Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Свежие статьи в интернет-журнале для настоящих пап "Батя".


Свежие статьи в интернет-журнале для настоящих пап "Батя".
Как преуспевающий архитектор превратился в «Картонного папу»
2013-08-20 03:53 obolonkovas

Материал «Раменского городского журнала».

 

kartonny_1Когда Иринке исполнился год, ее папа – архитектор Евгений Кудрявцев сделал ей из коробки от подгузников оригинальный подарок – контейнер-хранилище для игрушек. Затем придумал еще одно изобретение – картонную игрушку с развивающими функциями. Сейчас Ире три с половиной года. За это время ее папа успел уволиться с работы и стать свободным творцом игрушек из картона, принять участие в нескольких радио- и телепередачах, провести множество мастер-классов и написать книгу о картонных поделках.

 

А началось все с того, что в какой-то момент детские игрушки ровным слоем покрыли весь пол в квартире, и Евгений задумался о хранилище для них. Первая мысль была – купить что-нибудь готовое, например, в магазине «Икея». Но тут ему на глаза попались пустующие коробки от подгузников. Остальное стало делом техники. Первая коробка просто предназначалась для хранения, а вот в дизайне второй он попытался воплотить некоторую развивающую функцию, изобразив различных животных. Иринке эти коробки очень понравились, и ее реакция, видимо, явилась катализатором продолжения самодеятельных экспериментов.

 

Евгений Кудрявцев о карьере:

«Меня часто спрашивают, почему я уволился, чтобы заниматься картоном, творчеством и семьей? Отвечать на этот вопрос нужно, начиная с главного – я больше не хочу быть архитектором. Я устал и разочаровался в профессии. Это очень странное чувство – вдруг понять, что все эти годы ты шел не той дорогой. Поэтому будет лучше остановиться и повернуть сейчас, чем продолжать заниматься тем, что не приносит больше радости и удовлетворения.

 

Второй важный фактор – я больше не хочу быть наемным сотрудником, тем более в больших компаниях. Моей специализацией была торговая архитектура — все, что связано с проектированием и строительством магазинов и торговых центров. Раньше я работал в компании «Waikiki», а потом проектировал магазины «Спортмастер». В 2008 году я открыл собственное дизайн-бюро. Это был не очень удачный год для открытия бизнеса. Мы продержались три года, но, в конце концов, кризис свое дело сделал. Пришлось снова идти в наемные сотрудники. Однако «бацилла свободы» в организме все-таки осталась. Просто работа в компании – это определенная система, с которой ты либо сживаешься, либо нет».

 

kartonny_2Евгений решил, что будет делать не просто игрушки, а игрушки со смыслом, помогающие ребенку развиваться. Подмечая интерес подрастающей дочери к различным процессам, папа сконструировал аттракцион, развивающую «крутилку» и сухопутный кораблик. Благо, все игрушки изготавливаются очень быстро, буквально в течение одного дня.

 

Однажды Евгений выложил фото своих изобретений в ЖЖ и получил массу положительных отзывов и даже совершенно неожиданное приглашение на телевидение. Удивительно, но его деятельность многим оказалась интересна. По совету друзей, он решил создать отдельный блог playandgrow.blogspot.com, в котором теперь делится опытом создания детских вещей и игрушек своими руками.

 

Вот так изначально спонтанный творческий порыв спустя некоторое время захватил все свободное время «картонного» папы и стал приносить ни с чем не сравнимое удовольствие и огромную радость ребенку от появления каждой новой диковины.

 

Евгений Кудрявцев об Икринке Иринке:

«С супругой Юлей мы подружились еще в институте и поженились на последнем курсе. В 2010 году у нас родилась дочь Ирина, которая, сама того не понимая, изменила нашу жизнь. Теперь все крутится вокруг этого маленького человечка: мы посвящаем ей все свое время и отдаем все силы.

 

Иришка родилась в последний год существования нашей студии. График работы в своей компании позволял проводить много времени с семьей, и мне это очень нравилось. Я хочу своими глазами видеть, как ребенок растет, как развивается и учится. Хочу сам учить дочь, рассказывать ей, как устроен мир, гулять и играть с ней».

 

kartonny_03

Евгений делает из картона не только игрушки. Будучи выпускником архитектурного института, он строит крепости, лабиринты и даже целые города. Первый крупный проект «достался» ему прошлым летом, когда поступило предложение оформить детский праздник. Евгений признается, что было боязно, но невероятно интересно! Лабиринт он готовил целый месяц…

 

Теперь картонный город удается сделать за пару дней – прямо на месте или у себя на даче с последующей перевозкой и установкой. Талантливого мастера постоянно приглашают на самые разнообразные мероприятия – и в помещениях, и под открытым небом, и детские, и взрослые. Например, в июне 2013 года для выставки в «Крокус-Экспо» Евгений сделал стенд в виде замка с башнями высотой четыре с половиной метра!

 kartonny_4

Евгений рассказал, что картонные здания, возведенные им в столичном Центральном парке культуры и отдыха им.Горького, однажды пригодились не только для развлечения, защитив людей от ливня. Еще одно приятное воспоминание – о том, как дежурившие на празднике охранник и врач Скорой помощи, в самом начале раскрашивания городка стоявшие поодаль с серьезными лицами, все же не выдержали, улыбнулись и помогли раскрасить картон. Ну а дети-то всегда готовы принять участие в строительстве!

 

Евгений Кудрявцев о лабиринтах и замках:

«Последний и не менее важный повод уволиться – мой картонный проект. Хотя я всячески сопротивлялся этому определению, теперь уже не отвертишься! Сейчас это уже сложно назвать простым увлечением. Буду творить, строить картонные города и раскрашивать их с детьми, буду делать игрушки, участвовать в мастер-классах и преподавать. Я хочу общаться с позитивными, творческими, увлеченными людьми с горящими глазами. Все это оказалось настолько близко и интересно, что назад уже дороги нет. Может быть, это звучит чуть наивно, но зато совершенно искренне!»

 

Разумеется, для создания масштабных конструкций требуется много материала. Помогает спонсор — картонная фабрика. Для благотворительных мероприятий руководство предприятия предоставляет картон бесплатно.

 kartonny_5

Домики и ракеты

 

А еще из картона можно создавать эффектную мебель. У человека с навыками макетирования, разбирающегося в сгибах, вырезании и склеивании слоев картона, полка для обуви и щеток, столик, стульчик или этажерка получатся прочными и украсят квартиру или дачу. Евгений сделал для дочери домашнюю горку (она получилась крепкой, способной выдержать даже взрослого!) Для мастеров, участвующих в ярмарках хэндмейда, он изготавливает удобные разборные стеллажи.

 

Однако Евгений Кудрявцев – прежде всего папа маленькой девочки, поэтому многим он известен в качестве мастера по картонным игрушкам.

 

Паровозик, лукошко с грибами, часы, лошадка на колесах, танк, пароход, щит и меч, тележка, качели для кукол, а также кубики и развивающие игры – это далеко не полный перечень игрушек для дочери, сделанных Евгением из картона. А креативные родители других детей заказывают у него картонные игрушки в подарок для своих малышей. Особой популярностью пользуются домики и ракеты. И все это — необычное, легкое, безопасное, экологичное и недорогое.

 kartonny_09

Книга мастеров

 

В принципе, мама и папа сами могут соорудить для детей картонные игрушки.

 

«Не выбрасывайте коробки и наблюдайте за ребенком, — советует Евгений. – Он сам подскажет, во что ему хочется поиграть. Применять картон можно множеством способов. Преимущество этого материала в том, что всегда получается подстроиться под сиюминутное желание ребенка. А если что, то и выбросить не жалко!»

 

Например, дочь Евгения Ирина сначала играла «в кухню», потом «в магазин», а теперь просит у папы построить ей небоскреб! При этом она сама принимает непосредственное участие в рождении очередного картонного шедевра: обводит детали, раскрашивает, придерживает линейку…

 kartonny_6_7

Книга Евгения (она выходит в свет в сентябре) предназначена для тех, кто хочет создать детские игрушки из картона своими руками, но не знает, с чего начать. Представители издательства, выпускающего серию пособий по разным видам хэндмейда, нашли «живой журнал» Е.Кудрявцева в интернете и предложили ему сотрудничество. Книга создавалась в течение года. В ней 5 глав и 29 мастер-классов (от простых — к сложным). Большое внимание Евгений уделил своим «маленьким картонным хитростям» – например, тому, какие инструменты использовать, как обрабатывать углы и края и т.д. Первый тираж книги составит три тысячи экземпляров. Кстати, недавно к Евгению обратилось еще одно издательство…

 kartonny_10

Евгений Кудрявцев о детях и взрослых:

«Я теперь веду картонные мастер-классы в самых разных местах и уже могу поделиться одним интересным наблюдением: дети – совсем другие! Их видение мира не зашорено опытом прожитых лет. Установки и необходимость делать только так, как надо, скорее характерна для нас, взрослых. Во время мастер-класса и дети, и взрослые стремятся создать интересную вещь, то в большинстве случаев последние будут делать модель, четко следуя инструкции (не все, конечно, но очень многие). Дети же, в большинстве своем, начинают фантазировать, что-то добавлять и улучшать! И это очень здорово! Мне кажется, что такие качества, как нестандартность мышления и умение отойти от шаблона, будут им весьма полезны в жизни. Ведь жизнь часто неожиданная и разноцветная!»

 kartonny_0

Картонный домик в пять шагов

 

Предлагаем вниманию читателей «Бати» одну из идей Евгения Кудрявцева. Для постройки домика из картона вам понадобится коробка от шкафа или холодильника, канцелярский нож, длинная линейка, карандаш, плоская отвертка и, может быть, клей.

 
По материалам Картонныйпапа.жж.рф.

 

Главное, чтобы коробка была сделана из прочного трех или пятислойного картона. Чем плотнее картон, тем крепче будет домик. Наш домик будет состоять из четырех деталей: 2-х фасадов с дверьми и 2-х фасадов с окнами и крышей. Фасады с дверьми одинаковые, а фасады с окнами и крышей могут быть одинаковыми, а могут отличаться размерами и расположением окошек.

 

 

Шаг 1. Вырежьте согласно прилагаемой схеме фасад с дверьми и отворотами с пазами для крепления.

domik_2

Чтобы отвороты загибались, линии указанные пунктиром, необходимо продавить плоской отверткой. Паз для крепления нужно вырезать шириной 5 мм. Положите эту выкройку на другой картон, обведите ее карандашом и вырежьте еще один такой же.

domik_1

Шаг 2. Точно так же, как и с первым фасадом, вырежьте по схеме фасад с окошками и крышей, а затем, используя его как шаблон, вырежьте второй.

domik_3

Обратите внимание, что у второго фасада отличается верхнее крепление, его нужно сделать с пазами.

domik_4

Вся конструкция держится на таких вот зацепах. У всех стен и крыши есть загибающиеся отвороты, в одних прорезаны пазы, а другие просто в них вставляются.

domik_5

Шаг 3. Собираем домик. Последовательно соедините все фасады друг с другом, вставляя отвороты в пазы. Потом загните половинки крыши и вставьте их крепления в отвороты стен и друг в друга.

 

Шаг 4 (необязательный). Для большей прочности можно немного приклеить отвороты-крепления внутри домика к стенам и крыше, буквально в нескольких точках каждый – так, чтобы потом можно было разобрать домик, не испортив картон.

domik_6

Шаг 5. Украшаем домик. Теперь, когда наш домик готов, его можно раскрасить или оформить аппликацией. Мы с дочкой приклеили на крышу белые кружки разного диаметра, как будто это снег.

 domik

Испытания показали, что конструкция имеет право на жизнь.

 

 



Как понять друг друга: загадки детской речи
2013-08-22 01:44 obolonkovas

russkii_na_5_avtorОб авторе: Кутырева Наталья Алексеевна, кандидат филологических наук. Мама уже взрослого сына. Педагог с более чем 30-летним стажем. Автор и руководитель проекта «Русский на 5».

 

Человек не слышит того, о чём ему говорят, если:

 

  • он не хочет этого слышать,

 

  • говорят тихо или неразборчиво,

 

  • смысл речи ему непонятен.

 

А вы не задумывались о том, что для детей непонимание или недопонимание взрослой речи — это форма существования?

 

Почему? Всё просто. У каждого своя картина мира, отражающая предшествующий опыт. Картины мира своеобразны и уникальны, как все мы. Наши картины мира постоянно меняются: жизнь не стоит на месте, и мы вносим в свои представления о мире коррективы.

 

У детей картина мира выстраивается с возрастом. Она не целостна. Детское сознание не отражает мир в его взаимосвязях. Дети видят по-другому: они выхватывают взглядом детали, которые взрослым и в голову не придёт заметить.

 

Папа и мама идут на выставку. Трёхлетнюю Катю не с кем оставить. Берут с собой. Отпустили дочку. Поглядывают. Пошла. Смотрят: встала.
— Тебе нравится?
— Да!
— Что (удивлённо)?
— Беж.
— Где??! (Родители были уверены, что ни цвета такого, ни его названия их дочка еще не знает, и ничего бежевого на огромном полотне не было.)
— Вот! — Катя показала пальцем на крошечное бежевое пятнышко.

 

При восприятии речи закономерности те же. Ребёнок слышит вокруг себя немало непонятного, того, что воспринимается поначалу как фон или шум. И улавливает сначала эмоцию, выражаемую тоном, интонацией, тембром… Потом воспринимает отдельные знакомые, часто повторяемые слова.

 

Понимание слов — это уже огромный шаг в развитии. Постепенно таких слов и маленьких фраз становится больше. Всё больше «точек», которые ребёнок уже умеет вычленять из шума. То, что доступно пониманию, быстро переходит в актив, то есть не только воспринимается и понимается, но и произносится, говорится.

 

Матвею полтора года. В его словаре:
яба (яблоко), баняня (банан), кася (каша), тяй (чай), яя (зая), нонь (слон), патеня (печенье), баяя (баранка), гиня (книга), катика (картинка)…

 

Заметим, родители легко понимают речь своего малыша. Чужим она может казаться неразборчивой и непонятной.

 

Совет

 

Избегайте использовать милые детские слова в свой речи, как бы это вас ни радовало, ни занимало. Для вас забава, для ребёнка — работа.

 

Если взрослые используют яба, баняня, патеня и тяй в общении между собой и с ребёнком, если такие слова становятся семейными, то ребёнок постоянно слышит искажённое звуковое оформление слов и воспринимает его за образец. Поверьте, есть существенное различие в ситуациях:

 

  • ребёнок слышит слова, которые он ещё не усвоил в полной мере, произносимые правильно (нормальная ситуация),
  • ребёнок слышит такие слова, произносимые неправильно (нежелательная ситуация).

 

 

Слово кажется простым нам, взрослым носителям языка. Для детей не так. У ребёнка артикуляционная база развивается постепенно. Он должен научиться не только произносить отдельные звуки, но и их сочетания. Органы речи при этом выполняют сложную, тонко дифференцированную работу, переключаясь с одной артикуляции на другую. Скажем, различать С и Ш, З и Ж большинство детей учится лишь в три года, а не смешивать Л и Р или Й и Р еще позднее.

 

Четырёхлетний Саша:
— Возьмите меня игйать.
— Нет, мы тебя не возьмём: ты букву Р не говоришь!
— Ну и что? Все люди йазные!

 

Параллельно идёт работа по расширению словарного запаса и усвоению грамматического строя языка. И речь становится связной и точной.

 

Двухлетняя Дина:
— Ми копа синий асой апет (Мне купят синий большой велосипед)!

 

Новые и новые жизненные впечатления заставляют ребёнка анализировать происходящее. Он строит свою картину мира, соотнося новое и знакомое, непривычное и привычное, классифицируя сходные и несхожие понятия. Всё это отражается в речи.

 

Трёхлетний Рома:
— Мам, я какать хочу, это по-большому называется.

 

— У меня машина!
— А какого она цвета?
Жёлтого и квадратного!

 

— Видишь, дождь: все червяки вылезли?
Моются, да?

 

Годами идут два процесса: речевого творчества, с одной стороны, и усвоения языковых норм — с другой. Детские ошибки системны и предсказуемы.

 

Четырёхлетняя Аня:
— Я рисоваю.

 

Четырёхлетний Тёма:
— Проводок распроводался совсем!

 

Четырёхлетняя Люда:
— Ладно, бабуля, не буду больше купикать, только купи мне мячик.

 

Семилетний Рома:
— Что-то я совсем расплохочувствовался.

 

В детской речи отражаются представления о мире, увиденные и взятые у взрослых, и свои собственные наблюдения и умозаключения.

 

Дина четырёхлетнему брату:
— А давай играть в… (не успевает договорить)
— Нет, мы не можем! У нас денег нет!

 

Алёше три года. Мама ждет в гости подругу, которой скоро рожать. Говорит сыну:
— На тётю Олю не прыгай! У неё в животе ребёночек.
Звонок в дверь. Приходит подруга:
— А где Алёшка?
Мама:
— Странно… Где же он? Он так тебя ждал!
Сын нашелся в кладовке, где он прятался от гостьи. Глаза в пол-лица от ужаса:
— Мам, она его съела, да?

 

Но вернёмся к проблеме восприятия. Мы говорили о том, что ребёнок с самого нежного возраста понимает далеко не всё из того, что мы хотим до него донести. К белым пятнам неясности он привык изначально. Это факт. Не скажешь, что при этом молодому индивиду комфортно. Поэтому он производит подстановки, стремится наполнить доступным ему содержанием то, что кажется бессмысленным.

 

Схема такова: слышат непонятное → наполняют своим смыслом.

 re4_2

Что при этом получается?

 

Мальчишкам по 5 лет:
— Мы с Захаром друг другу челюсть отдавали!
(Выяснилось, что отдавали честь, играя в военных.)

 

Денис, 6 лет:
— Лестница в метро называется экватор.

 

Антон, 9 лет:
— Мам, я раньше думал, что Междуречье — это часть речи такая.

 

Алексей, лет 10:
— Мам, а почему дым в Китае синий?
— А с чего ты решил, что он синий?
— А бабуся всё время поёт: «Любимый город, синий дым Китая»…(«Любимый город в синей дымке тает».)

 

Даша, 16 лет:
— Знаете, он вообще странный какой-то, не от мира всего (слово сей, как потом выяснилось, девушка знала, но фразеологизм не от мира сего она так произносит с детства).

 

Фразеологизмы — это особое языковое явление. Смысл фразеологизма не складывается из смысла входящих в него слов. Поэтому они часто подвергаются искажениям:

 

- Яйца выведенного не стоит (вместо: яйца выеденного не стоит).
- Кум королём (вместо: кум королю).
- Попал, как кур во щи (вместо: попал, как кур в ощип).
— Хоть кол на голове чеши (вместо: хоть кол на голове теши).

 

Я даже слышала однажды: Съел калошу (вместо: сел в калошу). А вверх кармашками (вместо: вверх тормашками) говорил, наверное, каждый.

 

Речь вашего ребёнка о многом может рассказать, если вы будете к ней внимательны. Мы часто пропускаем мимо ушей то, что говорят наши дети. Мы устали… Нам не до того…

 

 

Совет

 

Разговаривайте с детьми. Слушайте их. Выслушивайте. Задавайте вопросы. Спрашивайте! Переспрашивайте! Расспрашивайте! Следите за тем, понимает ли ребёнок всё, что вы ему говорите. Будьте заинтересованы и искренни.

 

Включите речь ребёнка в сферу своих интересов. Ваше внимание к речи маленького человека поможет ему выстраивать свою картину мира.

 

Читайте также:

Родительская речь: адресат – дети

 



Тихая охота
2013-08-24 01:24 obolonkovas

Текст был прислан на конкурс «Лучший день в жизни». Рассказ-воспоминание мамы двоих детей о своем отце, вдвоем с которым она жила после смерти мамы с 5 лет.

 

Сегодня мы идем за грибами. В лесу я бываю часто, но с отцом это – всегда приключение. Идем далеко, на весь день, до вечера, прихватив с собой «сухой паек», как говорит папа. Пока он собирается, от нетерпения приплясываю во дворе. Собака Найда, думая, что я играю с ней, начинает прыгать и звонко лаять.

 

– Что, тоже с нами хочешь? – спрашиваю ее.

 

Найда, тихонько повизгивая, пытается лизнуть меня в лицо.

 

Во двор выходит отец с рюкзаком, корзиной и… бидоном.

 

– Папа, а это еще зачем? – указываю на бидон.

 

– Как – зачем? Попадутся ягоды, будет куда собирать.

 

– Мы же за грибами собрались!

 

– Одно другому не мешает! Ягоды лишними не будут. Зима, сама знаешь, долгая. Не ты ли любишь земляничное варенье?

 

Это – правда. Варенье я очень люблю. Но когда собираешься только за грибами, обидно отвлекаться! Расстраиваюсь так, что впору вернуться.

 

– Да всю землянику давно уже обобрали! – привожу я последний довод.

 

– Ну, раз обобрали, так и беспокоиться тебе не о чем, – отвечает отец.

 

Огорченная, спускаюсь за ним по тропинке, мечтая, чтобы не попалось ни одной ягоды.

 

В березовом лесу светло и просторно: ярко белеют стволы, ветерок играет с листьями, заставляя их шептаться; на разные голоса щебечут птицы, и даже в траве – удивительный мир.

 

Останавливаюсь, подняв голову и прикрыв глаза – мне нравится игра света и тени на веках и ресницах: словно добрый волшебник рассказывает сказку…

 

– Таня, что ты так долго? – слышу я голос отца.

 

– Сейчас, сейчас… иду!

 

Подниматься нужно всё время в гору, но это совсем незаметно. Берёзки невысокие, кряжистые, ветвистые. Из зелени над головой образован словно потолок. Изредка мелькнёт рябинка, другая, с тёмными резными листьями и гроздьями начинающих краснеть ягод. Трава высокая, цепляющаяся за ноги, шуршит под ногами. Запоздалая душица манит сиреневыми пышными ароматными метёлочками цветов. Если повернуть направо и залезть на обломки скал, то можно выйти на Лысую гору, на которой нет ни деревьев, ни кустов, и даже трава быстро выгорает на солнце.

 

Со всех сторон обступают лесные запахи. Чудится, что пахнет грибами, но я знаю – их здесь нет, нужно идти дальше. Показываю отцу на полянку:

 

– Видишь, нет ягод? – и, довольная, иду вглубь леса.

 

– Таня, ты прямо по ним прошлась! – громко говорит отец. – Посмотри, какие крупные! О, тут еще, и еще… Идем, бери кружку, помогай собирать!

 

– Папа, ну пойдем же скорее за грибами!

 

– Чем быстрее соберем, тем быстрее двинемся, – слышу в ответ.

 

Делать нечего! Беру кружку и неохотно начинаю собирать землянику. Незаметно отдаляюсь, чтобы моя леность была не так заметна. Большими бусинами краснеют в траве ягоды, начинаю увлекаться, но тут на моем пути «вырастает» берёза.

 

Обхожу её и вижу высокий муравейник. Затаив дыхание, нахожу место, где нет муравьиных дорожек, ложусь в траву и наблюдаю за их жизнью.

tih_ohota_2

Они такие трудяги! Вот маленький муравейчик тащит огромную для его размера веточку. Она цепляется за траву; заметно, что ему тяжело, но он упорно тянет её дальше. Двое спешат на помощь – все вместе быстро затаскивают веточку на верхушку, ловко укладывая её там. Каждая соринка, листочек, находятся на своих, строго определённых местах. Достаю самую крупную ягоду и кладу у муравейника. Жду, что будет. Сначала никто не замечает, но вот один забирается прямо на неё и замирает на время: видимо, удивлён. Потом начинает бегать вокруг, словно приглашая остальных. Несколько муравьёв, подбежав, облепляют ягоду со всех сторон, пытаясь оттащить в сторону, но, понятное дело, у них ничего не выходит.

 

– Куда вам её перенести? – смеясь, спрашиваю я.

 

– Набрала, что ли? – слышится со стороны отца.

 

С тоской заглядываю в кружку – там даже дно не покрыто. Встаю, отряхиваясь, поднимаю голову и вижу: передо мной – большущая паутина. Ветерок надувает её, словно парус. В уголках заметны капельки росы, с которыми играют солнечные лучи, расцвечивая их чудесными красками. Любуясь, думаю, как сотворил это чудо тот мохнатый паук, что тянет свою ниточку дальше выше по деревцу. Не зря тонкие, невесомые, связанные бабушкой платки, называются «паутинкой».

 

Незаметно подходит отец, спрашивает, будто услышав мои мысли:

 

– Ты что, подсматриваешь новый узор для бабушкиного вязания? Давай-ка, пересыпай ягоды!

 

Показываю свой нехитрый урожай.

 

– Что же ты делала всё это время?

 

– Смотрела, как мурашки работают.

 

Отец задумывается:

 

– Знаешь, дочь, ты права – пойдём-ка дальше! Иначе до вечера застрянем: насекомых здесь довольно! Есть, на что посмотреть…

 

Стараясь не замечать насмешки в его словах, довольно улыбаюсь – только этого и ждала.

 

Скоро берёзовый лес заканчивается. Через просеку, широкую, с множеством пней, нас ждёт сосновый бор. Здесь – жди встречи с грибами.

 

В траве вдруг точно огонек метнулся. Бегу туда. Это – рыжик, такой яркий и весёлый, очень похожий на озорного мальчишку. Срезав его, держу на ладони, приговаривая:

 

– Заждался меня? Скучно, поди, одному?

 

– Он и не один вовсе, – говорит отец. – Посмотри, чуть подальше ещё есть.

 

Верно! Несколько рыжиков пламенеют у длинной коряги. А рядышком притаился маслёнок, с блестящей светло-коричневой шапочкой.

 

Теперь я держусь от отца в сторонке, надеясь собрать как можно больше грибов.

 

Высокие сосны вершинами упираются, кажется, в небо, цепляясь ветвями за облака. Растут они часто, забирая солнечный свет каждой веточкой, каждой хвоинкой. Тут почти нет травы: идёшь по опавшей хвое и шишкам, наступать на которые колко и приятно одновременно. Довольно много тропинок, петляющих меж стволов, но я выбираю путь напрямик – так быстрее можно найти грибы. Ходить очень интересно, как будто делаешь витки по спирали. Это оттого, что много лет назад здесь был карьер, в котором добывали железную руду. Теперь он весь порос лесом, но форма воронки – осталась.

 

На полянке под сосной замечаю небольшой бугорок. Торопясь, разгребаю землю – появляется сияющий белизной груздь. Зная, что грузди редко растут по одному, начинаю поиски. Осторожно убирая хвою, нахожу целое семейство – маленькие белые пятачки сами просятся в мою корзинку. Срезаю их, напевая:

 

– Ах ты, мой маленький, хорошенький, идём скорее ко мне!

 

В этот миг мне кажется, что нет ничего радостнее сбора грибов. Приятное волнение торопит меня дальше; начинаю понимать, почему это называется «тихой охотой»: тебя охватывает необъяснимое чувство ликования, ожидания новой встречи.

 

Вижу, что у отца дело тоже спорится, он прямо-таки «окружён» грибами. Меня разбирает смех:

 

– Папка, ты вертишься, как «волчок»!

 

– Идём скорее: отца выручать надо, а она – хохочет!

 

Вместе срезаем грузди, укладывая их в корзинки. Идём дальше, до следующей полянки.

 

– Папа, скоро обедать будем? – интересуюсь я.

 

– Потерпи немного. Дойдём до родника, там и передохнём, – отвечает отец.

 

Выбираемся на ровное место. Молодая поросль ёлочек и пихт обступает нас со всех сторон. Тёмно-зелёные колючие ветки елей перекликаются с более светлыми мягкими лапками пихточек. От запаха хвои кружится голова. Прохладно и тихо.

 

Заглядываюсь на невысокие ёлочки, стоящие полукругом. Они напоминают подружек, держащихся за руки. Подойдя поближе, обнаруживаю пять боровиков, они, словно матрёшки, один чуть меньше другого. Ладные, большие, на плотных крепких ножках, – настоящие здоровячки! Желая поделиться радостью от находки, говорю:

 

– Папа, ты погляди, каких я «поросяток» нашла!

 

Не услышав ответа, оборачиваюсь и вижу, что отца нигде нет. Отхожу чуть дальше, проверяя, нет ли его поблизости. Не нахожу и возвращаюсь обратно. Громко кричу:

 

– Па-па! Ау! Ты где? Па-па!

 

Он не отвечает. Что же делать? Вспомнила, отец говорил мне, что, если потеряешься, то нужно оставаться на этом самом месте, чтобы тебя легче было найти. И, хотя очень хочется бежать, куда угодно, лишь бы найти папу, всё же остаюсь на месте.

 

Лес, казавшийся минуту назад праздничным, становится тёмным и неприветливым. От собственного одинокого крика накатывает страх. Не хочется любоваться даже боровиками под ёлочками. Сажусь на широкий пенёк, бормоча под нос:

 

– Сяду на пенёк, съем пирожок. А пирожка-то и нет!

 

И тут меня осеняет. Чтобы страх отступил, надо отвлечься. Вот что – я начну рассказывать вслух стихи: и самой будет не так боязно, и отец, услышав, скорее меня отыщет. Вспоминаю недавно прочитанное:

 

– На Неглинной новый дом –
В зелени балконы.
Маки зреют на одном,
На другом – лимоны…

 

Увлекаясь, декламирую всё громче и громче.

 

Внезапно замечаю выходящего из-за поросли отца, бросаюсь к нему:

 

– Папа! Ну, где же ты был? Потерялся?

 

– Да, грибы заманили. Испугалась?

 

– Нисколечко! Жду тебя, читаю стихи. Посмотри, каких я богатырей нашла!

 

– Что же ты их не срезала?

 

– Хотелось показать тебе, как они росли. Правда, матрёшек напоминают?

 

– Давай, посадим твоих «матрёшек» в корзину и к роднику пойдём.

 

Часто бывая здесь, каждый раз удивляюсь неожиданному появлению полянки среди лесной чащи. Она небольшая, с ложбинкой посередине, по которой бежит звонкий ручеёк. Это и есть родник. Струйка воды бьёт прямо из-под земли, попадая в глубокую ямку, чтобы удобнее было зачерпнуть из неё. Только сейчас понимаю, что очень хочется пить. Перебегаю по дощечке, переброшенной через ключик, ложусь на живот, пытаясь поймать губами струйку воды.

 

– Таня, ты что, заболеть хочешь? – спрашивает отец. – Недавно совсем ангина была!

 

– Папа, от такой вкусной воды заболеть невозможно! Попробуй, она – сладкая! И отчего-то пахнет подснежниками.

 

– А у фантазёрок всё пахнет совершенно по-особому! – поддразнивает он меня.

 

Садимся рядышком, разложив обед на широком чурбаке, заботливо кем-то приготовленном. Самые обычные продукты в лесу кажутся необыкновенно вкусными: огурцы, варёные яйца, зелёный лук, хлеб, посыпанный солью. Глядя, с каким аппетитом я ем, отец замечает:

 

– Хоть каждый день тебя в лес обедать води! Дома бы так ела!

 

– Ага, – согласно мычу я.

 

После обеда поворачиваем назад. Сосны чередуются с берёзками, идти легко и весело. Засмотревшись на корягу, похожую на большого зайца, едва успеваю заметить грибы. Кажется, что это рыжики. Но, внимательно оглядев их, понимаю, что нашла целую полянку волнушек.
Розовые, с красноватыми кольцами на шляпке и с нежной бахромой по её краю, стоят они, красуясь друг перед другом. Корзина полна с горкой.

 

– Донести бы до дома! – задумчиво произносит отец. – Не тяжело тебе?

 

– Нет, я же сильная! – хвастаюсь я.

 

– Пойдём, «силачка» ты моя!

 tih_ohota_1

Перебираемся через полянку, всю в углублениях от копыт коров и лошадей. В каждой ямке – вода, и, чтобы не замочить ног, приходиться перепрыгивать через них.

 

– Как будто на болоте, – замечаю, – осоки не хватает и камышей.

 

– А я только хотел сказать: «Не пей – козлёночком станешь!» – смеётся отец.

 

До дома, можно сказать, подать рукой, но тут мы набредаем на лисички. Яркими желтыми пятнами выделяются они под деревьями, будто кто-то разбросал осенние кленовые листья.

 

– Не срезай, Таня, уж очень много мы набрали! – предупреждает отец.

 

– Папа, что ж мы, их оставим? Давай соберём, пожарим с картошкой… И грибы я сама помою. Ты только посмотри, какие они аппетитные!

 

Дома разгружаем корзинки. Отец чистит картошку на ужин, а я принимаюсь за мытьё грибов. Сложно мыть только грузди: заливаю их на время водой, чтобы отмокли; остальные быстро становятся чистенькими, «умытыми».

 

После ужина выхожу на крылечко, на котором курит отец. Присаживаюсь рядом, утыкаясь в его плечо. Хорошо так сидеть в полутьме, ощущая вокруг грибной аромат, вспоминая сегодняшний день.

 

– Папа, в твой следующий выходной пойдём за опятами?

 

Отец молчит, потом смущённо произносит:

 

– Таня, я сознаться хочу… Ты уж прости меня, дурака, но там, в лесу, я, ведь, нарочно спрятался. Хотел посмотреть, помнишь ли ты, чему я тебя учу. А ты у меня – храбрая девочка, оказывается, и отлично всё запомнила: сидела и ждала, да ещё и стихи громко рассказывала!

 

Пытаюсь найти в себе обиду, но её нет. Прижимаясь к нему крепче, шепчу:

 

– Ты знаешь, а я тоже тебя обманула, когда говорила, что мне было не страшно. На самом деле, очень сильно боялась! Но я знала, что ты непременно будешь меня искать. Вот и ждала. Ты же меня никогда одну не оставишь?

 

– Я всегда буду рядом! – обещает отец.

 

– Даже, когда я вырасту?

 

– Даже тогда! Ты просто помни об этом!..

 

 Читайте также:

Тогда деревья были большими, или Из чего складывается детское счастье?

Время счастливых открытий

Сороки моего детства

Диалог с бабочкой



Успение Пресвятой Богородицы: научиться ждать смерть?
2013-08-27 02:39 obolonkovas

Успение Пресвятой Богородицы – последний праздник церковного года, и напоминает он нам о последнем событии земной жизни Той, Которая родила в мир Сына Божия. Впрочем, думается, что и о последнем событии нашей земной жизни тоже напоминает нам этот праздник. О том, о чем многие предпочли бы не вспоминать, – о часе смертном.

 uspenie

Если же вспоминать об этом необходимо (а многие согласятся, что это необходимо), то уж не делать из этого повода для праздника. Ну, умрем. Конечно, нужно об этом помнить и учитывать в нашей жизни. Конечно, и готовиться к этому заранее необходимо. Но не праздновать же! Ведь, согласитесь, одно дело – мужественно и твердо относиться к смерти, а другое – радоваться ей.

 

Впрочем, меня могут поправить: радуемся мы в этот день совсем не тому, что умрем. Успение Богородицы – это ведь совсем другое. Язык не повернется назвать Ее успение смертью. Совершилось то, к чему после Вознесения Господня всем сердцем стремилась Пресвятая Дева. Сама Она не оставила нам никаких письменных свидетельств Своего упования. И нам с вами нелегко понять, как это человек, даже самый верующий, может тяготиться земной жизнью и стремиться к иной. Однако такое возможно.

 

Вспомним слова апостола Павла из Послания к Филиппийцам. Апостол, размышляя о жизни и смерти, говорит: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение… Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Флп. 1. 21, 23, 24). Если даже для Павла смерть – приобретение, а не потеря, потому что она для него – соединение со Христом, тем более желанна она для Его Матери.

 

Вот, думается, теперь самое время вернуться к тому, о чем говорили в начале – о нашей с вами смерти. Для меня ведь любой праздник тогда становится близким, когда не только напоминает о каком-то конкретном событии Священной Истории, а говорит что-то обо мне самом.

 

Напоминать нам о том, что умрем, – дело нехитрое. Успение – ставит акцент на другом, на том, как прекрасно и радостно может быть событие, воспринимаемое нами обычно ужасным и скорбным.

 

Как-то я прочитал у Владыки Антония Сурожского, что однажды, когда он был еще мальчиком, отец сказал ему: «Ты должен научиться ждать свою смерть так, как жених ждет свою невесту».

 

Звучит неожиданно. Помню, когда я впервые это прочитал, то ощутил в сердце некий протест. Одно дело готовиться к смерти, другое – стремиться к ней, жаждать ее. Однако, чем больше живу в Церкви, вчитываюсь в Священное Писание, в творения святых отцов, жития праведников и подвижников, тем более чувствую справедливость этих слов.

 

Христианское стремление к смерти не имеет ничего общего со стремлением к ней самоубийцы, как может показаться на первый взгляд. Самоубийца тяготится жизнью, бежит от нее в небытие, жаждет уничтожения. Христианин любит жизнь и не бежит от нее, а стремится к еще более полной и совершенной жизни. Вопрос в том, чем для нас является жизнь, что нам особенно дорого в ней.

 

Для кого-то это – все те земные радости и удовольствия, которые возможны только здесь, как говорят в народе, только «тут – на том свете не дадут». Каждый понимает, о чем идет речь. Действительно, «не дадут»! Многое, очень многое из привычного и любимого нами будет невозможно за порогом земного бытия. Поэтому для всех, кто слишком привязан к временным благам, уход из жизни – страшная потеря.

 

Почему апостол Павел назвал смерть «приобретением»? Потому что в его жизни самым дорогим был Христос. Поэтому же и успение Пресвятой Богородицы было и остается событием не скорбным, а радостным.

 

Чем станет смертный час для нас с вами – потерей или приобретением? Это зависит от того, в какой мере наша жизнь проникнута любовью ко Христу. Аминь.

 

 



От полюса до полюса в четыре танцевальных па: как не упустить своих детей
2013-09-04 12:19 obolonkovas

«Не упускайте ваших детей» – такое название носит книга канадского психолога Гордона Ньюфелда и его соавтора Габора Матэ. Она становится все более популярной на Западе, а совсем недавно (в 2012 году) стала известна и у нас. Последователей ее концепции становится все больше – Ньюфелду удалось свести в цельную систему и предложить пути решений для множества вопросов и проблем, которые занимают не только родителей, но и тех взрослых, которые по роду деятельности связаны с детьми: воспитателей, учителей, социальных работников.

 

Парадокс современного родительства, по мнению Ньюфелда, состоит в том, что родители все чаще чувствуют себя неуверенно, все менее они в своей стихии, тогда как полки книжных магазинов наводнены литературой по воспитанию детей. Советов, рекомендаций, исследований все больше, а мы все меньше знаем, что же нам делать с нашими детьми.

 

Это не было бы большой бедой, если бы с детьми было все в порядке. Но количество подростковых попыток самоубийства все растет, все острее становится проблема употребления наркотиков. Учащаются случаи проявления насилия, и это не рядовые драки, а нападения с оружием на сверстников и на взрослых. Все чаще мы можем слышать в новостях леденящие истории об американских подростках, расстрелявших собственных одноклассников. Самое печальное состоит в том, что это не исключительно западная проблема. Наша страна прямой дорогой идет туда, куда уже пришли американцы. Еще не забылся жуткий случай, когда наши, российские дети напали на свою учительницу, а видеоролик с этой записью был выложен в Интернет. И это, боюсь, только начало.

 

Корни этих бедствий Ньюфелд видит в том, что дети ориентированы друг на друга вместо того, чтобы быть ориентированными на взрослых.

podrostki_1

Еще совсем недавно по историческим меркам, всего несколько десятилетий назад, картина общества выглядела совсем иначе – в Европе ли, в Америке или в России. Расширенные, в несколько поколений, семьи. Семейный уклад, быт и традиции. Трудовые династии в маленьких городах и деревнях. Большое значение национальной и мировой культуры. Роль семьи в жизни ребенка была приоритетной, родителям даже задумываться не приходилось, где и как брать родительский авторитет. В маленьких европейских городках или в отдаленных селениях на Кавказе еще и сегодня можно увидеть, как велика роль старейшины, главы семьи и вообще взрослого в глазах ребенка. Но большей частью все это сегодня разрушено.

 

Трагедии войн, ориентация государств на индустриальное послевоенное развитие и пренебрежение значимостью культуры – все это привело к тому, что дети больше не вырастают в лоне семьи. Культурные, семейные, религиозные ценности отошли в тень, на первый план выходит создание потребительского общества, и это нарушило все естественные ориентиры.

 

Ньюфелд вспоминает известный пример феномена импринтинга, когда утенок, вылупившись из яйца, воспринимает первый попавший в его поле зрения предмет – кошку или даже механическую игрушку – как родителя, везде за ним следует и накрепко привязывается к нему. Этот феномен – глубочайший природный инстинкт, и он работает даже в мозгу такого совершенного по сравнению с утенком существа, как человек. Но разве может игрушка научить утенка всему, что должна знать и уметь утка? Именно родитель задуман природой как полюс ориентации, по аналогии с магнитной стрелкой.

 

Сегодня наши дети больше не ориентируются на нас, львиную долю своего времени они находятся в обществе ровесников и привязаны к ним. Степень влияния ровесников друг на друга стала огромной.

 

Мы привыкли воспринимать связь детей с ровесниками как нечто нормальное, обычное и даже необходимое, например, для развития социализации как умения налаживать отношения с людьми. Родители единственных детей видят в их ровесниках замену братьям и сестрам. Мы отдаем детей в школу, надеясь, что они, помимо учебных задач, решат и проблемы общения. Авторы книги убедительно доказывают совершенно обратное.

 

Плохо не общение с ровесниками само по себе. Плохо то, что дети ориентируются друг на друга, вместо того, чтобы оставаться под влиянием значимых взрослых. Дети больше не воспринимают родителей как компас, указывающий верный путь, сила их привязанности направлена друг на друга. А привязанность – это единственная сила, которая может удержать ребенка около любящего родителя. Она создает благотворный для воспитания контекст отношений, она дает возможность человеку не быть одному, не заблудиться в пустоте. Именно привязанность помогает выстраивать иерархию отношений родитель – ребенок, привязанность направляет и удерживает внимание ребенка, делая возможным обучение и наставничество, она делает родителя образцом для подражания и она порождает в ребенке желание быть хорошим. В конце концов, именно она заставляет нас быть любящими родителями.

 

kompasТеперь эта компасная стрелка привязанности, если продолжить предложенную Ньюфелдом аналогию, указывает на ровесников. Идти в двух направлениях – и к родителям, и к ровесникам – невозможно; мы заблудимся, если на компасе будет два Северных полюса. И дети выбирают ровесников, отталкиваясь тем самым от родителей. Чем ближе вы к Северному полюсу, тем дальше от Южного, ведь так?

 

Но чем же так плохо влияние ровесников друг на друга? Авторы книги приводят несколько видов негативных последствий ориентации на ровесников.

 

Так, ориентированный на ровесников ребенок становится более тревожным. Родительская любовь – в идеале – безусловна, мы принимаем свое дитя всегда и в любом виде, мы всегда рады тому, что он есть, что он с нами. От ровесников такого принятия добиться невозможно, хотя бы просто потому, что они столь же незрелые личности, и они не несут ответственности друг за друга, они не склонны заботиться друг о друге. По этой причине ребенок всегда находится в состоянии тревоги, переживая за безопасность своей привязанности, боясь ее потерять. Все силы души, которые могли бы быть направлены на развитие личности, тратятся на утоление голода привязанности, который никогда не может быть утолен. Это дает обширное поле для разросшейся фрустрации.

 

Фрустрация, попросту говоря, – это наши мысли и чувства, связанные с тем, что у нас не получается что-то желаемое. В принципе, это нормальное явление, но в разумных пределах и при обязательном условии, что для фрустрации создается какой-то выход, подразумевается ее трансформация, идущая на пользу юной личности. Однако у ориентированного на ровесников ребенка фрустрация занимает слишком много места, и часть ее часто трансформируется в агрессию (насилие над другими) или аутоагрессию (насилие над собой – нанесение себе вреда или даже попытки самоубийства).

 

С другой стороны, дети, ориентированные на ровесников, стараются закрыться от эмоций, которые ранят их в таких непрочных отношениях. Постоянный страх утратить привязанность, боязнь быть отвергнутым, боязнь разлуки – это и взрослому трудно переживать. Защита – обычная психологическая реакция, в норме опять-таки, но постоянное состояние обороны ведет к тому, что внешняя неуязвимость, закрытость от эмоций становится защитной скорлупой подростка, прирастает к нему. Эта неуязвимость провоцирует затормаживание в развитии. Ведь зрелость, душевная и эмоциональная, базируется на богатой гамме смешанных, положительных и отрицательных, эмоций, которые нам приходится испытывать с течением времени. Дети, таким образом, застревают в незрелости, перестают развиваться.

 

Ориентация на ровесников, кроме того, заглушает индивидуальность. Ребенок, в силу своей ложно ориентированной привязанности, стремится быть похожим на ровесников, жаждет быть таким же, как они, не выделяться ни в коем случае, одеваться и вести себя так же, слушать ту же музыку, все из того же глубинного страха быть отвергнутым. Замечу в скобках, что здесь мы видим, как традиционные культурные ценности, многовековые сокровища, накопленные поколениями, терпят полнейший крах и заменяются в среде ориентированных друг на друга детей скудной однодневной культурой, псевдокультурой дикого племени. Особенно печально, что этот запрос рождает богатейшие предложения от медиа-рынка: низкопробная поп-культура, пропаганда сексуализации, агрессивных видов поведения и прочие горести.

 

Самооценка зависимых от ровесников детей слишком зависит от мнения о них окружающих, а сверстники не признают непохожести, отличия, не признают уникальности друг друга, отторгают тех, кто от них отличается. Это тоже мешает взрослеть. Нельзя добраться до зрелости, не признавая себя уникальной и неповторимой личностью, отличной от других.

 

По тем же причинам затрудняется и обучаемость. Ориентация на ровесников убивает любознательность, а отсутствие спокойствия в душе губит энергию дерзновения, так необходимую для исследования нового. И сила привязанности, которая могла бы позволить ребенку успешно заниматься, будучи ориентированным на учителя, здесь также работает ложно: она направлена на ровесников, которые не признают учебу за что-то стоящее. Исчезает мотивация, а обучать немотивированного учащегося, поверьте моему преподавательскому опыту, практически безрезультатное занятие, отнимающее при этом массу сил.

 

«Мы попали в ужасную передрягу с нашими ориентированными на ровесников детьми», – пишет автор. Что же делать, как развернуть вспять это губительное движение наших детей прочь от нас?

 

Гордон Ньюфелд дает ответ на этот вопрос. Очевидно, что только возвращение привязанности к нам наших детей спасет ситуацию.

 

Привязанность – это глубоко инстинктивная вещь, она присуща в норме всем родителям. Посмотрите на отношения матери и младенца: нет связи глубже и крепче! Позже младенец вырастает, и мы сами сдаем его в руки ровесникам, вследствие чего привязанность начинает истончаться.

 

Верное понимание привязанности и ее роли в нашей жизни, глубокое следование ее принципам и наши активные действия помогут вернуть детей в лоно семьи. Важно понимание того, что родительство – это не набор навыков, это поддержание прочных отношений с детьми. «Удивительно, насколько иначе люди начинают смотреть на вещи, если встают на сторону своего ребенка», – пишет Ньюфелд, и это внушает оптимизм.

 

Процесс завладевания своими детьми Ньюфелд сравнивает с танцем, состоящим из четырех па.

 

Первое па – это установление контакта, возврат теплых и благожелательных отношений, какие существовали во время младенчества. В ход идут улыбки, приветливость, радость встречи, домашние ритуалы вроде совместной трапезы или чтения на ночь.

 

Второе па автор обозначает так: «Дайте ребенку что-то, за что он сможет ухватиться». Ньюфелд вспоминает, как крепко даже крошечный младенец хватается за предложенный ему палец любящего взрослого. Что же это такое, за что сможет ухватиться уже подросший ребенок? Сам родитель. Нужно дать ребенку себя. Свое время, свое внимание и интерес, свою радость и одобрение, свою помощь, причем часто тогда, когда дети этого не ждут – тем сильнее эффект!

 

Третье па танца привязанности – это поощрение зависимости. Не в том привычном для отечественных родителей смысле «держаться за мамину юбку», а в верном понимании привязанности как крепкой связи, жизненно необходимой птенцу до того, как он вылетит из гнезда.

 

И четвертое па: нужно стать для ребенка компасной стрелкой, нужно сориентировать его, удерживать его рядом с собой и задавать направление движения по жизни.

 

Основная задача этого простого, на первый взгляд, но такого трудного в исполнении танца – повернуть вспять механизмы, спровоцировавшие ориентацию на ровесников, запустить инстинкты привязанности ребенка.

 

Интересно, что в книге показано, как можно «попутно» решить и немаловажные для сегодняшних родителей вопросы дисциплины, которая так нужна детям и которая, будучи правильно понятой и примененной, не обострит отношений родителей и детей, не будет вбивать между ними клинья.

 

Книга изобилует весьма интересными фактами и неожиданными на первый взгляд выводами, которые, однако, выстроены в необыкновенно четкую систему. Но самое, пожалуй, важное, что Ньюфелд описывает то ужасное состояние, в котором пребывают западные дети и их родители и буквально на пороге которого стоим мы, российские родители. И даже если у вас сохранился некоторый скепсис в отношении новомодного автора, который, как и многие другие, предлагает свои способы решения проблем, книгу прочитать стоит хотя бы для того, чтобы осознать всю бедственность положения и задуматься о возможности выхода из него.

 

Закончу вдохновляющей цитатой из книги. «Вот в чем прелесть родительства: делая все от нас зависящее ради наших детей, мы пробуждаем все самое лучшее в нас самих».

 

Коротко об авторах

 

neufeldГордон Ньюфелд – канадский специалист в области клинической психологии и психологии развития. В течение 40 лет он преподавал в университете и вел частную практику. В дальнейшем он оставил эту работу и возглавил созданную им научно-образовательную организацию The Neufeld Institute (Институт Ньюфелда), которая сегодня имеет отделения в нескольких странах. «Дело всей моей жизни – это понять детей, чтобы дальше иметь возможность передать эти знания родителям, учителям, и профессионалам, оказывающим помощь другим людям. Моя главная цель – помочь восстановить природную интуицию у родителей, чтобы вернуть им руководящую позицию со своими детьми», – говорит он о себе. У Ньюфелда пятеро взрослых детей и пятеро внуков.

 

mateГабор Матэ – доктор медицины, практикующий врач и автор ряда книг о зависимостях (от алкоголизма до трудоголизма), о синдроме дефицита внимания, о детско-родительских отношениях. Он тоже живет и работает в Канаде. Поводом знакомства Габора Матэ и Гордона Ньюфелда послужили в свое время проблемы в отношениях первого из них со своими детьми. «Источником основных идей и советов, представленных в этой книге, стали опыт доктора Ньюфелда в качестве психолога и его блестящие научные работы. В этом смысле он – единственный ав¬тор книги. То, что подготовку и публикацию «Не упускайте своих детей» больше не пришлось откладывать на не¬определенное время – моя заслуга. Планирование, написание и при¬дание завершенной формы этой книги – наш совместный труд», – пишет Габор Матэ.

 

 



Простые прически для девочек. Мастер-класс для пап
2013-09-06 12:52 obolonkovas

Папы маленьких девочек знают, что причесать озорную непоседу – очень нелегкое дело, особенно, если у малышки длинные волосы. В настоящее время пользуются необычайной популярностью всевозможные плетения кос, гульки, колоски с локонами и без… Побродив по Интернету, я нашла множество простых и сложных вариантов. Но у них есть общий недостаток: все они не подходят для пап, вечно спешащих на работу и не привыкших иметь дело с бантиками и косичками.

 

Почему-то локоны маленьких девочек не подчиняются мужским рукам. Даже сделать простой «хвост» аккуратным у пап не получается – все равно останутся «петухи», «шишки» и лишние прядки над ушами.

 

Работая учителем младших классов, я каждое утро встречала учениц с расчёской в руках (конечно, фигурально выражаясь, потому что расчёска у каждого ребенка должна быть своя!). Частенько приходилось наблюдать потешное зрелище: наглаженная форма, белоснежная блузка, свежее личико, а прическа – ой-ёй-ёй! И я переплетала своих учениц, чьи папы искренне старались привести дочь в порядок, но у них плохо получалось. Конечно, не все учителя понимали такое «панибратство», зато мои девчонки были самыми аккуратными в школе.

 

Мне всегда нравилось придумывать необычные прически для своей старшей дочери. Сейчас эта юная леди с роскошным рыжим хвостом, а когда-то она была маленькой модницей с шилом в… ну, вы знаете где. Причесать ее быстро, красиво и аккуратно было невозможно. И тогда мне в голову пришла идея!

 

Именно в это время в моду стали входить косички-колоски (те, которые плетутся от макушки до затылка). А в магазинах появились китайские разноцветные резинки. «А что, если все это объединить?» – подумала я. Попробовала, и получилось просто супер! Прически с резинками были аккуратными, не стягивали волосы, не мешали спать и не растрепывались даже после сна и занятий физкультурой. Сделать их проще простого, а получается – красиво и нарядно.

 

Теперь, когда наша вторая дочь собирается в детский сад, я вспомнила об этом способе. Тем более что она такая же непоседа, как и старшая сестра. Может быть, и вам пригодятся мои советы.

 

Вам понадобятся:

  • массажная и плоская расчески;
  • набор разноцветных резинок (примерно 5-8 штук);
  •  заколки или бант.

 

Хвост с косичкой, которую не нужно плести

 

Хвост с косичкой, которую не нужно плести – это по сути хвост, затянутый множеством резинок. Прическа отлично подходит девочкам, у которых волосы в хвост собираются лесенкой и, если заплести косу, то она получится неаккуратной, с торчащими прядями разной длины. Если у вашей дочери волосы подстрижены лесенкой, или вы просто не умеете плести косу, то такой вариант – просто находка.

 

ШАГ 1. Для того чтобы хвост получился красивым, без «петухов» и «шишек», начинаем поднимать волосы постепенно с помощью массажной расчёски, подбирая пряди снизу и приглаживая волосы вокруг пучка расчёской.

 

pri4eska_1_1

 

ШАГ 2. Чтобы не испортить пучок, продолжаем плотно удерживать его левой рукой, не позволяя волосам рассыпаться. Растягиваем резинку на указательном, среднем и большом пальцах правой руки,

 

pri4eska_1_2

 

захватываем ими пучок под кулаком и крепко зажимаем.

 

pri4eska_1_4

 

Левой рукой отпускаем хвост, и протягивает его через резинку.

 

pri4eska_1_5

 

Перекручиваем резинку

 

pri4eska_1_6

 

…и снова повторяем предыдущую операцию.

 

pri4eska_1_7

 

ШАГ 3. Украшаем верхнюю резинку бантом, или оставляем так – все равно выйдет очень красиво.

 

pri4eska_1_8

 

ШАГ 4. Нанизываем резинки одну за другой, как бусины. Чтобы наша «косичка» была аккуратной, каждую последующую резинку затягиваем прямо под предыдущей, и только потом сдвигаем вниз на равные расстояния.

 

pri4eska_1_10

 

ШАГ 5. Нашу нарядную косичку даже необязательно украшать бантом, ведь ваша дочь и так будет выглядеть как принцесса!

 

pri4eska_1_11

 

Аккуратная Мальвина

 

Это очень простая прическа. Нужно только уметь делать хвост. А этому мы с вами уже научились.

 

ШАГ 1. С помощью плоской расчёски отделяем волосы на макушке прямым побором от уха до уха. Движением руки слева направо до середины головы подхватываем прядь, затем справа налево подхватываем вторую прядь и получаем «хвост». Волосы на макушке удерживаем в кулаке.

 

pri4eska_2_1

 

ШАГ 2. Хорошенько расчесываем этот маленький хвостик и закрепляем его резинкой.

 

pri4eska_2_2

 

ШАГ 3. Нанизываем на хвостик резинки, слегка затягивая, одну за другой, как бусины. Резинки могут быть одноцветные или разноцветные (одноцветные украшения сделают прическу более строгой, а многоцветные – нарядной). Мы чередовали цвета – синий и фиолетовый. Всего получилось 4 резинки для красоты и пятая – завязать хвост внизу.

 

pri4eska_2_3

 

ШАГ 4. Как только длина «косички» дошла до затылка, подбираем оставшиеся волосы с помощью расчёски и вместе с нашей «косичкой» собираем в один пучок.

 

Украшаем хвост заколкой или бантом. Затем тщательно расчесываем свободный конец и челку, подкалываем волосы над ушами парой заколок.

 

pri4eska_2_4

 

Разноцветный колосок

 

Разноцветный колосок старшая дочь называла «Дракончиком». Вы также можете придумать свои названия, чтобы заинтриговать дочурку.

 

ШАГ 1. Тщательно расчешите малышку. Начинаем от кончиков волос и постепенно поднимаемся выше. Нужно добиться, чтобы волосы на макушке стали гладкими, без «петухов» и колтунов.

 

ШАГ 2. Теперь делаем поперечный пробор: проводим плоской расчёской от левого до правого виска и левой рукой захватываем отделенную прядь надо лбом. Придерживая руку у самой головы, расчесываем этот маленький хвостик.

 

pri4eska_3_2

 

Далее идет самый трудный этап – нужно завязать резинку так, чтобы волосы у головы остались гладкими.

 

pri4eska_3_3

 

ШАГ 3. Отделяем новую прядку. Теперь мы проводим пробор от верхней части правого уха до верхней части левого уха. Стараемся, чтобы линия была параллельно с предыдущей. Чтобы пробор получился ровным, проводим линию плавно, без остановок. И только потом разделяем и расчесываем пряди.

 

pri4eska_3_4

 

Каждую отделенную прядку нужно расчесать. После чего, присоединяем уже готовый хвостик к новому. Связываем резинкой обе пряди.

 

ШАГ 4. Проводим пробор между нижней правой и нижней левой частями уха и присоединяем третью прядь к остальным.

 

pri4eska_3_6

 

Этот процесс повторяется несколько раз по той же схеме до затылка.

 

pri4eska_3_7

 

ШАГ 5. В конце завязываем хвост.

pri4eska_3_8

 

ШАГ 6. Хвост и челку тщательно расчесываем, плоской расчёской сглаживая «гребешки». Если над ушами выбиваются прядки, подколите их плоскими заколками или заколками-невидимками.

 

pri4eska_3_9

 

ШАГ 7. Для красоты можно добавить резинки или бант.

 

pri4eska_3_10

 

Конечно, мамы могут пофантазировать и сделать из дочери настоящую модницу-раскрасавицу! Но в повседневной жизни достаточно, чтобы прическа была удобной и аккуратной. А чтобы непоседа сидела спокойно, постарайтесь увлечь ее сказкой (истории в тему – «Рапунцель», «Златовласка») или, в конце концов, включите утренний мультфильм.

 

Лучше всего свой первый эксперимент провести в выходной день, не спеша и в хорошем настроении.

 



История одной фотографии
2013-09-10 02:44 obolonkovas

Текст был прислан на конкурс «Лучший день в жизни».

 

В нашем семейном альбоме хранится одна фотография, которая мне очень нравится. На ней мы все такие счастливые стоим среди ярких подсолнухов, похожих на маленькие солнышки. Я люблю это вспоминать. Подсолнухи ярко-желтого цвета. От них так и веет теплом и хорошим настроением. Над нами безоблачное голубое небо, вдалеке виднеются зеленые березки. Я вижу, какая у меня милая, нежная и добрая мама. Рядом с мамой стоит мой братик. На руках у мамы моя маленькая сестренка, которой так хорошо на маминых ручках. А вот и я стою рядом с мамой, счастливая, веселая, смотрю с любовью на папу. Да, кстати, его на фото нет. Он стоит напротив нас, фотографирует. Я вижу его сильные руки, серо-голубые глаза и улыбку. Эта улыбка почти всегда присутствует на его лице и всегда привлекает внимание. Когда я смотрю на эту фотографию, я вспоминаю его любовь ко мне, его теплоту. Я чувствую его присутствие…

 podsolnuhi

Я знаю, как надо писать об обычной семье. Сначала надо рассказать обо всех членах семьи, потом рассказать о взаимоотношениях родителей и детей. Закончить свой рассказ выводом, что «моя семья самая лучшая, самая счастливая». Но, поверьте, мою историю самой счастливой не назовешь. Мой рассказ будет не об обычной, а о моей семье.

 

Началось все в 1995 году, когда родилась я. Мама и папа решили узаконить свои отношения. Познакомились они забавно. Они вместе помогали клеить обои общему знакомому в общежитии. Так и познакомились и начали общаться, а затем поженились. В нашей семье все было хорошо. Мама с папой жили душа в душу, понимали друг друга с полуслова. Через 2 года у меня появился братик.

 

Мама и папа работали на престижной работе, получая при этом хорошую заработную плату. Мы жили в городе Семипалатинске республики Казахстан долгие 12 лет. Со временем все в Казахстане менялось. Менялись обычаи, порядки, менялись и люди. Мои родители хотели, чтобы жизнь их детей была лучше. Именно поэтому мы решились на переезд. Переезд стал новой страницей в нашей жизни.

 

В 2007 году мы переехали в город Омск. Знаете, я до сих пор не понимаю, почему мои родители выбрали этот город, но я полностью одобряю их выбор. Как только мы переехали, мой папа начал строительство дома, в котором мы сейчас живем.

 

Вообще, я бы хотела рассказать о своем отце. Мой папа был очень образованный человек. В школе он учился только на хорошие оценки, а после получил два высших образования по специальностям инженер-механик и инженер связи. Он был очень добрым и отзывчивым человеком. Мой папа …был. Какое странно сочетание слов…

 

Итак, я продолжу свой рассказ. Пока строился дом, мы жили в съемной квартире, но строительство дома затягивалось. Мой папа вкладывал в этот дом всю свою душу.

 

Через год после переезда в нашей семье появился третий ребенок, моя младшая сестренка Аришка. Настоящая омичка! Мои родители были так рады, так счастливы. Я и брат тоже были в восторге, ведь мы с ним давно мечтали о младшей сестренке.

 

Все шло хорошо. Строительство дома продвигалось, и ничего не предвещало беды. Но, как я уже сказала, моя история о семье не является обычной. Папа очень много сил вкладывал в строительство дома для его семьи. В результате он тяжело заболел. Мама говорила мне, что у него язва желудка, что все пройдет. Но на самом деле все было гораздо хуже. У моего папы диагностировали рак lV степени. Когда я это узнала, я поняла, что папы скоро не станет.

 

Он болел около полугода. Незадолго до смерти его положили в больницу. Я почти каждый день ездила к нему туда. Эта больница показалась мне мрачной, даже жуткой. Папа лежал на кровати и почти не вставал. Я впервые видела папу беспомощным. О болезни он старался не говорить, как будто чувствовал себя виноватым перед нами. Именно тогда я поняла, как сильно его люблю. Я надеялась, что все обойдется, что он поправится, но нет… 30 ноября 2010 года мой отец умер. Я думала, что не переживу этого. Я плакала почти полгода и не могла смириться. Да и сейчас мне нелегко говорить об этом.

 

Получилось так, что на плечи моей мамы легла большая ноша. Теперь она одна воспитывает нас, своих детей, она продолжает строительство и улучшение дома.

 

Знаете, я бы хотела рассказать вам об этой сильной, доброй, заботливой женщине – моей маме. Это человек с огромной душой и сердцем. Она старается оберегать нас от всякого вреда, существующего в современном мире, окружая своей любовью и лаской. Она делает все, чтобы наше будущее, будущее ее детей, было достойным, счастливым. Мы стараемся ее поддерживать, потому что понимаем, что ей очень тяжело после случившегося. Иногда я с мамой ругаюсь и (бывает!) обижаюсь на нее, но после понимаю, что мама переживает, и что она желает мне только добра.

 

Я часто вспоминаю отца. Сейчас я понимаю, что и от меня зависит, будет ли моя маленькая сестренка всегда помнить папу, знать, каким он был. Я буду рассказывать ей о папе. Что же касается моего будущего, то я обязательно окончу школу, поступлю в университет, выучусь и буду работать на хорошей работе, которая будет, безусловно, мне нравиться, у меня будет семья, дети, которым я обязательно буду рассказывать о своем чудесном и замечательном отце.

 

А закончу я свой рассказ так… Хотя моя семья и пережила столько испытаний, она все равно для меня останется самой лучшей семьей во все мире…

 

… Я опять смотрю на мою любимую фотографию. Это фото, на мой взгляд, очень красивое. Во-первых, место выбрано удачно, а во-вторых, все члены моей семьи на этой фотографии… И папа… Рядом.

 

Читайте также другие работы участников конкурса.

 

 



Экспериментаниум: науки без скуки
2013-09-12 03:57 obolonkovas

Любят ли маленькие дети посещать музеи?

 

Из своих детских воспоминаний, а также из своей почти шестилетней отцовской практики могу заключить, что, увы, не очень. Цирк, зоопарк, театр, аттракционы – это пожалуйста, это с удовольствием, потому что там движение, зрелище, а то и прямое участие в происходящем. Музей же чётко ассоциируется с мёртвой тишиной, прерываемой только шарканьем бахил по паркету, с пристальными взглядами бабушек-смотрительниц, которые следят, чтоб, не дай Бог, что-нибудь не потрогали руками или не подошли слишком близко, ну и, конечно, с неколебимой статичностью самих экспонатов, смысл которых ребёнку чаще всего непонятен.

 


Москва – не единственный город, где работает Экспериментаниум. Этот музей есть в Саратове и в Киеве, а вскоре откроется в Белгороде.

И часто случается, что в памяти малыша самым ярким фрагментом музейного дня остаётся посещение буфета.

 

Посему вполне законна мысль: если есть детские стихи, детские фильмы, детские телеканалы и даже, извините за выражение, детское шампанское – отчего бы не придумать и детский музей?

 

К счастью, такой уже существует. Добро пожаловать!

 

Москва, улица Бутырская, дом 46/2 (станции метро Савёловская, Дмитровская или Динамо). Здесь находится музей занимательных наук под названием Экспериментаниум.

 5_ex

Руками – трогать!

 


Не забудьте взять в музей фотоаппарат или видеокамеру. Материал для съёмок – интереснейший, к тому же за фото- и видеосъёмку специальной платы не требуется.

Собственно, этот основной принцип Экспериментаниума и делает его настоящим детским музеем. На двух этажах размещено более 200 экспонатов, которые наглядно (а также наслушно и потрогательно) объясняют ребёнку законы механики, оптики, акустики и электромагнетизма, рассказывают о строении человеческого организма, дают возможность проверить ловкость, реакцию и «соображалку» – в общем, позволяют узнать море нового о мире и о себе самом.

 

Ещё одна приятная особенность Экспериментаниума – это сведённое к минимуму число виртуальных экспонатов. В этом отношении данный музей будет крайне полезен для ребёнка, в жизни которого слишком большое место стали занимать разные «гаджеты». «Чудеса» в Экспериментаниуме происходят без помощи компьютерной техники и фантазии программистов. Каждое «чудо» основано исключительно на законах матушки-природы. Экспонаты в большинстве своём выполнены из простых материалов: дерева, стекла, металла, причём выполнены, что называется, «по старинке», поэтому залы музея чем-то напоминают таинственную лабораторию древнего учёного.

 Experimentanium

Впадаем в детство, или как папа сына в музее потерял

 

Я действительно впал в него на те три-четыре часа, которые провел в Экспериментаниуме и которые пролетели для меня, как две-три минуты. А как иначе, если уже в самом начале экспозиции я в буквальном смысле пешком отправился под стол. Огромные, в два-три раза больше обычных, деревянные табуреты и такой же внушительный «столик» навевали аллюзии на «Гулливера в стране великанов» или «Алису в стране чудес». Очаровательная подпись к экспонату разъяснила его идею: «Такой нам казалась мебель, когда нам было 3 года». Ого! А я и забыл.

 


Мы с сыном сэкономили несколько сот рублей, предъявив кассиру «телефон», сделанный из пластиковых стаканчиков по инструкции с сайта музея. О такой необычной возможности мы узнали в разделе «Акции» – периодически в музее действуют экспериментальные скидки.

И тут понеслось… Кажется, составители экспозиции поставили себе такую цель: всем исследовательским порывам ребёнка, которые дома встречают строгое «нельзя», сказать радостное «можно».

 

Хотел разобрать часы, чтобы посмотреть, как они устроены? Пожалуйста! Огромный часовой механизм с десятками шестерёнок в твоём распоряжении!

 

Мечтал разузнать, что там внутри пианино? Нет ничего проще: «застеклённое» фоно покажет тебе, как при нажатии клавиши нужный молоточек бьёт по нужной струне!

 

Родители, угрожая страшными соседями, не дают вдоволь пошуметь? Не печалься: засунув голову в специальный «кричальный куб», ты можешь дать волю голосовым связкам и даже посоревноваться с кем-нибудь в искусстве крика, ведь чем громче ты будешь кричать, тем большее количество лампочек зажжётся над этим кубом.

 

Побыть спецагентом? Это тоже можно: преодолей за 20 секунд тёмный-тёмный коридор, пронизанный лазерными лучами, только будь осторожен: заденешь хоть один луч – сработает сигнализация!

 

А может, ты вообще ребёнок «всё наоборот» и устал от всего обычного? Что ж: тогда завяжи шнурки на ботинках при помощи плоскогубцев, прокатись на квадратном колесе или сядь на тележку, которая вопреки закону тяжести повезёт тебя в горку (отгадка этого феномена заключена в оптической иллюзии).

 

Конечно, пальчик в розетку тебе и здесь не предложат сунуть, однако побыть батарейкой и узнать что такое проводники и диэлектрики – разрешат. В общем, на всё тебе, малыш, зелёный свет!..

 

«Так, а где мой ребёнок?» – внезапно вспоминаю я, и мост Леонардо да Винчи (не содержащий ни единого крепежа), который я уже почти перекинул с одного «берега» на другой, обрушивается, недостроенный, в «реку».

 Experimentanium

Я начинаю бегать от экспоната к экспонату в поисках сына. Наконец, в одной из комнат я его обнаруживаю… но в какой обстановке! Мой пятилетний сын окружён взрослыми лилипутами, которые ему, в лучшем случае, по плечо! Но и тут, оказывается, нет никакой сказочной «гулливеровщины». Просто это так называемая комната Эймса, в которой великан может показаться лилипутом, а лилипут великаном – смотря в каком углу кто стоит.

ex_e

Развлечение – начало обучения

 

Разумеется, экспонаты музея занимательных наук – не только иллюзии и игры. Здесь можно получить реальные знания. Посещением Экспериментаниума можно закреплять многие темы из школьного курса физики, чтобы ребёнок убеждался, что её законы не только подтверждаются бумажными расчётами, но и действуют в жизни.

 

Но, мой вам совет: не стоит водить ребёнка за руку по этому музею, зачитывая ему каждую аннотацию. Не стремитесь, чтобы поход в Экспериментаниум непременно сделал ваше чадо на несколько процентов умнее и эрудированнее. Это такое место, куда дети непременно попросятся ещё раз (недаром наряду с разовыми билетами музей предлагает разной продолжительности абонементы), и развлекательное начало постепенно перейдёт в познавательное. Тогда можно будет посетить лекторий музея, наведаться в лабораторию и т.д. А сперва – дайте мальчишкам и девчонкам вдоволь набегаться по залам и комнатам Экспериментаниума.

 


В зеркальном лабиринте держите руки перед собой (я пару раз чуть не ударился лбом), и запаситесь мелкими монетками, которые будете пускать в «чёрную дыру», – они оттуда не возвращаются…

Пусть они побудут внутри огромного мыльного пузыря, запутаются в хитроумном узле Гудини, заблудятся в зеркальном лабиринте, погримасничают перед «зеркалом времени» (где каждое движение отражается с опозданием на несколько секунд), создадут свои трёхмерные отпечатки на контактной стене, побарабанят по настоящей ударной установке и сами себя оторвут от пола при помощи лебёдки – в общем, пусть делают, что хотят, и не выпадают из своего прекрасного детства!

 3_ex

 



В избранное