Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей


www.danilova.ru
Выпуск № 72 от 17 мая 2006 года 
 Сегодня в рассылке
  • Информация от администратора магазина!
  • Новинки магазина
  • Конструкторы SuperMag
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
  • Знакомимся с товарами магазина
  • Рубрика "Советуем!"
  • Новости партнеров
  • Наши конкурсы!
  • Поздравляем победителей!
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Урок третий. «Давай вместе!»"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы": "Двуязычие и общество"
  • Рубрика "Есть идея!"
  • Рубрика "Обмен опытом" - вопросы из форума
  • Рубрика "Ищем ровесников!"
  • Рубрика "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Стихи для детей"
 Новости сайта
 
 Новости магазина
 Знакомимся с товарами магазина

Общаться с ребенком. Как? 126.00 р.

Как построить нормальные отношения с ребенком? Как заставить его слушаться? Можно ли поправить отношения, если они совсем зашили в тупик? На эти и многие другие вопросы ответит автор предлагаемой вам книги.

Талантливый ученый и педагог, Юлия Гиппенрейтер, автор многочисленных статей, монографий и учебных пособий в различных областях психологии. Она сделала вывод, что родителей надо не столько просвещать, сколько обучать способам правильного общения с детьми, чему и посвящена эта книга.

Первая часть книги написана в форме уроков для взрослых и включает упражнения, вопросы и примеры. А во второй части изложена реальная история помощи "трудному подростку" с некоторыми комментариями автора книги. Живой пример всегда действует на родителей наиболее эффективно. Интерес вызывает не столько проблемы подросткового периода, сколько то, как с ролью воспитателя справилась бабушка, к которой был отправлен ребенок "на перевоспитание". Рассказ построен в виде писем, написанных бабушкой для матери ребенка.

Книга принесет огромную пользу в налаживании взаимоотношений между детьми и родителями. Мы рекомендуем ее в первую очередь родителям, у которых есть проблемы в общении с детьми.

Перейти в магазин

 Новости наших партнеров

Новая игра на сайте "Вагончик"
"Строитель" - игра развивает творческие способности ребёнка. В игре с помощью набора строительных элементов можно построить дома и обустроить территорию вокруг дома. Можно менять режимы день/ночь и лето/осень.

Новости Сайта НН-МАМА
Конкурс советов по развитию мелкой моторики "Маленькие пальчики". Победитель получит набор аудиокассет для занятий пальчиковой гимнастикой."

На сайте Страна ЛИМПОПО размещены новые статьи:
В путешествие с ребенком – на автомобиле и Меню ребенка по месяцам. 1 год. Читайте с удовольствием.

Здесь могут быть новости ваших сайтов

 Вопросы автору рассылки

Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).

Убедительная просьба! Не задавайте вопросы в письмах, отправляемых по почте! Писем очень много, они теряются. На форуме каждый вопрос на виду и никуда не потеряется.

Вы также можете предложить свою статью для публикации, прислав ее по адресу danilova_lena@rambler.ru

 Консультации
Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Новороссийске, Геленджике, Анапе, Краснодаре, Абинске и других городах Краснодарского края по предварительной записи.
 
 Наша рассылка

Работа рассылки: ваши предложения
Если у Вас есть какие-то вопросы или предложения по содержанию рассылки, то оставьте их здесь!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
   
 Информация от администратора магазина!

РАЗВИВАЛКИ.РУ снова удивляют мир!

Скажите, Вы хорошо умеете считать? Давайте проверим!

 

  • Сколько будет 1875-00 руб. (Радионяня) прибавить 64-00 руб. (Дети-''тюфяки'' и дети-''катастрофы'')? А вот и неправильно! Будет 1628-00 руб.!

  • А сколько будет 120-00 руб. (сборник Ти-ли-бом) прибавить 38-00 руб. (Пуговица)? Опять ошиблись! 116-00 руб.!

  • Ну а 1103-00 руб. (сборник ''Сказки-33'') прибавить 109-00 руб. (аудиоэнциклопедия)? 865-00 руб.!

    Итак, основной закон математики, действующий на территории РАЗВИВАЛОК.РУ: Сумма слагаемых всегда меньше одного из слагаемых. Вот и верь потом учителям в школе...

    Не верите? Заходите на сайт и кладите в свою авоську товары из раздела ''Сегодня по специальной цене'', вместе с ними покупайте еще что-нибудь и получайте все вместе по цене меньшей, чем Вы могли бы заплатить за каждый товар в отдельности!

    Наш сайт...
 Новинки магазина



Уроки на корточках

Мария Монтессори одна из первых сделала вывод о том, что дети не похожи на взрослых. Они - другие. Вот именно другие человеческие существа, живущие по своим собственным, часто неведомым нам законам и правилам.

Маленький тиран

Почему дети манипулируют родителями и как с этим справиться?

Общаться с ребенком. Как?

Снова у нас в продаже известная и очень популярная книга Юлии Гиппенрейтер! Родителей надо не столько просвещать, сколько обучать способам правильного общения с детьми, чему и посвящена эта книга. Мы рекомендуем ее в первую очередь родителям, у которых есть проблемы в общении с детьми.

PEKiP: игра и движение

100 развивающих игр для детей первого года жизни. В книге, иллюстрированной многочисленными фотографиями, представлены двигательные и сенсорные игры, которые способствуют гармоничному развитию младенца.

Игры и занятия с особым ребенком

Когда ему было немногим менее года, мы, обеспокоенные тем, что он слишком медленно развивается, обратились к педиатру. Вердикт был неутешительным: у сына задержка в развитии...

Смотрите все новинки на главной странице здесь...



 Конструкторы SuperMag



Снова в продаже - 25 моделей конструкторов SuperMag !

Поздравляем Вас с наступающим праздником 9 Мая и предлагаем сделать изумительный подарок Вашему малышу!

Конструкторы SuperMag занимают детей и взрослых, способствуют развитию мелкой моторики и успокаиванию потрепанных на работе нервов! Это не просто игрушка - конструктор позволяет собирать полезные вещи. Как приятно показать маме собранную вазу для фруктов, а назавтра переделать ее в светящийся подстаканник для папиной чашки кофе! И потом устроить воздушный бой или автомобильные гонки с младшим братиком!

Некоторые модели Вы можете найти в разделе ''Сегодня по специальной цене'', что поволит Вам сэкономить до 30-40%!

В продаже есть также светящиеся модели.

Смотрите здесь...



