Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Раннее развитие детей,развивающие игры


Информационный Канал Subscribe.Ru

Раннее развитие детей

На сайт "Раннее развитие"!

"Раннее развитие детей"

от Лены Даниловой

Выпуск № 60 от 23 января 2003 г.

  РАННЕЕ РАЗВИТИЕ

Играем со звуками и музицируем

Лена Данилова 

Известно, что все дети рождаются с абсолютным слухом. Постепенно, если ребенок не слушает музыку, никак не тренирует свой слух, эта способность утрачивается (частично или полностью). И потом, в семь лет, пойдя в музыкальную школу, ребенок мучается оттого, что у него ничего не получается….
Чтобы помочь ребенку не потерять музыкальные способности, совершенно не обязательно быть профессиональным музыкантом. Мало того, можно вообще не уметь ни на чем играть….

Учимся слушать

Гремящие коробки
Возраст: от 2 лет.
Покажите ребенку два предмета, которые могут издавать звуки, например, при встряхивании. Самый простой вариант - две разных на вид коробки с мелкими предметами. Продемонстрируйте ребенку звуки, которые издают эти предметы. Потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и встряхните. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Постепенно увеличивайте количество звучащих предметов (до пяти, например) и подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук, тем самым, усложняя задачу.
Например, возьмите несколько спичечных коробков. Насыпьте в них разные наполнители - крупу мелкую и крупную (горох, фасоль), соль, пуговки, что-то еще. Можете оклеить все коробки бумагой разного цвета, чтобы ребенок запоминал, как звучит красный коробок, желтый и так далее. Если все коробки оклеить бумагой одного цвета, малышу придется встряхивать их все по очереди, чтобы найти тот, который прозвучал.
Можете сделать два одинаковых комплекта шумящих коробков (по разному наполненных, но одинаковых внешне) и предложить малышу найти пары к коробкам. Для начала возьмите один коробок, встряхните, предложите малышу найти такой же из двух предложенных. Впоследствии он сможет быстро сам находить пары в наборах по 5-10 коробков.
Если малышу нравятся такие игры, сделайте задание посложнее. В одном коробке оставьте две-три спички, в другом - штук пять, в следующем - десять, и так далее. Коробки будут звучать хоть и очень похоже, но, все-таки, каждый по-своему. Такие коробки можно не только подбирать друг к другу или искать, что прозвучало. 
Можно выкладывать в ряд от самого "тихого" коробочка к самому "громкому" или наоборот. В уже построенном ряду поменяйте местами две коробочки друг с другом. Ребенок должен найти ошибку, на слух, естественно, то есть, проверив весь ряд, и восстановить нарушенный порядок.
Или встряхните два-три коробка подряд. Предложите ребенку повторить - найти (опытным путем) и встряхнуть нужные коробки в заданной последовательности.

Что это за звук?
Возраст: от 3 лет.
Для этой игры понадобится предварительная подготовка и, как минимум, звукозаписывающая техника (это может быть простейший бытовой магнитофон со встроенным микрофоном).
Пройдитесь по квартире с магнитофоном и запишите как можно больше разных звуков, которые могут быть знакомы вашему ребенку. Например, плеск воды, шум работающего пылесоса (принтера, стиральной машины и других приборов), свист чайник, скрип двери, стук закрывающейся двери, звон ключей, падение металлической крышки от кастрюли на пол, дверной звонок, звонок телефонного аппарата и многое-многое другое. Звуков должно быть много и они должны быть разнообразными.
Можно также записать некоторые хорошо узнаваемые звуки на улице.
При прослушивании записи ребенок должен угадать, что это за звук - сказать, что звучало.
Чтобы самим не запутаться, во время записи пишите шпаргалку…


"Радио"
Возраст: от 4-5 лет.
Игра может проводиться в группе детей или один на один - взрослый и ребенок.
Из двоих играющих один будет изображать радио, а другой будет этим радио управлять. 
Суть игры заключается в том, чтобы "радио" спело песенку и не сбилось, пока капризный слушатель будет делать то громче, то тише. 
"Регулировать громкость" можно, делая вид, что двигаешь выключатель вверх-вниз, или поворачивая по кругу вправо и влево.
Какую спеть песенку может определять само "радио" или, наоборот. 
Если "радио" сбивается, на его место приходит другой игрок. Если нет, то меняется слушатель.
Если играют взрослый и ребенок один на один, то они меняются ролями по очереди после каждой песенки и играют пока не надоест.
Ну и, естественно, взрослый должен заранее сказать ребятам, что очень громко радио включать не надо, иначе сбегутся все соседи…


Кто это сказал? 
Возраст: от 4-5 лет.
Игра проводится в группе детей. 
Один из детей - водящий отворачивается, все остальные сидят на стульях или на полу в ряд. 
Один ребенок из группы сидящих произносит какое-то слово, например, "угадай!".
Водящий отгадывает, кто из ребят произнес слово. 
Естественно, дети в группе должны быть хорошо знакомы друг другу. 
Если детям по 4-5 лет, то взрослый указывает, кому произносить слово. Если дети старше, они могут между собой договориться.

Играем на пианино 
Угадываем клавиши
Возраст: от 2 лет.
Если у вас есть пианино или синтезатор, пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на них по несколько раз. Затем пусть ребенок отвернется, а вы нажмите только одну. Ему останется только угадать, какая из помеченных клавиш звучала. 
Постепенно усложняйте задания - увеличивая количество клавиш и уменьшая расстояние между ними.
Когда малыш будет легко выполнять такие задания, отметьте пять-десять клавиш. Нажимайте две-три отмеченные клавиши подряд. Пусть малыш найдет их и нажмет в прозвучавшей последовательности.
То же самое, но нажимайте одновременно на две клавиши из пяти-десяти выделенных. Потом попробуйте нажимать три и более клавиш одновременно (из нескольких выделенных).
Те же задания (найти одну клавишу, две-три подряд, две одновременно, три и более - одновременно), но не из некоторого количества обозначенных клавиш, а в некотором выделенном диапазоне. То есть отметьте фломастером начало и конец какого-то участка клавиатуры (в 10-20 клавиш).
И конечно, можно задавать ребенку все те же задания вообще не отмечая ничего на клавиатуре. То есть использовать любые клавиши инструмента.

Нарушенный звукоряд
Возраст: от 3 лет.
Сыграйте подряд три-четыре белых клавиши на глазах у ребенка. Предложите ему отвернуться и сыграйте еще раз тот же звукоряд, пропустив одну из нот и закончив на следующей по порядку. Или вместо одной из белых клавиш нажмите черную.
Когда ребенок повернется обратно, не забудьте подсказать ему, с какой ноты надо начинать. Пусть ребенок сыграет первоначальный звукоряд и угадает, какую из нот вы заменили.
Постепенно дойдите до звукоряда из 7-8 нот. Играйте в разных местах клавиатуры.

Исполни выше или ниже образца
Возраст: от 3 лет.
Объясните ребенку, что звуки бывают разными по высоте. Правда, оттого что вы произнесете подобную фразу, ничего в сознании ребенка не изменится… Нужно "показать" это, используя инструмент. 
Нажимайте клавиши, издающие очень высокие и очень низкие звуки (говоря непрофессиональным языком - с правого и левого края клавиатуры). И говорите ребенку - этот звук высокий или низкий. Для яркости, назовите высокий звук еще как-нибудь, например, тоненький, писклявый, сравните с кем-нибудь из живых существ, с птичкой или мышкой. Про низкие звуки можно придумать другие сравнения, медведь ревет или пароход гудит.
Когда ребенок хоть немного усвоит эти понятия, начните сравнивать звуки по высоте. Вы нажимаете любую клавишу, ребенок по вашей просьбе нажимает звук выше или ниже образца. Для начала "в открытую", то есть ребенок видит, какую клавишу вы нажали. 
Потом пометьте несколько клавиш на инструменте. Ребенок отворачивается, вы нажимаете одну из них, от поворачивается и выполняет задание. Затем выделяете не несколько клавиш, а некоторый диапазон, как и в игре "Угадываем клавиши".
Затем пробуйте играть со всей клавиатурой "не глядя", то есть ребенок не должен видеть, какую клавишу вы нажали, и не иметь никаких подсказок.

Не сбейся
Возраст: от 4 лет.
Еще одна игра с клавиатурой пианино.
Нажимайте клавиши, начиная с самой левой, в определенном порядке чередуя количество нажатий. Допустим, первую клавишу вы нажимаете один раз, следующую два раза, затем следующую снова один раз, затем два и так далее. 
Ребенок должен продолжить этот "рисунок" до конца всей клавиатуры не сбившись.
"Рисунок" может быть с "возвращениями". Нажимаем подряд три клавиши, одну назад. Начинаем с той, на которой остановились - и опять три вперед, одна назад. Вслух задание проговаривать не надо. Только играете на пианино. Ребенок должен "уловить" рисунок самостоятельно.
Если сложные задания не получаются, вернитесь к более простым, или отложите игру на несколько месяцев.

  Играем с малышами

Играем в мяч с ребенком 1 - 3 лет
Лена Данилова

Годовалый малыш - это маленькая обезьянка. Он повторяет все, что видит. Взрослые едят ложкой - он тоже тянется к ложке, взрослые говорят по телефону - он берет любой похожий на телефон предмет (например, пульт от телевизора или калькулятор), прижимает к ушку и лепечет по "телефону"… 
Если мы хотим чему-нибудь научить малыша, не стоит объяснять ему словами, просто делайте "это" сами и малыш потянется повторять - рисовать. Строить домик, играть с мячом.
Сегодня наш разговор пойдет именно о мяче, а точнее, о разных мячах.
Для многих игр, о которых мы будем говорить, желательно уметь два абсолютно одинаковых мяча, чтобы вы могли играть одновременно, а не передавать его друг другу, потому что малыши не любят ждать.

Катаем мяч руками

Простая игра, которая увлечет годовалого кроху. Возьмите один мяч среднего размера, сядьте на пол друг напротив друга, разведите ноги в стороны. Двумя руками покатите мяч к малышу, а он пусть катит его обратно - вам в руки. По ходу игры можете приговаривать: "кати", "лови", "к тебе", "ко мне"… Постепенно переходите на мячи других размеров - совсем маленький - теннисный мяч или большой надувной - это уже новая игра.

Когда малыш научится катать мячи двумя руками, пусть пробует делать это одной рукой - то правой, то левой - прямо от себя или в бок.

Потом учите его катать мяч руками стоя, наклонившись. Но мяч должен именно катиться, а не прыгать по дорожке - катать нужно аккуратно. 
Встаньте друг напротив друга на небольшом расстоянии (удобнее играть в коридоре, так как мяч не укатится далеко в сторону). Несильно толкайте мяч ногой малышу. Пусть он отбивает его назад. Постарайтесь толкать мяч тихонько, чтобы он почти останавливался у ног малыша, тогда ему легче будет отбивать. 

На улице или дома попробуйте играть в импровизированный гольф, крокет или хоккей с мячом. Возьмите два маленьких мячика и палки - для себя и ребенка (можно детскую и взрослую клюшку) и вместе с малышом катайте мяч вдоль дорожки или по коридору. 

Если ребенок достаточно хорошо научился попадать по мячику - рукой, ногой или палкой (клюшкой), усложняйте задания. Предложите ему катать мяч на определенное расстояние - "до того дерева" (можно не за один, а за несколько ударов, причем, если мяч перелетел, не возбраняется катить его в обратную сторону). Сбивайте мячом кегли. Расставьте на полу (или на дорожке на улице) на небольшом расстоянии от ребенка несколько кеглей (их вполне могут заменить пластиковые бутылки от лимонада). Чем младше ребенок, тем ближе кегли друг к другу, чтобы вероятность попадания была больше.
Или придумайте импровизированные воротца, под которые нужно закатить мяч - на улице это может быть лавочка, можно закатывать мяч под качели или под горку и так далее. И дома воротца можно сделать из картонной коробки средних размеров, вырезав две арки на противоположных стенках.

Кидаем мяч 

Научите малыша кидать мяч. Для начала, именно просто кидать, безо всяких дополнительных условий. Годовалый карапуз, глядя на вас, будет так же вы размахиваться, а потом просто выпустит мяч из рук. Или наоборот, зажмет его со всей силы и не выпустит в нужный момент… Помогите ему своей рукой - положите его ладошку на вашу, зажмите мяч (некрепко) вместе, размахнитесь и киньте мяч. После нескольких показов, малыш будет с удовольствием кидать мяч сам.
Учите малыш кидать мяч двумя руками - от себя вперед: от груди, из-за головы, снизу из-под ног. Вверх: снизу или держа мяч над головой. 
Одной рукой - и правой, и левой - вперед или вверх: от плеча, снизу прямой рукой, из-за головы. 
Когда малыш будет легко кидать мяч туда, куда захочет, а не туда, куда мяч сам полетит, усложняйте задания. 
Поставьте на пол картонную коробку или большое пластмассовое ведро. Поставьте ребенка на расстоянии чуть больше его вытянутой руки и предложите ему кидать мячи в коробку. Для метания в домашних условиях лучше всего подходят тряпочные мячики, набитые ватой (совсем необязательно, чтобы они имели идеальную форму). На улице можно кидать мячи для большого тенниса, пластмассовые, резиновые "по руке".
Естественно, когда ребенок освоит метание в коробку с небольшого расстояния, увеличьте его.
Если надоело кидать мяч в стоящее на полу ведро, подвесьте его на веревочке. Для начала высота должна быть такой, чтобы ребенок поднявшись на цыпочки мог просто положить мяч в ведро. А расстояние от него до цели - одни-два шага.
Целью для метания может также послужить висящий кусок картона с большой круглой дыркой в средине. И, конечно, постепенно можно уменьшать размер дырки и высоту размещения мишени.
Прекрасным приспособлением для дома может послужить детский "дартс" с мячами на липучках.
Кидать мяч можно через натянутую веревочку, на улице - через лавочку или даже через детский игровой домик…

 Уважаемые читатели!

Мы возобновляем выпуски рассылки, которая по техническим причинам долго не выходила в свет. 
Присылайте ваши советы и пожелания по адресу center@danilova.ru 

 СЕГОДНЯ:

1.Играем со звуками и музицируем (Лена Данилова)
2. Играем в мяч с ребенком 1 - 3 лет (Лена Данилова)

   НОВОСТИ САЙТА

  Январь 2003
"Книжные обзоры" 
"Материалы для чтения" 
"Учимся фантазировать!" 
"Груднички рисуют гуашью" 

Занятия по раннему развитию:

25.01.2003.
"Кубики Зайцева" Использование с детьми до 3 лет" 
01.02.2003.
"Кубики Зайцева" Использование с детьми от 3 лет" 
08.02.2003.
"Что такое раннее развитие: общие принципы, обзор методик" 
15.02.2003. 
"Развитие речи детей дошкольного возраста" 
Занятия ведет Лена Данилова.
Начало занятий  в 10.30.
по адресу ул. Академика Королева, д. 8а, торговый центр "Мегасфера", нижний уровень, магазин "Маленький гений". 
Справки и запись  по телефону 785-95-57.

НАШИ РАССЫЛКИ

Рассылка 'Раннее развитие детей,развивающие игры'

Рассылки Subscribe.Ru
Раннее развитие детей, развивающие игры
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное