Из-з-звините, я от-т-твечать не м-м-могу! 300 тысяч
детей в России - заики. Как помочь таким ребятам?
- Не волнуйся, говори, я тебя слушаю!
Очень часто ребятам мешают хорошо учиться в школе самые разные нарушения речи.
Но многие родители на это либо не обращают внимания ("само пройдет!"),
либо считают недуг ребенка неизлечимым. Между тем школьникам можно помочь. Сегодня
мы расскажем родителям о заикании.
И как же мучаются ребята-заики! У доски нормально не ответить - класс смеется,
учитель всем своим видом показывает, как устала ждать, пока ты всю фразу выговоришь.
С ребятами на переменке не поболтаешь. Постоянные волнение и страх, что тебе
опять не дадут сказать, могут достичь такого накала, что с маленьким человеком
происходит нервный срыв. При наличии абсолютно здорового интеллекта растет психологически
деформированная личность.
- Заикание - это нарушение плавности речи. Оно возникает на нервной почве и
сопровождается страхом речи, - объясняет директор Центра нетрадиционного лечения
речевых расстройств, логопед с 30-летним стажем Галина ТРОЯН. - На самом деле
это сложнейшее заболевание сродни онкологии и сердечным патологиям. Считается,
что плохо поддается лечению. И в большинстве случаев это правда. Как правило,
врачам удается на непродолжительный период снять спазмы, восстановить речь или
ее немного выровнять. Но спустя время проблема возвращается. И все же с этим
недугом, если он возник в детском возрасте, зачастую можно справиться.
Причины недуга
- чрезмерная разница между мощностью речевых центров;
- наследственность;
- левша, переученный на правшу. В результате такого "переучивания"
центр Брока перемещается в другое полушарие мозга;
- сильные потрясения, испуг. Неустойчивая к стрессам нервная система может "засбоить"
даже от неожиданного лая собаки.
Почему люди заикаются?
Говоря упрощенно, нашу речь контролируют три мозговых центра: центр Брока "отвечает"
за голос - голосовые связки, мышцы гортани. Центр Вернике - это центр слуха.
А при помощи "ассоциативного центра" мы думаем, что говорить дальше.
В первые месяцы жизни "задействован" наиболее мощный центр Брока (благодаря
ему ребенок лепечет). Спустя несколько месяцев малыш начинает распознавать слова.
Это "включается" центр Вернике. И только к 2 годам на полную начинает
"работать" "ассоциативный центр". Именно в это время ребенок
начинает говорить фразами.
К 2 - 3 годам ребенок учится синхронизировать все речевые центры. А с двух
до пяти лет происходит закрепление механизма речи. Чтобы мы могли говорить плавно
и понятно, все три центра должны работать синхронно. Если хотя бы один из центров
начинает "сбоить", возникают запинки, повторы, судорожные сокращения
мышц.
Заиканию особенно подвержены впечатлительные дети в возрасте от 2 до 8 - 9
лет. До того как ребенку исполнится 10, папам и мамам важно беречь дитя от избытка
информации трагического и драматического характера, от фильмов и сказок-ужастиков.
Различают две разновидности заикания
Легкое - в начале речи, когда человеку трудно произнести первый слог. Эта разновидность
имеет невротическое происхождение.
Тяжелое - с судорогами при произнесении каждого слова, с навязчивыми движениями,
с вываливанием языка, в сочетании с эпилепсией. Это уже невроз.
Чтобы устранить заикание, нужно лечить нервную систему. Но не каждому логопеду
это под силу. Отсюда устоявшееся мнение в бесплодности лечения.
Как обычно лечат?
Логопеды, как правило, советуют поначалу научиться замедлять темп речи, чтобы
все три мозговых центра успели друг с другом согласовать работу. Очень помогает
пение - так формируется плавность речи.
Врачи-невропатологи предлагают таблетки, "глушащие" нервную систему.
Часто рекомендуют использовать гипноз.
Еще одна методика - психотренинг в сочетании с музыкотерапией.
Если нет органических патологий, многим такие занятия помогают избавиться от
заикания.