 Внимание! Наши конкурсы!
Конкурс творческих работ на тему «Моя любимая сказка»
На конкурс принимаются любые воплощения сказки: рисунки, поделки, фото спектаклей, куклы кукольного театра, всё, вплоть до рассказа о том, как вы играете с ребенком в сказку.
Голосование закончено.
Победители получают приз от нашего спонсора – компании «ИДДК» - аудиосказки на дисках.
 

Конкурс ''Познавательные презентации для детей' подходит, наконец, к завершению.

Об окончании конкурса обязательно почитайте здесь.

Голосование по номинациям:
1. ''Живая природа''
2. ''По странам и континентам''
3. ''Знакомимся с историей''
4. ''Люди и их деятельность''
5. ''Свободная тема''

Спонсор конкурса – ''РАЗВИВАЛКИ.RU''.
Призы от спонсора - познавательные аудиоэнциклопедии!

 



 Поздравляем победителей!
Печём куличи и красим яички!
Поздравляем SASH с победой!
Победитель конкурса получает приз от нашего спонсора – компании Love Plates.
 

 Рубрика: Статьи и полезные советы

Урок третий. «Давай вместе!»
Глава из книги Ю. Б. Гиппенрейтер "Общаться с ребенком. Как?"

На предыдущем уроке мы говорили о том, как важно оставлять ребенка в покое, если он хочет делать что-то сам и делает это с удовольствием (Правило 1).

Другое дело, если он натолкнулся на серьезную трудность, с которой он не может справиться. Тогда позиция невмешательства не годится, она может принести только вред.

Отец одиннадцатилетнего мальчика рассказывает: "Подарили мы Мише на день рождения конструктор. Он обрадовался, сразу стал его собирать. Было воскресенье, и я играл с младшей дочкой на ковре. Через пять минут слышу: "Пап, не получается, помоги". А я ему в ответ: "Ты что, маленький? Сам разбирайся". Миша погрустнел и скоро бросил конструктор. Так с тех пор к нему и не подходит".

Почему родители часто отвечают так, как ответил Мишин отец? Скорее всего, из лучших побуждений: они хотят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей.

Бывает, конечно, и другое: некогда, неинтересно, или родитель сам не знает, как надо. Все эти "педагогические соображения" и "уважительные причины" - главные препятствия на пути выполнения нашего Правила 2

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

Очень хорошо начать со слов: "Давай вместе". Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний и увлечений.

На первый взгляд может показаться, что Правила 1 и 2 противоречат друг другу. Однако, противоречие это кажущееся. Просто они относятся к разным ситуациям. В ситуациях, где применимо Правило 1, ребенок о помощи не просит и даже протестует, когда ее оказывают. Правило 2 используют, если ребенок либо прямо просит о помощи, либо жалуется, что у него "не выходит", "не получается", что он "не знает как", либо вообще оставляет начатое дело после первых неудач. Любое из этих проявлений - сигнал о том, что ему необходимо помочь.

Наше Правило 2 - не просто добрый совет. Оно опирается на психологический закон, открытый выдающимся психологом Львом Семеновичем Выготским. Он назвал его "зоной ближайшего развития ребенка". Глубоко убеждена, что каждый родитель должен непременно знать об этом законе. Расскажу о нем вкратце.

Известно, что в каждом возрасте для каждого ребенка существует ограниченный круг дел, с которыми он может справиться сам. За пределами этого круга - дела, доступные для него только при участии взрослого или же недоступные вообще.

Например, дошкольник уже может сам застегнуть пуговицы, вымыть руки, убрать игрушки, но он не может хорошо организовать свои дела в течение дня. Вот почему в семье дошкольника так часто звучат родительские слова "Пора", "Теперь мы будем", "Сначала поедим, а потом…"

Давайте нарисуем простую схему: один круг внутри другого. Маленький круг будет обозначать все дела, с которыми ребенок справляется сам, а зона между границами малого и большого круга - дела, которые ребенок делает только вместе со взрослым. За пределами большего круга окажутся задачи, которые сейчас не под силу ни ему одному, ни вместе со старшими.

Вот теперь можно объяснить, что открыл Л. С. Вы готский. Он показал, что по мере развития ребенка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым, а не тех, которые лежат за пределами наших кругов. Другими словами, завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой, и именно благодаря тому, что это было "с мамой". Зона дел вместе - это золотой запас ребенка, его потенциал на ближайшее будущее. Вот почему ее назвали зоной ближайшего развития. Представим себе, что у одного ребенка эта зона широкая, то есть родители с ним много занимаются, а у другого узкая, так как родители часто предоставляют его самому себе. Первый ребенок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.

Теперь, я надеюсь, вам станет более понятно, почему оставлять "из педагогических соображений" ребенка одного там, где ему трудно - грубая ошибка. Это значит не учитывать основной психологический закон развития!

Надо сказать, что дети хорошо чувствуют и знают, в чем они сейчас нуждаются. Как часто они просят: "Поиграй со мной", "Пойдем погуляем" "Давай повозимся", "Возьми меня с собой" "А можно я тоже буду…". И если у вас нет действительно серьезных причин для отказа или отсрочки, ответ пусть будет только один: "Да!".

А что бывает, когда родители регулярно отказывают? Приведу в качестве иллюстрации разговор в психологической консультации.

МАТЬ: У меня ребенок какой-то странный наверное, ненормальный. Недавно сидим мы с мужем на кухне, разговариваем, а он открывает дверь, и прямо на нес с палкой идет, и прямо бьет!
КОНСУЛЬТАНТ: А как вы с ним обычно проводите время?
МАТЬ: С ним-то? Да никак не провожу. А когда мне? Дома все кручусь по хозяйству. А он хвостом ходит: поиграй да поиграй со мной. А я ему: "Да отстань ты, сам играй, тебе что игрушек не хватает?"
КОНСУЛЬТАНТ: А муж ваш, он с ним играет?
МАТЬ: Что вы! Муж как придет с работы, так сразу на диван и телевизор смотрит…
КОНСУЛЬТАНТ: А ваш сын к нему подходит?
МАТЬ: Конечно, подходит, но он его прогоняет. "Не видишь, я устал, иди к матери!".

Так ли уж удивительно, что отчаявшийся мальчик перешел "к физическим методам воздействия"? Его агрессия - реакция на ненормальный стиль общения (точнее, не-общения) с ним родителей. Подобный стиль не только не способствует развитию ребенка, но порой становится причиной его серьезных эмоциональных проблем.

Теперь посмотрим на каком-нибудь конкретном примере, как применять Правило 2.

Известно, есть дети, которые не любят читать. Их родители справедливо огорчаются и пытаются любыми способами приучить ребенка к книге. Однако, часто ничего не получается.

Одни знакомые родители жаловались, что их сын совсем мало читает. Оба хотели, чтобы он вырос образованным и начитанным человеком. Они были очень занятые люди, поэтому ограничивались тем, что доставали "самые интересные" книги и выкладывали их сыну на стол. Правда, они еще напоминали, и даже требовали, чтобы тот сел читать. Однако мальчик равнодушно проходил мимо целых стоп приключенческих и фантастических романов и отправлялся на улицу играть с ребятами в футбол.

Есть более верный способ, который открыли и постоянно переоткрывают родители: читать вместе с ребенком. Во многих семьях читают вслух дошкольнику, еще не знакомому с буквами. Но некоторые родители продолжают это делать и потом, когда их сын или дочь уже ходят в школу, Сразу замечу, что на вопрос: "Как долго надо читать вместе с ребенком, уже научившимся складывать буквы в слова?" - однозначно ответить нельзя. Дело в том, что скорость автоматизации Чтения у всех детей разная (это связано с индивидуальными особенностями их головного мозга). Поэтому важно в трудный период освоения чтения помочь ребенку увлечься содержанием книги.

На родительских курсах одна мать поделилась тем, как ей удалось пробудить интерес к чтению у своего девятилетнего сына:

"Вова не очень любил книги, читал он медленно, ленился. А из-за того, что мало читал, не мог научиться читать быстро. Вот и получалось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Решила его заинтересовать. Стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Он забирался в кровать и ждал, когда я закончу свои домашние дела.
Читали - и оба увлекались: что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: "Мамочка, ну пожалуйста, ну еще одну страничку!". А мне самой интересно… Тогда договаривались твердо: еще пять минут - и все. Конечно, он ждал с нетерпением следующего вечера. А иногда и не дожидался, дочитывал рассказ до, конца сам, особенно если мало оставалось. И уже не я ему, а он мне говорил: "Прочти обязательно!" Я, конечно, старалась прочитать, чтобы вместе вечером новый рассказ начать. Так постепенно он начал брать книгу в руки, и теперь, бывает, его не оторвешь!".

Эта история - не только прекрасная иллюстрация того, как родитель создал зону ближайшего развития для своего ребенка и помог ее освоить. Он также убедительно показывает: когда родители ведут себя сообразно описанному закону, им легко сохранять дружеские благожелательные отношения с детьми.

Мы подошли к тому, чтобы записать Правило 2 целиком.

Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1. Возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.
2. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

Как видите, теперь Правило 2 объясняет, как именно помогать ребенку в трудном деле. Следующий пример хорошо иллюстрирует смысл дополнительных пунктов этого правила.

Многим из вас, наверное, доводилось учить ребенка кататься на двухколесном велосипеде. Обычно начинается с того, что ребенок садится в седло, теряет равновесие и норовит упасть вместе с велосипедом. Вам приходится, схватив одной рукой руль, другой седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все делаете вы сами: вы везете велосипед, а ребенок лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он начал сам выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку.

Еще через некоторое время оказывается, что вам можно оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая седло. Наконец, вы чувствуете, что можете временно отпустить седло, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, хотя готовы подхватить его снова в любую минуту. И вот настает момент, когда он уверенно едет сам!

Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, многое окажется похожим. Обычно дети активны, и они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы.

Если, играя с сыном в электрическую железную дорогу, отец вначале составляет рельсы и подключает к сети трансформатор, то через некоторое время мальчик стремится сделать все это сам, да еще укладывает рельсы каким-нибудь своим интересным способом.

Если мать раньше отрывала дочке кусок теста и давала ей сделать свой, "детский", пирожок, то теперь девочка хочет сама месить и разделывать тесто.

Стремление ребенка завоевывать все новые "территории" дел очень важно, и его следует охранять как зеницу ока.

Мы подошли, пожалуй, к самому тонкому моменту: как уберечь естественную активность ребенка? Как не забить, не заглушить ее?

БОКС 3-1

КАК ЭТО СЛУЧАЕТСЯ

Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел: не дают готовить, стирать и гладить, ходить в магазин. Среди учащихся 7-8-х классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше!

Этот результат показал, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Последующие упреки в адрес детей, что они "ленивы", "несознательны", "эгоистичны", столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти "лень", "несознательность", "эгоизм" мы, родители, не замечая того, порой сотворяем сами.

Оказывается, родителей подстерегает здесь двойная опасность.

Опасность первая - слишком рано переложить свою часть на ребенка. В нашем примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение может привести к тому, что у ребенка пропадет желание садиться на велосипед.

Вторая опасность - наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, так сказать, занудливое руководство, в совместном деле. И снова наш пример хорошо помогает увидеть эту ошибку.

Представьте себе: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий", неделю… Научится ли тот ездить самостоятельно? Едва ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого - непременно!

В следующих, уроках мы не раз вернемся к трудностям детей и родителей вокруг повседневных дел. А сейчас пора перейти к заданиям.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Задание первое.

Выберите для начала какое-нибудь дело, которое не очень хорошо получается у вашего ребенка. Предложите ему: "Давай вместе!" Посмотрите на его реакцию; если он проявит готовность, займитесь с ним вместе. Внимательно следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие ("отпустить руль"), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).
Задание второе.

Выберете пару новых дел, которые вы хотели бы, чтобы ребенок научился делать сам. Повторите ту же процедуру. Снова поздравьте с успехами его и себя.
Задание третье.

Обязательно в течение дня поиграйте, поболтайте, поговорите по душам с ребенком, чтобы время, проводимое вместе с вами, было для него положительно окрашено.

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЕЙ

ВОПРОС: Не избалую ли я ребенка этими постоянными занятиями вместе? Привыкнет все перекладывать на меня.

ОТВЕТ: Ваше беспокойство справедливо, в то же время от вас зависит, как много и как долго вы будете брать на себя его дела.

ВОПРОС: Что делать, если мне некогда заниматься с ребенком?

ОТВЕТ: Насколько я понимаю, у вас есть "более важные" дела. Стоит осознать, что порядок важности вы выбираете сами. В этом выборе вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил.

ВОПРОС: А если ребенок и сам не делает, и мою помощь не принимает?

ОТВЕТ: Похоже, что вы встретились с эмоциональными проблемами в ваших взаимоотношениях. О них мы начнем говорить на следующем уроке.


Читать дальше здесь
Скачать можно здесь

 Рубрика: Статьи и полезные советы

Двуязычие и общество

По материалам сайта http://www.bonne-int.com
Источник: «Дети и языки». М., 1998.
Автор: Е. Ю. Протасова

Страна, нация, народность, община, государство, школа, семья, культура - все эти понятия связаны с употреблением языка. Поскольку на свете больше одной страны, сотни государств и языков, множество семей, то комбинации языков в жизни людей встречаются самые разные. Политические, социально-экономические, духовные причины вынуждают людей менять свою жизнь, а вместе с ней - и язык. Иногда же, напротив, изучение языка приводит к изменению жизни.

Опыт мультикультурной и плюрилингвальной жизни становится повседневным, рядовым явлением. Благодаря этому развивается и теоретическая, и прикладная лингвистика, особенно те ее направления, которые связаны с использованием речи в повседневной жизни и с овладением языком.

Важность возрастного фактора в овладении вторым языком подчеркивалась регулярно, начиная с Международного конгресса МАПРЯЛ, Будапешт, 1986. Отмечалось: "В ходе естественного овладения языком, когда ребенок погружен в среду общения, а его языковые способности невероятно высоки, его душа раскрыта для овладения языком, в сравнительно короткое время происходит овладение языком через стихию речевой деятельности, охватывающей не просто большой объем текстов, но и многократное повторение элементов, что и обеспечивает процесс усвоения. С одной стороны, ухудшение способности овладения речевой деятельностью, происходящее ко времени обучения языку в школах разных уровней, а с другой стороны, развитие сознания учащегося ведут к необходимости и возможности отбора и упорядочения учебного материала" (Мустайоки, Павлова, Супрун 1990, с. 3). Все это подчеркивает важность решения вопросов преподавания второго языка детям.

Итак, разные типы социальных отношений (от государственно-политических до бытовых и внутрисемейных) накладывают свой отпечаток на процесс становления двуязычного индивида, и это важно для определения типа преподавания родного и второго языков. Социальное взаимодействие в мультилингвальной ситуации, по сравнению с монолингвальной, определяется еще и конфигурацией языков у коммуникантов, вступающих в общение, их установками по отношению к языкам друг друга, степенью взаимопонимания, особенностями внешних условий протекания коммуникации:

- какая языковая политика способствует формированию двуязычия в детском возрасте, в каких формах осуществляется языковое планирование на практике, какие типы учебных заведений способствуют становлению билингвизма;

- на какие аспекты взаимного влияния языков и культур на официальном и конкретно-практическом уровне следует обратить внимание при организации двуязычного воспитания дошкольников, какие проблемы поднимаются при изучении двуязычных индивидов, какие факторы оказывают влияние на взаимодействие и соотношение языков у человека;

- каким образом взаимодействуют общественное мнение, установки взрослых (родителей и педагогов) на воспитание, образование и развитие детей и уровень работы детского сада по формированию двуязычия;

- какие типы национально-русского двуязычия существуют, какими чертами характеризуется русский язык, на котором говорят те, для кого он не родной, как особенности бытования русского языка в контакте с другими языками сказываются на процессе двуязычного воспитания дошкольников;

- каковы особенности двуязычия у дошкольников;

- в чем проявляются особенности поведения билингвов в детском саду.

Двуязычие в детском возрасте

Большинство людей в мире владеют больше чем одним языком. Наш мир многоязычен и в зрительном, и в звуковом отношении. Идеальные двуязычные индивиды, существование которых казалось когда-то возможным Л.Блумфильду, на самом деле почти не встречаются. Фактически билингвы используют каждый из языков, которыми владеют, в различных социальных контекстах и не в состоянии использовать каждый из известных им языков во всех контекстах.

Когда-то У. Вайнрайх выдвинул ставшую знаменитой идею о том, что билингвизм может быть составным (compound), когда системы двух языков образуют нечто общее; координативным (coordinate), когда системы двух языков существуют относительно независимо; субординативным (subordinate), когда система второго языка постигается через систему первого (Вайнрайх 1979). Позже стали считать третий тип подвидом первого. В настоящее время это различение перестало быть актуальным, хотя оно может быть переосмыслено по разным основаниям: как отражающее тип изучения второго языка, как свидетельство о лингвистических различиях или как отражение варианта нейрофизиологической реализации.

Дискуссия о психолингвистических основах двуязычия, о необходимости дифференцировать разные степени владения языком, выявление закономерностей сочетания нескольких языков в говорящем индивиде принадлежит к числу тех научных споров, которые, вероятно, со временем будут приобретать все большую остроту. Сложность проблемы выражается, например, в обилии и неточности терминологии - первый/второй, основной/второстепенный, свой/чужой, домашний, семейный, родной, главный, доминирующий, наследственный/приобретенный, язык окружения, язык матери или отца. Кроме того, различают более сильный и более слабый языки, а желательным является сбалансированное двуязычие. Детский возраст всегда отделяется от общего контекста двуязычия. Первые исследования по двуязычию провели Ронжа и Леопольд (Ronjat 1926, Leopold 1939-1949), записавшие речь своих детей (французско-немецкое и немецко-английское двуязычие).

Ситуации, в которых дети овладевают двумя языками, весьма разнообразны. Больше всего описана ситуация, когда один из родителей говорит на одном языке, а другой - на другом. Считается, что раннее двуязычие, если соблюдается принцип "один язык - одно лицо", должно складываться внешне относительно благополучно, что на практике не всегда оказывается правдой. Но и эта ситуация не симметрична: поскольку обычно с ребенком чаще находится мама, чем папа, то язык матери, скорее всего, будет доминировать. Поэтому, в частности, на многих языках существует выражение "материнский язык", а не "родной язык" (англ. mother tongue, нем. Muttersprache, франц. langue maternelle). Этот термин вызывает множество споров. Например, если родина - это не то место, где родился; если это страна не отца, а матери и т.п. По-русски говорят, например, "родина-мать", но "отечество", по-немецки - Heimat (букв. "место дома") и Vaterland ("страна отца"). В некоторых семьях люди говорят на языке окружения, но чувствуют, что это не их родной язык, т.к. он не совпадает с их национальностью. Иногда ребенка воспитывают, в основном, бабушки, дедушки или няня, говорящие на другом языке, чем родители. Есть ситуации, в которых в семье одновременно звучит несколько языков. Из художественной литературы, во всяком случае, а может быть, и по личному опыту читателям должно быть известно, что многоязычные ситуации создаются иногда в семье специально: приглашают гувернантку, опэр, сами начинают говорить на известном иностранном языке с ребенком. Это, так сказать, то, что касается непосредственного, домашнего окружения. Но что происходит, когда дети выходят на улицу? Даже в одноязычной среде родители могут сказать ребенку: "Где это ты нахватался? Мы так не говорим," - или пожаловаться соседке: "Мы в семье этих слов не произносим, но вот в детском саду, наверно..." Виноватыми оказываются помощник воспитателя, воспитательница, мальчишки со двора, товарищи по группе. Их язык вторгается в речь ребенка и меняет ее облик. Это может касаться употребления отдельных слов, интонации, непривычных ударений, а может - и всей речевой окраски.

Заимствуются, например, способы выразить восхищение, соврать, поворачиваться к собеседнику во время разговора, грубо ответить, положительно или отрицательно что-то оценить, резко оборвать того, с кем разговариваешь, - то есть целые речевые поступки.

Представим себе, что ребенок общается не просто с людьми из иного социального слоя, а с теми, кто говорит на другом языке. Оказывается, что вхождение в мир, ориентация в социальной среде, выработка общественно значимых норм - все это будет происходить у билингва несколько иначе, чем у одноязычного ребенка. Когда окружение поддерживает язык одного из родителей, то он, как правило, и преобладает. Родители, владеющие языком окружения, могут влиять на то, как ребенок будет пользоваться этим новым для него средством общения. Например, они могут помочь ему разобраться с грамматикой, объяснить, чему в родном языке соответствуют приобретенные за пределами дома понятия, найти эквиваленты чужим представлениям и мнениям о мире. Если же родители не знают господствующего вне их дома языка или знают его недостаточно хорошо, то велика вероятность, что ребенок приобретет в школе такие сведения о жизни, которые разойдутся с идеями родителей и связь между поколениями прервется.

Важен не только язык, на котором говорят с ребенком, но и язык, на котором общаются родители между собой. Чтобы оба языка были представлены в жизни ребенка равномерно, родителям рекомендуют говорить между собой на языке, отличающемся от языка окружения. Иногда, правда, кто-то из родителей не говорит на языке другого, и этот принцип невозможно осуществить. Хотя, как показывают многочисленные исследования, если родители говорят между собой на языке, на котором больше никто вокруг ребенка не говорит, а к нему обращаются по-иному, такой язык ребенок не выучивает. Это все равно, что включить радио с передачей на иностранном языке, которого не понимаешь, - сколько ни слушай, кроме отдельных повторяющихся слов не запомнишь ничего. Так нельзя далеко продвинуться.

По идее при равномерном двуязычном развитии (по типу первого языка) не должно быть доминантного языка, однако даже в этом максимально благоприятном случае он есть. Кроме того, у билингвов существует специфика в использовании языков, например, относительно людей, с которыми происходит общение, и целей, которые выдвигаются при говорении на том или ином языке. Исследования показывают, что между первичным и вторичным процессом овладения двумя языками нет четкого различия, т.к. второй может начаться в любой момент, пока происходит первый. Определение того, идет ли еще первый или уже начался второй, достаточно произвольно. Совершенно не ясно, какое влияние оказывает частичное владение каким-то еще языком на овладение вторым языком.

Дома у ребенка формируются первоначальные понятия о действительности, вещи называются своими именами. Причем важно, что это изначальное когнитивное развитие эмоционально окрашено: слова, которые ребенок узнает от любящих его людей, имеют особую теплоту, сохраняются в его сознании непосредственно связанными с родительским домом. Исследования развития словаря показывают, что первые слова, усвоенные детьми, на всех языках примерно одинаковы, но меньше половины из них во взрослом возрасте употребляется так же часто, как и в детстве. Двусловные предложения появляются не раньше, чем ребенок начнет активно использовать первые 50 слов. Есть целые "куски" жизни, которые невозможно прожить, если не сделал этого в самом начале: ласковые слова, простые песенки, присказки, книжки со сказками - никогда они не будут иметь в более взрослом возрасте того обаяния, которое имели в раннем детстве.

Родители владеют этим богатством изначально в разном объеме и приобретают его дополнительно из разных источников. Одни сохраняют устную культурную традицию, другие черпают знания из книг, заводят детям диски, ставят музыкальные кассеты. Репертуар произведений, адресованных малышам, постоянно обновляется, но некоторые вещи сохраняются в нем веками. Это - та основа, на которой зиждется самоидентификация личности, отнесенность к определенной национальной и бытовой культуре. В некоторых семьях дети предоставлены сами себе и получают информацию о жизни по телевизору или во дворе. Соответственно, базис их личности будет построен на иных основаниях.

Чем больше исследований проводится, тем очевидней вывод, что влияние семьи оказывается решающим для развития человека. На двуязычном развитии сказывается общий педагогический стиль воспитания. В конце 60-х - начале 70-х гг. сторонники свободного воспитания считали, что если предоставить ребенка самому себе, он сам по себе, вроде бы благодаря заложенной в нем "программе", разовьется в идеального человека. Когда это поколение выросло, выяснилось, что эти люди нередко, вследствие недостатка жизненных ориентиров, теряли смысл жизни, не понимали, что хорошо и что плохо. Такой же хаос, отсутствие руководства в изучении второго языка неприемлемы и для двуязычного воспитания.

Несколько менее драматичен так называемый госпитализм, связанный с жестким планированием всех сторон существования, сухим удовлетворением жизненных потребностей. Бездушное отношение к двуязычию, отрыв изучения языка от связанной с ним культуры приводят к упрощению окружающего мира, ограниченным представлениям о его устройстве. Демократический подход в воспитании связан с соблюдением правил, выработанных в результате обоюдоприемлего соглашения. Например, устанавливается, кто, когда и сколько говорит с ребенком, как и чем занимается, и выработанные принципы строго и последовательно выдерживаются. Такое воспитание требует очень высокого уровня самоорганизации, как от взрослого, так и от ребенка. Регулярность и систематичность - залог удачного изучения языка.

Характер, темперамент, индивидуальный склад личности, особенности памяти, внимания, воображения, общения также сказываются на качестве усвоения языков. Если склонность к большому количеству контактов с другими людьми позволяет болтать на изучаемом языке, то основательность и методичность способствуют решению так называемых "слоновьих" задач: глубокого и последовательного изучения словаря, овладения стилистическими нормами и активного изучения литературы на языке оригинала. Если сочетается сознательный подход к изучению языка с экологическим (естественность общения на втором языке) и конструктивистским (ученик активно участвует в выработке своих знаний о языке), то слагаемые успеха налицо.

Причины, по которым два языка у взрослого оказываются развитыми неодинаково, могут быть самыми разными. К числу наиболее важных относят, на каком языке говорил человек в детстве (то, что усвоено наиболее прочно и часто бессознательно), на каких языках говорили родители, люди в ближайшем окружении, в доме, на улице, на каком языке велось обучение в школе и что на каком языке преподавалось, кто были друзья, на каком языке шло общение с ними, какие языки и в каком объеме изучались в дальнейшем, где человек жил в течение своей жизни и чем занимался профессионально.

Даже при стечении множества благоприятных обстоятельств все равно может оказаться, что один из языков усвоен недостаточно. Отдаленные результаты двуязычного воспитания и образования при грамотной организации этого процесса носят, по-видимому, почти всегда положительный характер. Тем важнее правильно организовать коррекцию речевого развития двуязычного индивида уже на раннем этапе.

Когда более сильный язык обслуживает, например, жизнь человека внутри семьи, а в общественной жизни он вынужден прибегать к более слабому языку, то, скорее всего, он не добьется значительных результатов в карьере. Если, наоборот, слабый язык употребляется в семейном кругу, а более сильный - в работе, то профессиональная жизнь, по крайней мере, не будет страдать от недоразвитости языка, хотя возможно недопонимание со стороны близких, если они недостаточно хорошо владеют этим другим языком.

Все градации степени владения языками относительны. Считается, что по-настоящему нормально двуязычие развивается в случае, если хотя бы на одном языке человек может выразить любую свою мысль в адекватной форме. Если же речь не сформирована полноценно ни на одном языке, то разрушается сама структура мысли, и терпят поражение попытки самовыражения, что ведет не только к психологическим стрессам, но и к глубоким потерям в качестве общения и ущербности самой человеческой личности.

Такое явление, называемое полуязычием, весьма пагубно и для общества в целом, т.к. определенная часть его членов не может регулировать свои эмоции и придавать соответствующую словесную форму своим чувствам, потребностям, желаниям. А когда человек не может сказать то, что хочет, он, во-первых, оказывается не способным на равных конкурировать с другими; во-вторых, он не может пользоваться стандартными формами коммуникации; в-третьих, он вынужден прибегать к каким-то иным формам самореализации, иногда к насилию. В этом случае неполноценное двуязычие приводит к психологической травме.

Продолжение статьи в следующей рассылке

 Рубрика: Есть идея!

Летняя школа РР. Новые темы для обсуждения!

Творческое занятие (2-6)
Кто поедет обратно 9-10 июля? Объединимся?!
Вечерняя сказка
Анкета участника
Игры на пляже
"Карусель пособий" (2-3)
Ответственные за занятия. Смотрите все!
Есть одно место в Летней школе!!!
"Карусель пособий" (1-2)
Музыкальные занятия! Ура!
"Карусель пособий" (3-6)
Заявка на покупку канцтоваров
Творческое занятие (1-2)
Какие презентации будем смотреть?
Выбираем темы вечерних посиделок с ЛД
Подгруппы для занятий
Про питание в летней школе
Занятия "Зайчики": нужны ведущие!
Распорядок дня в летней школе РР
Кто полетит самолетом ???
Кто поедет поездом???
Кто поедет на машине???
Есть идея: летняя Школа раннего развития
Летняя Школа РР: обсуждение программы - ваши предложения

Школа РР осенью? Есть желающие?

 Рубрика: Делимся опытом

Развитие речи - нашему мальчику 2 года
Пишет julikana:
Здравствуйте! У нас такая ситуация: мальчику 2 года. Говорит мало: мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, Няня (Ваня и все его ровесники), не считая звукоподражания:ав-ав, му(почти как бу), мяу... Проблем никаких, в принципе, не было никогда. Ребенок абсолютно прекрасно развивается: все отлично понимает. Спокойный, добрый, хозяйственный, наблюдательный, общительный.. Мы даем все: занимаюсь я с ним с беременности: читаем книги, любим их... Не прошло и дня без книги. Постоянно с ним разговариваю, все объясняю. С моторикой все в порядке, с сообразительностью тоже: складывает давно и пирамидки, и матрешки, и вкладыши... И стихи, и аудиосказки, и мультики, и игры, и свежий воздух...Вемя у меня есть, чтоб заниматься именно своим дитем.
Но говоритьему тяжело. Пытается, и пытался, но будто язык не слушается. Пытаю сказать что-нибудь, а получается типа дядя. Понимает, что никак, и поэтому молчит на "скажи, что это?"
Знает кстати все буквы алфавита, это мы очень любим. Букву А читает везде - в подъезде, дома, на улице. Те буквы, которые может назвать
ДЕДА (Д), БАБА(Б) ит.д. - называет, те которые не может просто узнает...
От своих говорящих сверстников абсолютно не отстает - общается с ними на равных, играет...
Слышала, что детей "прорывает", но сомневаюсь. Не получается у него и все. Как будто привык. Ну в ближайшее время скажет он может, какое-нибудь новое слово, но чтоб фразу? Даже представить не могу.
Я в принципе никогда и не волновалась - вижу, что смышленый. Но мне все-таки хочется совета и комментария.
Поделитесь им.Спасибо.

Отвечает Скорпиончик:
логопед советовала нам в 2 года так заниматься: увеличивать словарный запас, каждый день хоть одно новое слово говорить и закреплять его в игре (чтоб ребенок говорил), карточки с картинками: называть, потом все перевернуть и спрашивать где то-то лежит, а про последнюю спросить "кто здесь?", 2 карточки переложить и опять все распросить, говорила про эффект "подавления": пирамидку собирать всякими способами (возрастающая, убывающая, по-очереди), чтоб ребенок чувствовал подчинение матери.
не помню, что еще. наш ребенок в 1,10 сделал скачок на слова (не фразы, а именно слова: каждый день много новых), а фразы стал говорить в 2,1 года. Но и сейчас не особо русскоговорящий. мы книги так читали и читаем: я читаю, делаю паузу - Дима говорит нужное слово.
такие советы некоторым дают: выключить телевизор и радио, маме меньше говорить, перестать "понимать" ребенка, если ребенок показывает и просит - не надо озвучивать и сразу давать этот предмет (вместо чашки предлагать ложку, чайник, вилку. Авось ребенку надоест и он скажет, что думает, может и расплакаться, поэтому не стоит перегибать палку).

Отвечает Катюха:
Моя Анюта тоже не особо говорила в 2г. Только какой-то основной набор слов. Нам помогло постоянное общение с племяшкой Дашей (на полгода младше). Она как бы подстегивала Аню к освоению нового слова. Аня скажет новое слово, та за ней повторяет, значит Ане надо новое что-то - живая конкуренция. Плюс естественно занятия. К 2,5 Аня и Даша читали наизусть "Игрушки" А.Барто, и Даше даже логопед не поставил задержки в развитии речи, да и к Ане претензий не имел особых.

Отвечает VeLena:
julikana, читала ваш первый пост как будто про своего Егора. В 2 года говорил хорошо если с десяток слов. Все остальное было в норме. Вы пишете, что не верите, что может прорвать, что сразу фразами заговорит. Но у нас именно так и произошло. В 2,5 года почти не говорил, а потом как прорвало. Сначала все новые и новые слова, причем с такой легкостью произносил как будто давно уже говорит. Мы с мужем поначалу обалдели все спрашивали "а это что такое?", а он так легко: "ложка", "колбаса", через день простые фразы, через неделю уже сложные фразы. Падежи все правильно сразу и глаголы (папа пошел, я прыгаю, Надя упала и т.п.).
Могу посоветовать такой момент. Как вы реагируете если сын произносит новое слово? Мы очень бурно радовались, хвалили его. А потом я наоборот старалась не замечать, что он что-то новое сказал, как будто так и надо, все в порядке вещей. И совсем перестала его просить повторять за мной "скажи то, скажи это". Вот тогда его и прорвало

Отвечает Лена Данилова:
julikana, мне кажется, Вам стоит обратить внимание на артикуляционную гимнастику.

Отвечает Аня-Коша:
julikana, неправдочки - можно и до 3 лет идти к логопеду, другое дело, что рано еще диагнозы ставить - возможно речь выправится и без вмешательств теть в белых халатах - так что занимайтесь сами, тут на форуме и сайте море рекомендаций - этого вполне достаточно до 3 лет

Высказать свое мнение можно здесь

Ваш любимый салатик?
Пишет Лена Данилова:
Расскажите, какой салатик ваш самый любимый ?
А заодно поделитесь рецептиком!

Уже три страницы очень вкусных салатиков тут!

Детский страх
Пишет Ольга:
Мой сын стал бояться лифта. Однажды мы заходили с ним в лифт, он вошел первым, а я должна была зайти следом, но что-то замешкалась немного и когда стала входить, двери лифта начали закрываться и меня дверями зажало. Двери сразу же открылись, но Витя, увидев, что меня прищемило дверями очень испугался, сильно закричал и расплакался. Теперь боится, что всех может прихлопнуть. Как только приближаемся к лифту, у него начинается какая-то паника, он обязательно требует, чтобы и папа, и я взяли его за руки. А как только открываются двери лифта, он торопится в него, тянет нас за собой, поторапливает, чтобы мы все успели забежать до закрытия дверей. Это не похоже на игру, это настоящий страх. Т.е. ехать в лифте он не боится, а именно процесс захода в лифт вызывает у него страх. Что вы посоветуете?

Отвечает Аня-Коша:
Ольга, а почему бы не выполнить просьбу ребенка и не взять его за руки. А при этом как-нибудь взять и спокойно объяснить, что лифт - умная машина, вернее машина сделанная умными людьми, а поэтому в нем заложены и такие ситуации, когда человек не успел зайти - выйти из лифта до момента закрывания дверей. В таком случае лифт сам откроется - и продемонстрируйте ему это - поставьте ногу - покажите как лифт сразу откроется. Объясните, что лучше не попадать в дверях. но даже если попал - ничего страшного не произойдет и т.п.

Отвечает Аленка:
Попробуте поговорить с ребенком об этом. Кстати, а сколько ему? Если совсем маленький (меньше 2 лет), то лучше просто не привлекать особого внимания и брать на руки в лифте, когда просит. И ВСЕМ СВОИМ ВИДОМ показывать, что в защемлении дверями НЕТ ничего особенного - это точно такое же бытовое "происшествие" как, ну скажем переход через улицу.
Если 3-4 года, то это уже совсем другое - с ним НУЖНО просто все обсудить - как лифт работает, что происходит тогда-то и тогда-то. Как вести себя в лифте - и с точки зрения безопасности и с точки зрения культуры. Еще нужно спросить - нравится ли ему бояться, и если нет, то пояснить, что все зависит от него - он перестанет бояться тогда, когда сам этого захочет. А если ЕМУ ХОЧЕТСЯ побояться, то это его право - каждый человек имеет право бояться чего-нибудь. Можно рассказать, чего Вы боялись в детстве и как боялись. И чем смешнее расскажите, тем легче будет ребенку. Я бы еще дала ребенку немного с лифтом поиграть - например попробовала бы зажимать дверями лифта разные предметы - камень, палку, чемодан, коляску. Нужно показать, как ведет себя лифт в том случае, когда в дверях что-то есть.

Чего нельзя делать ни в коем случае - так это стыдить (такой большой, а боишься) и ругать. В этих случаях страх из обычной бытовой ситауции может перерасти в гораздо большие проблемы.

И еще. Детские страхи почти всегда истекают из реакции взрослых. Контролируйте пожалуйста себя. Видимо Вы сами испугались и ребенок это увидел. В таких случаях нужно всегда ребенку пояснить и показать - ну вот, видишь я замешкалась и вот видишь как весело получилось.

Отвечает Елена Анатольевна:
А у нас было правило, в лифт всегда вначале входит взрослый.
Когда был маленький, очень боялся находиться один в комнате, говорил, что под кроватью волк. Вместе входили - волк убегал Никакие объяснения не помогали. Тогда мы стали приручать - оставляли колбасу. Волку понравилось, дали кличку - Помидорчик. Он привел всю семью. Целая стая волков под кроватью. Они были защитниками. Лет до 6. Ходили в музыкалку - стаю под окном. Я особо не поощряла, это было само собой. Потом как все исчезло. Однажды спросила, где они, а они в лес убежали, так как защищать больше не надо.
Страхи бывают разные. Страх собаки, шума. Только чтобы не переросло в фобию. А сам страх может быть и полезным. Остановит, спасет.

Продолжение обсуждения читайте здесь
Оставьте свой комментарий здесь

История. Древний Египет. Скажите свою фразу
Пишет Лена Данилова:
Предлагаю совместное изготовление пособий для детей. У меня много-много идей и желаний. Но нет времени и сил. Хочу начать делать всё вместе с любимым форумом.
Начнем с простого.
Что бы Вы сказали ребёнку о Древнем Египте? Одной фразой на одну-две строчки, чтобы, например, повесить на стену возле выставки картинок на египетскую тему.
Каждый в этой теме пишет только одну фразу. И всё.
Потом мы из полученного сделаем интересные материалы для детей - кто-то подписи к картинкам, кто-то презентации.
Кто начнет?
Например так:
В Древнем Египте особым почетом пользовались кошки.

Еще фраза.

Древние египтяне строили огромные каменные пирамиды.

Отвечает Скорпиончик:
Фараон был богом на земле и богом после смерти.

Жук-скарабей — один из самых знаменитых символов Древнего Египта.

Отвечает Елена Васильева:
Вот это мне очень интересно. А то с историей действительно трудно знакомить маленьких детей.

Вот мои фразы:

Пирамида Хеопса - одно семи чудес света.

Египетская царица Клеопатра - одна из знаменитейших женщин мира.

Отвечает Аленка:
А можно больше 1 фразы?

1. Ученые до сих пор точно не знают как строились пирамиды, но полагают, что в их строительстве принимало участие очень много людей. (Они передвигали огромные камни и используя различные приспособления поднимали их все выше и выше. Мастерство строителей было столь высоко, что между некоторыми камнями и сегодня не возможно просунуть даже тонкий нож.)

2. Сфинкс охраняет вход в пирамиду Хефрена

3. Самая большая из построенных пирамид - пирамида Хеопса.

4. Тутанхамон (последний фараон XVIII династии) начал править Египтом в возрасте 8 - 9 лет.

5. Египтяне называли свою землю "Кемет" - Черная земля за ее плодородие в долине Нила.

6. Египтяне писали на папирусах. Папирус это особый материал для письма подготовленный из травы семейства осоковых, которую египтяне собирали в заводях Нила.

7. Египтяне были искусстными мореплавателями и плавали не только по Нилу, но и по Средиземному морю.

Читать остальные и добавить свои фразы можно здесь

Суперлото! Кто пробовал?
Пишет Лена Данилова:
Когда Катюшка росла, мне все время не хватало материалов для игр с ней! Особенно по чтению. Уж больно не хотелось превращать обучение в учебу. Хотелось, чтобы это оставалось игрой.

Вот тут я и подумала, что было бы здорово сделать для нее лото. Но на какую тему? И как сюда прибавить чтение?
Было ясно, что смотреть много животных или растений малышка в свои полтора года не захочет. Вот и стала я делать универсальное лото на разные-разные темы! Чтобы Катенька не скучала!

Кроме этого, на оборотах карточек я написала слова по складам и их мы тоже использовали в игре.

На каждой большой карте я делала всего три картинки. К ним - три карточки. Почему так мало? Почему не 6? 8? Или 10?
Чтобы малышка не скучала! Чтобы ей всегда попадался разный набор картинок. Чтобы проще было добавлять новые карточки. Ведь сделать одну новую карту и три карточки совсем просто! Куда проще, чем подобрать 6, 8 или 10 пар картинок!

Подробно об изготовлении и правилах игр в лото написано в статье на сайте:
http://www.danilova.ru/publication/superloto.htm

Кто из Вас пробовал играть в такое лото со своим ребенком? Опишите впечатления. Покажите свои карточки, поделитесь советами. Воодушевляйте тех, кто еще не пробовал использовать эту игру.

Есть вопросы? Задавайте тут!

Катино лото (несколько карт): фотографии здесь

Отвечает ТОЧКА:
Мы вчера играли первый раз в «Суперлото»! Я-то хотела делать карточки по английскому, а Лена убедила меня заняться тем, что будет применимо «здесь и сейчас»! (Вот они, мудрость и опыт!) Вот я и почикала ее книжку! Получилось вот что: тут фото
(А еще я купила уже две книги для 2 класса, которые разрежу на лото!)
Уле понравилось играть! Она поняла правила, и мы отлично поиграли!
Теперь планирую сходить в ближайшую детскую библиотеку и взять старых учебников. Вот там удивятся!
ДЕВОЧКИ, всем очень рекомендую! В этой игре можно столько всего узнать, отработать! Мы вчера и смеялись, и новое узнавали, и прятались...!
СПАСИБО, Леночка, еще раз!

Отвечает Маша Гущина:
Мы играли в такое лото, когда Петюне было 2,5 годика. Он очень быстро запоминал, где какая картинка спрятана, хотя еще не читал. Когда наша бабушка наблюдала за игрой, то была приятно удивлена: "Вы и читать умеете?". Со временем колличество "линеечек" было доведено до 5-6. Мы и сейчас иногда достаем эту игру. Петя теперь сам ведущий!

Ответить на тему можно здесь

 Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своем регионе!
Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Новгород Великий
Сургут
Краснодарский край
Таганрог
Новокузнецк
Владимир
Нижний Новгород
Норильск и Крайний Север
Уфа
Королев
  Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Украина
Латвия
Беларусь
Эстония
Чехия
Италия
  Москва: Автозаводская
Вся Москва
Челябинская область
Ульяновск
Ирландия или Британия
Австралия, Сидней
Ставрополь
Владивосток, Приморье
Норвегия

Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Ищем ровесников!
Зима 2003-2004
Зима 2004-2005
Зима 2005-2006

Лето-осень 2003
Лето и осень 2004
  Март-2001
Май 2005

Осень 2003
  1999 год
2002 год


Если Вы не нашли в списке "своего" возраста, но хотите найти друзей, зайдите на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).

 Рубрика: Стихи для детей

Юлия Соколова

СОЛДАТИК
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.

Руки на поясе, постоять на правой ноге.
То же — на левой ноге. Поднять прямую
правую ногу перед собой. Руки в стороны,
покачаться на одной ноге вправо, влево.

 

 

 

КУЗНЕЧИКИ
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок,
стоп, сели.
Травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко.
Прыгай на носках легко!

Делать движения плечами, прыгать,
приседать, прислушиваться и опять прыгать.


В избранное