Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Раннее развитие детей,развивающие игры


Информационный Канал Subscribe.Ru

Раннее развитие детей

На сайт "Раннее развитие"!

"Раннее развитие детей"

от Лены Даниловой

Выпуск № 61 от 31 января 2003 г.

  РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Информационная революция

Ася Штейн, по материалам журнала "Аистенок"

Похоже, информационная революция не обошлась без жертв. И жертвами этими стали дети. Благодаря радио, телевидению, мультимедийным технологиям объем информации, с которым ежедневно сталкивается современный человек, несравнимо больше того, который он получал на протяжении тысячелетий. «Что же в этом плохого? — спросит читатель. — Ведь чем больше объем информации, тем лучше развивается интеллект малыша». Проблема заключается в том, что это за информация и каким образом ребенок получает ее.

В течение первых 2–3 лет жизни ребенка происходит активный рост мозговых клеток, формируются верхние отделы головного мозга. В этот период малыш, как губка, впитывает любую информацию — звуковую, визуальную, тактильную, эмоциональную, не анализируя, а поначалу даже и не осознавая того, с чем он соприкасается. Эта информация остается в подсознании и формирует так называемый базовый интеллект, своеобразную матрицу, которая будет во многом определять дальнейшее развитие малыша — как интеллектуальное, так и нравственное.

Ребенок оказывается вовлеченным в информационную среду еще до рождения, ведь начиная с шестого месяца, когда у плода развиваются органы слуха, он прекрасно слышит все, что происходит за пределами маминого животика. Поэтому беременным искони полагалось петь песни, при них запрещалось ссориться и сквернословить. Увы, сегодня еще до появления на свет мозг крохи отравляют безвкусные сериалы, вульгарные клипы, навязчивая реклама…

Многие просвещенные родители стараются не включать телевизор, пока младенцы бодрствуют. Но, к сожалению, во время сна мозг ребенка не меньше восприимчив к информации, чем в период бодрствования. Более того, информация, которую он получил во сне, запоминается и остается в памяти практически навсегда.

Радикально настроенные родители сознательно отказываются от покупки телевизора. Но это не выход. Хорошие фильмы, информационные, аналитические, спортивные, познавательные программы необходимы, они открывают массу возможностей для обучения и развития ребенка. Чтобы «голубой экран» не превратился для малыша в идола, который заменит книги, игры, друзей, близких, необходимо с детства приучать ребенка к особой культуре пользования телевизором.

– Если у вас нет гостиной, поставьте телевизор на кухне или даже в прихожей и включайте лишь тогда, когда «идет» что-нибудь стоящее.

– Не включайте телевизор для фона. Если вы смотрите передачу во время бодрствования малыша, объясните ему: «Сейчас я смотрю новости» (или футбол). По окончании передачи подчеркните: «Все, новости закончились, давай выключим телевизор».

– Не переключайте бесцельно телевизионные каналы в поисках чего-нибудь интересного. Лучше приобретите программу на неделю с аннотацией фильмов и передач и показывайте ребенку, как вы с ее помощью узнаете, что когда идет. Можно писать расписание детских передач на неделю. Малыш с удовольствием будет им пользоваться.

– Выключайте телевизор на время рекламы.

– Не позволяйте детям пользоваться телевизором без вашего ведома. Пока они маленькие, можно выдергивать антенну и прятать пульт, а когда подрастут — ввести пароль.

Вопреки рекомендациям медиков и педагогов в полтора года малыша нередко усаживают посмотреть мультики или детскую передачу. При этом родители, как правило, не задумываются о том, какое влияние оказывает телевизор на детское сознание.

Когда мы рассказываем малышу сказки или читаем вслух, то не всегда сопровождаем текст показом картинок, и ребенок должен сам представить, как выглядят герои, что они делают, где разворачиваются события, то есть достроить к тексту видеоряд. В сказках разговор персонажей часто приводится в форме косвенной речи, и малышу необходимо мысленно воссоздать диалог. Все это очень сложная интеллектуальная работа. При просмотре телевизора задача существенно облегчается: текст сопровождается динамичным видеорядом, герои ведут разговор только в прямой речи, а значит, мозг получает информацию в упрощенном виде, и в результате у ребенка замедляется формирование текстового мышления (способности самостоятельно воспринимать, структурировать и анализировать тексты).

