Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первокласников Как выбрать школу (часть 3). Нетрадиционные системы обучения


Информационный Канал Subscribe.Ru

   

 

Тематические статьи

 
 
Родителям будущих первоклассников.

Как выбрать школу (часть 3). Нетрадиционные системы обучения.

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики! Сегодня мы продолжим разговор о новых педагогических системах обучения, знание основ которых поможет Вам более продуманно подойти к вопросу выбора школы для Вашего ребёнка.

 

Итак, в чём суть системы Л.В.Занкова?
Обучение, согласно Занкову, направлено на общее развитие личности – развитие воли, ума, и чувств, то есть, учитель не отталкивается от особенностей детского мышления, а ведёт за собой развитие ребёнка. Такая педагогика не ставит целью просто развить в ученике ряд психологических процессов: внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, воображение. Главная задача системы Занкова – это переработка знаний с помощью этих видов умственной деятельности. Развитие ума, согласно системе Занкова, связано с развитием воли – желанием и умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на её достижение. Эта методика стремится вызвать у ребёнка как можно больше эмоциональных чувств и переживаний, через которые будет происходить развитие различных чувств: эстетических, нравственных, интеллектуальных, - то есть то, что составляет духовное богатство человека. Согласно этой системе, учебный процесс следует организовать так, чтобы новое не было напрямую вложено в ребячьи головы, а рождалось ими самими в результате сложных мыслительных процессов.

Главные отличительные особенности системы обучения Занкова от традиционной школы – это: системность обучения, ведущая роль теоретических знаний, обучение на высоком уровне трудности, предполагающее применение метода сравнения, осознание ребёнком процесса обучения. Отличает систему развивающего обучения и то, что в ней упор делается на зону ближайшего развития, то есть область потенциальных возможностей, которые позволяют ребёнку вступать в контакт со взрослым и под его руководством на более высоком уровне решать поставленные задачи. Выход на зону ближайшего развития осуществляется через постановку трудных заданий. Школьник в рамках своей зоны ближайшего развития самостоятельно работает со вспомогательными источниками – словарями, справочниками, энциклопедиями – для поиска дополнительных сведений. Такая методика работы учителя с учётом зоны ближайшего развития вырабатывает у детей самоконтроль. Также ребёнок учится планировать собственную деятельность в условиях контроля и помощи со стороны учителя. Знания, умения, навыки, формирование которых является основной задачей традиционной школы, в системе Занкова являются только базой, информационным фундаментом, необходимым для развития потенциальных возможностей ребёнка. Главное в этой системе: знания не даются в готовом виде, в ходе сопоставления, в рамках практической задачи, дети сами открывают новое для себя знание.

Основные принципы концепции Л.В.Занкова.
Обучение идёт на более высоком уровне сложности. В первые три года обучения преподаются дополнительные предметы: география, естествознание, история. Ребёнок изучает материал более быстрым темпом, чем его сверстники в традиционной школе. Занков поощряет интенсивную самостоятельную деятельность, которая выражается и во внеурочной работе. Практикуется обучение в виде специальных экскурсий. Систематически проводятся «отслеживание», «контрольные срезы» - термины неудобоваримые, но точные. Без этого постоянного кропотливого «отслеживания» опыт будет развиваться медленно и спонтанно.

 

Взаимодействие учителя и ученика.
Система Занкова, как мы уже говорили, является личностно ориентированной. Учитель принимает ученика таким, каков он есть, и учитывает, что при общем обучении развитие ребёнка сугубо индивидуально. Учитель стремится к сотрудничеству с учениками. Учитель руководит поиском ответов на поставленный ребёнком вопрос или учебную задачу. Он не даёт прямых подсказок, а помогает ученику найти решение. Последователи системы Занкова полушутя-полусерьёзно говорят, что ошибка ученика – это счастливый случай для учителя, так как даёт возможность совместного поиска истины. Ученики не находятся в беспрекословном подчинении учителю и плану урока, на занятиях они могут общаться друг с другом, спорить, отстаивать свою точку зрения. Система Занкова (равно как и система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова) полностью изменяет роль учителя, который чувствовал себя полным хозяином ребячьих душ и требовал беспрекословного подчинения. Репродуктивный метод обучения в государственных школах – воспроизведение слов учителя и текста учебника – в системе Занкова сходит на нет. Колоссально изменяется и роль ученика, который перестаёт быть лишь объектом педагогических деяний. В школах и классах, занимающихся по Занкову, ученики беспрепятственно вступают в спор с учителем и отстаивают свою точку зрения. Учитель контролирует и оценивает работы детей с помощью отметки.

 

Мнение специалистов.
Уровень подготовки и развития детей по системе Занкова оказывается выше, чем при обучении по традиционным методикам. Большое достижение этой методики в том, что она направлена на развитие разных сторон психики ребёнка. Однако надо помнить, что не все дети могут выдержать уровень сложности и быстрый ритм преподавания. Учебная нагрузка в таких классах достаточно велика, кроме того, эта система разработана лишь для начальной школы. Поэтому стоит большой вопрос: а легко ли «занковский» ученик воспримет программу обучения в средней школе?

 

 

На нашем сайте www.lychik.ru Вы можете узнать ещё об одной нетрадиционной системе обучения, основанной на концепции Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
В следующей рассылке мы расскажем о системе обучения Ховарда, а также коснёмся основ Вальдорфской педагогики.

Статью подготовила заместитель директора по учебной части школы «ЛУЧиК» Е.В.Иванова (по материалам журнала «Обучение и карьера» и книге О.Морозовой «Я иду в школу»).

Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

Ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы Вы найдете на нашем сайте в рубрике "Вопросы и ответы"


 

Родителям школьников образовательный центр «ЛУЧиК» предлагает ознакомиться с интересной информацией о программе подготовки к школе для детей 5-6 лет, об особенностях обучения учеников 1-11 классов в школе «ЛУЧиК», программе довузовской подготовки для старшеклассников, узнать самые актуальные и важные сведения о вузах Москвы на страницах сайта www.lychik.ru в разделе «Школа» (дополнительная информация о школе"ЛУЧиК" по тел. 211-52-11).

 
 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.child211
Отписаться

В избранное