Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 59 от 15 ноября 2005 года

 Сегодня в рассылке:
  • К читателям
  • Внимание конкурс!
  • На правах рекламы: Индивидуальная программа развития ребенка
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - "Носить ли младенца на руках"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - "Куда держать путь? От 0 до 4 лет: пять принципов гармоничного развития"
  • Рубрика "Обмен опытом. Расскажите о своем малыше" - вопросы из форума
  • Рубрика: "Ищем ровесников!"
  • Рубрика: "Ищем сторонников раннего развития в своем регионе"
  • Рубрика "Давайте обсудим в форуме"
  • Рубрика "Копилка идей" - "Что за книга?"
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Новости сайта:
 Новости магазина:
 Наши партнеры:
  Рекомендуем посетить сайт: www.kichaev.ru. Этот сайт для тех, кто интересуется
коучингом - новым и достаточно модным направлением в психологии. Автор
сайта Александр Кичаев работает с успешными людьми - представителями
истеблишмента, и в своих рассылках обучает всех желающих алгоритму
успешности.
 Знакомимся с товарами магазина:

Книга "ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ЗДРАВЫЙ СМСЛ ЕГО РОДСТВЕННИКОВ"

Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников
Что делать обязательно и чего не делать никогда: советы и рекомендации врача-педиатра Е.Комаровского. Бесспорно, самая большая жизненная ценность для человека - это его здоровье. Значение здоровья особенно ощутимо, когда речь идет о матери и ее малыше. Для них, чья жизнь немыслима друг без друга, здоровье становится основным условием полноценного существования и развития. Как справиться с проблемами здоровья, обеспечить сохранность и преумножить его ресурсы - стремится рассказать эта книга. Книга известного практического врача-педиатра Е.О.Комаровского содержит множество полезных и подчас неординарных сведений, касающихся ухода за ребенком изо дня в день, начиная с рождения, проблем, возникающих в процессе его развития, в частности болезней, взаимосвязей ребенка с родственниками. Это издание представляет собой своеобразный путеводитель для будущих и уже состоявшихся родителей.
Перейти в магазин
 Автор рассылки:
  Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой на нашем форуме (регистрация обязательна).
Или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru
 Консультации:
  Лена Данилова проводит консультации по развитию детей с выездом на дом в Новороссийске, Геленджике, Анапе, Краснодаре,  Абинске и других городах Краснодарского края по предварительной записи.
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Приглашаем к участию в рассылке!
  Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.
    К читателям
  В последнюю неделю на форуме появились разнообразные ошибки: после того, как Вы оставляете сообщение, выдается сообщение об ошибке. Новые сообщения и новые темы не сразу появляются в форуме. Не спешите отправлять сообщение повторно! Оно появится в форуме с небольшой задержкой.
Все неполадки на форуме должны быть исправлены в ближайшие дни! Надеюсь, что вы с пониманием отнесетесь к техническим трудностям.
С уважением,
Лена Данилова
Внимание! Конкурс заканчивается!
  Внимание! Прием заявок на конкурс «Самый лучший в мире дом!» заканчивается 17 ноября! Спешите!
Для участия в конкурсе необходимо прислать (на выбор):
Отсканированный рисунок, на котором изображен «Самый лучший в мире дом».
Фотографию, на которой мы увидим «Самый лучший в мире дом» из кубиков, конструктора, бросового материала (коробок и пр.), из песка или снега, любого другого материала.
На конкурс принимаются творческие работы детей от 3 до 14 лет.
Конкурс будет проводиться в шести возрастных категориях:
Победитель в каждой категории получает приз от нашего спонсора – компании
«Брикник».
Подробнее о конкурсе
Конструкторы «Брикник» - уникальный товар на российском рынке игрушек! С "Брикник" Ваш ребенок построит замок или садик из настоящих кирпичей, только маленьких!
На правах рекламы
 

Индивидуальная программа развития ребенка
Нина Бурова, психолог, директор "Родительского клуба "ДОМ" (Дитя - Отец - Мать)"

Что такое "Индивидуальная программа развития ребенка"?

"Программа развития ребенка" рассчитана на ближайшие месяцы жизни ребенка и включает в себя общие рекомендации, игры и упражнения, которые уже по силам ребенку и способствуют его дальнейшему развитию. Программа состоит из разделов, соответствующих параметрам, которые оцениваются во время обследования. Программа формируется с учетом индивидуальных показателей развития обследованного ребенка отдельно по каждому параметру. Каждый раздел программы включает теоретические положения, рекомендации по организации занятий, игры. Если для занятия или игры необходима какая-либо игрушка, то приводится ее описание или изображение. Реализовывать программу развития можно как под руководством специалиста на специальных занятиях, так и дома. Она может быть использована родителями для занятий и игр в домашних условиях. Занятия со специалистом рекомендуются, в первую очередь, детям с отставанием в развитии.

Через указанный в программе промежуток времени возможно повторное обследование с подготовкой "Программы развития ребенка" на следующий период. В процессе психологического сопровождения развития ребенка программа составляется примерно 1 раз в 6-8 месяцев.

