Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Клуб естественного родительства


Выдающийся педагог Лев Николаевич Толстой

Потрясающе. Вертелась в голове цитата из Л.Н. Толстого: "Воспитывать детей не нужно, достаточно личного примера". Решила поискать в Интернете еще информацию о Л. Н. Толстом как педагоге, нашла и поразилась – как просто и сильно написано. Классику надо читать, классику :)

"Выдающийся педагог Лев Николаевич Толстой, всю свою жизнь посвятивший изучению феномена человека, одну из своих главных задач видел в раскрытии вопросов становления человека как нравственного существа.

Для Л.Н. Толстого воспитание есть "воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем". Воздействовать же на сердце тех, кого воспитываешь, утверждает он, "можно только гипнотизацией, заразительностью примера". "Ребенок увидит, - пишет мыслитель, - что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости, и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями". "И потому, - делает вывод Л.Н. Толстой, - все или 0,999 воспитания сводится к примеру" /1, с. 12/.

Учатся и воспитываются дети, считает мыслитель, только благодаря заразительности примера, в состоянии, которое он называет "первой степенью гипноза". Все, чему обучают детей, пишет Л.Н. Толстой, "от молитв и басен до танцев и музыки, - все это сознательное внушение; все то, чему независимо от нашего желания подражают дети, в особенности в нашей жизни, в наших поступках, есть бессознательное внушение. Сознательное внушение - это обучение, образование, бессознательное -это пример, воспитание в тесном смысле, или... просвещение" /1, с. 17/.

Мыслитель настаивает на том, что воспитание, бессознательное внушение, "есть самое важное" /1, с. 18/. Для того же, утверждает он, чтобы воспитание было нравственным, необходимо воспитателю самому жить нравственной жизнью. Только в этом случае, настаивает отечественный педагог, личный пример учителя становится мощным воспитательным фактором. "Чтобы воспитывать хорошо, - пишет Л.Н.Толстой, - надо жить хорошо перед теми, которых воспитываешь" /1, с. 14/. Главной же чертой "хорошей жизни" человека, согласно воззрениям русского философа, является его стремление к совершенствованию в любви. "Вот это самое если есть в воспитателях и если этим заразятся дети, то воспитание будет не дурное" /1, с. 18/.

"Воспитание представляется сложным и трудным делом, - говорит Л.Н. Толстой, - только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить? Потому что не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включалось бы в воспитание себя. Как одевать, как кормить, как класть спать, как учить детей? Точно так же, как себя. Если отец, мать одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то и дети будут то же делать" /1, с.11/.

Мыслитель считает, что для достижения положительных успехов в деле нравственного просвещения учащихся воспитателю следует придерживаться двух основных правил: "самому не только жить хорошо, но работать над собой, постоянно совершенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей". Л.Н. Толстой подчеркивает, что "лучше, чтобы дети знали про слабые стороны" своих воспитателей, чем то, чтобы они чувствовали, что у них есть скрытая и показная жизнь.

Практически все трудности нравственного воспитания, утверждает отечественный педагог, проистекают из-за того, что сами воспитатели не только не ликвидируют своих недостатков, "но даже не признавая их недостатками, оправдывая их в себе, хотят не видеть этих недостатков в детях" /4, с. 11/. Это и приводит, по мнению мыслителя, к тому, что в современном мире вместо воспитания с детьми ведется борьба. " А педагогика, теряя разумные основания, становится наукой о том, "каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей". Л.Н.Толстой отрицает за такой педагогикой нравственные начала и сравнивает ее с псевдомедициной, которая учит как, "живя противно законам природы, все-таки быть здоровым" /1, с. 15/.

Литература.

1. Толстой Л.Н. Мысли о воспитании // Собр. соч.: В 24 т. - М., 1913. Т.14. "

Информация взята на сайте "История педагогики", http://www.eduhmao.ru.

Предложения и замечания принимаются на iresh@mail.ru :).


В избранное