Визуальные впечатления сами по себе очень яркие, а если в мультфильме быстро мелькающие картинки сопровождаются музыкой, диалогами, а тем более погонями и драками, как во многих современных мультсериалах, то  это будет настоящим информационным шоком для ребенка. Избыток таких впечатлений может привести к тяжелому стрессу.

Большинство родителей интуитивно понимают, что дешевым импортным мультсериалам стоит предпочесть классические мультики. Но… сериал идет в такое удобное время, малыш буквально прилипает к экрану, и можно спокойно заняться своими делами. Так ежедневный просмотр очередной серии становится ритуалом, и неожиданный запрет малыш уже воспринимает как посягательство на свои законные права. Поэтому хочется еще раз напомнить мамам и папам: современные мультсериалы оказывают чудовищное, разрушительное влияние на интеллект и нервную систему детей. И вот почему.

– Любой классический мультфильм (например, всемирно признанная советская мультипликация, старые диснеевские мультики, веселые польские фильмы про шалунов Болека и Лелека, чешские сказки про симпатягу Крота) имеет хорошо разработанный сюжет (в нем есть завязка, кульминация и развязка). В сериале общего сюжета нет: мы видим все новые и новые, не связанные друг с другом приключения одних и тех же героев. Сериал по определению не структурирован, его можно начать смотреть с любого места и в любой момент перестать — без всяких потерь. Если традиционный мультик — это ожившая сказка, то сериал больше похож на озвученный комикс.

– В традиционном мультфильме видеоряд развивается не очень быстро: чем младше возраст детей, на который ориентирован данный фильм, тем медленнее он изменяется. Сериал — это череда стремительно сменяющих друг друга картинок, и ребенку приходится сильно напрягаться, чтобы уследить за ними.

– Герои классического мультфильма говорят литературным языком, связно и выразительно. Персонажи сериалов часто ограничиваются рублеными фразами, бессвязными нечленораздельными восклицаниями, их речь напичкана «сленгом», диалоги крайне примитивны.

– Милые мультяшные персонажи часто задаются философскими и нравственными вопросами. Вспомним хотя бы таких выдающихся философов, как Ежик из «Ежика в тумане», Винни-Пух, мыслитель Слоненок из «Тридцати восьми попугаев», крокодил Гена и лев Бонифаций. Герои сериалов если и задумываются, то лишь о том, куда скрылся противник и как бы его обмануть.

– Персонажей отечественной мультипликационной классики озвучивали великолепные актеры (А. Папанов, Е. Леонов, В. Ливанов, К. Румянова), создавшие яркие неповторимые образы. Сериалы же доходят до нас продублированными «набившими руку ремесленниками» или сопровождаются закадровым переводом.

– Поступки героев классических мультфильмов всегда мотивированы — даже самый маленький ребенок без труда поймет, что и зачем они делают. В действиях персонажей сериалов логика прослеживается далеко не всегда. Во всяком случае, она непонятна малышу. Нравственный мир маленького ребенка не знает полутонов: герой может быть либо хорошим, либо плохим. Согласно законам детской логики «хороший» должен свято соблюдать кодекс чести (защищать слабых, прощать побежденных, быть справедливым, щедрым), а «плохой» — в конечном счете исправиться или быть побежденным, а затем милостиво прощенным «хорошим» героем. В сериалах понятия «хороший — плохой», как правило, устанавливаются априорно. Так, например, считается, что земляне — «хорошие», а пришельцы — «плохие». Но, оказавшись на чужой планете в роли пришельцев, земляне поступают точно так же, как инопланетяне на Земле, но при этом остаются «хорошими». И «плохие», и «хорошие» одинаково безжалостно истребляют друг друга.

О жестокости героев мультсериалов стоит сказать отдельно. В традиционной детской субкультуре из поколения в поколение передавался неписаный «кодекс чести». Он был достаточно суров, но в нем существовали жесткие запреты: не нападать толпой на одного, не бить упавшего, не наносить ногами удары по голове и животу. Детский инстинкт самосохранения интуитивно указывал границу, за которой невинная возня становилась опасной для жизни и здоровья. Но сериал не знает подобных ограничений. Герои, в том числе и «хорошие», молотят друг друга самым зверским образом. Более того, несчастный,  размазанный по стенке или раздавленный асфальтовым катком, вскакивает как ни в чем не бывало и продолжает сражаться. В результате дети утрачивают чувство опасности, они не понимают, что их поступки могут привести к непоправимым последствиям. Недаром в последнее время так участились случаи зверских избиений маленьких детей их же сверстниками.

Просмотр сериалов, объединенных девизом «мочи все, что движется!» обжигает что-то в детской душе. В результате ласковый, отзывчивый ребенок постепенно становится нервным, агрессивным, а затем и просто жестоким. А значит, всеми силами нужно оберегать неокрепшую душу малыша от недетских страстей и переживаний современных «детских» мультсериалов.

  Играем с малышами

Чему можно научить двухмесячного ребенка
Михаил Федотов

Изобретение вечного двигателя и крутящиеся мобили.

Я когда-то прочитал о том, что двухмесячного ребенка можно научить крутить ножкой мобили и несколько дней эту науку малыши помнят. В связи с этим знакомые инженеры начали ломать голову, как снабдить нашего младшего сына вертящимся мобилем, который будет начинать движение и останавливаться по мановению детской пятки. Из зубной щётки пришлось вытащить электромоторчик на 1,5 вольта, который был соединен с мобилем, и к ползункам была подшита лента, которая уходила на маленький блок (вертящееся колесо), вынесенный из кроватки  на уровне матраца и второе колено шло вверх: поднимая ножку ребенок соединял там контакты и мобиль начинал движения. Ребенок опускал ногу и контакты разъединялись. Если у вас нет знакомых инженеров, то простенькую схему такого рода может собрать любой старшеклассник. А мы просто хотим констатировать, что ребенок самого младшего возраста абсолютно обучаем, а дальше всё зависит только от вашего упорства и фантазии. Электромоторчик от игрушки – это не «подсоединение» к городской сети, но если вам не хочется сложностей, то простой бантик, привязанный к ножке, может раскачивать воздушные шарики или колокольчики и мы вам можем гарантировать одного зрителя или слушателя, который от этих изобретений будет в полном восторге! Но это не цирковые номера: мы развиваем его ум (ребенку важно почувствовать, что он самостоятельно может вызывать какие-то необыкновенные чудеса!).

 СЕГОДНЯ:

1.Информационная революция (Ася Штейн)
2. Чему можно научить двухмесячного ребенка (Михаил Федотов)

   НОВОСТИ САЙТА

  Январь 2003
Игры по развитию речи детей от 2 до 6 лет  
"Книжные обзоры" 
"Материалы для чтения" 
"Учимся фантазировать!" 
"Груднички рисуют гуашью" 

Лекции для родителей по раннему развитию:

01.02.2003.
"Кубики Зайцева" Использование с детьми от 3 лет" 
08.02.2003.
"Что такое раннее развитие: общие принципы, обзор методик" 
15.02.2003. 
"Развитие речи детей дошкольного возраста" 
Занятия ведет Лена Данилова.
Начало занятий  в 10.30.
по адресу ул. Академика Королева, д. 8а, торговый центр "Мегасфера", нижний уровень, магазин "Маленький гений". 
Справки и запись  по телефону 785-95-57.

НАШИ РАССЫЛКИ

Рассылка 'Раннее развитие детей,развивающие игры'

Рассылки Subscribe.Ru
Раннее развитие детей, развивающие игры
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное