Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Знания, обреченные на успех

  Все выпуски  

Знания, обреченные на успех Когда вопрос 'ЗАЧЕМ?' не работает?


Рассылка "Знания, обреченные на успех"

Выпуск № 111

Когда вопрос "ЗАЧЕМ?" не работает?

1. Когда вопрос "ЗАЧЕМ?" не работает?

2. Отзывы по курсу "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны"

3. Результаты курса "Воспитание родителей"

4. Последние выпуски рассылки "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "Зачем?""

Когда вопрос "ЗАЧЕМ?" не работает?

Здравствуйте, дорогие читатели!

Работая очно с мамами, я обращаю внимание на то, какие вопросы они задают детям. (Заочно определить, как мама разговаривает с ребенком немного сложнее, нужно просить, чтобы подробно описывали общение).

Казалось бы, что может быть страшного в вопросах? Вроде бы это не угрозы, не приказы, не требования. Но, если разобраться, то станет заметно, что и вопросы могут наносить определенный ущерб отношениям. Если они задаются неправильно. Неправильно - это как? А вот так.

Ситуация.

Девочка 3 лет, насобирав сокровищ - тряпочки, пуговицы - в какой-то момент запихнула их в рот и проглотила. Чтобы не травмировать вашу психику, дорогие читатели, сразу скажу, что все обошлось:))) Только ночью живот болел, что неудивительно:)))

Так вот, пытаясь понять, почему девочка так поступила, мама настойчиво спрашивает: "Зачем ты это сделала?" Мама требует ответа, в ее словах тревога, недоумение, настойчивость. Вместо ответа девочка убегает, смеясь, от мамы. Та - за ней. Вместо ответа - игра.

Что мама делает неправильно?

Это зависит от того, что она хочет получить. Если игру, то она ее точно получила. Если ответ, то какой именно? Если она хотела узнать причину, то нужно было бы спрашивать не Зачем?, а Почему? Если узнать цель поступка, то вопрос Зачем? уместен. Но, на мой взгляд, она бы не дождалась ответа ни на первый, ни на второй вопрос. Ребенок еще мал, чтобы отслеживать причинно-следственные связи. Тем более, что в семье, скорее всего, отсутствует практика ответов на вопросы.

Когда мы с ней разговаривали, я спросила: "Какой ответ ты хотела получить от ребенка? Ты могла бы сама ответить на этот вопрос?" Мама задумалась. Сказала, что не знает. Сказала, что, конечно, хотела бы, чтобы дочка объяснила, с какой целью она все это проглотила. Но сейчас поняла, что не дождалась бы такого ответа. Действительно, девочка слишком маленькая.

Вывод. Попробуйте ответить на свой вопрос сами. Если даже вам он покажется сложным, не задавайте его ребенку. Лучше разбейте на понятные вопросы, на которые ребенок захочет ответить. Какие? Например: "Какого вкуса были твои тряпочки?", "Они были сладкие?", "Тебе понравилось их есть?". Возможно с их помощью вы придете к нужным вам выводам.

Спросите у себя, что я получаю от этого вопроса? Насколько мне нужно знать ответ на этот вопрос? Какую информацию я получу, услышав ответ? Как правило, вопрос "Зачем ты это делаешь?..." - риторический. Подсознательно мы знаем, что ответа не получим. Может быть, поэтому мы задаем его с такой настойчивостью.

Когда же этот вопрос работает? В первую очередь тогда, когда человек задает его себе. И учит своих детей тому же: самостоятельно задавать этот вопрос и находить на него ответ.

А вот еще ситуация из моей очной практики.

"Зачем ты так поступаешь?" - кричит мама своему сыну, который застыл над очередным домашним заданием, и никак не сдвигается с места. Он занимается чем угодно, только не примерами, которыми наполнены странички тетради. Мама, разумеется, в бешенстве. "Что будет дальше?! Я устала от замечаний учительницы, что он ничего не хочет делать!" Она уже не знает, что сказать, что предпринять, потому что ее крики не действуют, а ремень уже не пугает мальчика настолько, чтобы он бросился доделывать уроки.

Спрашиваю: "Какой ответ вы хотите получить от ребенка на свой вопрос?" Мама в замешательстве. Она была уверена, что ребенок ее слышит, понимает, но не хочет отвечать. А ведь должен ответить - она ведь у него спрашивает! Правда, то, что делает она это неграмотно, ей и в голову не приходило.

И только после детального обсуждения ситуации, мама самостоятельно приходит к выводу: он меня не слышит, не хочет слышать и слушать... И мы начинаем думать, как сделать так, чтобы ребенок начал прислушиваться к тому, что спрашивает мама, как правильно задавать вопросы, чтобы получать на них ответы, как узнать, чего хочет ребенок, а не только то, чего он не хочет...

Вывод. Чтобы понять, что вы хотите получить от ребенка, задайте вопрос себе: "Зачем я спрашиваю его об этом? Чего я хочу от него добиться?" Посмотрите внимательно на ситуацию. Возможно, ваши действия неэффективны, и стоит общаться с ребенком по-другому. При этом держа в голове цель: что именно вы хотите получить о него.

Отзывы по курсу "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны"

Отзыв от Оли

(Полностью выставлен на страничке "Отзывы о курсе...")

Главный результат, который я получила – по-другому расставила свои приоритеты на ближайшее время. Да, я разобралась со своими страхами относительно карьеры и финансов – и, что очень важно!, поняла главное – что они беспочвенны и порой наш страх разрастается лишь из одной какой-то неудачи (а у кого их не бывает!). К сожалению, наш мозг так устроен, что акцентируется на проблемах, а об успехах быстро забывает – оттуда и ноги у страхов, а, следовательно, депрессий, затяжных и портящих нам нашу прекрасную жизнь.

Ещё спасибо тебе, Кать, за совет, как учиться концентрировать своё внимание именно на позитиве, на том, что получилось, а проблемы воспринимать просто как очередные задачи, которые пока не решены и которые даны для того, чтобы сделать нас сильнее!

Ну и о приоритетах: с твоей, Кать, помощью я поняла, что все цели, которые я поставила себе на ближайшее время – они хоть и мои, просто не время для них сейчас.

Мне очень понравилось то, что ощущаешь поддержку на протяжении всего курса, ты вселяешь уверенность в себе, в своих силах, помогаешь посмотреть на свою ситуацию другими глазами – сразу в голове возникают возможности, как изменить это. И самое главное – огромный твой плюс: ты не даёшь готовых рецептов, практически ничего не советуешь, а делаешь так, что курсант до всего доходит сам. А это ведь самое эффективное! Готовое забывается сразу, а те знания, что добыты собственным трудом, прочно оседают в голове!:)

После завершения курса могу точно сказать, что он пройден не зря, и мне очень будет не хватать этого почти ежедневного общения с тобой в течение 2 месяцев, твоего заряда бодрости, уверенности, которые передаются и нам, даже по Интернету:))

Оля

Отзыв от Оксаны

(Полностью выставлен на страничке "Отзывы о курсе...")

- Научилась смотреть на страх общения и другие свои страхи без страха, а с любопытством, как ты, Кать, и обещала :)))

- Стала отвечать на телефонные звонки, перестала скрываться от людей, спокойно хожу в магазины и другие общественные места и даже получаю удовольствие от общения.

- Научилась анализировать собственное поведение, состояния и ситуации, в которых я оказываюсь. Могу сказать, что самоанализ вошел у меня в привычку.

- Научилась видеть смысл в своих действиях и поступках.

- Научилась относиться к различным событиям и ситуациям своей жизни, как к чему-то неслучайному; научилась анализировать происходящее – зачем оно мне понадобилось, какие выгоды я получаю от происходящего и каким другим – менее болезненным (если речь идет о какой-то сложной для меня ситуации) способом можно получить эти самые выгоды.

- Стала чуть более открытой, учусь доверять людям.

- Начала сближаться со своими близкими – заводить откровенные разговоры, открыто проявлять свои чувства и эмоции, обсуждать с ними свои переживания.

- Стала более уверенной в себе и в своих силах и возможностях. Окрепла вера в «сбычу мечт» и возможность решить любую проблему.

- Благодаря курсу, а конкретно девятому заданию и выявленным в процессе его выполнения неопровержимым доказательствам :)), я смогла, наконец, понять и убедиться в том, что я на самом деле гораздо лучше и успешнее, чем сама о себе думаю. Благодаря этому значительно выросла моя самооценка, которая была, кажется, уж ниже некуда.

- Стала относиться к депрессии «как к насморку, который мешает дышать легко и свободно». Ближе к концу курса случилась у меня одна депрессия, но она носила больше экспериментальный, исследовательский характер. «Вошла» я в нее скорее для того, чтобы понаблюдать за самой депрессией, ее развитием, чтобы проанализировать свое поведение. Когда у меня накопилось достаточно впечатлений, ответов на поставленные вопросы и материала для дальнейшего анализа, я взяла и, о чудо! – запросто вышла из этого состояния :)) И поняла, что кроме как собирать дополнительную информацию для самоанализа, мне там делать нечего :)))

- Можно сказать, что научилась думать. Никогда прежде мне не думалось с таким удовольствием, так много и так результативно. Стала мыслить более упорядоченно и логически, появилось много новых идей. Стало легче формулировать мысли и идеи.

- Научилась мыслить конкретными категориями, а если вдруг всплывает какая-то абстракция, автоматически начинаю задавать себе уточняющие вопросы и конкретизировать ситуацию.

- Перестала бояться новых испытаний, которые преподносит мне жизнь. Появился интерес к преодолению трудностей, азарт в испытании своих возможностей.

- Перестала строить предположения о том, что думают обо мне окружающие. Просто забила на это :)))

- Хорошо прочувствовала то, что все – преходяще, переживаемо, преодолимо. Редко о чем можно сказать: «Так будет всегда» или «Этого не будет никогда» (это были мои любимые обобщения :))

- Поняла, что бОльшая часть моих представлений о той или иной ситуации – лишь плод моего воображения и не имеет ничего общего с действительностью.

- Поняла, что единственно правильный выход из любой проблемной ситуации – это действовать, а не сидеть и дрожать от страха, усугубляя тем самым ситуацию. Поняла и действую :)))

- Поняла, что когда я начинаю испытывать какие-то негативные эмоции, направленные против окружающих меня людей – сердиться на кого-то, обижаться, раздражаться, злиться, проблема чаще всего заключается во мне самой. В психологии это называется проекцией (это мне знающие люди подсказали, когда я делилась с ними впечатлениями :)) А после того, как поняла, перестала валить всю вину на окружающих, а, прежде всего, взялась за себя.

- Научилась брать на себя ответственность за свои поступки.

- Почувствовала больше внутренней свободы, стала дышать легче и свободнее.

…Ставлю многоточие, т.к. уверена, есть еще результаты, о которых я сейчас забыла и которые проявятся в конкретных ситуациях.

Предложенный тобой, Кать, алгоритм настолько прост в применении, что может быть доступен любому. Конечно, при одном необходимом условии – наличии достаточно сильного желания и готовности работать. В популярной психологии существует множество рекомендаций и способов типа «как справиться со своими страхами», «как перестать беспокоиться и начать жить» :)) Но, начиная по ним работать, мне никак не удавалось довести дело до конца – я быстро теряла интерес, т.к. чем-то эти рекомендации не устраивали меня, часто являясь простым нагромождением советов, связанных между собой лишь общей темой.

Твой же курс, Катюш, удивительно гармоничен и целостен – в нем нет ничего лишнего, каждое слово, каждое предложение в нем взаимосвязаны и подчинены главной цели – укрепить веру в себя и доказать, что справиться со своим страхом, депрессией, да и вообще с любой проблемой ВОЗМОЖНО. Может быть, поэтому он оказался для меня единственно эффективным способом разделаться со своей застарелой (я бы сказала, пожизненной) проблемой – страхом общения. И результат тем более удивителен, что наряду с главной своей проблемой мне удалось решить и массу других проблем, а некоторые рассосались сами собой по ходу работы :))) Кстати, прочитав впервые название курса, я подумала: «Возможно ли в рамках одного курса решить такой широкий круг проблем?!». А оказалось, что возможно даже больше :))) Причем за такой короткий срок – каких-то пару месяцев.

Девочки, спасибо вам огромное за отзывы! Мне тоже очень нравилось работать с вами. И я рада, что вы получили то, что хотели от курса. А некоторые даже больше:)) Рада, что в практической on-line психологии появился еще один эффективный инструмент по работе со страхами, проверенный вами на себе. Спасибо!

Результаты курса "Воспитание родителей"

Аня начала проходить курс "Воспитание родителей" давно. Закончила первую часть курса по взаимоотношениям с детьми и пропала.:)) Эти строки написаны после ее появления на втором этапе работы по курсу. Результаты первой части оказались проверены временем.

Кстати, детская часть курса до сих пор приносит плоды. Когда работала с тобой, пыталась все анализировать и решить проблемы штурмом, а потом немного раслабилась - и идеи возникшие в ходе работы проникли глубже - сейчас стала гораздо реже раздражаться и орать на детей. Муж не раз подмечал, что я стала гораздо спокойнее и терпимее.
Все это время я с удовольствием читала твои рассылки и отзывы других людей. Могие ситуации и переживания очень похожи на мои. И то, как другие справляются, да даже просто формулируют проблемы, нахожу очень полезным для себя. Спасибо тебе огромное за такую возможность.

Аня

Напоминаю, что на курсе "Воспитание родителей" действует предновогодняя 10% скидка. До 1 января его можно оплатить по цене 2.250 рублей.

Последние выпуски рассылки "Вопросы и ответы для родителей. От сайта "Зачем?""

Как убедить маму в любви дочерей?

На сегодня прощаюсь с вами!

Заходите на мой сайт. На страничке "Вопросы и ответы" постоянное обновление. На ней можно задать вопрос и получить оперативный ответ.

ВНИМАНИЕ!

На курс "Воспитание родителей" объявляется предновогодняя 10% скидка. До 1 января его можно оплатить и начать проходить по цене 2.250 рублей.

На страничке"ОТЗЫВЫ о курсе "Воспитание родителей"можно почитать о результатах, которые получили мамы, прошедшие курс.

ЗДЕСЬ выложены промежуточные результаты курса. Те успешные шаги, которых достигают курсанты в ходе работы.

ЗДЕСЬ подробно расказано о новом курсе "Депрессия. Страхи. Иллюзии. Взгляд со стороны"

До скорых встреч!

Катя Мануковская

 


В избранное