спорткомплекса. Но, правда, сын часто видит, как этим играет старшая сестра. А старшей сестре когда-то показывали мы с мужем. Правда, свои идеи по использованию разных предметов у них тоже были.
27.10.2004 10:1:17, Штуша

:) это период такой. потом будет период бегания, потом - рисования, потом - еще чего нибудь. А уйти от этого просто. Например, взять лото или мемори. Вроде и не книжка уже. физкультура - изображать вместе с ребенком животных, которых видит в книжке. Как кошка спинку выгибает, как аист ходит, как воробей крылышками машет. Гулять побольше.
26.10.2004 19:35:45, Маграт

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Раннее развитие"

Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!

(C) 7я.ру, компания АЛП.
Ждем Ваших отзывов, новостей и ссылок на early7ya@alp.ru.
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.early
Отписаться

В избранное