Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Раннее развитие детей

  Все выпуски  

Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

 

Раннее развитие детей. Сайт  Лены Даниловой
рассылка новостей

www.danilova.ru 

Выпуск № 43 от 23 мая 2005 года

 Проголосуйте за сайт!

Участник Интернить 2005

  Сайт "Раннее развитие детей" участвует в конкурсе "Интернить - 2005". Проголосуйте! Нажмите на кнопку (выше) и откроется страница голосования.
 Сегодня в рассылке:
  • Приглашение на тренинг-семинар по игровой терапии
  • Рубрика "Двуязычные дети": Предлагаю принять участие в обсуждении проблемных вопросов
  • Рубрика "Статьи и полезные советы" - Статья "Уроки дисциплины для карапузов, или Как понять, что такое «нельзя» и «можно»"
  • Рубрика "Новое на сайте" - Отрывки из книги И.И. Литвиной "Три пользы"
  • Рубрика "Какой должна быть школа": Николай Курдюмов: "Педагогическая опупема" продолжение
  • Рубрика "Дети и школа" - давайте обсудим школьные проблемы
  • Рубрика "Рубрика: Давайте обсудим в форуме" - "Кенгурушки, рюкзачки, слинги..."
    "Стоит ли ребенку спать вместе с родителями?"
  • Рубрика По материалам форума" - Куда пойти с ребенком в Москве в ближайшее время" Пишет участник форума Вася
  • Новости сайта www.danilova.ru
  • Самые читаемые темы форума
  • Новости магазина "Раннее развитие"
 Новости сайта:
 Самые читаемые темы форума:
 Помогите найти!
 Новости магазина:
  • Внимание! Снова в продаже "Кубики Зайцева".
    В связи с тем, что "Кубиков Зайцева" долго не было в наличии, сначала будут выполняться заказы, полученные в первую очередь. Кубики поступают небольшими партиями, но  постепенно будут обслужены все заказы.
 Знакомимся с товарами магазина:

  "Кубики Зайцева" - уникальная игра-пособие по обучению чтению детей от двух лет.
В комплект "Кубиков Зайцева" входят:
- картонные развертки кубиков со складами,
- комплект таблиц формата А1 (пять листов),
- аудиокассета или компакт-диск (на выбор),
- наполнители (металлические пробочки и деревянные палочки),
- книжка (методические рекомендации) с цветными иллюстрациями и приложениями для работы с кубиками,
- уплотнители для кубиков (картонные развертки),
- клей.
Обучение по "Кубикам Зайцева" построено на принципе складового чтения (чтения по складам, а не по буквам или целыми словами). Дети (или взрослые для детей) поют склады, написанные на кубиках и таблицах к ним, дети смотрят, как взрослые пишут им слова, дети показывают, где какое слово написано, где какой кубик, дети "пишут" указкой по таблицам слова, учатся составлять слова из кубиков.
Постепенно, незаметно для себя, дети начинают читать. И с каждым днем читают все больше и больше. Весь материал на кубиках и таблицах построен так, что дети сами познают все правила фонетики русского языка.
"Кубики Зайцева" могут быть использованы для работы с группой в условиях дошкольного учреждения и в семье (в этом случае годится для детей от 1 года и раньше).
Кубики перед началом занятий нужно собрать, наполнить должным образом, чтобы они различались еще и звучанием, раздающимся при их встряхивании, а затем склеить (о том, как подготовить кубики к работе с ребенком читайте
в книге "Кубики Зайцева в семье").
"Кубики Зайцева" Вы можете купить в нашем
магазине
 Автор рассылки:
  Вы можете задать вопрос автору рассылки Лене Даниловой или предложить свою статью для публикации по адресу danilova_lena@rambler.ru
 Наша рассылка:
Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта Лены Даниловой "Раннее развитие детей"
 Приглашаем к участию в рассылке!
  Вниманию руководителей детских клубов и центров!
Присылайте информацию о своей работе по адресу danilova_lena@rambler.ru и она будет размещена в рассылке и на сайте.
  Вниманию родителей!
Расскажите, в каких клубах и центрах занимается Ваш ребенок, поделитесь с другими родителями своими отзывами. Пишите по адресу danilova_lena@rambler.ru
     Спонсор рассылки - прибор "Ева-тест"
Первоначально "Ева-тест" разрабатывался не для предохранения. У разработчиков была другая задача - определить момент, чтобы половой акт совпал с выходом созревшей яйцеклетки из яичника женщины, то есть овуляцией. Существуют современные способы такого определения: это анализы. Но, пока их сделают, через неделю получат результаты, время будет упущено. В приборе есть датчик, который достаточно смочить слюной, и, если загорится зеленый светодиод - овуляции нет, можно спокойно заниматься сексом без последствий, если красный - вы готовы к зачатию ребенка. "Ева-тест" - как светофор: зеленый свет - живите без проблем, красный - рожайте на здоровье. Главное - вовремя достаньте из сумочки эту "пудреницу" и определитесь в желаниях.

С помощью цифрового микрокомпьютера "ЕВА-ТЕСТ" вы в течение нескольких минут определите:
 
  • период естественного предохранения от беременности,
  • сроки наступления овуляции с целью необходимой контрацепции без использования гормональных и механических противозачаточных средств,
  • вероятную беременность на раннем сроке (одна-полторы недели после овуляции),
  • наилучшее время зачатия здорового ребенка,
  • вероятность рождения ребенка определенного пола,
  • вероятную причину бесплодия и сможете наблюдать за эффективностью лечения без оказания вредного влияния на здоровье,
  • опасность вероятного выкидыша,
  • гормональный статус в менопаузе,
  • вероятность специфических женских заболеваний,
  • снижение физиологических функций организма до критического значения.

Кроме того, Вы экономите деньги! При средней стоимости противозачаточных таблеток 270 руб. прибор окупает себя всего лишь за 9 месяцев и продолжает служить Вам долгие годы!

"ЕВА-ТЕСТ" - это мини-лаборатория в косметичке (размером с пудреницу!) и неоценимый помощник на долгие годы. Надежность и качество прибора подтверждают четыре золотые медали на международных выставках в Брюсселе и Париже.

Вы можете заказать прибор "Ева-тест" по почте прямо сейчас. Стоимость прибора 3000 руб.
Читайте подробнее:
О создании "Ева-теста", Как применять "Ева-тест", Вопросы - ответы о приборе "Ева-тест", Из опыта применения прибора "Ева-тест"
 

 На правах рекламы

ХОТИТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ?

Если Вы хоть раз задавались вопросами:
  • Что мне делать, если мой ребенок слишком агрессивен или недостаточно смел?
  • Слишком требователен или слишком зависим?
  • Упрямец или застенчив?
  • Слишком ревнует к братьям и сестрам?
  • Странно ведет себя?
  • Наслаждается тем, что сводит меня с ума?
  • Слишком боится - боится практически всего?

    Значит, тренинг-семинар по игровой терапии - для ВАС.

    Вы научитесь проводить с ребенком игровые занятия, выстроенные на техниках, которыми пользуется детский психолог. Возможно, вашему ребенку уже не понадобится профессионал - Вы научитесь сами помогать ему. Игровая терапия применяется для детей примерно с 2-х до 7-8лет.

    Для этого Вам понадобится всего лишь 30 минут в неделю играть с ребенком. А как именно играть, Вы сможете узнать на наших занятиях.

    Для ребенка это возможность:
  • Выразить свои чувства и переживания в безопасной форме, исследовать их и избавиться от неприятных переживаний
  • Разрешить свои внутренние конфликты и проблемы самому
  • Избавиться от накопившегося напряжения
  • Понизить тревожность
  • Научится новым способам взаимодействия с окружающими
  • Существенно повысить самооценку
  • Максимально реализовать свои возможности и таланты, развить творческое воображение
  • Сформировать постепенно собственное мнение
  • Реакцию упрямства заменить готовностью к сотрудничеству
  • В условиях свободной игры активировать произвольные процессы внимания и памяти

    Для родителя это возможность:
  • Лучше понять своего ребенка, узнать, что его действительно волнует
  • Понять чувства и переживания ребенка (даже скрытые - агрессию, страх, обиду и т.д.)
  • Вовремя оказать помощь ребенку в проблемной ситуации
  • Создать для ребенка такую атмосферу, в которой он сможет принять ответственность за свои поступки
  • Научиться принимать ребенка таким какой он есть и выстраивать с ним теплые, дружеские взаимоотношения

    Тренинг состоит из 3 занятий продолжительностью 4 академических часа (3 астрономических) периодичностью раз в неделю. Стоимость курса - 1000 руб.

    Ведущая - детский психолог, директор Родительского клуба ''ДОМ'' (Дитя-Отец-Мать) Бурова Нина Владимировна.

    Запись на занятия:
  • по электронной почте psy-consult@tochka.ru с указанием ФИО и вашего телефона
  • по тел. 7(095)131-01-59, Нина.
    Подробнее о тренинге можно почитать здесь...

    С уважением и наилучшими пожеланиями,
    Родительский клуб ДОМ
     

  •  Рубрика: Двуязычные дети
    Предлагаю Вам обсудить в форуме следующие вопросы:
      Заставлять ли детей говорить на родном языке?
      Учить ли читать на двух языках двуязычного ребенка
      Отказ от языка своих родителей. Что делать?
     Рубрика: Статьи и полезные советы
    Уроки дисциплины для карапузов, или Как понять, что такое «нельзя» и «можно»
    Автор: Лена Данилова


    Годовалый ребенок или малыш 9-11 месяцев не может понимать, что такое опасность, не может различать ценные вещи от дешевых, маловажных, хрупкие от прочных. Поэтому вся ответственность за ущерб, причиненный ребенком самому себе или ценностям в доме лежит только на взрослых. Мы должны следить за всем, что делает ребенок, мы должны создать среду, в которой ребенку будет безопасно. Мы должны ограничить его доступ к ценным или опасным вещам.

    Но, с другой стороны, постепенно надо научить ребенка понимать, что такое «нельзя», иначе наша жизнь никогда не вернутся в привычную колею. Мы все время будем бояться, что ребенок что-нибудь сломает или поранится.

    Когда малышу все время говорят «нельзя», это слово теряет смысл. Словом «нельзя» нужно ограничивать только те действия, которые недопустимы ни под каким предлогом. Есть вещи, которые иногда можно делать, а иногда нежелательно. Их не надо ограничивать словом «нельзя», иначе ребенок запутается и решит, что нельзя, это значит не трогай сейчас. А мам выйдет и станет можно. Пример: залезать на подоконник нельзя никогда, брать песок в рот – тоже нельзя никогда. А вот стучать ложечкой по столу иногда можно (когда у вас хорошее настроение), а иногда нельзя (когда у вас болит голова или плохое настроение и вам не до чего).

    Гораздо разумнее (и понятнее для ребенка) некатегоричные запреты ограничивать другим словом, например, «не надо»: «Не надо сейчас стучать ложечкой, у мамы голова болит».
    В разных ситуациях подчеркивайте строгость своих запретов интонацией, твердостью голоса. В некоторых случаях разумнее просто убрать ребенка из опасного места или забрать у него нежелательный предмет.

    В каждой семье есть традиции и правила, которые строго соблюдаются. Продумайте заранее, что с вашей точки зрения надо запретить раз и навсегда, а что нет.

    Будьте последовательны в своих запретах или правилах. Если вы всегда не разрешаете ребенку залезать на подоконник, не стоит ставить его туда своими руками, чтобы помахать ручкой уходящему дедушке. Лучше возьмите малыша на ручки, и пусть там сидит и машет дедушке в окошко. Если мыть руки перед едой нужно всегда, то не забывайте этого делать (мыть руки ребенку своими руками), иначе потом вы не докажете ему, что это обязательное действо.

    Не допускайте, чтобы ребенок добивался своего капризами или очаровательной улыбкой. Будьте твердыми в своих принципах по отношению к тому, что действительно «нельзя». Но будьте строгой только в момент выяснения проблемы «можно – нельзя». Как только эта тема закрыта, будьте опять веселой ласковой мамочкой, от которой можно ждать только хорошее.
    Чтобы у ребенка не возникало стресса, а то и истерики, когда ему что-то запретили, никогда не подходите к нему с пустыми руками. Если мамину косметичку нельзя, то должно же быть что-то интересное, что можно! Вот и предложите ребенку что-нибудь взамен, обязательно произнося при этом слово «можно».

    Будьте внимательны к состоянию ребенка в каждый конкретный момент. Если он болен, утомлен или у него режутся зубки, то реакции на запрет может быть чересчур бурной. Не воспринимайте это как истерику.

    Не думайте, что ребенок будет понимать и запоминать все правила и запреты с первого или второго раза. Для этого нужно время и ваше терпение.

    Вознаграждение правильных действий действую лучше, чем наказание неправильных. Вместо того, чтобы наказывать за ошибки, поощряйте хорошее поведение: хвалите, ласкайте, вознаграждайте чем-либо интересным. Это не значит, что на плохое не стоит реагировать. Надо проявить строгость, но не наказывать ребенка. Чтобы не наломать дров в порыве гнева (не отшлепать ребенка, не наказать его), досчитайте про себя хотя бы до пяти, а лучше до десяти. Это поможет вам успокоиться и собраться с мыслями – решить, как поступить. Помните, что если мы будем кричать на ребенка, то и он возьмет за правило изъясняться криками. И доказать ему потом, что надо разговаривать с сестрой спокойно у вас не получится.

    Постарайтесь научиться отличать намеренные проступки от случайных. В случае злостного неповиновения ребенка все-таки, стоит поставить на место. Если вы в первый раз пойдете у него на поводу, потом будете считать, что день без истерики – редкое счастье.
    Злостное неповиновение впервые возникает, как правило, после того, как вы позволили что-то непозволительно «на людях». Так что, во-первых, не снимайте запретов, даже если боитесь, что другие подумают о вас «не так» (вы не купили что-то малышу, а он расплачется – что подумают люди). Во-вторых, постарайтесь не вводить ребенка в соблазны (самый простой способ в примере с магазином – просто не брать ребенка с собой в магазин).

    И, в-третьих. Если все-таки, вы однажды промахнулись и теперь ребенок знает, что можно попросить что-то недозволенное и мама купит, вас может ждать показательная истерика с паданием на пол и битьем об пол. Как только это случилось, надо просто взять малыш в охапку и вынести из магазина. Но еще более эффективно в этот момент один раз шлепнуть по попе. Надеюсь, вы раньше этого не делали? Тогда эффект будет просто ошеломляющим. Бить детей нельзя. Тем более младенцев. Но ребенка, который разошелся не на шутку и грозит сделать вашу дальнейшую жизнь кошмаром, можно один раз чувствительно шлепнуть. Метод не вполне гуманный, но очень действенный. Моя дочь Лиза около года первый (и последний) раз устроила истерику с падением на пол. Была шлёпнута по попке один единственный раз (в первый и в последний раз в жизни) и истерик больше не было никогда. С другими детьми было по-другому: сын в младенчестве не был капризным вообще, а с младшей дочкой я научилась предотвращать капризы до их появления – просто не создавала ситуации, которые могли бы привести к капризам. Но такое чутье мне далось только с опытом.

     
     Рубрика: Новое на сайте
    Из книги И.И. Литвиной "Три пользы"

    По многочисленным просьбам читателей сайта и рассылки была опубликована книга о здоровом питании. Вот отрывки из этой книги.


    Из главы
    ОТ РЕДАКЦИИ
    Предыстория создания книги такова: вначале автор собирала сведения о наиболее ценных продуктах, о правилах их употребления, рецепты здоровых блюд для себя, будучи вынужденной восстанавливать свое здоровье после инфаркта миокарда. Умея профессионально работать с книгами (Литвина И. И. —филолог, редактор с большим стажем работы), она около пяти лет отбирала, анализировала рекомендации различных авторов. Все самое интересное сразу опробовалось на практике, вносилось на кухню, перестраивая обыденные, и часто не самые лучшие привычки на новый лад. Результаты не замедлили сказаться. Рукописной книгой сначала заинтересовались близкие знакомые, затем дальние, и, наконец, издательство «Физкультура и спорт». Книга вышла в свет и получила заслуженное признание. А автор, не имея возможности применять более активные оздоровительные методы — физкультуру или бег, а только лишь изменив свое питание в соответствии с собранными рекомендациями, смогла значительно улучшить свое не слишком крепкое здоровье. Сейчас И. И. Литвина продолжает вести творчески активную жизнь.

    Из главы
    Десять заповедей приготовления пищи
    Из названия этого раздела видно, что речь пойдет об очень серьезных вещах. Действительно, даже самые прекрасные и свежие продукты, будучи неправильно приготовленными, теряют свою питательную ценность и могут к тому же принести немалый вред. Первая заповедь здорового питания—стараться так спланировать свое время и организовать жизнь, чтобы сразу на несколько дней приготовлять как можно меньше еды. Бирхер-Беннер, опираясь на многие исследования, сделал вывод, что пища, даже сохраняемая на холоде, все равно продолжает разлагаться и вскоре теряет всякую пользу...

    ...Мясо, рыбу, птицу лучше всего есть свежеприготовленными. В противном случае при самом сбалансированном питании по количеству и виду продуктов организм может «недополучить» необходимые ему вещества. Мясо содержит внутренний и внешний жиры, трудные для переваривания. Поэтому необходимо тщательно срезать внешний жир перед приготовлением, а чтобы вытапливался внутренний жир, лучше всего запекать мясо на решетке в духовке. Этот способ подобен тому, как жарят шашлыки на открытом огне кавказские народы. Можно также отбивать тонкие пластины мяса, нарезать их в виде бефстроганов и затем бросать в кипящий овощной бульон....

    ...Продукты, богатые крахмалом, — это прежде всего хлеб и каши. Питательной ценностью обладает только хлеб, приготовленный из цельного зерна. То же относится и к кашам. Ядрицу, овсяную крупу следует предварительно замачивать в двух с половиной объемах воды, а пшено—в трех; гречневую — на 3—4 ч в холодной воде, а овсяную и пшенную — на такое же время, но в горячей воде (лучше—на ночь). Варят кашу не более 3—5 мин, в той же воде и ставят упревать в теплое место...

    ...Овощи лучше всего запекать в духовке (можно в фольге) или варить на пару в кожуре, чтобы многочисленные минеральные вещества не уходили в воду и не пропадали. У французов есть хороший обычай: они никогда не выливают воду, в которой варился картофель, а используют ее для приготовления овощных супов. Картошка — этот овощ, к которому мы все так привыкли, в основном состоит из крахмалистых веществ. Однако содержит он и ценнейшие минералы, и витамины, и ферменты, которые сосредоточиваются в кожуре и миллиметровом слое под ней, т. е. всегда срезаются при очистке. А именно эти вещества и помогают организму в переваривании столь трудноусвояемого продукта, как крахмал. Поэтому картофель пекут в духовке и едят вместе с кожурой....

    Из главы
    Опасайтесь "вредностей"!
    ...В первую очередь необходимо исключить или хотя бы значительно ограничить потребление следующих продуктов: рафинированный сахар и все приготовленное на его основе; острые приправы, уксус, горчица (столовая), лимонная кислота; поваренная соль; копчения всех видов; жареные блюда; жирные продукты; рафинированные масла, маргарин, синтетические жиры; кофе, чай, какао, напитки «кола», алкоголь; свинина; все изделия из белой муки; несвежие, вялые овощи и фрукты; бродильные продукты на дрожжах (но пивные дрожжи считаются полезными); консервы и консервированные продукты, в том числе порошковое и сгущенное молоко; карамель....

    Из главы
    Приправы и салаты
    Различные приправы (или заправки) - особая забота любой кухни, они обогащают вкус пищи, принося ей дополнительную пользу. Кто научится правильно готовить и применять приправы, может считать, что овладел одной из важнейших тайн кулинарного искусства. Известно, что блюда, которые ароматны и красиво выглядят, лучше усваиваются организмом, чем те, на которые мы смотрим равнодушно. Издавна роль, аналогичную приправам, играли соусы. Специалисты и энтузиасты знают сотни рецептов и все время сочиняют новые и новые. Чаще всего в состав соусов входят мука, прожаренная с жиром, бульоны, желтки, сметана; способы их приготовления почти всегда противоречат законам естественного питания. Не случайно в общественном питании именно «подливки» служат причиной многих отравлений, несварений.

    В природе существует необычайное разнообразие продуктов и растений, которые можно использовать в качестве приправ. При этом они вполне доступны, недороги, не требуют длительной «кухонной возни». Растительные масла, сливки, сметана, мед, сыр, творог, соки цитрусовых и кислых фруктов, орехи, морская капуста, лук, чеснок, хрен, укроп, петрушка, сельдерей, мята, шалфей, листья настурции, чабрец - вот список основных компонентов приправ. Искусство кулинара состоит в том, чтобы наилучшим образом выбрать и объединить наиболее подходящие ингредиенты (2, 3, 4 и даже 5 из них). Можно употребить и какой-либо отдельный продукт....

    Из главы
    "Три пользы"
    Перед теми, кто переходит на естественное питание, как ни удивительно, в первую очередь возникает вопрос не «Что есть», а «Как выбрать» из многочисленных продуктов и блюд такие, которые нужно съесть, чтобы не нарушить законов сбалансированного питания. Имеющиеся у каждого человека особые возможности, условия, сезон, климат и т. д. и т. п. отнюдь не ограничивают и не уточняют проблему.

    Но сделать это необходимо.

    Вот почему, наверное, целесообразно включить в свое питание принцип «трех польз» (пусть несколько надуманный и даже формальный): если за день съесть три из указанных в списке особо ценных продукта, то можно считать свое питание полноценным, а... свою совесть спокойной. Конечно, эти продукты являются лишь дополнением к основному питанию. Однако, чтобы суметь логично и грамотно выбрать свои (и только свои!) «три пользы», не обойтись без всего того, о чем было рассказано в книге.

    В общем-то, жить по принципу «трех польз» довольно удобно, а главное - это понятие конкретно.

    Читать всю книгу
     
      Рубрика: Какой должна быть школа

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОПУПЕМА
    (пособие для сдвинутых учителей и нормальных родителей)
     
    Продолжаем публиковать в рассылке педагогические эссе
    Николая Ивановича Курдюмова
    замечательного педагога, интересного человека, а кроме этого садовника-эксперта, автора большого количества необыкновенно интересных и полезных книг про "УМНОГО ДАЧНИКА".
    Эссе публикуется с согласия автора.
    Сайт Курдюмова
    Книги Курдюмова можно купить в магазине "Болеро".
     
    ГЛАВА 2.

    ОБУЧЕНИЕ – ЭТО ОЧЕНЬ КОНКРЕТНО!
    (“научно-фантастическая” педагогика)

    Школа Щетинина в Азовке прекратила быть в 1992 году. Это был колоссальный урок жизни длинной в три года. Ураган противоречивейших событий. Эйфория – и ледяной душ. Взлёт творчества, интересная модель и яркие результаты, падение кумира, крушение иллюзий и отрезвление – всё по максимуму. Жаль тех, кто сломался. Но остальные получили мощнейший взбадривающий пинок.

    После выхода из прострации накатило жгучее желание осмыслить, осознать, понять. “Вот это – да! Ничего себе! Школа – совсем не то, к чему привыкли! Факт: мы были гораздо ближе к идеальной школе. Значит, идеальная школа ЕСТЬ! Она должна, обязана быть!!!”. И я начал искать её.

    И нашёл такое, во что почти невозможно поверить. Не идеальную школу, нет. Оказалось – вопрос не в этом. Обнаружилась система обучения, в которой не бывает неудач. Она нашлась в системе Рона Хаббарда. И перевернула все мои взгляды на школу. Проучившись полтора месяца в московском центре Дианетики, я был просто ошеломлён открытиями.

    Обучение оказалось предметом более важным, более базисным, чем школа. Впервые в жизни я увидел, что ОБУЧЕНИЕ – это очень конкретная разумная деятельность. С точными целями и точной технологией. Оно имеет определённый конечный продукт: умение. И, как следствие - независимость. Студенты нашей группы – и я в их числе – на моих глазах достигали этого результата. Не было никаких учителей, лекций, оценок, но не было ни единого прокола – независимо от способностей! Это была сама суть обучения. Технология, не имеющая отношения к школьной модели, к стилю, направлению и убеждениям учителей. Вот это да!!!

    Оказывается, результат обучения создаётся отнюдь не благодаря красноречию и упорству учителей. Умение – продукт исключительно самостоятельной работы ученика.

    Оказывается, человеку мешают обучаться конкретные препятствия. Я научился их преодолевать и подтверждаю: это работает.

    Оказывается, обучению надо учиться, как любому делу – сидя за партой! После этого и учиться, и учить на порядок проще. Просто этим никто не занимается. В школах почти не происходит обучения. Учителя, за редким исключением, заняты делом, о котором просто не имеют понятия. А оно – есть, оно существует! Я знал, я знал! В общем, с месяц я восторженно матерился, а потом осталась непоколебимая уверенность: со своими детьми я разберусь! Забегая вперёд, скажу: и разобрался.

    Вот и приехали: дело-то не в модели школы. Каждый делает школу в соответствии со своим мировоззрением и характером. Школа – это просто расширенная личность, и школьных моделей может быть столько, сколько педагогов. Все они могут различаться целями, ценностями, образным миром, технологией процесса. Но главное, ради чего существует школа – это обучение. Если оно буксует, все другие занятия и воздействия теряют смысл, и такая школа не имеет перспективы.

    Хочу оговориться: после прочтения этого эссе у вас не прибавится умения обучаться или обучать. Именно потому, что вы не обучались - а просто узнавали. Узнавание – это всего лишь знакомство. Умение же создаётся тренировками. Можно всё понять про лыжный слалом, но это не прибавит умения пройти трассу!

    Посему, когда я осознал, что у моих детей-отличников не просто есть проблемы с обучением, а эти проблемы уже давно зашкаливают – я написал маленький учебный курс по обучению и добился, чтобы они прошли его до конечного результата. Сейчас цель иная – развлекательное чтение, и я ограничусь доходчивым рассказом.

    1. ЧТО ТАКОЕ ОБУЧЕНИЕ

    “Вы учитесь не для того, чтобы узнать, запомнить, выучить или сдать – а для того, чтобы научиться делать что-то нужное”. (Рон Хаббард)

    Можно не писать больше ничего.

    Проясняю слово “обучение”. Это не профессия учителя, и не то, чем занимаются на уроках или дома. Обучение – это просто освоение окружающего мира и жизни. Реальное освоение реальной жизни. Наработка способностей, необходимых, чтобы с этой жизнью управляться. В основе обучения – базисный мотив всего живого: ЧТОБЫ УЛУЧШАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ, УМЕЙ УПРАВЛЯТЬ СВОЕЙ СРЕДОЙ.

    Наша среда – это наше тело, семья, люди, организации, денежные потоки, природа, машины, инструменты и куча всего другого. Отношения с женой или начальством, мотоцикл, свинья с поросятами, компьютер, карандаш в руке, сочинение или задачка по алгебре – каждому своё. Или управляешь ты – и процветаешь. Или оно управляет тобой – и тогда тебе хреново.

    Экспериментально доказано: улучшение жизни – то, ради чего существует разум. Смысл жизни – в улучшении самой жизни. Это так просто. Все идеалы и ценности – любовь, красота, самосовершенствование, познание, впечатления, нравственность, альтруизм, образованность, вера, самоотречение – это только средства. Ваши способы улучшить вашу жизнь. Другого смысла у идеалов нет. Нельзя улучшить чью-то жизнь, не улучшив свою. Если счастья не прибавляется – зачем нужны такие идеалы?..

    Так вот. Улучшать нашу жизнь может только то, что мы можем использовать. Поэтому любой детёныш, только появившись на свет, сразу начинает учиться. Он осваивает всё, от чего зависит выживание. Главное - управлять поведением мамы, папы и, по возможности, остальных. Потом – управлять своим телом. Общаться, играть, есть ложкой, наблюдать, читать и считать, играть по правилам, строить отношения, кататься на велосипеде, ловить рыбу, играть на гитаре, шить куртки, писать книги, и прочее, и прочее.

    Вот это и есть реальное обучение: создание способностей что-то делать. Если внимательно исследовать, как и почему оно приводит к умению, становится ясно, как нужно учить детей. Здесь, скорее всего, куча докторских диссертаций.

    Такая система обучения на порядок эффективнее школьной. Она есть, и она работает. Проблема – в нас, взрослых. У нас есть масса причин не хотеть по-настоящему обучать детей. Не обижайтесь, это правда. Чтобы обучать, надо сначала знать, что это значит – а мы этого и не нюхали. А узнав, надо решиться на абсолютно немыслимые вещи!

    УМЕНИЕ И ЗНАНИЕ

    - Я - гончар. Могу научить делать отличные горшки.
    - Я -музыкант. Могу научить играть на флейте.
    - А я - учитель. Могу… Господи, чему я могу научить?!


    Когда человек учится делать что-то важное, смысл занятия ясен. Если каждый раз получается что-то лучше, чем раньше, человек видит: он стал могущественнее, способнее. “Получилось!” - самое прекрасное переживание. Ощущение победы, переживание успеха – счастье без скидок. Если оно есть, никакие другие стимулы не нужны. Если его нет – никакие придуманные стимулы – типа оценочной системы - не помогают.

    Жизнь, при всех наших попытках сделать её условной и искусственной, безжалостно требует, чтобы наши слова не расходились с делами. Точнее, мы требуем друг от друга, чтобы дела не отставали от слов. Молчаливый профи на порядок привлекательнее, чем красноречивый неумеха. Любой мастер своего дела вызывает уважение, независимо от образованности. Наоборот, интеллектуал, знающий всё, но не умеющий ничего – весьма уродливое и жалкое явление.

    Жизнь изменяется и улучшается в результате ПРОДУКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ, а не слов. Успешно управлять автомобилем, уверенно решать интегральные уравнения, блестяще читать лекции, искусно вышивать или умело анализировать данные – это УМЕНИЯ. Умения состоят из НАВЫКОВ. Навыки создаются в результате ТРЕНИРОВКИ – и никак иначе.

    НАВЫК, УМЕНИЕ – цель обучения. ЗНАНИЯ в обучении – не самоценность, а только средство улучшить умение. Они помогают понять: зачем, каким образом это работает, и почему именно так. Знания - это как бы осознанное умение. Вся прочая информация может быть очень интересной и важной - но к обучению отношения не имеет.

    ВРЕМЯ, нужное для наработки навыка, у всех своё. В разумной системе обучения оно определяется не как “час” или “два урока”, а как “до конечного результата”.

    КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – это лёгкое и уверенное, без задержек и трудностей, многократное выполнение действия. Заодно с полным его пониманием. Проще – СПОСОБНОСТЬ ПРИМЕНЯТЬ. Демонстрация такого результата – единственная оценка, единственный экзамен. И одновременно – допуск к дальнейшей учёбе.

    Что же происходит в наших школах? Ой, много чего.

    В началке, особенно первые два года, доля навыков в учёбе довольно велика. Чтение, письмо, арифметика, пение и рисование, физкультура и труды – в основном навыки. В познавательных предметах много игровых и наглядных моментов. Здесь же - навыки поведения и новых отношений. Учебники заполнены рисунками – как и положено нормальным учебникам. Пока есть “получилось!” - есть интерес, и школа оправдывает надежды. Именно поэтому в первые годы детвора с удовольствием хорошо учится: они верят, что их и дальше будут учить навыкам и показывать что-то новое. Но уже в среднем звене – оставь надежды, всяк сюда входящий!

    Учебники становятся скопищем совершено непонятных слов, знаков и символов, а учителя впадают в иллюзию, что понять – значит прочитать определение. Как станет ясно к концу чтения, их наивность простительна.

    Русский превращается в зубрёжку правил, от которой грамотности не прибавляется, зато башка пухнет конкретно. Навыки письма дальше создаются спонтанно, просто потому, что приходится иногда что-то писать. Смертную тоску бессмысленных тонкостей морфологии, синтаксиса и пунктуации иногда разряжают сочинения, изложения и диктанты. Эти чисто тренировочные упражнения, коими и создаются навыки языка, учителя почему-то используют, как редкие контрольные работы.

    Математика каждый урок преподносит новые темы и требует новых навыков, но совершено не оставляет для них времени, и ограничивается только беглым знакомством. Когда потом, на контрольной работе, приходится что-то решать – чувствуешь себя полным тупицей. Махнув рукой на непреодолимый Монблан непонятых слов и незакреплённых действий, большинство ребят переходят в режим “демонстрации” - либо списывают, либо привыкают схватывать только форму решения примеров, отпихиваясь от никому не нужного понимания. Вот этот “полезный” навык отрабатывается по полной, и закрепляется на всю жизнь!

    Примерно то же самое происходит на физике и химии, если нужно решать задачи, писать формулы или реакции.

    Познавательные предметы – история, литература, биология, география, нематематическая часть химии и физики – практически не содержат обучения. Не возмущайтесь, коллеги – я просто точно определяю понятия. На деле это - просто ознакомление. Если же учитель – ас, то ещё и восприятие ораторского или актёрского искусства, художественных средств или музыки, увлечение, обсуждение, то есть - ПРИОБЩЕНИЕ.

    Очень странно, что за это ставят оценки и принуждают повторять именно то, что написано в учебнике (часто – ахинея ещё та!). Страшно, что никого при этом не интересует мнение самого ученика: смысл ознакомления – в обмене мнениями. Насаждение чужого мнения (то есть мнения автора учебника) – это прямое подавление. И ребята быстро принимают навязанные правила - самоустраняются от предметов и становятся “говорящими манекенами” для таких же учителей.

    Литература – вообще вид искусства. Ею надо просто наслаждаться. Воспринимать, обсуждать. К ней нужно именно приобщать. Вместо этого нас принуждают “правильно” толковать и сухо анализировать строго определённые произведения. Искусство исчезает. Остаётся чушь какая-то.

    Есть ли в школе предметы, где с начала и до конца всё в порядке с навыками? Есть. Физкультура и труды. Там и метод правильный – тренировка. Посему они – признанная всеми поколениями школяров отдушина, глоток жизни среди беспросветной школьной скуки.

    ОБУЧЕНИЕ И ПРИОБЩЕНИЕ. Налицо путаница двух во многом противоположных процессов - обучения и приобщения.

    Обучение – наработка способностей. Деятельность, делание. Отточка инструментов ума и тела. Оно конкретно, точно и бескомпромиссно. Его удовольствие – чувство победы.

    Приобщение – отдых от обучения. Впечатления, узнавание. Прекрасное, радостное и совершенно необходимое занятие. Цель приобщения – восприятие, знакомство, расширение кругозора. Здесь нет обязательных навыков и тренировок, нет конкретности. Здесь важна свобода – свобода мнения и оценки, свобода восприятия, свобода соавторства. Если нет удовольствия – нет и приобщения! О каких принуждениях тут может идти речь?..

    Итак, главное – не путать мух с котлетами, а точно знать, чем ты занят. Если приобщаешь – будь интересен, заразителен и лоялен. Если обучаешь – будь точен и бескомпромиссен в отработке навыков. А если ни то, ни другое – ну, почему этим надо заниматься именно в школе?..

    Если обучение низвести до половинчатости и личных симпатий – оно исчезает. Если приобщение вбить в рамки сухого учебника и журнала – оно тоже исчезает. Что же остаётся?.. По большому счёту - предательство.

    В целом в образовании узаконен навязчивый процесс взаимо-одурачивания, основанный на договоре: “Я буду делать вид, что тебя учу, а ты делай вид, что учишься”. Учителя не имеют никаких возможностей обучать, а ребята – обучаться. И те, и другие понимают это, но вынуждены приспосабливаться. Отсюда – тоска лицемерного оценочного контроля, фальшь и нелепость формальных отношений на уроке. Уважением пользуются редкие учителя, которые не принимают всерьёз эту комедию, пытаясь или честно обучать, или честно приобщать.


    НАВЫКИ. Я насчитал около 90 элементарных навыков в одной только арифметике. В языке навыков ещё больше. Но и “приобщатели” зря расслабляются: в любом “познавательном” предмете – куча ценнейших навыков! Об этом нужно писать отдельно и подробно. Займитесь-ка этим на досуге. А для примера возьмём литературу.

    Вот самые общие навыки: доходчиво выражать свои мысли – письменно и устно - в разных стилях; написание писем разных стилей; изложение по памяти – устно и письменно, с сохранением стиля и своими словами; сочинение рассказа, эссе, трактата, статьи, интервью; навык устного рассказа, рассуждения, доклада, дискуссии, взятия интервью и т.д. Читательские навыки: восприятие художественной прозы, трактата, делового письма; восприятие и оценка сюжета, композиции, образности, убедительности, богатства языка; анализ идейного и эмоционального плана, художественных приёмов и пр. Это – всем. А Вадим Левин, воспитывая будущих профессиональных литераторов, развивает ещё более тонкие навыки. Например, владение одним только поэтическим размером состоит из двух десятков навыков. Или восприятие звукописи в стихах – тоже группа навыков. И нет этому конца – была бы чёткая цель обучения.

    А ЧТО МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ С ОБУЧЕННЫМИ!?

    Тут я просто свою злость по стенкам расплёскиваю.
    Итак – была бы цель. Смотрим: в литературе, истории и естествознании – важнейших предметах, от которых зависит жизнь – создание навыков почти отсутствует. В математике и языке их тьма, но ни один не доводится до результата. Это происходит в большинстве школ, во всём мире, минимум двести лет подряд. То же самое, с профессиональными предметами, происходит в средних и высших учебных заведениях – за исключением музыкальных и ремесленных. Вывод один: обучение – то есть создание умелых людей - не является реальной целью системы образования. Товарищи педагоги, суши вёсла - приплыли!

    Нехилое прозрение! Поначалу расстроился: как же так, почему!? А потом представил…

    …Вот приходит домой сын, в свои 13 зарабатывающий больше меня… Или – дочь, с удовольствием уезжающая в свои 12 жить и работать в Москву или Канаду… Если честно – это моя мечта идиота. Но ведь я такой один на всю станицу! …А вот – молодой специалист, которому нет никакой нужды кланяться старому мастеру и занимать более низкую должность… Или – молодой учёный, блестяще опровергающий теорию шефа-академика… И такое – повсеместно, в порядке вещей!

    Обученный человек – это полноправный и независимый человек.
    Да никогда, ни за что мы не позволим детям стать наравне с нами! Пусть они от этого дохнут с тоски, болеют, становятся наркоманами и преступниками – но пусть остаются неумелыми, зависимыми от нас как можно дольше! Пусть набивают шишки, как мы! Пусть почитают старших только за то, что они – старшие! Пусть признают наши заслуги и опыт! Пусть нуждаются в нас! Что мы будем делать без них? Ради чего жить!? Как мы сможем их учить? За что себя уважать?! Мы же вас родили, выкормили, ночей не спали, а вы?!

    Главный ужас в том, что моя фантазия совершенно реальна. Мы дико ошиблись: человек становится полноценным не в 18, а в 12 лет. Живи дети среди нормальных взрослых, всё так и было бы. Дети МОГУТ с 12 лет работать не хуже нас, знать и уметь не меньше. И они знают об этом. Примеров тьма. Макаренко это блестяще доказал. Весь мировой опыт показывает: наибольших высот в деловом мире достигают именно те, кто начал работать – то есть стал полноправным членом общества – в 11-12 лет. Но с такими детьми пришлось бы напрягаться: тянуться за ними, меняться, зарабатывать реальное уважение - или уступать место.

    Вот этот наш страх – глобальный, древний страх – и лежит в основе абсолютно всех юношеских проблем. Дети могут быть умнее, сильнее нас – но мы этого панически боимся. Фактически, в большинстве стран происходит жёсткая дискриминация детства. Мы не считаем детей людьми. Скорее - другим видом живых существ. Что же им делать? Слабые при этом ломаются и падают в апатию (послушание), сильные – садятся на шею или бунтуют. И только редкие везунчики, в которых чудаки-родители с детства видят равноправных людей, таковыми и вырастают, не создавая никому проблем.

    Презрение к миру взрослых, конфликт “отцов и детей”, детская преступность, асоциальность, наркомания и многие психосоматические болезни – нормальный ответ человека на узаконенную беспомощность и бесправие.

    Не согласны?.. Ну вот вы, сорокалетний. Представьте, что те, кто старше вас на 20 лет, решили на этом основании оградить вас от “жизненных невзгод”. И вам, вместо нормальной роли в обществе, десять лет подряд подсовывают кинотеатры, лагеря, дискотеки и учителей – и ничего не позволяют делать всерьёз! Вы видите, сколько маразма в мире старших, но вас держат за несмышлёныша. И на все ваши возражения – “Вот станешь сам зарабатывать, тогда и вякай!”, а то и узаконенный ремень. Представили?..

    Сейчас наша детвора добивается чего-то в редких случаях благодаря, а чаще - вопреки нашему образованию и воспитанию. Попробуйте представить, что все, все дети стали идеально послушными. И верят всему, что мы творим и говорим. Что получилось? Правильно: поколение беспомощных дебилов. Посему, если наша детвора ещё бунтует, нам остаётся только радоваться: кто-нибудь изменит этот мир к лучшему. Коллеги, умоляю: прочтите Мирзакарима Норбекова “Где живёт Кузькина мать”. Он об этом пишет на порядок доходчивее!

    Прочтя эту главу, добросовестные учителя и наивные родители громко плюются и ругаются в сторону явно перебравшего автора. А я ещё не кончил издеваться. Сейчас докажу, что учитель для обучения вообще не нужен!

    продолжение следует
     
      Рубрика: Давайте обсудим в форуме
     
      Кенгурушки, рюкзачки, слинги...
    Нашел в Интернете рекламу слингов. К сожалению, у нас в Воронеже на текущий момент готовых вариантов практически нет, а те которые имеются - не слишком высокого качества.
    Хотелось бы до заказа подобного изделия по почте услышать отзывы тех, кто уже слингами пользовался:
    1) действительно ли слинги удобнее, чем рюкзачки - кенгурушки?
    2) на что (материал, конструкция, дополнительные особенности) следует обратить внимание при выборе (заказе) конкретного изделия?
    3) до какого возраста удается использовать слинги?
    4) какие проблемы (опасности) возникают при их использовании?
    расскажите о своем опыте, поделитесь своим мнением

     
      Стоит ли ребенку спать вместе с родителями?
    Нашему ребенку сейчас чуть больше 2 месяцев. Моя жена прямо с рождения решила укладывать малыша рядом с собой и пока этим очень довольна. Действительно, ей практически не приходится вставать по ночам: если намокли пеленки, то это моя забота - поменял и сплю дальше, а кормить ребенка ей удобно лежа (иногда это совмещается с полудремой).
    Опасность придавить ребенка мою жену вроде бы не беспокоит; она говорит, что сам характер сна у нее сейчас изменился и она всегда четко осознает необходимость осторожных движений.
    НО
    наши знакомые, которые также практиковали такой подход, пугают нас тем, что потом практически невозможно переучить ребенка и он ни за что не захочет спать отдельно.
    С какими неприятностями мы можем столкнуться в дальнейшем и как их избежать (минимизировать)?
    Что надо иметь в виду, если ребенок спит в одной постели с родителями?
    Когда оптимальный срок перехода к сну ребенка в своей кровати?
    расскажите о своем опыте, поделитесь своим мнением
     
      Рубрика: По материалам форума
    Куда пойти с ребенком в Москве в ближайшее время. Пишет участник форума Вася
      Музей имени Вернадского он на Моховой .
    Там камни и динозавры
    Адрес: Моховая ул., 11, стр. 2
    Проезд: Ст. м. "Охотный ряд"; "Александровский сад"

    Еще есть отличный Дарвиновский- который как раз таки на Ленинском и в нем детей любят и ждут.
    ст.метро "Академическая", 7 мин. пешком по левой стороне ул. Дмитрия Ульянова в сторону Ленинского проспекта. Большое белое здание с надписью "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДАРВИНОВСКИЙ МУЗЕЙ".
    http://www.darwin.museum.ru

    ВСЕ ИЮНЬСКИЕ СОБЫТИЯ В ДАРВИНОВСКОМ МУЗЕЕ

    "Поэзия бумаги" (корейская бумажная пластика; совместно с Ассоциацией любителей бумажного искусства; при поддержке Посольства Республики Корея), 31 мая — 26 июня.

    "Monstrum Monstruosum: образ носорога в европейской культуре", 17 мая — 26 июня.

    "Живая планета" новая свето-видеомузыкальная экспозиция
    Это, без преувеличения, уникальный проект.
    Впервые в мировой музейной практике мы соединили возможности самой современной осветительной, а также видео- и аудиоаппаратуры с естественнонаучной экспозицией. Программа «Живая планета» органично сочетает двухэкранный двадцатиминутный видеофильм, рассказывающий о зарождении и развитии жизни на Земле, пространственный звук формата Dolby Digital, работу «умных» световых приборов и, конечно, чучела животных.
    Под представление отведен самый большой зал нашего музея («Многообразие жизни на Земле»), более 500 экспонатов которого как бы оживают: издают звуки и даже двигаются. Идеально синхронизированные свет, звук и видео буквально заполняют зал. Многочисленные прожекторы активно реагируют на то, что происходит на экранах: в зависимости от эпизода включается подсветка тех или иных экспонатов. Кроме того, создается необходимая звуковая атмосфера. Все это регулируется специальной компьютерной программой.
    Продолжительность «Живой планеты» – менее получаса, однако за это время каждый посетитель успевает погрузиться в естественную среду, почувствовать себя обитателем джунглей, гор и океана.
    Разработкой и реализацией этого проекта, приуроченного к 95-летию Дарвиновского музея, занималась компания «Ультра Продакшн». Для светового и звукового оборудования была сконструирована массивная платформа, перед установкой которой целая бригада альпинистов тщательно обследовала здание на прочность. Стены зала, служащие экранами (их общая площадь – 100 кв. м.), покрыли светоотражающей краской, а в витрины с чучелами встроили прожекторы.
    Программа демонстрируется ежедневно: по будням – в 16-00, по выходным и во время каникул – в 12-00, 14-30 и 16-30.

    Гидротермы
    Гидротермы - глубоководные выходы горячих газов, заселённые своеобразными сообществами живых существ. Спуститься туда, на глубину 2500 метров можно только в батискафе, поэтому подход к новым витринам представляет собой батискаф, встроенный внутрь витрины "Море". Пройдя сквозь батискаф, Вы попадаете на борт подводной лодки с иллюминаторами. Надо заглядывать и наблюдать чёрных курильщиков (жерла вулканов, откуда по трещинам в земной коре выходят на морском дне горячие газы), бактериальные маты, белёсых креветок, странного, парящего над разломом земной коры осьминога, ни на что не похожих рифтий. Иллюзию настоящего погружения создаёт световое оформление витрины, выхватывающие из темноты то плавающую рыбу-химеру, то двустворчатых моллюсков, то червей.

    Голоса птиц - установки с голосами птиц
    Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А ещё лучше и увидеть, и услышать, и прикоснуться. Поэтому спешите на 2 этаж. Там, в зале со сложным названием "Микроэволюция" работают установки с голосами птиц. Стоит нажать на кнопочку и затрещит пеночка-трёщотка, тревожно проблеет бекас, со всей беспечностью и силой весеннего "вдохновения" отзовётся зяблик.

    Экраны
    Представить же всех этих соседей по планете - пёстрых, хохлатых, влажных, разных - в реальном масштабе и времени помогут большие экраны, установленные на разных этажах музея. Здесь демонстрируются фильмы: "История Дарвиновского музея", "Гидротермы", "Эволюция жизни на Земле", "Эволюция поведения", "Животные и континенты", "Современные экологические проблемы".

    Детский уголок
    Переключение - лучший отдых. Поэтому в холле 3 этажа есть детский уголок с мягкими подушками и кубами, где можно весело попрыгать и сбросить усталость умственного напряжения. Правда, всё это для тех, кому до 7 лет. Впрочем, родители обычно тоже бывают счастливы, отдыхая на креслах подле.

    Живые весы
    А взвесить все "за" и "против" такого активного образа жизни Вас пригласят прямо в соседнем зале "Зоогеография". Живые весы покажут вес в мышах, кошках, медведях и слонах. Правда, заодно придётся знакомиться с чучелом совиного попугая и галапагосской черепахи - живые весы расположены как раз напротив этих экспонатов.

    Движущиеся модели динозавров
    После живых весов можно попробовать пересчитать свой вес в динозаврах - хищных велоцирапторах или мирных бревицератопсах. Делать это, правда, придётся уже в уме, но с подсказкой. Движущиеся модели динозавров в натуральную величину расположены в соседнем зале "Макроэволюция"

    "Охотничьи рассказы барона Мюнхгаузена" (совместно с С. Макеевым), 28 июня — 4 сентября.

    "Живые берега" (флора и фауна московских водоемов; в рамках проекта "Природный комплекс Москвы"; совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы), 11 мая — 19 июня.

    "Там, где поет жаворонок" (флора и фауна московских лугов; в рамках проекта "Природный комплекс Москвы"; совместно с Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы), 21 июня — 11 сентября.

    А еще есть отличный музей Тимирязева
    ул. Малая Грузинская, 15
    http://www.gbmt.ru/ru/museum/

    Программа "Семья в музее"

    Внимание! В программе возможны изменения. Уточняйте, пожалуйста, информацию
    по тел. 252-36-81.
    Стоимость мероприятий указана БЕЗ учета входных билетов.

    28 мая, суббота

    Экскурсия по оранжерее. Сеансы: 12-30, 14-00. Стоимость: 24 и 50 руб.
    Экскурсия по выставке "О чем поют ракушки". Начало в 12-00. Стоимость: 14 руб.

    29 мая, воскресенье

    Комната открытий. С 12-00 до 15-00. Стоимость: 14 руб.
    Экскурсия по оранжерее. Сеансы: 12-30, 14-00. Стоимость: 24 и 50 руб.

    Информацию о ближайших мероприятиях в рамках программы "Семья в музее" можно получить по тел.: 252-36-81 (экскурсионный отдел), 252-07-49 (автоответчик)
     
     
     

    Subscribe.Ru
    Поддержка подписчиков
    Другие рассылки этой тематики
    Другие рассылки этого автора
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: home.child.danilovanews
    Отписаться
    Вспомнить пароль

    В избранное