Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 45 от 26 июня 2005 года

 Проголосуйте за сайт!

Участник Интернить 2005

  Сайт "Раннее развитие детей" участвует в конкурсе "Интернить - 2005". Проголосуйте! Нажмите на кнопку (выше) и откроется страница голосования.
 Сегодня в рассылке:
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - Статья "Математика малышам 2-4 лет, а также йога и второй язык!"
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - Статья "Какие опасности могут поджидать Вас при походе с ребенком на речку или озеро?"
  • Рубрика "Какой должна быть школа": Николай Курдюмов: "Педагогическая опупема" продолжение
  • Рубрика "Давайте обсудим в форуме"
  • Рубрика "Копилка идей" - "Игра Так-тикль"
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Самые читаемые темы форума
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Новости сайта:
 Самые читаемые темы форума:
 Наш спонсор - прибор "Ева-тест"

"ЕВА-ТЕСТ" - это мини-лаборатория в косметичке (размером с пудреницу!) и неоценимый помощник на долгие годы.
С помощью цифрового микрокомпьютера "ЕВА-ТЕСТ" вы в течение нескольких минут определите:

  • период естественного предохранения от беременности,

  • сроки наступления овуляции с целью необходимой контрацепции без использования гормональных и механических противозачаточных средств,

  • вероятную беременность на раннем сроке (одна-полторы недели после овуляции),

  • наилучшее время зачатия здорового ребенка,

  • вероятность рождения ребенка определенного пола,

  • вероятную причину бесплодия и сможете наблюдать за эффективностью лечения без оказания вредного влияния на здоровье,

  • опасность вероятного выкидыша.

Вы можете заказать прибор "Ева-тест" по почте прямо сейчас. Стоимость прибора 3000 руб.
Читайте подробнее:
О создании "Ева-теста", Как применять "Ева-тест", Вопросы - ответы о приборе "Ева-тест", Из опыта применения прибора "Ева-тест"
 Новости магазина:
 Знакомимся с товарами магазина:

Магнитный конструктор Supermag 15 позволяет создавать разнообразные конструкции очень простым способом - детали просто "прилипают" друг к другу и довольно прочно держатся. Данный набор состоит из 15 деталей: магнитных "палочек" (9 шт. различной длины) и магнитных шариков (6 шт.).
Имеются также наборы с большим количеством деталей и наборы со светящимися деталями.
Магнитные конструкторы "Supermag" Вы можете купить в нашем
магазине
 Автор рассылки:
  Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Приглашаем к участию в рассылке!
  Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.
      Читателям рассылки от автора
Здравствуйте уважаемые читатели!
После небольшого перерыва выпуск рассылки и работа сайта восстанавливается.
Хочу поблагодарить активных читателей сайта и рассылки за то, что вы присылаете на сайт материалы, сделанные для своих детей, за то, что рассказываете о своем опыте занятий с детьми, за участие в работе форуме.
С уважением,
Лена Данилова
 Рубрика: Статьи и полезные советы
Математика малышам 2-4 лет, а также йога и второй язык!
От читательницы сайта Светланы Горячевой

Меня зовут Светлана Горячева. Я живу в Израиле в городе Кфар-Саба. У меня есть свой детский садик для детей ясельного возраста.

Хочу поделиться своим опытом обучения детей счёту до пяти.

Круг возможностей двухлетних детей очень ограничен, но я всё-таки придумала игры, которые понятны моим двухлеткам.

С числом один и два проблем не возникает. Вот такие задания я даю детям:

1. покажите один (два) пальчика.

2. давайте посчитаем:

- сколько у тебя носов?

- сколько у тебя глаз?

- сколько у тебя рук, ног, ушей, ртов и т. д.

3. поднимаем руки на счёт один, на счёт два – опускаем.

4. наклоны вправо и влево на счёт один-два

5. принеси мне два кубика, две машины, два карандаша, одну коробку, одного медведя и т.д.

Дети должны на слух уловить, что числительные один и два изменяются по родам.

6. Далее изучаем число три, а это уже сложнее.

- тренируемся показывать три пальчика

- маршируем под счёт 1-2-3 примерно 1-2 минуты, затем останавливаемся, поднимаем руки вверх, над головой, пальцы переплетены в «замок», встаём на носочки и тянемся вверх «детки растут». Это поза йога «Пальма». Остаёмся в этом положении 5-8 секунд. Потом опускаемся на всю ступню и опускаем руки. Во время позы - дыхание ровное, спокойное, лицо не напряжено. Эта поза растягивает позвоночник, способствует увеличению роста, развивает лёгкие, увеличивает их объём.

Далее продолжаем маршировать под счёт 1-2-3 , но уже на иврите 1- 2 минуты. Снова останавливаемся и встаём в позу «Пальма». А потом бег врассыпную 1-2 минуты. Всё упражнение повторяется ещё один раз.

Йога – это универсальная система оздоровления ребёнка.

А ещё, йога очень хороша для часто болеющих детей, для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата и для гиперактивных детей. В Израиле очень большой процент гиперактивных детей.

Детям очень нравится это упражнение! И , через какое-то время они начинают очень бойко считать до трёх сразу на двух языках.

3. Ещё я использую картинки, где нарисованы 3 гриба, 3 зайчика, 2 гриба, 2 зайчика и т.д.

Распределяем картинки по домикам. В одном домике живут картинки с количеством два, а в другом – три.

4. прыжки на двух ногах под счёт.

5. поднимаем и опускаем руки под счёт.

6. приседаем под счёт.

Иными словами, связываем развитие крупной и мелкой моторики с изучением счёта.

Точно также изучаем число 4 и 5.

По ходу дела, считаем всё, что видим в книжках на картинках или во время прогулки. Причём, считаем всегда и на русском языке, и на иврите.

PS. Информацию о йоге я взяла из книги Т. П. Игнатьевой «Практическая хатха-йога для детей» , Издательский Дом «Нева», Санкт-Петербург, 2003 г.
 
 Рубрика: Статьи и полезные советы
Какие опасности могут поджидать Вас при походе с ребенком на речку или озеро?
По материалам сайта http://sun-water.narod.ru


Если ребенок идет до пляжа босиком, то, как правило, смотрит себе под ноги, так как по дороге встречается достаточно много острых камушков. К сожалению, на песке пляжа этого не происходит. Поэтому надо обязательно осмотреть песок на предмет стекол, кусков проволоки и так далее.

Обязательно узнайте глубину места, где Вы собираетесь купать ребенка. Не купайте ребенка (и не купайтесь сами) сразу после еды.

Наблюдайте при купании за детьми - особенно, если на пляже много людей.

Умейте отличить на берегу и в воде своего ребенка от чужого - на самом деле это не так быстро можно сделать, как кажется.

Дети до 5 - 6 лет очень часто пребывают на пляже голенькими. Для того, чтобы Вы могли легко следить за своим ребенком, наденьте на берегу на него яркую панаму, девочке можно завязать волосы яркой резинкой или бантом. Когда ребенок плавает, надевайте на него легко отличимые от других нарукавники или круг.

Детям более старшего возраста покупайте яркие и заметные плавки, купальники.

Детям - близнецам не покупайте ничего одинакового цвета - пусть на них будут хотя и одного фасона, панамы, круги, нарукавники, пляжная одежда.

Не позволяйте детям заплывать на большую глубину.

Пиявки представляют опасность только конские, живущие на юге. Избежать встречи с ними легче всего, если ребенок не будет заходить в воду в заросших и заболоченных местах.

Укусы пчел представляют опасность, если у ребенка есть аллергия на пчелиный яд, или если укусила она за лицо или шею. В этом случае малышу надо любой антигистаминный препарат - тавегил, супрастин в возрастной дозировке и немедленно к врачу. В случае удушья, бессознательного состояния надо срочно обращаться в ближайшую больницу. Жало в этом случае надо немедленно вынуть, стараясь не раздавить ядовитый мешочек. Если же аллергии нет, и пчела укусила за мягкое (или другое неопасное) место, то это даже полезно. В таком случае место укуса надо помассировать, а жало можно вынимать через 10 - 15 минут.

Сейчас в продаже имеется достаточно большое количество надувных плавсредств. При покупке следует обращать внимание на то, чтобы плавсредство состояло из нескольких независимых надувных частей – при повреждении одного из них ребенка будет держать на воде неповрежденная часть.

И еще о плавсредствах. В продаже имеются круги - лодочки с пластиковыми "трусиками" или отверстиями для ног. В первых пластиковые "трусики" натирают ребенку кожу между ножек и могут травмировать ее, а вторые, помимо этого, склонны к опрокидыванию. Более того, многие специалисты настаивают на том, что вертикальное положение в круге неестественно для пловца, длительное привыкание препятствует обучению плаванью по всем правилам, в горизонтальном положении.

Также необходимо избегать перегрева и переохлаждения.

Перегрев возможен при долгом пребывании на открытом солнце без головного убора, а также без достаточного количества питья. Поэтому, отправляясь на пляж, возьмите с собой запас воды. Располагаться старайтесь вблизи деревьев или навесов от солнца.

Переохлаждение возможно при долгом пребывании ребенка в мокрой одежде (плавки, купальник). Дети любят играть в воде, зайдя в нее по щиколотку, а попой касаясь воды. Однако этого достаточно, чтобы низ купальника или трусов был мокрым, и по нему вода поднималась бы вверх. Многим детям достаточно побегать час в мокром купальнике, чтобы заработать воспаление легких, так как у детей отсутствует подкожная жировая прослойка, которая не дает организму быстро охлаждаться. Именно поэтому я противница закрытых купальников, особенно для маленьких девочек. Ребенка до 5 лет лучше вообще выпускать на пляж (не важно - купаться, загорать, играть) голышом (лично моя дочка бегала так по пляжу до 6 лет включительно - она вообще у меня была "заядлая нудистка" - ну не нравились ей белые полоски на загорелом теле, и все тут). Поэтому, не приучайте ребенка дошкольного возраста к купальникам и не поощряете их ношение на пляже!

Будьте готовы к тому, что Вашем ребенок - особенно это касается девочек - они ощущают себя в возрасте 4 - 5 лет большими модницами - может в первые разы не захотеть раздеваться на пляже догола (особенно это касается случая, если Вы уже приучили ее одевать купальник) на пляже. Тогда быстро разденьте ребенка сами, а ситуацию переключите на игру. Возьмите с собой на пляж куклу (или даже двух) - и пусть они тоже позагорают вместе с Вашей дочкой. Пусть они тоже "не захотят" раздеваться на пляже - пусть Ваша дочка объяснит им, почему это надо сделать, пусть сама встанет на Вашу сторону. Если кукол две - то пусть одна останется в трусах или даже купальнике - они продаются, а если мама дружит с ниткой и иголкой - его несложно сшить самой. Тогда в этом случае она скоро "заболеет" и ее придется лечить, пить горькие лекарства, делать в попу уколы, и на следующий день останется дома в постели, а вторая - опять пойдёт с Вашей дочкой на пляж.

А еще лучше - не допускать подобных ситуаций. Если Вы знаете, что со снятием купальника или трусов будут проблем - обойдитесь без них, одевайте сарафан или что - то подобное прямо на голое тело.
Иногда (в самые первые 1 - 2 раза) можно разрешить (особенно для первого захода в воду) для плавания (когда заходит в воду полностью) одеть купальник, а уж загорать и играть (даже по колено в воде) голышом. В купальнике (даже и в сухом), а тем более в обычных трусиках, песок имеет обыкновение набиваться под купальник, и внутрь половых органов девочки. К чему это может привести - думаю, объяснять не надо. Если же сидеть просто голой попой (и всем остальным) на песке, то такого не происходит. Еще вариант - одевать короткую накидочку на плечи - типа распашонки. В этом случае также не будут обгорать и плечики. В ней можно заходить в воду даже по пояс. Конечно, если ребенок упадет в воду, ее придется снять. Если ребенок очень стесняется (а на минутную неловкость, особенно возникающую в возрасте 3 - 5 лет не надо обращать внимания - через несколько минут ребенок освоится, тем более, что голенький он на пляже не один), попытайтесь объяснить ему: не надо стесняться снять на пляже купальник или плавки, а надо стесняться заболеть на море, и не загореть. В крайнем случае, можно надеть плотно облегающие небольшие плавочки (но не закрытый купальник).

И еще хочу высказать один аргумент "за" купание маленьких детей голышом.

Владимир Шахиджанян в книге "1001 вопрос про ЭТО" пишет: "Если вы хотите, чтобы ваши маленькие дети утолили любопытство к телосложению противоположного пола, пускайте их купаться вместе - мальчиков и девочек - в обнаженном виде. Через 3-4 минуты они перестанут обращать внимание на половые органы друг друга. Это, на мой взгляд, является лучшей "профилактикой" детских игр с раздеванием (по крайней мере, моя дочка в этом замечена не была).

Это же самое относится и к играм с водой, например, на даче (купание кукол, брызгалки, и так далее).

И еще один совет про стирку кукольной одежды. Для реалистичности процесса добавляйте в тазик только шампунь, но не стиральный порошок. По моему опыту, во время такой стирки вся вода почему - то оказывалась на Алене - мокрая она была с головы до пяток - причем не только спереди, но и сзади.

А вот ливень в жару - не препятствие для выхода на улицу. На даче до 6 лет я пускала свою дочку побегать под дождем совершенно голенькой, а позже - только в трусиках. Под дождем лучше всего бегать босиком: пляжные тапочки - "вьетнамки" соскакивают с ноги, и сами по себе очень скользкие, могут стать причиной падений и травм, мокрые сандалии натрут ногу, да и вообще - просто приятнее бегать под теплым дождем босиком - по себе помню.

Солнечный удар возможен при неправильном пребывании ребенка (да и взрослого) на солнце (на пляже, например, это нарушение режима "песок - вода - тень".

При солнечном ударе помимо перегрева, возможен и ожог тела. Прежде всего, надо перенести пострадавшего в прохладное место, на свежий воздух. Необходимо вызвать "скорую помощь". Приподнимите ноги и уложите под колени валик из одежды. На голову необходимо положить смоченное холодной водой полотенце или пузырь со льдом. Если пострадавший в сознании, можно дать крепкий холодный чай или слегка подсолённую холодную воду.

Оберните пострадавшего мокрой простынёй, а для того, чтобы он получал больший доступ воздуха, чем-нибудь его обмахивайте. При головной боли можно дать таблетку анальгина или аспирина. Если у пострадавшего рвота, поверните его голову набок; при потере сознания - поднесите к его носу ватку, смоченную нашатырным спиртом.

Если ребёнок или взрослый получил ожоги (даже незначительные), смажьте их вазелином или любым растительным маслом. В течение нескольких дней Вам надо воздержаться от пребывания на солнце. Если на коже появились пузыри - ни в коем случае не вскрывайте их. Надо наложить повязку из сухой стерильной ткани и обратиться к врачу.

Если Вы только начали загорать, то в первые 2-3 дня находитесь в тени, особенно в период с 10 до 14 часов. Не следует также в первые дни сразу же на солнце обнажать ребенка. Первые несколько дней в для игр на солнце одевайте длинную футболку и широкие трусы, через 2 - 3 дня - только футболку, еще через 2 - 3 дня ребенка можно выпускать на пляж совершенно обнаженным (разумеется, нельзя забывать про панаму или косынку). После каждого купания намазывайте ребенка солнцезащитным кремом. Если ребенок находится на пляже голышом, то периодически смазывайте область сосков и половых органов солнцезащитным кремом с более сильной степенью защиты. Для девочек это является обязательным, а для мальчиков - желательным. Время приёма первых солнечных ванн - не более 15-20 минут. А в дальнейшем процедура загорания не должна превышать более четырех часов (обязательно делайте перерывы).

И самое главное. Обязательно проверьте, сделана ли Вашему ребенку прививка от столбняка.
 
  Рубрика: Какой должна быть школа

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА
(пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)
 
Продолжаем публиковать в рассылке педагогические эссе
Николая Ивановича Курдюмова
замечательного педагога, интересного человека, а кроме этого садовника-эксперта, автора большого количества необыкновенно интересных и полезных книг про "УМНОГО ДАЧНИКА".
Эссе публикуется с согласия автора.
Сайт Курдюмова
Книги Курдюмова можно купить в магазине "Болеро".
 
ГЛАВА 2. (продолжение)

ЧТО МЕШАЕТ НАМ ОБУЧАТЬ И ОБУЧАТЬСЯ
 

Учителям и ученикам мешает то же,
что и плохому танцору - некомпетентность!



Нагородив массу красной пропаганды, половина из которой вызывает недоумение и раздражение - но зато избавившись от всех ненужных эмоций! – я приступаю к сути самой учебной технологии. Прочитав сие, вы сможете, наконец, понять мою самоуверенность.

Для того, чтобы всерьёз научиться учиться, существует специальный учебный курс. За полтора месяца серьёзной, почти авральной учёбы вы узнаёте всё об основах обучения, о его проблемах и препятствиях, но, главное, вы приобретаете способности с ними справляться.

Здесь я приведу очень простой, детский вариант самых основных данных этого курса, к тому же вольно пересказанных и дополненных моими эмоциями. Посему, никаких способностей вы не приобретёте. Дай Бог, чтоб заинтересовались и хоть что-нибудь попробовали!

Обучение состоит из трёх основ: ПОНИМАНИЯ СЛОВ, УЧЕБНОЙ МАССЫ И ПОСТЕПЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ. Препятствий в обучении – всего три: ОТСУТСТВИЕ УЧЕБНОЙ МАССЫ, НАРУШЕНИЕ ПОСТЕПЕННОСТИ и НЕПОНЯТЫЕ СЛОВА. С самой началки школа занимается культивированием и бурным размножением этих препятствий, так что они врастают в умы и сплетаются в кучи. Детвора, за редким исключением, так глубоко тонет в них, что даже и не подозревает о поверхности, куда можно выплыть, вдохнуть и осмотреться. Открою секрет: учителя – не лучше. Они ведь учились в тех же школах. Вот и сидят они вместе с детьми на самом дне, давно забыв о способностях, которые можно создавать, вынырнув на поверхность.

Препятствия в обучении – явление и этическое, и социальное, и психо-физиологическое. Все три препятствия – это конкретный запрет жить, быть способным, управлять средой. Это боль и расстройство. Они напрямую воздействуют на ум и тело, и выражаются в конкретных физиологических и психических проявлениях.

1. ПЕРВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ: ОТСУТСТВИЕ МАССЫ.

МАССА – это что-то материальное. Изображения, предметы, звуки, материальные процессы – всё, что можно воспринять и пронаблюдать.

Все вы помните, как неудержимо клонило вас в сон на лекциях. И какая тоска, а часто и недомогание разбирало при чтении сухих учебников. И как хотелось порвать тетрадь и вышвырнуть в окно учебник, когда кто-то нудно, долго и тщетно пытался вам что-то объяснить. Причина очень проста:

НЕЛЬЗЯ ИЗУЧАТЬ ТРАКТОР, НЕ ИМЕЯ ПОД РУКАМИ ТРАКТОРА.

Делание предполагает массу, что-то материальное, реальное. Его нужно видеть, проследить, как работают все детали, узнать на ощупь, трогать, двигать, управлять. Теория тут – только объяснение того, как лучше это делать.

Умственное делание – тоже работа с массой, только масса тут умственная. Её легче всего создать с помощью реальной, физической массы. Разницы между ними, по сути, никакой. Вот пример.

Нас учат считать, перекладывая палочки или яблоки. И правильно делают! Мы видим, как в массе происходит сложение или вычитание. Эта масса становится умственной массой. Считая в уме, мы сначала двигаем умственные “костяшки счёт”. Постепенно, в результате тренировки, эти массы усложняются, уменьшаются, сжимаются, отодвигаются на задний план – создаётся умственный калькулятор. В конце концов он начинает работать автоматически, в режиме “скрыть”. Но присмотритесь к нему – там всё равно работают какие-то массы: картинки, образы, схемы.

Точно так же мы осваиваем решение других логических задач, управление всеми жизненными ситуациями: сначала создаём умственную массу, потом превращаем её в скрытый, компактный инструмент – стандартную программу поведения.

Если, читая или слушая, мы не успеваем или не можем чётко вообразить то, о чём идёт речь, то есть создать умственную массу – обучению кранты: мы отрываемся от реальности предмета.

А это вам не хухры-мухры. Недостаток массы вызывает конкретные реакции: чувство подавленности, скуку, сонливость, головокружение или раздражение. Это может сопровождаться разными болезненными ощущениями в теле. Посмотрите на ваших ребят, когда вы им что-то долго объясняете. Знакомо? Сильные предметники знают: дотошно объясняет тот, кто не может “показать на пальцах”. То есть – сам не понимает то, о чём говорит.

В начальной школе – обилие картинок, моделей, масс, и обучение весьма близко к нормальному. Но чем ученик старше, тем меньше в обучении массы и больше пустых, “подвешенных” текстов. Это странно до дикости: ведь масса необходима в обучении независимо от возраста! Но это подтверждает мою гипотезу: школа искусственно вгоняет ребят в подавленное состояние. И давить приходится тем сильнее, чем они старше - иначе их растущая дееспособность просто взорвёт нашу школьную систему. Ребята растут, а мы пытаемся сохранить их управляемость и послушность на уровне начальной школы. И теоретизация учёбы – только одна из наших неосознанных реакций. Общеизвестно: к концу школы интеллектуальные способности учеников снижаются. Вы можете это объяснить как-то иначе?..

Теперь глянем трезвым глазом на нашу лекционную систему обучения. “Можно ожидать самого высокого уровня самоубийств и заболеваний в тех областях образования, где изучаются отсутствующие массы” (Р. Хаббард). No comment.

Если студент впал в тоску и болезненное состояние – скорее всего, ему не хватает массы. Дайте её – и он сразу вылечится. Глоток массы – это глоток воздуха для ума.

КАК СОЗДАТЬ МАССУ? Способов много. Можно дать её в готовом виде. Вот трактор – пробуй, разбирай, изучай. Можно показать фильм, картинки, изобразить на пальцах, проиграть сценически. Это хорошо помогает понять текст или рассказ. Хорошие учителя так и делают: показывают, рисуют, создают опорные схемы. Точная масса заменяет кучу слов: “лучше один раз увидеть”!

Но ещё на порядок лучше, если ученик создал массу САМ. Тогда он не просто поймёт изученное, но сможет и применять его, и объяснить другому.

Можно создать массу в двух измерениях – НАРИСОВАТЬ.
Можно – в трёх: вылепить из пластилина.
А можно показать с помощью набора простых предметов. Не важно, каких – любых. Особенно удобно так показывать какой-то процесс.
Всё это называется – демонстрация, демо.

Закон: нарисовать, вылепить и показать можно всё, что угодно.
Закон: если вы не можете создать массу в двух или трёх измерениях, вы не поняли того, что изучили.
Или того, что преподаёте!

Следствие: чтобы что-то очень хорошо понять, нужно это нарисовать, вылепить, показать с помощью предметов, а потом – на пальцах. “Показать на пальцах” - не метафора. Это очень, очень хороший уровень понимания.

Тренировочное упражнение. Продаю за так идею. Соберитесь – например, математик, биолог и литератор. Возьмите ваши родные понятия средней сложности. Например: производная, отбор, эпитет. И создавайте массу этих понятий всеми способами – до полного офонарения. И показывайте друг другу. Если, например, литератор испытал озарение и увидел, что такое производная – значит, получилось. Вы даже не представляете, сколько открытий сделаете и сколько восторга испытаете, пытаясь понять то, чему давно учите!

2. ВТОРОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В ОБУЧЕНИИ:НАРУШЕНИЕ ПОСТЕПЕННОСТИ.

Даю массу: вы строите башню. Сначала вы делаете и закрепляете все опоры первого этажа. Потом на них ставите второй этаж. В нём вы тоже хорошо закрепляете все опоры и конструкции. Так же – третий этаж, и так далее. Вдруг очередной этаж рушится. Это вы в спешке не затянули несколько болтов на предыдущем этаже. Но это полбеды. Вдруг кренится вся башня – оказывается, на первом этаже забыли поставить одну опору.

Постепенность – это цепочка действий, где каждое следующее происходит благодаря предыдущему. Это – основа любого реального процесса. Например, чтобы съесть шоколадку, нужно 1) найти деньги, 2) подойти к магазину, 3) зайти в него, 4) купить шоколадку, и 5) – съесть её? Нет, 5) – сперва развернуть. Съесть – это 6). Нетрудно видеть, что недоделка или пропуск любого пункта полностью исключает результат. Не верите – попробуйте!

Освоение любого предмета, темы, навыка имеет свою постепенность. Последовательность шагов. Эта последовательность однозначна, конкретна и точна. Курс – и есть такая последовательность. Нельзя пропустить или поменять шаги местами. Потому что только полное освоение одного шага (навыка, идеи) делает возможным освоение следующего. При любом нарушении постепенности конечная способность не достигается.

Что мы тут имеем? Похожую картину.

Если в начальной школе постепенность выстроена достаточно корректно, то дальше её следы теряются в тумане. Но даже в началке шаги учёбы не осваиваются до конца.

Всё мы - разные. Шаги тоже разные. Общее – одно: все шаги доводятся до конечного результата. Упражнение, которое я прошёл за два часа, кто-то может проходить месяц – но он его закончит с той же победой! Время не имеет значения – важен результат.

Поурочная система в принципе запрещает полное освоение шагов. Перескочить дальше, не освоив предыдущее – узаконенное школой нарушение постепенности. Вы берётесь за новую тему или упражнение, и чувствуете: не идёт, не можете, не получается! При этом, как и в случае с массой, возникают свои чёткие реакции: замешательство, смятение, чувство, что голова идёт кругом, ощущение беспомощности.

Если такие симптомы появились на фоне нормальной учёбы, лекарство одно – восстановить постепенность. Нужно вернуться назад, к предыдущему шагу - туда, где ученик ещё не испытывал трудностей, где ему было всё понятно. Вот именно тут, где-то ближе к концу, ему на самом деле что-то не понятно. Тут он что-то упустил, недоработал. Как только пропуск будет найден и освоен – затор исчезнет.

Возможно, упущенный шаг далеко позади. Тогда ученик уже давно скачет по верхам, учится механически, не вдумываясь в предмет. Большинство ребят переболели этим ещё в началке или в среднем звене, и, не найдя выхода, махнули рукой и полностью самоустранились от предмета. Они просто сидят на уроках, иногда проговаривая какие-то фразы и что-то списывая, как того требуют школьные правила игры. Восстановить такое нарушение – значит, фактически просмотреть назад весь курс и залатать все дырки. Вряд ли это возможно полностью, но со своими детьми я проделал нечто похожее – и с хорошим эффектом. Это – тема отдельного эссе.

3. ТРЕТЬЕ, ГЛАВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ: НЕПОНЯТЫЕ СЛОВА.

Слова – это полнейший ужас нашего ума.
О них сказано много мудростей, но это нам мало помогает.

Вводная 1: при разговоре или в тексте каждое слово имеет одно конкретное значение. То, которое имеет в виду автор. Это очевидно и понятно.

Вводная 2: почти каждое слово имеет в языке несколько значений. Откройте толковый словарь и убедитесь. Редкие слова имеют одно определение.

Значение слов определяется контекстом. “На планете есть жизнь” - одно, “Жизнь у меня поганая” - совсем другое, а “Его жизни угрожает опасность” - вовсе третье. И у каждой “жизни” - точное определение!

При этом, чем проще и общеупотребительнее слово, тем больше значений оно может иметь. Такие слова, как “реальный”, “жизнь”, “любовь” “начало”, “время” и прочие основы языка – имеют по два десятка значений. Я уже молчу о предлогах, междометиях, местоимениях и союзах – их определения занимают по целой странице в словарях.

Вводная 3: все люди по-разному владеют определением слов.

Мы живём в разных местах и воспитываемся в разной среде. В результате восприятие языка у каждого человека индивидуально. Не просто кто-то не знает каких-то слов. У каждого есть свои фиксированные убеждения о словах!

Существует десять прекрасных, эффективных способов не понимать слова. Например, одних слов мы не знаем вообще, другие знаем неполно, третьи – неверно или неточно; про четвёртые мы что-то придумываем сами и уверены в правильности; пятые путаем с синонимами, шестые не так толкуем в контексте; седьмые просто упускаем, а при упоминании о восьмых нас переклинивает – мы их отвергаем или навязчиво удерживаем, и вообще не хотим прояснять. Для тебя любовь – святыня, а для меня – болезнь, и мы будем спорить до хрипоты. Зато для тебя культура – это культура, а когда меня попросили определить это слово, я аж словарь бросил от злости: меня в детстве ругали за “некультурное поведение”. Я прояснял это слово и все его производные целый день! И наконец понял - ничего подавляющего в культуре нет! Вот сейчас я употребляю это слово в его всеобщем значении.

Вводная 4: сложите все три указанных вводных. Теперь вы имеете больше шансов понять, почему никак не можете договориться, если разгорается спор. Я недавно дискутировал с другом-астрологом о жизни – и был снова поражён, насколько по-разному мы трактуем многие известные слова!

Вот для этого, братцы, и существуют толковые словари. Это – единственные книги, дающие возможность овладеть языком так, чтобы понимать других и быть понятым. Возможно, на уровне быта это ни к чему. Но мы ведь - учителя, или где?..


ПОНЯТОЕ СЛОВО. А что значит – ПОНЯТОЕ СЛОВО? А это, коллеги, явление, нам практически не знакомое. 1) Это слово, которому вы без задержки, сразу, без всяких “ну… это…” даёте точное и подходящее определение; 2) вы знаете все другие его определения; 3) вы знаете его этимологию, сленг и идиомы с ним; но главное – 4) вы можете без задержек и в нужном контексте употребить его несколько раз в предложениях, которые сами придумали.

Не поленитесь, попробуйте придумать пять фраз с любым словом. Начните со слова “мама”. Возьмёте круче - могут быть обидные затруднения!

Если быстро и точно составить фразы не получается – вы не понимаете слово. Мы, занимавшиеся прояснением слов, в этом уже не сомневаемся! Прояснение слов – главное занятие на курсах. Особенно вначале. Наблюдатель просит придумывать фразы до тех пор, пока они вдруг не начинают сыпаться из вас одна за другой, без затруднений. Это классное чувство: вот оно, ухватил, поймал, понял!

НАСКОЛЬКО СЕРЬЁЗНО НЕПОНИМАНИЕ СЛОВ? Невозможно представить себе масштаб непонимания слов, пока не увидишь, что такое – понимание слов. Существуют точные методы “вылавливания” непонятых слов. Они показали ошеломляющие вещи. Учителя и профессура вузов не знают кучу слов в своих собственных текстах, по которым ведут уроки. Учёные и философы не знают массу слов, которыми оперируют. Обычные люди пропускают несколько слов на каждой странице простого художественного текста. Мы катастрофически не владеем своим языком – а нас заставляют учить синтаксис и морфологию! Работая с толковым словарём, многие испытали озарение о том, что его составители тоже не знают многих слов! Наверное, поэтому у Сергея Иваныча Ожегова такие грустные глаза: он осознавал всю “силу слова”! Констатирую: словарь Ожегова - самый дельный и толковый из всех наших толковых словарей. (Кстати, получилась пара омонимов: слово “толковый” употреблено в двух совершенно разных значениях.)

Вот он – истинный смысл мифа о Вавилонской башне. Чтобы не понимать друг друга, нам не нужны разные языки. Мы и на одном языке договориться не можем – потому что наивно считаем своё собственное понимание слов нормальным и всеобщим!

И вот мы слышим или читаем фразу. И одно слово – такое вроде знакомое – пропускаем: не поняли или поняли неверно. Тут же возникает дефицит умственной массы: фраза не стала осязаемой. И тут же – нарушение постепенности: мы уже читаем дальше! Но это уже иллюзия: после пропущенного слова текст уже не воспринимается.

Доступность, понятность и читабельность текстов зависит от того, насколько близок язык автора к привычному для большинства читателей. Если ты толкуешь слова так же, как все – тебя поймут. Если вводишь новое толкование – подробно определяй его, разжёвывай на понятном языке (именно это я стараюсь делать в своих книгах). Я часто вижу книги, написанные заумным, специфическим языком. Через две страницы чувствуешь себя полным идиотом! Такой язык – лучший способ отсечь общение с читателем. Я называю такие книги “коммуникационными киллерами”. Ручаюсь: школьные учебники – к-киллеры для подавляющего большинства детей. Да что там учебники!

Недавно наши литераторы рассказывали пяти-шестилетним детишкам в садике о русских писателях. Вроде говорили просто и ласково. К счастью, воспитательница догадалась расспросить ребят: что же они услышали? Много интересного! Один – что писателем был толстый лев. Другой – что это вообще был Тигр Толстой. Вот он – уровень нашего учительского снобизма: мы “сеем разумное” и не опускаемся до того, чтобы поинтересоваться: как нас поняли?

Думаете, утрирую? Откроем детские книжки. “Пошёл котик на торжок…” - и трёхлетнего малыша переклинивает. Он не может слушать дальше, расстраивается, злится. Чепуха? Ну-ка, употребите быстренько “торжок” в нескольких фразах. Слабо?! А там ещё “коза-дереза”, “кашка-малашка” и прочие головоломки. Это не шутки, братцы. Знакомая девочка в садике стала прояснять с малышами слова из книжек – и детвора повеселела на глазах!

Как видите, пропускать слова мы начинаем с пелёнок. Вот ваш малыш читает стих на празднике. Спросите его, что значит каждое слово. Если он не боится наказания – много интересного узнаете. Попробуйте составлять предложения с этими словами – узнаете ещё больше.

Закон: каждое пропущенное слово приводит к непониманию ещё нескольких слов. Непонимание множится и ветвится – как само словообразование. Оказавшись в школе, человечек попадает в мир непонятых слов. Один учитель на тридцать человек, сорок минут на всю тему, определения, которые ничего не проясняют, а ещё сильнее запутывают – всё против понимания. С первого класса в уме ученика растёт паразитический умственный механизм - пышное дерево непонятых слов. Что же получается в результате?

В результате получается НЕСПОСОБНОСТЬ. Неспособность делать, действовать, применять, понимать. Непонятые слова – причина тупости, апатии, неспособности к искусствам, технической и умственной работе. Неспособность выражать мысли и понимать. Они просто превращают ум в сломанный компьютер.

Есть такой процесс, когда проясняются все слова по какому-либо предмету. Все, по списку. В результате человек становится полным хозяином предмета. Мрак рассеивается. Открываются способности.

Если бы какой-нибудь математик прояснил все слова математики – он бы, скорее всего, навсегда ушёл из школы.


КСТАТИ: ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ ПОНЯТНЫХ ТЕКСТОВ. Текст, который не вызовет затруднений при восприятии, выглядит так:

А. Язык его прост, ясен, понятен ребёнку. Тон – весёлый, с юмором.
Б. Текст максимально краток и ёмок – то бишь талантлив.
В. Каждая идея проиллюстрирована понятным примером.
Г. Каждая мысль проиллюстрирована рисунком (см. правила рисунка).
Д. Непонятные, допускающие двойственное толкование слова отсутствуют, прояснены в тексте или в сносках.
Е. Текст системен – разбит на главы, пункты и подпункты.
Ж. Важные мысли и факты выделены изменённым шрифтом.

Пояснительный рисунок сработает на понимание, если:

А. Его графика простая и чёткая.
Б. Изображённая ситуация достаточно проста и наглядна.
В. Детали при необходимости пояснены подписями.
Г. Тон весёлый, динамичный – годится стиль комиксов.

Именно эти правила я использую в книгах.

ПРОЯВЛЕНИЯ НЕПОНЯТЫХ СЛОВ. Реакции на пропущенные слова так же специфичны: это отчётливое ощущение пустоты, бессмысленности и апатии. А потом – отстранённость, отчуждение, досада и даже истерика. Если недостаток массы и постепенности вызывает, в общем, легко поправимые состояния дискомфорта, то пропущенные слова - это именно то, из-за чего происходит срыв в учёбе.

Бросить учиться вынуждают именно непонятые, пропущенные слова. Знаки и символы - тоже “непонятые слова”. Особенно много их в математике, физике и химии. Сокращения, аббревиатуры, символы языка, и даже знаки препинания – всё это может стать “непонятым словом”.

Механизм этого явления хорошо изучен. Пропуск слова вызывает непонимание, предмет становится нереальным – то есть не близким, не ясным. Человек всегда устраняется от того, что для него не реально. А устраняясь, он пытается остаться правым - поэтому ищет оправдания, делает виноватым учителя или сам предмет. Ненависть к предмету – это непонятые слова.

Если ученик при этом может бросить учёбу – он её бросает.
Но в нашем образовании такого выбора нет. И мы постоянно видим проявления непонятых слов. Их – два, и особенно интересно второе.

ПЕРВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ – когда человек пропустил одно-два слова в понятном тексте. Он просто тупеет. Вдруг оказывается, что уже не понимаешь, о чём речь, мысли уже далеко, или в голове пусто. Причина в том, что непонятое слово оставляет после себя в памяти пустую полосу. После него – только иллюзия понимания. В этом я убедился на себе и своих детях.

Исправить это нетрудно: надо вернуться именно туда, где всё было хорошо понятно, и внимательно, пословно перечитать текст. Где-то тут, в конце понятного куска, пропущенное слово обычно и находится. Если после его прояснения студент по-прежнему тормозит, значит, есть ещё непонятое слово – где-то раньше.

ПРАВИЛО: если есть непонятое слово, курс перечитывается заново от того места, где оно впервые встречается в тексте. Как-то, пройдя почти полкурса, я начал тормозить. И опытный наблюдатель в конце концов попал в точку: оказывается, у меня зависло слово “студент”! Оно было в самом начале курса. И я действительно не понимал его точного определения – и это мешало мне быть студентом. Перечитывал курс я уже другими глазами, и открыл много нового!

ВТОРОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ – когда давно пропущено много слов. Это просто шедевр приспособленности к среде. Товарищи педагоги! Не сочтите за дерзость, но это - подавляющее большинство наших отличников. Наши “отличные ученики” и “блестящие студенты”.

Что с ними произошло? Они давно убедились, что прояснить слова невозможно. Может быть, в началке они ещё переживали, старались выпутаться. Но увидели: это никому не нужно! Пятёрки ставят и хвалят не за понимание. И тем паче не за применение изученного. От тебя хотят только правильных ответов на вопросы и решения примеров. Бога ради – для этого не нужно никакое понимание! Нужно а) механически запоминать и б) схватывать форму решения. А если не схватил, можно и списать.

И вот перед нами ученик, блестяще “знающий теорию”. Он всегда отвечает без запинки. Правильные ответы тешат наше тщеславие – создают иллюзию хорошего результата. И всё идёт просто замечательно… до тех пор, пока такого ученика не попросят ПРИМЕНИТЬ изученное. Он боится практических и смысловых вопросов. Он даже не понимает - чего это от него хотят!? А знаете, почему? Потому что его реально здесь нет. Он давно устранился от учёбы. А вместо себя выставил манекен. Ролевой умственный контур, в точности соответствующий нашим, коллеги, требованиям.

Кстати, очень часто он это осознаёт - и презирает нас за притворство.

Чем человек старше, тем этот контур больше в него врастает. В школе, куда я пришёл уже с небольшим опытом, я поставил биологию на уши: почти отменил учебники, отбросил глупый “устный опрос”, много рассказывал и показывал, проводил массу лабораторных и письменных работ - и требовал реального понимания. Видя “контур”, пишущий чужими словами, я ставил тройку и писал: “Не твоё. Мне интересно твоё мнение”. Пятые и шестые классы поняли меня за полгода. Седьмые и восьмые вошли в колею к концу года. Девятые и десятые – так и не поняли, чего я, чудик, от них хочу!

Вот что такое, братцы, наш “отличный результат”. Сейчас, когда образование превратилось в легальный бизнес по продаже “лучших сочинений” и ответов, я вряд ли кого-то удивил этим открытием. Но тогда это было классное прояснение слова “отличник”!

Практики в нашем высшем образовании почти нет и не было. Вузы закрепляют “блестящее знание теории” - то бишь имитацию учёбы. И имеем мы молодого спеца-неумеху, для которого работа – тот же театр. Это просто замечательно: можно держать его за салагу, ругать за промахи, равнодушие и безответственность и читать морали о духе коллективизма.

Так и живём – по закону Лоуренса Питера: каждый занимает ту должность, на которой он уже не компетентен. Компетентен – значит управляется легко и без напряга. Нечего расслабляться - на повышение его! Но это совсем другая тема.

продолжение следует
 
  Рубрика: Давайте обсудим в форуме
 
  Глен Доман для больных детей
Пишет Юния:
У меня проблемный ребенок с заболевание ( типа ДЦП). Занимаемся по Доману, есть успехи. Начали с методики чтения. Ее Доман для больных детей применяет с иной целью. Исходя из состояния и возможностей ребенка уже не ставиться или отходит на другое место цель обучения чтению, а используется с целью зрительной и слуховой стимуляции мозга. В результате частые и интенсивные стимуляции приводят к росту и развитию мозга. и стимуляции речи , у кого таковой нет. Ищем соратников. Кто слышал о Домане для больных детей?
поделитесь своим опытом

Погружение в ледяную воду
Пишет Надежда, Сургут:
Окунание в ледяную воду по Б.Никитину (включение рецепторов терморегуляции) сделали 31 июля 2004 г. на 8 день жизни. Температура – 6 – 7 градусов. Наморозили 4 кастрюли воды в морозилке, разбили на мелкие кусочки с помощью молотка и ножа.
Набрали из крана холодную воду в детскую ванночку, температура воды в кране была 12 градусов. Выложили в воду кусочки льда. Лед разбежался по всей ванночке и стал быстро таять. Когда лед таял, температура понижалась на глазах. Мы измерили еще раз температуру – 9, 8, 7 градусов, давай быстрей убирать оставшиеся куски, иначе вода вообще резко упадет. Папа стал вылавливать сначала руками остатки льда (все руки обледенели, покраснели), потом давай дуршлагом. Надо было быстро вытащить лед, чтобы температура осталась хотя бы 5 градусов и кусочки не поранили тельце ребенка.
Пока папа трудился в ванной, я разбудила Семку, немного пободрствовали, приготовила белье, полотенце. Собрались мыслями, все были напряжены, никто не проронил ни слова. Я про себя читала молитву. Я зажала Семке носик, ротик. Игорь поддерживал животик. Вадим держал наготове полотенце. Раз, два, поехали – три. Над водой осталась только одна макушка (маленький кружочек). Под водой был две - три секунды, вытащили. Крик на всю квартиру. Обернули в полотенце, успокоился. Отнесли на кровать, обтерли полотенцем. Кожа – ярко красная, пылала жаром. Я одела ему распашонку, завернула в пеленку. Снова ревел, пока мы его одевали. Окончательно успокоился, как только оказался завернутым в пеленку. Грудь пососал осторожно, недолго. На кровати полежал еще тихо, и спокойно заснул. Ночью часто сосал грудь.

С тех пор Семка постоянно находится голеньким – и днем, и ночью. Ползает по голому линолеуму, при открытых форточках. Папа при открытых форточках делает динамическую гимнастику. Делаем контрастный душ и обливаем холодной водой. Зимой выводили голым на балкон на несколько минут.

Кто может рассказать о своем опыте погружения в ледяную воду? Сейчас мы думаем, что надо было окунуть не один раз, а три раза подряд, как написано у самого Б.Никитина. Но тогда нам было страшно и мы решились только на один раз.
поделитесь своим опытом

А также - новые интересные сведения о методике Тюленева читайте здесь
 
  Рубрика: Копилка идей
Игра "Так-тикль"

Эта игра похожа на шашки и на крестики нолики. правила игры довольно просты и играть в нее можно где угодно.
Игра появилась совсем недавно и очень популярна у школьников в странах Европы. Игровое поле - это 16 клеток (4Х4).
 
   

 красный

 

 

синий

 

 

красный

 

 

синий

 

 
   

 

     

 

 

 
   

 

     

 

 

 
   

синий

 

красный синий  

красный

 

 

Необычной является начальная расстановка фишек. Каждый из играющих ставит свои четыре фишки по обеим сторонам поля, через одну с фишками противника, как показано  на рисунке.
За один ход можно передвинуть свою фишку на одну свободную клетку вверх или вниз, вправо или влево, но не по диагонали.
Снимать фишки противника нельзя. задача заключается в том, чтобы расположить три фишки своего цвета в один ряд по вертикали, горизонтали или диагонали быстрее противника.
Играть в эту игру можно, нарисовав поле на песке пляжа, а вместо фишек использовать камушки и ракушки.
Удачи в игре!
 
 
 

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.danilovanews
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное