Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первокласников Как определить готовность ребёнка к школе.


Информационный Канал Subscribe.Ru

   

 

Тематические статьи

 
 
Родителям будущих первоклассников.

Как определить готовность ребёнка к школе.

 


Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы расскажем о том, что психологи вкладывают в понятие «готовность к школе» и как её можно определить самостоятельно.
Итак, ваш 6-летний ребёнок скоро пойдёт в школу. Как хочется, чтобы он был успешен, чтобы всё у него ладилось: и с учёбой и с одноклассниками, да чтоб и учительница любила его как родного. Ради этого мы готовы на всё. Мы учим малыша читать, рассказываем про солнечную систему, считаем всё, что только можно сосчитать. Достаточно ли этого? Можно ли быть уверенным, что читающий, считающий, и знающий названия всех давно вымерших динозавров ребёнок будет успешным в школе?


К сожалению, нет. Помимо интеллектуальной готовности (читать, считать, общей осведомлённости), готовность к школе включает в себя и другие, очень важные характеристики, отсутствие которых может очень усложнить жизнь ребёнка в школе. Самостоятельность, адекватная самооценка, умение планировать и контролировать свою деятельность, хорошая пространственно-временная ориентировка, крепкое физическое здоровье, умение общаться с детьми и взрослыми, высокая познавательная активность, преобладание учебных мотивов над игровыми – вот перечень важнейших характеристик, от которых зависит, будет ребёнок успешным в школе или нет.
Рассмотрим более подробно важнейшие из вышеперечисленных характеристик.


Хорошо подготовленный к школе ребёнок должен уметь планировать свою деятельность:
- если ребёнок может поставить цель и достигнуть её – мы будем говорить о высоком уровне планирования;
- если малыш, поставив цель, осуществит её лишь частично, - это средний уровень планирования;
- если действия ребёнка абсолютно не соответствуют поставленной цели или ребёнок действует хаотично, совершенно не пытаясь достигнуть цели, мы имеем дело с низким уровнем развития данного качества.


Очень важная характеристика готовности к школе – это умение контролировать результат своих действий:
- если ребёнок может самостоятельно сравнить результат своих действий с поставленной ранее целью, можно считать, что у него высокий уровень контроля;
- если ребёнку удаётся это только частично, при участии взрослых, можно говорить о среднем уровне развития функции контроля;
-если ребёнок абсолютно неспособен соотнести свои результаты с поставленной задачей – это низкий уровень развития контроля.

Мотивация учения, как стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и их использование – обязательное условие готовности ребёнка к школе.
- При низком уровне развития данной характеристики малыш ориентируется только на непосредственно доступные органам чувств свойства предметов.
- Если ребёнок стремится использовать некоторые обобщённые свойства окружающего мира, мы констатируем средний уровень развития мотивации учения.
- При высоком уровне развития учебной мотивации у ребёнка наблюдается явное стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, определять закономерности и использовать их в своей деятельности.

Рассматривая уровень развития мышления, мы должны иметь в виду следующее:
- высокий уровень развития интеллекта характеризуется умением слушать другого человека, выполнять такие логические операции, как анализ, обобщение, сравнения, классификация словесных понятий;
- при среднем уровне развития интеллекта операции сравнения и обобщения выполняются без ошибок, а более сложные операции - анализ, синтез, абстракция и конкретизация – с ошибками;
- ребёнок с низким уровнем демонстрирует явное отсутствие умения слушать другого человека, допускает многочисленные ошибки в выполнении логических операций, как простых, так и более сложных.

Мы предлагаем вам на некоторое время стать психологами для своего ребёнка и постараться выяснить, насколько ребёнок готов к школе, определить его сильные и слабые стороны. Возможно, у вас возникнет вопрос, могут ли родители, не будучи специалистами, помочь своему ребёнку? Бесспорно – да. По мнению большинства современных специалистов, такую диагностику следует проводить за год-два до начала школьного обучения, когда проблемы только обозначаются и легче всего поддаются коррекции. Поэтому, если у вас есть возможность, не откладывайте дело «в долгий ящик», а встретьтесь со специалистами, которые дадут конкретные рекомендации относительно вашего ребёнка.

А сейчас мы предлагаем вам познакомиться с приёмами диагностики и тренировки некоторых основополагающих способностей: это несложные, даже порой забавные, тестовые задания и упражнения. Цель подобных задачек – не «натаскать» ребёнка, а стимулировать и развить его мышление.

Итак, вы готовы? Тогда за дело. Но сначала – несколько предварительных замечаний, которые позволят сделать процесс диагностики приятным и увлекательным как для вас, так и для ребёнка.
1. Постарайтесь превратить все тестовые задания в увлекательную игру-исследование. Пусть ребёнок будет спасателем, или Шерлоком Холмсом, или маленьким профессором…
2. Относитесь к полученным результатам философски – мы не отбираем детей в космонавты. Помните, что невысокие результаты – это не приговор, а указатель направления, в котором можно развивать ребёнка.

Дети развиваются неодинаково: одни опережают сверстников, другие развиваются медленно. Развитие третьих напоминает скачки кузнечика – долго готовится, а потом прыгает далеко и легко. Обучаемость – это тоже индивидуальная характеристика. Скорость и качество усвоения знаний зависит от многих факторов. Сюда можно отнести:
- свойства нервной системы;
- способы получения, переработки и хранения информации;
- личностные особенности ребёнка.

Наблюдая за ребёнком, выясните, при каких условиях он бывает успешен, как быстро он схватывает суть задания, как много времени ему надо, чтобы приступить к его выполнению. Все эти наблюдения вам пригодятся, когда ребёнок попросит у вас помочь выполнить домашние задания.
Все задания – в тестах, и их варианты, которые вы можете придумать сами, опираясь на образец, могут служить упражнениями для развития тех качеств, которые они диагностируют.

Нейрофизиологическая готовность к школе.

Важным показателем готовности к школе является функциональное созревание центральной нервной системы, выражающееся в так называемой ассиметрии больших полушарий. Каждое полушарие начинает выполнять специфические функции при обработке информации, получаемой извне. Так, правое полушарие отвечает за пространственную ориентировку, за эмоционально-образное восприятие. Правое полушарие схватывает картинку всю целиком, со всеми деталями, не дробя её на части. Дробным восприятием занимается левое полушарие. Именно в нём находятся центры речи, которые и позволяют выделить в окружающем мире части, анализировать их, выстраивать логические причинно-следственные цепочки. Чем лучше выражена специализация полушарий, тем выше уровень восприятия и переработки информации.

Уровень сформированности ассиметрии позволит определить тест на праворукость-леворукость.
Ребёнку предлагается ряд заданий и отмечается, какой рукой он предпочитает работать. Не надо заострять внимание ребёнка на том, что вам важно, какой рукой он выполняет задание.
Задание 1.
Попросите ребёнка нарисовать любую картинку. Отметьте, какой рукой он это делает. Предложите нарисовать эту же картинку другой рукой. Сравните рисунки, определите, какой из них нарисован более качественно, какой рукой ребёнку было рисовать легче.
Задание 2.
Положите прямо перед ребёнком три коробка из-под спичек и скажите, что в одном из них спрятана спичка. Пусть он найдёт, в котором. Отмечайте, какая рука более активна при открывании коробочек.
Задание 3.
Предложите ребёнку построить колодец из спичек или палочек для счёта. Какая рука действует более активно?
Задание 4.
Возьмите небольшой мяч. Предложите ребёнку поиграть в мяч. Надо будет бросать и ловить его одной рукой. Какая рука действует более активно?
Задание 5.
Предложите ребёнку что-то вырезать по контуру из открытки.
Задание 6.
Нанизывание бисера или пуговиц. Ведущей считается рука, которая выполняет активное действие.
Задание 7.
Попросите ребёнка открыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Какая рука действует более активно?
Задание 8.
Дайте ребёнку шнур средней толщины, на котором предварительно завяжите несколько узелков. Рука, которой ребёнок развязывает узлы, и будет ведущей.
Задание 9.
Попросите ребёнка построить дом из кубиков. Рука, которая берёт кубики, поправляет их, и есть ведущая.

Подсчитайте, сколько раз правая и левая руки оказывались ведущими. Если больше «плюсов» получила правая рука, значит, ребёнок праворукий, если левая – леворукий. Если количество плюсов у правой и левой руки одинаково, то можно говорить о том, что функциональная ассиметрия сформирована недостаточно.
Сегодня леворукость не является патологией – леворуких детей не надо переучивать, более того, это считается даже вредным. Просто-напросто при обучении надо учитывать особенности леворуких детей.

 

Дополнительно по этой теме: Тесты для определения готовности ребёнка к школе (например, «Тест школьной зрелости», «Физическая готовность к школе», «Арифметический тест Векслер» и др.)

 

Статью по материалам книги Кабановой М.Н. «Готовимся к школе» подготовила заместитель директора по учебной части школы «ЛУЧиК» Иванова Е.В.

Уважаемые подписчики!

Для нас, сотрудников образовательного центра "ЛУЧиК", важно и ценно Ваше мнение о тематике и содержании статей рассылки. Приглашаем Вас к общению на страницах сайта www.lychik.ru .

Наши рассылки на Subscribe.Ru
Родителям будущих абитуриентов
"Академия успеха" для пап и мам.
Родителям будущих первоклассников
Игры, в которые играют дети и дети, которые играют в игры

 

Ответы на наиболее часто задаваемые родителями вопросы Вы найдете на нашем сайте в рубрике "Вопросы и ответы"

 

 

Уважаемые родители дошкольников ! Образовательный центр "ЛУЧиК" приглашает детей 2-6 лет в детский сад ( ул. Алабяна, д.12 корп.9. тел 198-62-23, 198-37-00) и в группы дополнительного образования: “ПОТОМУЧКА”, “УМНЫЙ МАЛЫШ”, ГРУППА ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ и другие.

Подробную информацию об этих и других услугах, предоставляемых в детском саду "ЛУЧиК", вы можете узнать по телефону: 198-62-23. или на нашем сайте в разделе «Детские сады» .

 

 

Родителям школьников образовательный центр «ЛУЧиК» предлагает ознакомиться с интересной информацией о программе подготовки к школе для детей 5-6 лет, об особенностях обучения учеников 1-11 классов в школе «ЛУЧиК», программе довузовской подготовки для старшеклассников, узнать самые актуальные и важные сведения о вузах Москвы на страницах сайта www.lychik.ru в разделе «Школа» (дополнительная информация о школе"ЛУЧиК" по тел. 211-52-11).

 

 

 

 

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: home.child.child211
Отписаться

В избранное