В программу развития ребенка входят:

  • определение уровня развития ребенка,
  • выявление у ребенка возможных отклонений в психомоторном развитии,

  • контроль за динамикой развития ребенка,
  • подготовка пакета индивидуальных рекомендаций и игровых занятий для раннего гармоничного развития ребенка.

В работе психолога используется экспертная система индивидуального сопровождения развития ребенка "Лонгитюд", разработанная на кафедре психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Как составляется программа развития ребенка?

Сначала родители отвечают на вопросы опросника, затем специалист обрабатывает полученные данные и составляет индивидуальную "Программу развития" для вашего ребенка. В нее включаются рекомендации и игры из компьютерного банка данных в соответствии с уровнем развития ребенка по каждому параметру, выделяемому в этом возрастном диапазоне. Также учитываются ответы на отдельные вопросы и данные анамнеза.

Что представляет собой программа развития ребенка?

Программа развития - это около 20-30 страниц текста (в зависимости от возраста ребенка): рекомендации, задания и игры, которые ориентированы на ближайшую зону развития ребенка. Рекомендации и игры рассчитаны как на закрепление имеющихся умений и навыков, так и на развитие новых с учетом ближайшей зоны развития ребенка.

Основной принцип "Программы развития" заключается в ступенчатом введении материала. На следующую, более сложную ступеньку ребенок может перейти, лишь в достаточной степени овладев более легким материалом. Ребенок не научится самостоятельно сидеть прежде, чем станет держать голову, не научится сортировать предметы по каким-либо признакам, не накопив достаточно сенсорного опыта.

Темпы овладения умениями и навыками зависят от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Задача взрослых - помогать ребенку там, где ему особенно трудно, подбирать игры в соответствии с той ступенькой развития, на которой находится ребенок, а не "тащить" его насильно "вверх" или задерживать "внизу", когда он уже может "подняться" выше.

Подготовленная таким образом "Программа развития" учитывает индивидуальный темп развития ребенка.

На чем основана программа развития ребенка?

В основе программы развития лежат знания о том, что и в каком возрасте может делать здоровый ребенок, насколько вероятны индивидуальные различия в возрасте освоения разных действий и знаний, а также какие занятия полезны для ребенка в том случае, если он освоил эти действия и еще не освоил другие.

Ранняя диагностика отклонений в психомоторном развитии детей имеет большое значение для предупреждения формирования задержки развития и для ранней адаптации детей с проблемами в развитии к нормальной жизни. Известно, что после трех лет многие проблемы, связанные с развитием детей, уже невозможно полностью разрешить, а можно только замаскировать. Небольшое отставание в раннем возрасте успешно компенсируется при помощи специальных коррекционных занятий. И чем раньше выявлены проблемы и начата коррекция, тем больше у ребенка шансов вырасти здоровым и жить полноценной жизнью.

Как заказать программу развития ребенка?

Для этого необходимо перевести средства в размере 300 руб. любым удобным вам способом (смотрите здесь...) или на наш расчетный счет (банковским или почтовым переводом. Квитанцию для оплаты через Сбербанк России распечатайте здесь...) и сообщить свои координаты по адресу psy-consult@tochka.ru. Внимание! Очень часто Сбербанк России присылает "пустые" платежные поручения. Таким образом, идентифицировать отправителя невозможно. Обязательно сообщайте нам об оплате! Как только перечисленные вами средства будут зачислены на наш расчетный счет, Вам будет выслана программа-опросник. Ответив на все вопросы программы, вы вышлете нам сформированный программой файл. В течение 2-3 дней после того, как Вы пришлете готовые данные, для вашего ребенка будут высланы по электронной почте: заключение о развитии ребенка, график динамики развития и индивидуальная программа развития ребенка.

Какие направления учитывает индивидуальная программа развития ребенка?

Читать далее...
 
Рубрика: Статьи и полезные советы
  Носить ли младенца на руках?
По материалам сайта "Берегиня"


Всем родителям приходится носить своих маленьких детей на руках — кому больше, кому меньше. И испокон веку человечество изобретало различные приспособления для ношения детей с меньшими затратами сил. Почему бы это? Да и есть ли смысл в том, что именно НОСИТЬ ребенка? Ведь сейчас цивилизованный век колясок! С яркими погремушечками, и нарядным одеяльцем — загляденье просто!. А носить на себе — это ж тяжело. И вообще — "все знают", что ребёнка нельзя "приучать к рукам", иначе он "разбалуется", и не захочет потом с них слезать! Да любую бабушку на улице спросите, она вам то же самое скажет!

Всё это так, да не совсем так. Мягко говоря... Этот миф, теория испорченных детей, появился в первой половине ХХ-го столетия, когда в область воспитания детей хлынули профессионалы, оттесняющие родителей на второй план. Они отвергали родительскую интуицию и настаивали на применении наказания и необходимости сохранения дистанции между родителями и детьми. Эти педагоги считали, что если подолгу держать малыша на руках, кормить, когда ему захочется и удовлетворять его желания, то вырастет баловень, который всю жизнь будет висеть на шее у родителей. Теория испорченных детей не имеет под собой никакой научной основы, ее породили неоправданные страхи и произвольные мнения. Нам очень бы хотелось убрать эту теорию подальше на полку — пусть она там и пылится. Серьезные исследования и опыт родителей показали, что она ошибочна.

Дети, которых часто и помногу держат на руках и подолгу оставляют при себе, развиваются быстрее, становятся спокойнее, увереннее, счастливее, а несколько месяцев-лет спустя — более независимыми от родителей. И как следствие всего этого — успешнее в жизни. Происходит "напитывание" общением с родителями, их любовью. Ребёнок как бы убеждается, что у него есть надёжная защита от любых бед, "укреплённые тылы", и что в случае необходимости родители окажутся рядом. и помогут. У него больше нет необходимости снова и снова искать этому подтверждения. Да и родители, постоянно общаясь с этим маленьким человечком, сами напитываются любовью, начинают его воспринимать как многогранную и разнообразную личность, а не как какую-то орущую "личинку человека", которую почему-то надо кормить и одевать. Всё это — не домыслы или теория, а практическая информация, проверенная тысячами и тысячами семей!

Следовательно, часто брать ребёнка на руки не только можно, но даже и нужно. Пусть малыш участвует в ваших повседневных делах — ведь так он быстрее развивается, и меньше требует от вас внимания. Но от длительного ношения ребёнка отваливаются руки, и начинает болеть спина... Да и заниматься делами с ребёнком на руках — сомнительное удовольствие. Как же совмещать ношение на руках своего малыша, здоровую спину и более-менее свободные руки?..

Родителям на помощь может прийти средство для ношения детей, называемое "лоскутный держатель" или, как их ещё называют, "перевязь" а также "беби-слинг" (или "бэби-слинг") . Иногда его ещё называют "сумка-слинг", но нам это название несколько смешно, и как-то... неподобающе. Некий примитивный прототип слинга мы можем увидеть у восточных народов, у индейцев, у цыган, у народов Африки, пользующихся им много веков, а возможно и тысячелетий.

Беби-слинг выгодно отличается от привычных рюкзаков-кенгурушек простотой и, в то же время, универсальностью, удобством использования.

Более подробно о слингах читайте здесь
Если Вы пользовались слингом, оставьте свой отзыв - положительный или отрицательный - на форуме на этой странице
 
Рубрика: Статьи и полезные советы
  Куда держать путь? От 0 до 4 лет: пять принципов гармоничного развития
© Полина Гавердовская


- Куда же нам теперь?
- Вперед! Открою тебе тайну: вперед – это везде.


Диалог двух путников из старого кинофильма


***

Родители – самые предвзятые люди на свете! Мамочка годовалого мальчика сокрушается, что ребетёнок еще не знает, где же у него нос. Другая, чья дочка хорошо это усвоила, переживает, что та никак не произнесет сакраментальное слово «мама». А третья родительница и вовсе прочла учебник по возрастной психологии и ждет-не дождется, когда у чада появится «указующий жест». Возможно, указывать куда-то в туманную даль крохотным пальчиком умеют предыдущие детишки, но их мам это как раз не радует: ценная книжка им еще не попадалась…

Запомните главное: каждый ребенок талантлив в чем-то своем. Вместо того, чтобы с пелёнок заставлять его заниматься всем на свете («Драм-кружок, кружок по фото, а еще мне петь охота, и за кружок по рисованию тоже все голосовали»), можно поступить иначе: подождать, когда малыш сам покажет вам, куда двигаться дальше. От мам и пап требуется лишь одно: создать для этого условия, то есть – позаботиться о том, чтобы развитие малышки было гармоничным. Задача окажется легко выполнимой, если вы возьмете на вооружение следующие принципы.


1. Вокруг – мир!

Развитие осознанного внимания


Лис говорил Маленькому Принцу: «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце», и это действительно так. Но быть зорким сердце научается не сразу: все, что мы знаем, понимаем и чувствуем, однажды пришло к нам извне.



Уже в конце первого года жизни ребенок начинает активно осваивать окружающее его пространство, ежедневно расширяя «сферу своего влияния». Чем больше он будет узнавать о мире, тем быстрее он будет развиваться, и чем лучше он будет развит, тем быстрее он будет узнавать о мире все новое и новое.

Способность концентрироваться и учиться – тесно связаны между собой. Нельзя усвоить что-то новое, не уделив этому должного внимания. И чем больше нового человек уже усвоил, тем большее количество вещей и явлений привлекает его: он лучше различает знакомое и незнакомое, и последнее интересует его особенно.

***

Чем старше ребенок, тем более мелкие объекты он способен заметить и воспринять. Лошадь, белка или собака удивят шестимесячного карапуза, годовалому вы уже можете показать муравьев на стволе березы. Чтобы малыш понял, что вы имеете в виду под словом «муравей», покажите на них пальцем, проследив траекторию движения насекомых. Убедитесь, что он смотрит туда, куда вы показываете. Затем поднесите малыша к другому дереву. Скажите: «А здесь нет муравьев. На том дереве – есть, на этом – нет», и пусть ваши интонации и лицо будут выразительными. А еще через год Вы уже сможете рассказать о том, как живет муравьиная семья!

***

Старайтесь, чтобы ни одна прогулка не прошла без пользы, во всем ищите свою «изюминку». Как только вы увидите, что малыш, не отвлекаясь, может выслушать ваши истории (2.5 – 3 года), старайтесь ежедневно расширять его кругозор, не упуская ни одного случая. «Выуживайте» из окружающей действительности все, что только можно: неизбывная любознательность и способность детей быстро переключаться с одного объекта на другой станут вашими главными союзниками.

Подумайте о том, что вы не всегда сможете находиться рядом и выдумывать для ребенка занятия: вы с раннего детства приучаете его активно относиться к действительности, быть занятым чем-то интересным и находить это интересное самому. Подрастая, сын или дочка уже не смогут проводить время, слоняясь в тоске по дому, а позже вам никогда не придется стонать вслед подросшему чаду это вечное: «Занялся бы чем-нибудь!».

***

Расскажите своему трехлетнему малышу о жизни леса. Начать можно, например, с истории о том, что деревья в лесу растут согласованно, образуя лесное сообщество. Скажите, что лес устроен, как дом, и каждый этаж принадлежит кому-то: на первом живут травы, цветы, грибы, ягоды и мелкий кустарник вроде черники. На втором – лиственные деревья (березы, клены, осины). На третьем – самые высокие деревья: ели и сосны. Расскажите, что потребность растений в солнечном свете согласуется с их положением в лесной иерархии – черника высохнет на ярком солнце, а сосна должна тянуться вверх, вверх, и вверх, поэтому она умеет вырастать так высоко. Обратите внимание юного ботаника на те лиственные деревья, которые растут в смешанном лесу – положение обязывает их приспосабливаться, и также тянуться к солнцу. Сравните их с равнинными березами – пышными и раскидистыми.

***

Старайтесь брать на прогулки минимум игрушек: когда мама или бабушка вместе с ребенком волокут на улицу все содержимое его манежа, дитё автоматически привыкает считать, что вокруг ничего интересного просто нет. Свежий воздух важен для здоровья, но не за ним одним вы отправились на улицу.

2. Вокруг – люди! Развитие контактности

Между мной и другими людьми нет посредника.
В общении я один на один с ними, и я не один -
только в общении с ними.
Я.Л.Морено, американский психотерапевт


Мир населен не только растениями и животными. И чем старше будет ребенок, тем большее влияние будут на него оказывать не смена времен года, а люди его окружающие. И научить человечка ладить с ними – ваша обязанность.

Дома еще грудного малыша ориентируйте на других членов семьи: маму, папу, бабушку, сестер и братьев. Делайте это даже тогда, когда вам кажется, что кроха людей не различает: именно так она быстрее научится делать это. Например, позовите малышку по имени, и пусть папа скажет: «Тебя мама зовет!», затем – поменяйтесь с мужем ролями. Играйте в эту «игру» чаще. Как можно больше говорите с малышом, смешите его, будьте с ним по возможности вместе. Предложите ему показать папе свою новую игрушку. Пусть папа чуть-чуть поиграет в нее, ведь это так весело!

Непременно знакомьте ребенка с гостями, когда он в настроении, поощряйте любые взаимодействия с другими людьми. На улице как можно раньше обращайте его внимание на других детей, особенно – если они заинтересовались вашим карапузом.

***

Если чадо решило угостить вас своим яблочком, не играйте в благородство, приговаривая: «Кушай, золотко, тебе нужно железо!». Обязательно примите сей щедрый дар, и скажите «спасибо». Позже вы увидите, что именно таким образом малыш научился делиться и быть благодарным, принимать и оказывать помощь. Людям, которые никому не могут помочь и которым никто не нужен, в детстве, может быть, просто не с кем было поделиться яблоком!

***

Если малышу уже два годика, вы можете предложить ему какую-то совместную деятельность. Скажите: «Пойдем, посмотрим, что делает папа, (бабушка, братик) может быть мы можем ему чем-то помочь?» или просто попросите его отнести папе бутерброд или конфетку.

Постоянно приучайте ребенка к мысли, что он – человек, который живет среди людей, что необходимо видеть их, слышать, замечать, и учитывать. Ваша задача – разными способами постоянно преподносить ему один и тот же урок: только человек, который нужен другим людям, может быть счастлив.

3. Ощущаю, слышу, вижу. Воспитание трех главных чувств

Гениальный американский психотерапевт Фриц Перлз всегда отвечал одинаково на вопрос, как ему удается так блистательно работать и так талантливо жить. Он говорил: «У меня есть глаза, уши, и я не боюсь».


Нервная система человека устроена так, что она может работать нормально лишь когда все органы чувств находятся в контакте с миром. Особенно важным это оказывается для ребенка: ведь его мозг только формируется. В дальнейшем то, насколько чувствительной будет психика вашего малыша, а также – его способность быть внимательным, отличать один стимул от другого, обучаться и восстанавливаться, противостоять стрессу и др., - очень во многом будут зависеть от того, сколь богат и разнообразен был сенсорный опыт, полученный маленьким человеком в детстве.

Еще один важный момент: развитие сенсорной сферы напрямую связано с развитием самосознания. Чем больше нового человечек узнает о мире, в котором он живет, тем больше он узнает и о себе в нем, и тем лучше себя понимает. Ведь он - часть этого мира.


А. Моторная свобода (свобода движений) и Тактильная чувствительность (осязание) – тесно связаны между собой.

С самого начала уделите этому внимание. Лучше, если вы вовсе не будете пеленать вашу крошку: пусть себе дрыгает ручонками и ножонками. Если при этом карапуз плохо засыпает, постарайтесь ограничиться только пеленанием нижней части тела, оставив ручки свободными. Забудьте про распашонки с зашитыми рукавами, лучше часто (каждые 4 дня) стригите крохе ногти. Подушечки пальцев должны быть «открыты миру».

Через активные движения маленький человек не только познает мир, но также и получает новый телесный опыт: он узнает пределы своих физических возможностей и ежедневно расширяет их. Он начинает лучше понимать свое тело и не только научается новому, но также научается учиться этому более быстро и эффективно. Вот почему все дети - такие непоседы!

Когда малыш подрастает, хлопот становится гораздо больше. Но и здесь можно постараться предоставить ему максимальную свободу. Например: отказаться от манежа (вам бы понравилось сидеть в клетке?), а вместо этого - позаботиться о безопасности в квартире. И не запрещайте (во избежании сокрушительного падения) годовалому разбойнику влезать на диван! Лучше - потратьте несколько дней, чтобы научить его правильно слезать оттуда: не головой, а ногами вниз.

Тактильная (кожная) чувствительность – одно из самых древних чувств. Заметьте: прежде, чем рассмотреть предмет, ребенок всегда старается пощупать его. Увидев новое, он тянется к нему ручкой. Это важно: рассматривая и трогая, карапуз связывает полученную информацию в единое целое. Коллекционируя таким образом все возможные признаки сначала новых, а затем – знакомых предметов, он научается мыслить целостными образами и предвосхищать события. Так, взрослому человеку совсем не обязательно проверять на ощупь, мокра ли лужа - он видит это.

Важный момент: развитие тактильной сферы тесно связано с развитием мелкой моторики (тонких, высокодифференцированных движений пальцев рук). Она, в свою очередь, тесно связана с развитием речи и речевого мышления.

***

Как можно чаще позволяйте малышу прикасаться ко всевозможным предметам и поверхностям, не останавливайте себя мыслью о том, что это негигиенично: заодно он привыкнет и к мытью рук. «Познакомьте» сына или дочку с корой деревьев (у березы и сосны она совершенно разная на ощупь), заметьте, что одуванчик желтый и отцветающий – это две разные вещи. Пощекочите малышу ладошки тополиными сережками или пушистой травинкой: это не только познание мира, но и веселая игра (потом он захочет пощекотать вас). Выбирая игрушки, обращайте внимание на то, чтобы на ощупь они были разными.

Мелкие предметы опасны для маленьких детей. Однако, если вы нанизаете на толстую леску прочные, яркие и разные по цвету и форме пуговицы, а концы лески соедините, заплавив их, малыш вполне может играть такими «чётками». От вас лишь требуется непрерывно следить за их целостностью.


***

Если ребетёнок уже не берет в рот что попало, ему доставят огромное удовольствие игры с водой, песком и грязью. Даже дома вы можете придумать самые разные «тактильные» игры. Например, «пожертвуйте» для него половиной пачки макарон! Сварите, остудите, и пусть чадо возится с ними. Если у вас паркет – вам, пожалуй, понадобится поддон или тазик. Не забудьте о температурной чувствительности! Дайте малышу поиграть с кусочками льда (воду для них можно покрасить акварелью в разные цвета), потрогать грелку или трубу отопления. Самое сильное впечатление на кроху произведут даже не сами ощущения, а их контраст.

***

Ребенку от 3 лет вы можете предложить прекрасную развивающую игру, и на ее изготовление у вас уйдет всего несколько вечеров. Достаточно наклеить на кусочки фанеры гречку, наждачную бумагу, кусочек грубого холста, замши, меха, бархата или дать застыть каплям герметика (ваша фантазия прилагается). Такие кусочки фанеры можно просто изучать на ощупь и рассматривать, а можно предложить малышу постарше закрыть глаза и устроить игру-угадайку. Заменив куски фанеры пустыми спичечными коробками, вы получите ту же игру, но – в объеме!

***

В. Слух

Наверное, нет нужды говорить о том, сколь тонко дети улавливают настроение родителей по интонации их голоса, как замечательно, когда в доме звучит красивая музыка, или – что игрушки, издающие звуки, должны быть по возможности разными, а звуки эти - мелодичными. Добавлю только, что и здесь можно и нужно изобретать для ребенка всякий раз нечто новое.

В качестве игрушек порой подходят самые обычные вещи. Например, картонные цилиндры, оставшиеся от бумажного полотенца, очень хороши для того, чтобы говорить в них, дудеть и кричать, а также – шептать друг другу на ухо что-нибудь секретное. Кроме того, – в них интересно бросать мелкие предметы и слушать, как они летят вниз, громыхая, и появляются с противоположного конца.

***

Поиграйте с дитём в «шумелку». Эта игра очень проста: нужно извлекать звук из знакомых предметов, используя их не по назначению. Дети, которые так любят неразбериху и беспорядок, наверняка придут от нее в восторг. Постучите друг об друга столовыми приборами, чашками и ложками. Мисками и кастрюлями. Извлеките самый ужасный звук этого дня: проведите ключом по стиральной доске или батарее! Теперь-то вы понимаете, почему мальчишки так любят проводить по заборам палкой, когда идут мимо?

Есть другая, совершенно замечательная игра, развивающая фантазию: все эти, и любые другие звуки, можно потом еще и рисовать!


***


С. Зрение

Роль зрения в нашей жизни трудно переоценить. Повторю то, что вы давно знаете: с помощью зрения мы получаем 90 % всей информации об окружающем мире. Добавлю еще, что информацию эту необходимо не только получить, но еще осознать и использовать. Для этого с самого раннего возраста приучайте ребенка быть внимательным к тому, что видят его глаза.

Рассматривайте все подробно и внимательно, отмечайте вместе каждую мелочь. Старайтесь «обеспечить» ребенку как можно больше зрительных впечатлений: всякий раз обращайте его внимание на закат солнца, необычное облако, и уж конечно - на радугу. Смотреть салют – целый праздник для детей. Если в вашем районе он плохо виден, отправляйтесь в центр города!

Поощряйте рисование, выжигание, лепку. Не забудьте, что рисовать можно не только карандашом и красками, и не только дома. Берите на улицу мелки, рисуйте вместе. Рисовать также можно пальцами по песку или запотевшим стеклам, можно чертить палочкой по земле или красным кирпичом - по асфальту. Можно также рисовать и на обоях – главное, чтобы мама не очень огорчалась от этого. А лежа на пляже – можно вместе с ней инкрустировать песок мелкими камешками.

***

Тренируйте вместе с малышом зрительную память: возьмите знакомую игрушку или другой предмет. Рассматривайте его вдвоем в течение минуты. Затем – уберите предмет и нарисуйте его по памяти. Сравните ваши рисунки с оригиналом, проанализируйте упущенные нюансы. Уберите предмет, попробуйте нарисовать его снова.


4. Волшебное путешествие в мир собственного Я Развитие фантазии

Мысли – как пестрые птицы. Они легкие и летают в небе.
Земля не захватит их, они могут в любой момент воспарить
в воздух.
Джейн, 6 лет




Человеческий интеллект принципиально отличается от мышления животных именно тем, что человек способен создавать новое. Дети – это люди, попавшие в наш мир недавно, поэтому они открыты всему новому и особенно чувствительны к нему. Способность детей фантазировать напрямую связана с уровнем их интеллекта: чем он выше, тем больше развита у ребенка фантазия. Зависимость здесь двусторонняя, поэтому повлиять на интеллектуальное развитие малыша можно и через фантазию тоже. Помогайте человечку во всем увидеть необычное. Таких игр может быть несчетное количество.

***

Рассматривайте летние облака, ведь они всегда напоминают что-то, нужно лишь вглядеться внимательнее. Старайтесь подстроиться под ребенка и «увидеть» именно то, что «видит» он. Развивайте образы вместе, добавляя детали. Следите за тем, как они меняются по мере того, как облака уплывают от вас. Если уплыло последнее, посмотрите вокруг – может быть недалеко вы заметите лужу причудливой формы?

Подобную игру можно создать, «не дожидаясь милости от природы». Вам понадобятся краски, кисти и бумага. Складывая пополам лист бумаги, покрытый цветными пятнами краски, а затем – разворачивая его вновь, вы получаете кляксы, которые наверняка окажутся забавными. Похожий эффект вы можете получить, выливая в воду расплавленный воск. Зимой не забудьте про морозные узоры на окнах, они действительно бывают фантастически красивые! Кроме того, прекрасным средством для развития фантазии является обыкновенный калейдоскоп.


***

Любые совместные игры помогут вам обоим раскрепоститься: летом вы можете делать вместе тайники из стекляшек и потом проверять их. Зимой – лепить крепости, или снежные скульптуры. Помогите начать малышу фантазировать: «одушевляйте» в шутку неживые предметы. Скажите ему: «Смотри, как одно дерево наклонилось к другому – будто хочет доверить ему свою тайну».


5. Никогда не говори «никогда». Позитивная родительская установка

Господи, дай мне душевный покой,
Чтобы принимать то, что я не могу изменить,
Мужество, чтобы изменить то, что могу,
И мудрость - всегда отличать одно от другого.
Молитва монахов Оптиной пустыни


Счастливый человек находится в согласии с самим собой. Если вы хотите, чтобы малыш вырос счастливым, скажите себе, что теперь вы приобрели еще одну профессию – всегда быть его адвокатом. Если ребенок сделал что-то плохое, прежде всего, попытайтесь понять, почему это произошло. Так вы поможете и ему разобраться во всем, а затем вы вместе подумаете, как сделать, чтобы это больше не повторилось. Человек, способный на низость, вырастет из того ребенка, которого в детстве никто не оправдывал и не защищал.

Точно так же вы должны подходить ко всему, что делает ваш малыш. Дети так устроены, что они вряд ли смогут решить даже пустяковую задачу, лишившись родительской моральной поддержки. Конечно, у них не всегда будет получаться задуманное. Однако, чтобы любая затея удалась, в какой-то момент необходимо отбросить сомнения и начать действовать. Для этого необходимы целеустремленность и уверенность в себе – качества, которые с генами не передаются, а закладываются в нас воспитанием.

Вот, ваш ребенок взялся за какое-то дело - он хочет уравновесить на вершине пирамидки явно лишний кубик, пробует сам пить из полной до краев чашки, воткнул яблочное семечко в кадку с пальмой и ежедневно проверяет его… Каким бы безнадежным по началу не выглядело предприятие, ваша задача – поддержать ребенка. Не потому, что полезно потакать всему на свете, а потому, что именно таким образом маленький человек усваивает, что можно и нужно проявлять инициативу, пробовать новое и верить в свои силы.

***

Обратите внимание на речевые формулировки, которыми вы чаще всего пользуетесь. Не занимаетесь ли вы «негативным кодированием», сами того не замечая? Предпочтительнее реплики «держись крепче», вместо - «смотри, не упади», «будь внимателен, когда у тебя в руках ножницы», вместо - «сейчас порежешься» и «давай я тебе помогу» вместо «брось, а то уронишь».

Так, мама одного двухлетнего мальчика все время жаловалась на то, что сын растет молчуном. Когда же родные или гости обращались к нему с каким-нибудь незатейливым вопросом вроде «Как тебя зовут», она никогда не давала ему даже открыть рот, произнося одну и ту же фразу: «Он не говорит».


***

Очень важно то, какие слова вы находите для малыша, чтобы поддержать его. Эта формула не только делает его сильнее сейчас, он присваивает ее себе, чтобы воспользоваться как палочкой-выручалочкой если вас не будет рядом. Эстафета передается из поколения в поколение: что вы говорите себе в самый ответственный и тяжелый момент, когда силы на исходе? Вероятно, что-то вроде: «Давай, золотко, все получится, чуть-чуть постарайся!». А теперь вслушайтесь внимательней: это голос вашей мамы.

***

Когда мы впервые понимаем, что лучшее – враг хорошего, каждому из нас делается несколько не по себе. Ведь это означает, что момент, когда нужно остановиться в погоне за идеалом, мы определяем сами, и никто не может выбрать его за нас. Впоследствии нам придется убедиться в этом еще много раз. С каждым разом мы будем относиться к переоткрытой истине все спокойнее, но только не тогда, когда речь идет о наших детях! Наверное, это правильно: ведь мы хотим, чтобы они выросли лучше и счастливее нас.
 
Рубрика: Делимся опытом. Расскажите о своем малыше
 
Ваш ребенок ходит в садик? Как Вы боретесь с болезнями?

Первое слово Вашего малыша: какое именно? В каком возрасте?

Детские энциклопедии
Расскажите, какие детские энциклопедии покупаете Вы своему ребенку?
Какие серии Вам больше нравятся?
Какие темы предпочитает Ваш малыш?
Как часто Вы используете детские энциклопедии?
 
Рубрика: Ищем сторонников раннего развития в своём регионе!
  Сибирь
Санкт-Петербург
Волгоград
Киров
Греция
Израиль
США
Германия
Корея
Москва: Автозаводская
 
  Если Вы не нашли в списке своего региона, но хотите найти друзей, зайди на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).
Рубрика: Ищем ровесников
  Не за горами школа (1999 год)
Август 2004 - вы где?
Октябрята 2003
Декабрь 2004
Март-2001
 
  Если Вы не нашли в списке своего возраста, но хотите найти друзей, зайди на форум в этот раздел и оставьте объявление (регистрация обязательна).
Рубрика: Давайте обсудим в форуме
 
  Папа и раннее развитие
Пишет Редиска:
Поддерживает ли папа ваши взгляды на воспитание? Согласен с вашими методами? Какую (активную или пассивную) позицию занимает он в воспитании собственного ребёнка?
Отвечает Ольга:
Мой муж поддерживает все мои взгляды, но пока что довольно пассивно. Но у него и времени нет на это - в 7 утра ушёл, в 7 вечера вернулся... Хорошо, если успевает книжку почитать и в догонялки поиграть
Отвечает Svetlana:
Наш папа, в принципе, согласен, что да, ребенком надо заниматься, надо развивать..., но это все в теории. А как дело касается практики, то начинается "...это ему еще рано, это он еще не будет делать..". Конечно у него тоже мало свободного времени, но иногда меня его позиция просто огорчает. Хотя иногда смотришь, сидит, что-то объясняет, показывает. Кубики Зайцева недавно сидел оклеивал. В общем я поняла, что папа - это тот же ребенок. Надо его заинтересовать процессом, тогда и результат будет.
Отвечает Аня-Коша:
Оговорюсь, я под воспитанием понимаю общее - воспитание - развитие (мне кажется не имеет смысла разделять эти процессы)
у нас папа поддерживает наши начинания, но сам занимает скорее сторонне-исполнительскую позицию. Поясню. Т.е. сам он редко проявляет инициативу, но уже опробированное мною может делать (играть с ребенком в "Сложи узор", например, или башни строить...) Сам он только в физ. воспитании - мячики, футбол, волейбол, баскетбол, лазанье и т.п. - ему это нравится и они с удовольствием играют вместе. Вообще отказывается участвовать в творчестве (рисовать, лепить, клеить...) Это касается развития.
Аналогично и в воспитании непосредственно. Если ситуация (спорная, конфликтная и т.п.) в его присутствии - он будет разруливать, если без него - предоставляет мне, если ему не нравится КАК я решаю вопрос, может активизироваться. Т.е. он в большинстве случаев не будет мне перечить, даже если не согласен, но попытается смягчить (как правило, он считает, что я излишне строга с ребенком). А потом мы с ним обсудим ситуацию (без ребенка) и попытаемся откорректировать, согласовать наши мнения.
А как обстоят дела в Вашей семье?


Бабушка в жизни ребёнка
Пишет Редиска:
Нужна ли ребенку бабушка? На сколько?
Я росла без бабушек. Обе жили далеко, при этом одна бабушка работала, а другая была на пенсии, но не брала меня на лето, так как я была активным, подвижным ребёнком. Со мной было хлопотно. Наше общение сводилось к поездке разв год к одной бабуле на неделю, и на неделю к другой. Всё.
Сейчас наши родители живут в одном городе с нами. Общение у нас чаще, чем раз в год, но всё равно достаточно ограниченное. Наши родители ( и мои, и мужа) готовы брать ребёнка постоянно, но ограничения с моей стороны. Я считаю, что бабушки многое позволяют и слишком расслабляют ребёнка. Как складываются отношения у вас?
Отвечает KseNya:
Ирина, полностью согласна с тобой в этом вопросе. Прошла через это на своем "горьком" опыте . но это только с одной стороны, с другой же: когда необходимо выйти на работу, при выборе: няня, бабушка или мини-садик, склоняюсь к бабушке. По крайней мере в нашем городе услуга няни и мини-садов только начала развиваться но эффект отрицательный. Во всяком случае в том, что видела я.
Отвечает Редиска:
А я, наверное, всё-таки склоняюсь к садику. Бабушки хороши в плане ухода (покормить, проследить, чтобы не заболел, уложить днём спать), но в плане развития самостоятельности, занятий, в формировании умения общаться со сверстниками, садику трудно что-то противопоставить... Естественно не считая мамку, только, конечно, ту, которая уделяет достаточно внимания воспитанию и развитию
Отвечает KseNya:
Нам с бабушкой очень повезло в этом плане: она с Настеной и занималась, и со сверстниками на детской площадке учила общаться, и самостоятельности учила (одеваться, убираться). У нас разногласия были только что можно , а чего нельзя.
Отвечает Ольга:
А я немного знаю про американских бабушек Нет, наших бабушек тоже нет рядом Но у нас есть хорошие знакомые американцы. Американские бабушки тоже любят-балуют своих внуков, но у них есть большая отличительная особенность - большинство из них работают до 65 лет... Про то, чтобы бабушка сидела с внуками вместо няни или садика, я тут не слышала. Бабушки могут взять ребёнка на выходные, сходить в зоопарк или ещё куда-нибудь. Американские бабушки имеют возможность делать своим внукам дорогие подарки. Сейчас они "усыновили" моего малыша(так как у нас бабушек нет поблизости) - и его тоже задаривают подарками на каждый праздник. В-общем, хорошие бабушки, только времени у них на внуков мало...
Что касается моего отношения к бабушкам, я просто мечтаю о том, чтобы моя мама была рядом! Она - единственный человек(после моего мужа), которому я бы доверила своего ребёнка до трёх лет. В садик до этого возраста я малыша отдавать не хочу, но с удовольствием бы отправила его на денёк к бабушке.
А как Вы относитесь к бабушкам? Нужна ли ребенку бабушка? Помогают ли Вам Ваши бабушки? Какие отношения у детей с бабушками?

Вы можете задать любой вопрос по развитию ребенка или поделиться своими проблемами на нашем форуме по адресу http://www.danilova.ru/phpbb/index.php
Рубрика: Копилка идей
Из книги Джеки Силберг "500 пятиминутных развивающих игр"
Детям от 3 до 5 лет


Раздел "Игры на угадывание"
Игра "Что за книга?"

 
  • Попросите, чтобы дети угадали и назвали сказку или рассказ, задавая о них такие вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".
  • Задумайте книгу, сказку или рассказ, которые все дети знают и любят, и начните с того, что дадите детям какой-то намек или небольшую подсказку.
  • Например, если это книга про Винни-Пуха, скажите, что в задуманной книжке есть один симпатичный толстячок.
  •  Даже если дети быстро угадают задуманную вами книгу, в любом случае, призывайте их задавать уточняющие вопросы.
  • Задавание вопросов поможет им лучше вспомнить эту книгу или сказку, а также будет способствовать развитию у них языковых навыков.
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.danilovanews
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное